Научная статья на тему '2001. 04. 019. Бондарко А. В. Основы функциональной грамматики: языковая интепретация и идеи времени / С. -Петерб. Гос. Ун-т. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 1999. 257 с. Библиогр. : С. 233-254'

2001. 04. 019. Бондарко А. В. Основы функциональной грамматики: языковая интепретация и идеи времени / С. -Петерб. Гос. Ун-т. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 1999. 257 с. Библиогр. : С. 233-254 Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2208
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКСИС / РУССКИЙ ЯЗЫК СИНТАКСИС СЕМАНТИЧЕСКИЙ / ВИДОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА / ГРАММАТИКА ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 04. 019. Бондарко А. В. Основы функциональной грамматики: языковая интепретация и идеи времени / С. -Петерб. Гос. Ун-т. СПб. : Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 1999. 257 с. Библиогр. : С. 233-254»

МОРФОЛОГИЯ. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

2001.04.019. БОНДАРКО А.В. ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАММАТИКИ: ЯЗЫКОВАЯ ИНТЕПРЕТАЦИЯ И ИДЕИ ВРЕМЕНИ / С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 1999. — 257 с. — Библиогр.: с. 233-254.

Как пишет автор, в этой книге рассматривается модель функциональной грамматики, основанная на понятиях функционально-семантического поля (ФСП) и категориальной ситуации (КС). Это направление функциональной грамматики раскрывается в анализе категорий темпоральности, таксиса, аспектуальности, временной локализованности и временного порядка. Упор делается на выявление и описание тончайших оттенков семантики времени в конкретных типах и разновидностях употребления грамматических формой других языковых средств. В книге шесть глав.

В главе первой "Функциональная грамматика: принципы построения и основные понятия", отмечается, что грамматика этого типа основана на системно-интегрирующем принципе анализа: ФСП как система интегрирует разноуровневые средства на базе общности их функций. Этим функциональная грамматика отличается от традиционной (уровневой) грамматики, являющейся в своей основе системно-дифференцирующей. Традиционная грамматика и функциональная грамматика соотносятся на основе принципа дополнительности.

ФСП определяется как семантическая категория, как группировка разноуровневых средств данного языка, взаимодействующих на основе общности их семантических функций и выражающих варианты определенной семантической категории. Выделяются два основных структурных типа ФСП: 1) моноцентрический и 2) полицентрический. Моноцентрический тип четко представлен полями, в центре которых находится определенная грамматическая категория, концентрирующая в целостной системе наиболее специализированное и наиболее регулярное выражение данного круга функций. Примером ФСП со структурой полицентрического типа может служить поле качественности и поле количественности.

КС представляет собой один из аспектов общей ситуации, одну из его категориальных характеристик. Ср. ситуации аспектуальные (Убеждал, да не убедил), таксисные (предшествование — следование), бытийные (Есть такие люди), посессивные (Эта книга у меня есть). КС это родовое понятие, по отношению к которому выделяются локативные ситуации, квалитативные ситуации, темпоральные (Когда-то он писал в этих тетрадях).

Грамматика ФСП и КС ориентируется на семантические категории и их языковое выражение. Семантические категории (время, пространство, качество, количество и т.п.) представляют собой содержательное основание ФСП.

А.В.Бондарко выделяет следующие группировки ФСП: ФСП с предикативным ядром — аспектуальность, временная локализованность, таксис, темпоральность, модальность, персональность, залоговость; 2) ФСГ с субъектно-объектным ядром

субъектность/объектность, коммуникативная перспектива высказывания, определенность/неопределенность; 3) ФСП с качественно-количественным ядром; 4) ФСП с предикативно-обстоятельственным ядром локативность, бытийность, посессивность, обусловленность. Системные связи ФСП многомерны.

Понимая функцию того или иного языкового средства как его предназначение, цель его употребления, автор выделяет два аспекта функции — потенциальный (Фп) и результативный (Фр). Переход от Фп к Фр включается в общий процесс преобразования системы языка в систему речи и ее конкретные проявления в высказывании и целостном тексте. Фп превращается в Фр в процессе речемыслительной деятельности говорящего. Между Фп и Фр постоянно осуществляется взаимодействие.

В функциональной грамматике важную роль играет теория стратификации семантики, связанная с разграничением значения и смысла.

Значение — это содержание языковых единиц и категорий данного языка, включенное в его систему и отражающее ее особенности, план содержания языковых знаков. Смысл — это то общее, что объединяет синонимичные высказывания Смысл предполагает внутреннюю дифференциацию и А.В.Бондарко различает два аспекта смысла: 1) системно-категориальный и 2) речевой. Системно-категориальный аспект смысла находит отражение в таких понятиях, как аспектуальность, временная локализованность, темпоральность, модальность, персональность, залоговость и т.д.; а речевой смысл может быть охарактеризован как та информация, которую хочет передать и передает говорящий, и та информация, которую воспринимает адресат.

В главе второй "Темпоральность" указанная категория трактуется как семантическая категория, охватывающая в ее языковом выражении различные типы отношения обозначаемых ситуаций к моменту речи говорящего или иной исходной точки отсчета на основе признаков одновременности (настоящее), предшествования (прошлое) и следования (будущее). Границы темпоральности подвижны, а сама темпоральность обладает достаточной степенью определенности. Ядро ФСГ темпоральности представлено грамматической категорией времени. Функция глагольного времени связана с понятием временного дейксиса, под которым понимается языковая интерпретация соотнесенности времени действия с моментом речи или какой-либо иной точкой отсчета. Автор различает абсолютную и относительную временную ориентацию и это различие зависит от того, выступает ли в роли временного дейктического центра момент речи (абсолютное время) или какой-либо иной момент (относительное время).

В главе третьей "Таксис" таксис также трактуется как выражаемая в полипредикативных конструкциях сопряженность действий в рамках единого временного плана. Имеется в виду сопряженность (связь) в следующих разновидностях: а) отношение одновременности / неодновременности; б) взаимосвязь действий при отсутствии хронологии событий; в) связь действий во времени в сочетании с отношениями обусловленности (причинными, условными, уступительными). Таксис как ФСП относится к числу полей полицентрического типа, структура которого определяется различием функций зависимого и независимого таксиса.

Зависимый таксис — в нем центральным компонентом выступают конструкции с деепричастиями совершенного и несовершенного вида (оттесняемый другими, протискивавшимися вперед людьми, он постоял еще с минуту...).

Независимый таксис — в нем центральным компонентом выступает соотношение видовременных форм в бессоюзных сложных предложениях (Выйдет Михаил на улицу — сын уже бежит за ним).

В главе четвертой "Аспектуальность" аспектуальность интерпре-тируется как единое ФСП, в котором выделяются частично пересекаю-щиеся друг с другом сферы (микрополя). Центр поля аспектуальности образует грамматическая категория вида. К периферии поля аспекту-альности относятся способы глагольного действия и их группировки (ср. глаголы состояния, отношения, предельного и непредельного дей-ствия), семантические признаки, передаваемые обстоятельствами типа долго, медленно, постепенно, внезапно и т.п.

Семантика аспектуальности включает признаки лимитативности, длительности, краткости, фразовости, перфектности, акциональности, статальности и реляционности. В русском и других славянских языках оппозиция предельность/непредельность (П/НП) относится к центру ФСГ аспектуальности. Поле аспектуальности представляет собой один из типичных примеров ФСГ моноцентрического типа.

К ядру аспектуальности относится семантический признак "предел", понимаемый как временная граница действия, конечная точка. Автор различает предел внутренний (обусловленный характером действия в данном способе его представлениями) и внешний (обусловленный внешними факторами по отношению к действию: Работал до девяти часов вечера).

Выделяются следующие разновидности внутреннего предела: а) предел реальный, достигнутый (Наконец он нас убедил) и б) потенци-альный (Долго убеждал).

Потенциальный предел (Догонял, да не догнал) может быть выражен лишь несовершенным видом. Реальный предел получает в рус-ском и других славянских языках выражение глаголом совершенного вида. Выделяются следующие разновидности реального предела: а) пре-дел эксплицитный (Открылась дверь; Мы встретились) и б) предел имплицитный (Неожиданно открывается дверь, входит сосед...).

Трактовка понятия предельности в широком смысле обусловливает внутреннюю дифференциацию этого понятия. Различается тендентивная предельность (действие направлено на достижение предела) и нетендентивная предельность (нет связи с направленностью действия на достижение естественного результата). Тендентивная предельность подразделяется на процессуальную разновидность (добиваться, уговаривать) и результативную разновидность (добиться, уговорить). Нетендентивная предельность может выступать в эксплицитном варианте (при глаголах совершенного вида) и имплицитном варианте (при глаголах несовершенного вида, ср.: просить, приглашать, требовать и т.п.).

В главе пятой "Временная локализованность" поле

локализованности/нелокализованности (Л/НЛ) понимается как поле, образуемое взаимодействующими языковыми единицами разных уровней. К числу центральных

компонентов поля временной локали-зованности относятся средства выражения конкретности/обобщенности субъекта и объекта типа всякий, каждый, любой, люди, время, жизнь, история и т.п. Среди других компонентов поля временной локализованности, занимающих периферийное положение, следует отметить способы глагольного действия, заключающие в своей семантике признак нелокализованности (побаливать, покрикивать). Поле временной локализованности в русском языке не относится к типу ФСП, опирающегося на специальную систему грамматических форм. Поле временной локализованности относится к особой разновидности ФСГ и представляет собой комплекс взаимодействующих разноуровневых компонентов. Это поле пересекается прежде всего с категорией аспектуальности, темпоральности (мы вернулись в половине второго), широко взаимодействует с модальными элементами потенциальности (На соседстве без знакомства не проживаешь). "Временная локализованность — ФСП с многосторонними связями. Пересечения с другими полями особенно многообразны и интенсивны в сфере временной нелокализованности" (с. 202).

Временной порядок (глава шестая "Временной порядок") понимается автором как языковое представление "времени в событиях", т.е. представление временной оси, репрезентируемой событиями, процессами, состояниями, моментами времени и т. п. (затем, через десять минут и т.п.). Семантика временного порядка входит в число тех значений, которые релевантны для выражаемого и воспринимаемого речевого смысла. Специфика временного порядка выявляется при сопоставлении с временным дейксисом (темпоральностью). Различие между ними находит выражение в двух функциональных типах обстоятельств. Таковы: 1) обстоятельства временного дейксиса (два месяца тому назад, завтра и т.п.) и 2) обстоятельства временного порядка (на следующий день, завтра, потом и т.п.). С семантической точки зрения между временным дейксисом и временным порядком устанавливаются отношения взаимозависимости. Временной порядок выражается а) грамматической категорией времени; б) глагольными междометиями типа прыг, хвать, случись; в) последовательностью глагольных форм (Он выронил папиросу изо рта, откинулся и захрапел сразу).

А.В.Бондарко полагает, что содержание этой книги даст основания для предположений о перспективах развития функционально-грам-матических исследований.

Ф.М.Березин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.