Научная статья на тему '2001. 03. 040. Тарасов К. С. &quotбожий дар&quot, ставший проклятием: история наркотиков и наркобизнеса в Латинской Америке. М. : Изд-во РУДН, 2000. 179 с'

2001. 03. 040. Тарасов К. С. &quotбожий дар&quot, ставший проклятием: история наркотиков и наркобизнеса в Латинской Америке. М. : Изд-во РУДН, 2000. 179 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
770
379
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОБИЗНЕС - ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / НАРКОТИКИ - ИСТОРИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 040. Тарасов К. С. &quotбожий дар&quot, ставший проклятием: история наркотиков и наркобизнеса в Латинской Америке. М. : Изд-во РУДН, 2000. 179 с»

Страны Латинской Америки

2001.03.040. ТАРАСОВ К.С. «БОЖИЙ ДАР», СТАВШИЙ ПРОКЛЯТИЕМ: ИСТОРИЯ НАРКОТИКОВ И НАРКОБИЗНЕСА В ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - 179 с.

Мировая история наркотиков началась в Латинской Америке еще в III тысячелетии до н.э. И именно латиноамериканские наркотики ныне господствуют в мировой наркоторговле, возглавляемой крупнейшими в мире наркокартелями - Картелем Кали и Медельинским картелем. В последние годы эти картели предпринимают попытки проникновения и на российский рынок. Книга д.э.н. К.Тарасова посвящена слабоизученной в российской, да и в зарубежной научной литературе, проблеме наркотиков, зарождении и развитии наркобизнеса в Латинской Америке, складывании наркократии. «В наши дни происходит завершающая стадия формирования в ряде латиноамериканских стран новых экономики, общественного строя и социальной структуры, базирующихся в значительной степени на доходах и поступлениях от наркобизнеса. Наиболее далеко этот процесс зашел в Колумбии, Перу, Эквадоре, Боливии, Мексике, странах Центральной Америки и Карибского бассейна», отмечает автор (с.37-38). В исследовании использован малоизвестный материал, собранный автором во время его пребывания в Латинской Америке.

Во введении, предваряющем шесть глав, К.Тарасов обращает внимание на те факторы, которые затрудняют научное изучение проблемы - скудность достоверной информации, а главное - опасность, которой подвергается в Латинской Америке тот, кто стремится эту информацию обнародовать.

В каждой из глав содержатся сведения о наиболее распространенных в Латинской Америке наркотических растениях -кокаине, конопле, опиумном маке, галлюциногенах, их географическом распространении, условиях произрастания, культурных видах, способах получения наркотика, а также об особенностях их употребления и воздействии на человеческий организм. Автор прослеживает историю наркотиков, обращаясь как к дошедшим до нас письменным памятникам и памятникам изобразительного искусства и архитектуры древних индейских цивилизаций - майя, ацтеков, инков, так и к археологическим данным. В книге приводятся и первые свидетельства европейских мореплавателей о наркотиках, и более подробные описания наркотических средств и их потребления, содержащиеся в трудах испанских историков, натуралистов и миссионеров ХУ1-ХУП вв. Особое

место в каждой главе отведено подробному описанию ритуалов индейцев - как практикующихся и поныне, так и оставшихся в прошлом, -связанных с употреблением наркотиков.

В главе первой «Метастазы наркобизнеса» К.Тарасов обращает внимание на сомнительный подход, лежащий в основе Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и Конвенции по психотропным средствам, принятой в 1971 г., в которых алкоголь, кофе, табак как «хорошие наркотики» не упоминаются, в то время, как «плохие наркотики» из развивающихся стран запрещены. В основе принятого в большинстве стран определения понятия «наркотическое средство» лежит единство трех критериев - медицинского, социального и юридического, но на практике действует методология, в основе которой лежит только юридический принцип. Так, латиноамериканские страны, в которых употребление листьев коки является традиционным и широко распространено, не считают их наркотиками, в то время как в США коку относят к наркотическим средствам.

Страны Латинской Америки специализируются на кокаине, марихуане и некоторых растительных психотропных веществах, главным образом, галлюциногенов. Из 900 т кокаина, производимых картелями, 200 т в Латинской Америке потребляется или задерживается властями, 300 т поступает в США, 100 т - в Западную Европу (с. 12). 90% производства листа коки приходится на Перу, Боливию и Колумбию, причем Перу дает 60% латиноамериканского производства, на втором месте находится Боливия (25), далее - Колумбия (10%). Долгое время Перу и Боливия производили у себя только основную кокаиновую пасту и направляли ее в Колумбию, где путем ряда химических реакций получали кокаин. Со второй половины 80-х годов наркокартели Перу и Боливии стали перерабатывать часть пасты у себя, также превратившись в экспортеров кокаина.

Оптовая стоимость 1 кг чистого кокаина составляет около 11 тыс. долл., а при уличной торговле, когда на 1 г чистого кокаина добавляют 8-10 г разных примесей, доход составляет 88-110 тыс. долл. при себестоимости 1 кг кокаина в 1990 г. 1100-1200 долл. (с.23-24). По расчетам, проведенным автором, чистый доход всех латиноамериканских наркокартелей после реализации стрит-кокаина в Соединенных Штатах составляет примерно 10-18 млрд. долл. (с.25). Примерно треть из них возвращается в латиноамериканскую экономику, остальные идут на скупку недвижимости в США и спекулятивные операции. Наркодоходы становятся главным фактором в появлении латиноамериканских миллиардеров. Если до

80-х годов в списке миллиардеров мира не было ни одного латиноамериканца, то в 80-х их стало 6, в 90-х годах - уже 21. (с.26).

В 80-е годы ХХ в. латиноамериканские страны пережили первую в своей истории наркотическую эпидемию, повторяя путь, уже пройденный к тому времени «северным соседом», но в основе этой эпидемии лежали иные, чем в США, факторы. По оценкам автора, число лиц, постоянно или время от времени злоупотребляющих наркотиками, в Латинской Америке составляет примерно 20-25 млн. человек, в основном в Колумбии, Перу, Мексике и Бразилии. Но в эти цифры не включены индейские народы и племена, которые применяют метод жевания листьев коки (с.31). Потребляют в основном более дешевый крэк, а марихуану -только в тех странах, где она производится. Более 90% потребителей наркотиков относятся к беднейшим слоям населения стран региона.

Широкое увлечение индейскими наркотиками наблюдалось среди испанских конкистадоров и духовенства, которые и завезли их сначала в Испанию, потом в Европу. Так в XVI в. зародилась международная торговля наркотиками. Если в доколумбовой Латинской Америке сбор кокаинового листа не превышал 1-2 тыс. т в год, то испанские колонизаторы в XVI-XVIII вв. довели его до 5-6 тыс. т в год, однако вывозили за пределы региона в мизерных масштабах. Лишь после того, как Ниман в 1860 г. получил «чистый кокаин» и был изобретен медицинский шприц, сложились условия для массового злоупотребления наркотиками. На рубеже ХК-ХХ вв. в США имел место первый кокаиновый бум. Второй произошел в 20-е годы ХХ в. в связи с принятием «сухого закона». Именно тогда в США возникли первые крупные наркоорганизации. В 40-е годы главным перевалочным пунктом наркотиков стала Куба, она перестала быть «мировой столицей наркобизнеса» лишь после революции 1959 г. Тогда «мировая столица наркобизнеса» переехала в Майами.

В 70-е годы в международной наркоторговле произошла «вторая латиноамериканская революция». На фоне взаимного ослабления в ходе битвы между «кубинской мафией» и «Коза Ностра» на первый план выступила новая мощная наркоорганизация, контроль за которой принадлежит наркобаронам из Медельинского картеля и Картеля Кали в союзе с примерно 20 «семьями» из Перу, Боливии, Эквадора и Венесуэлы. На эти же годы приходится скачок в производстве кокаина в Латинской Америке и третий кокаиновый бум в США. С 70-х по 90-е годы сбор кокаинового листа вырос с 20 тыс. т в год до 300 тыс. т, а число американцев, потребляющих наркотики, выросло вдвое и

составило 43 млн. человек Из них примерно 4 млн. американцев являются наркоманами-кокаинистами (с.37).

По подсчетам эквадорского экономиста и социолога Н.Ромеро, в наркобизнесе стран Латинской Америки занято 8-10 млн. человек, и он дает не менее 30% валового национального продукта (ВНП) Колумбии и Боливии, 25% - Перу. Наркомафия проникла на все уровни исполнительной, законодательной и судебной власти латиноамериканских стран. «Наркобизнес превратился в важнейший сектор национальной экономики и своего рода мотором их социально-экономического развития», - считает К.Тарасов. - «Фактически речь может идти о складывании в них наркократии, господства... наркомафии и связанных с ней социальных слоев и структур» (с.38).

Но десятки миллиардов наркодолларов ежегодно отмываются и вливаются в активы мирового финансового капитала, а значит, подпитывают и экономику США и Западной Европы. В этом К.Тарасов видит объяснение странного факта, что война администрации США с латиноамериканской наркомафией не приносит ощутимых результатом. Зато борьба с наркобизнесом используется администрацией США как повод для осуществления вмешательства во внутренние дела латиноамериканских стран.

Вторая глава посвящена наркобизнесу в Панаме и его активному участнику генералу М.Норьега, при котором Панама превратилась в главное хранилище доходов от незаконного оборота наркотиков. США, в 1989 г. осуществив интервенцию в Панаму и захватив Норьегу, который был осужден на 250 лет тюремного заключения, так и не добились изменения ситуации с наркотиками в Панаме. Автор не исключает, что у ЦРУ существуют свои связи с наркобизнесом и отслеживает эту тему на протяжении нескольких глав.

В третьей главе «Без коки не было бы и Перу» К.Тарасов рассматривает ход борьбы правительства Перу с наркобизнесом, также проходившей без особых успехов. (Надо отметить, что автор не приводит данных о результатах кампании против наркобизнеса, проведенной президентом Фухимори. - Реф.). В наркобизнесе непосредственное участие принимал ряд высших лиц Боливии, включая глав правительств Уго Бансера Суареса, генерала Гарсия, «кокаинового президента», подчеркивается в четвертой главе. «Боливия с успехом интегрировалась в мировую экономику в качестве страны, в основе почти всех экономических и политических процессов которой лежит незаконный оборот наркотиков. И если раньше делами в Боливии заправляли оловянные бароны, то теперь - кокаиновые», делает вывод автор (с. 112).

Как формировались крупнейшие в мире наркокартели, какую угрозу они стали представлять для колумбийского государства, как развертывалась борьба с наркобизнесом в Колумбии рассматривается в главе 5 «Калийцы против медельинцев». В первой части последней, шестой главы повествуется о поисках тайных наркотиков майя и ацтеков в 50-х годах ХХ столетия, во второй части речь идет о мексиканском наркобизнесе и борьбе мексиканского правительства с незаконным оборотом наркотиков.

В заключении книги подчеркивается, что незаконный оборот наркотиков наносит латиноамериканским странам колоссальный ущерб, он стал мощнейшим фактором распространения преступности, проституции, наркомании и коррупции. При этом наркобизнес превратился в основу неформального сектора экономики латиноамериканских стран, причем для многих - и опорой всей экономики.

М.Н.Смелова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.