Научная статья на тему '2002. 01. 015. Пищальникова В. А. , Чернова М. М. Ритмомелодическая структура текста как репрезентант эмоционально-смысловой доминанты. - М. ; Горно-Алтайск, 2003. - 266 с. - библиогр. : С. 142-154'

2002. 01. 015. Пищальникова В. А. , Чернова М. М. Ритмомелодическая структура текста как репрезентант эмоционально-смысловой доминанты. - М. ; Горно-Алтайск, 2003. - 266 с. - библиогр. : С. 142-154 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТМ РЕЧИ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕКСТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 015. Пищальникова В. А. , Чернова М. М. Ритмомелодическая структура текста как репрезентант эмоционально-смысловой доминанты. - М. ; Горно-Алтайск, 2003. - 266 с. - библиогр. : С. 142-154»

Как у русских, так и у американских мужчин наблюдается употребление слов с меньшей, чем у женщин, эмоциональной индексацией при передаче эмоционального состояния или оценки предмета. В реакциях мужчин присутствует больше интенсификаторов (очень близкие люди), квалификативов (яркий свет) и т.д. Отмечается большая эмоциональность в ассоциативном поведении русских.

В монографии дается подробный анализ ассоциатов на стимулы, предъявлявшиеся в ассоциативном эксперименте. Работа снабжена многочисленными таблицами и диаграммами, наглядно представляющими все этапы экспериментального исследования. В приложении помещены цифровые показатели определения гендерного типа личности по данным полоролевого опросника Сандры Бем по всем группам респондентов и полный список ассоциатов, полученных в свободном ассоциативном эксперименте.

В.А. Пищальникова

2005.01.015. ПИЩАЛЬНИКОВА В.А., ЧЕРНОВА М. М. РИТМОМЕЛОДИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ТЕКСТА КАК РЕПРЕЗЕНТАНТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ

ДОМИНАНТЫ. - М.; Горно-Алтайск, 2003. - 266 с. - Библиогр.: с. 142-154.

Исследование процессов порождения и понимания текста является актуальным в современной филологической науке. Активно изучаются семантика, структура и функционирование текста, закономерности тек-стообразования, детерминирующие существование речевого произведения как структурной и смысловой цельности. Осуществляется поиск элементарных смысловых единиц текста. Вместе с тем многочисленные попытки обнаружения таких смысловых единиц показали, что вычленение в тексте смыслосодержащих компонентов любого качества не позволяет решить вопрос о принципах возникновения текста как смыслового целого. Исследование текста в психолингвистическом аспекте показало, что текст представляет собой не статичную иерархию значений, а сложный, иерархически организованный репрезентант некоей смысловой нелинейной целостности и потому должен исследоваться как функциональная система. Авторы монографии полагают, что наиболее перспективным в этом аспекте является подход к тексту с позиций лингвосинергетической парадигмы, в рамках которой речевая деятельность исследуется как открытая нелинейная неравновесная (самоорганизующаяся) система,

обладающая способностью обмениваться со средой энергией, веществом, информацией. При этом звуковая субстанция текста, в частности его ритмомелодическая организация, является не чем иным, как веществом, способным специфически системно воздействовать на процессы восприятия, регулируя протекание смыслопорождения в концептуальной системе реципиента.

В работе выделяются основные тенденции исследования ритма в современной науке: философское, естественнонаучное, литературоведческое, лингвистическое, эстетическое, психолингвистическое. Самыми распространенными признаками ритма являются регулярность, периодичность и повторяемость. Зачастую периодичность, цикличность и ритмичность употребляются как синонимы, однако авторы монографии настаивают на неравнозначности этих понятий. Процесс называется периодическим, когда повторное наступление какого-либо события отделяется от предыдущего равным интервалом времени. Для циклического развития характерно такое изменение состояния системы, при котором она возвращается в идентичное, имевшее в прошлом место, состояние через любой интервал времени. В монографии акцентируется, что ритм - это форма движения, развития материи, а потому понимание ритма как простого периодического повторения при чередовании каких-либо явлений или событий не отражает реального бытования их. Слово ритм, по мнению авторов, характеризует процесс как закономерное чередование каких-либо соизмеримых элементов или явлений в системе.

В моделях ритма исследователи выделяют инвариантную и вариативную составляющие. Первая, называемая некоторыми учеными метрической основой ритма, связана с периодичностью повторения, с некоторым единообразием в процессе развития системы и является специфической опорой восприятия этой системы. Даже при минимальной реализации метрической системы мышление человека способно моделировать «сетку повторов». Метрическая основа есть упорядоченность, на фоне которой выявляется нестабильная (вариативная) составляющая ритма. Ритм принадлежит к числу универсальных природных закономерностей, характеризующих процессы возникновения и эволюции любых природных систем. Являясь одной из основных форм движения материи, ритм эксплицирует глубинную тенденцию систем к образованию пространственных, временных, пространственно-временных структур. Одним из

важнейших свойств ритма является его способность интегрировать разрозненные элементы в сложное, иерархически организованное, динамически развивающееся системно-структурное единство. Ритмическое функционирование системы способствует сохранению ее качественной определенности и целостности, обеспечивает высокую степень ее адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, способность саморегулироваться, гибко перестраивать свою деятельность. Неотъемлемым свойством ритма является динамичность, обусловленная его сложной диалектической природой.

В работе анализируются психологические, психолингвистические, нейрофизиологические и психофизиологические основания исследования ритмомелодической структуры поэтического текста как репрезентанта доминантной эстетической эмоции текста. Эмоции до определенного момента являются единственным смыслообразующим центром художественного произведения. Регулируя процесс речепорождения, направляя поток разнообразных авторских ассоциаций в соответствии с доминантным личностным смыслом текста, эмоции принимают непосредственное участие в формировании смысловой структуры текста. В художественном тексте представлена вся разветвленная система ведущих и производных эмоций. Важно, что репрезентация эмоций осуществляется взаимодействием единиц разных поэтических уровней, в том числе и ритмомелодическими - ритмом, мелодикой, темпом, динамикой, тембром. Ритм определяется как динамическое чередование элементов текста с определенной последовательностью и частотой, мелодика — как ритмически организованное изменение звукового тона речи, темп — как средняя скорость движения речи, динамика — как последовательное изменение силы звучания, тембр - как качество, или окраска звуков одинаковой высоты и громкости, обусловленная гармоническими обертонами и резонаторными тонами, накладывающимися на основной тон. Авторы монографии на большом теоретико-экспериментальном материале показывают, что в основе порождения художественного текста лежит невербализованный эмоционально-ритмический образ. Важную роль в этом процессе может иметь эффект, названный А. А. Леонтьевым спонтанной вербализацией. Невербализованный образ порождает фрагментарные словосочетания, несущие в себе определенные смысловые ассоциации. В этом в значительной мере бессознательном процессе, по мнению В.А.Пищальниковой

и М.М.Черновой, существенное значение имеет ритм, являющийся неотъемлемым компонентом эмоционально-смысловой доминанты и в известной степени детерминирующий выбор языковых единиц в процессе ее репрезентации.

Закономерная связь между характером звука голоса (его ритмомелодическими характеристиками) и психофизиологическим состоянием организма служит объективной основой для адекватного распознавания эмоций. Каждому эмоциональному состоянию присущ свой психофизиологически обусловленный комплекс ритмомелодических характеристик. Таким образом, ритм и интонация, неразрывно с ним связанная, являются основными средствами эмоционального воздействия речевого произведения и вхождения в эмоциональную сферу реципиента. Этот процесс происходит на сенсорном, бессознательном уровне, следовательно, восприятие эмоциональной доминанты возможно уже на начальных этапах перцепции поэтического текста - на уровне восприятия его ритмомелодической структуры, репрезентированной фонетически.

Часть работы посвящена описанию ритмомелодической структуры речевого произведения как компонента синергетического процесса смыс-лообразования. Рассматривая смыслопорождение как самоорганизующуюся систему, авторы отмечают: «Отличие процесса самоорганизации от процесса организации состоит в том, что его сущность объясняется природой самой системы, саморазвитием материи за счет внутренних взаимодействий элементов, а не действием внешних факторов», которые способны только «запускать» процесс эволюции системы, но не детерминировать его однозначно. «В синергетическом аспекте материя не является пассивной субстанцией: обладая свойством спонтанной активности, она способна к самопроизвольному упорядочиванию и образованию структур, причем активность материи связана с неравновесными условиями, ею же порождаемыми» (с. 43). С 1997 г. методологические принципы синергетики все более распространяются в лингвистике. Доминирующее представление о языке как статичной инвариантной иерархически организованной системе не может объяснить сложную и противоречивую природу языка. Перенесение внимания на изучения речевых процессов повлекло за собой поиск такой модели языка, которая была бы способна представить потенциальную динамику смысла речевого произведения, поскольку закономерные соотношения инвариантных компонен-

тов языка не могут объяснить динамизм языка и его эволюцию. В рамках синергетического подхода возможно создание целостной концепции, объединяющей дискретно-структурный и континуально-структурный принципы исследования психолингвистического объекта и позволяющей утверждать, что свойства речевой деятельности не столько присущи объекту сами по себе, сколько порождены условиями его существования и характером, способом становления этих свойств. Речевая деятельность исследуется как принципиально нестабильная диссипативная система, эволюционирующая под воздействием флуктуации элементов, текст же представляет собой временное состояние относительной устойчивости системы. Нелинейность речевой деятельности предполагает принципиальную непредсказуемость эволюции, множественность качественно различных путей ее развертывания (порождения). Необратимость и многовариантность развития системы обусловлены возможностью ее изменения под воздействием множества средовых факторов. В то же время существует «набор» эволюционных запретов, накладывающийся на не свойственные данной системе пути развития. Поэтому в конкретной среде (условиях) возможны не любые, а лишь определенные структуры. Нелинейная среда (а для текста это концептуальные системы продуцента и реципиента) потенциально содержит в себе различные типы локализации процессов - различных типов структур. Отсюда нелинейная среда - концептуальная система индивида - является носителем различных форм будущей организации речевого произведения. Эти структуры, представляющие собой относительно устойчивые макросостояния, служат аттракторами эволюции организующейся системы. С психолингвистических позиций аттрактор соотнесен с доминантным личностным смыслом, регулирующим и синхронизирующим связи между симметричными и асимметричными элементами текста. Синхронизирующая функция креативного аттрактора обнаруживается в том, что часть текстовых компонентов оказывается репрезентантом той или иной части содержания аттрактора. То есть лингвистическая единица в тексте релевантна лишь как носитель кванта смысла креативного аттрактора, поэтому в тексте «системные свойства языка» могут быть не просто неактуальными, но и нарушенными, разрушенными. Креативный аттрактор - специфическая зона гармонизации симметрии и асимметрии текста, позволяющая тексту существовать как целому и одновременно реализовать процессы перехода к

новому состоянию. Креативный аттрактор, с одной стороны, задает «путь» восприятия текста, с другой - позволяет привлекать к его интерпретации практически неограниченное количество смысловых компонентов, как-либо связанных с доминантным смыслом. В процессе самоорганизации система текста стремится уменьшить энтропию смысла за счет того, что смысловые компоненты, попадая под действие креативного аттрактора, оказываются в довольно жестких, стабильных связях. Ритмомелодическая структура возникает в ходе сложных коллективных взаимодействий составляющих ее компонентов, как результат их упорядочения под воздействием креативного аттрактора. Определяющим условием при этом является когерентное функционирование ритмомелодических компонентов.

Ритмомелодическая структура текста, эксплицируя вероятную совокупность путей развертывания смыслопорождения в процессе рецепции текста, одновременно является фактором, регулирующим протекание этого процесса в концептуальной системе реципиента. Это положение подтверждается многоэтапным экспериментом, описанном на с. 65-141; экспериментальные данные представлены в приложениях (с. 155-265).

И.А. Герман

ПРИКЛАДНОЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ

2005.01.016. ЖУРНАЛ «ESTUDIOS DE LINGÜISTICA APLIKADA»: № 37, 2003.

Журнал «Исследования по прикладной лингвистике» начал выходить в Центре по преподаванию иностранных языков (ЦПИЯ) при Мексиканском национальном автономном университете (МНАУ) в 1981 г., через два года после того, как в нем образовалось Отделение прикладной лингвистики.

В то время журнал был задуман как трибуна для обсуждения тем, имеющих отношение к прикладной линвистике, которая понималась тогда как лингвистика, связанная с преподаванием иностранных языков. Тем не менее с самого начала журнал был открыт для родственных тем и областей, таких как теоретическая лингвистика, теория перевода, образование, социолингвистика, психолингвистика, прагматика, контрастивный анализ и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.