Страны Северной Америки
2001.03.032. ФОНЕР Э. ИСТОРИЯ АМЕРИКАНСКОЙ СВОБОДЫ. FONER E. The story of american freedom. - N.Y.: Norton, 1998. - XXII, 422 p.
В “истории американской свободы” Эрик Фонер прослеживает два века, в которых так или иначе происходили изменения понятия “свободы”. Он также пытается найти ей соответствующее место в более широкой концепции “американской демократии”. Ни одно поколение американцев не жило спокойно, придерживаясь идеи свободы, пришедшей к ним от их отцов. Шла непрекращающаяся борьба за то, что есть “свобода”, “каковы ее смысл и содержание. “Свобода, - отмечает Фонер, - всегда была ареной конфликта, предметом бесчисленных споров и состязательных интерпретаций” (с. IX).
Анализируя изменения, которые происходили в понятии свободы, Фонер показывает и рамки, в которые укладывались эти понятия в тот или иной исторический период. Рассматриваются разные “свободы”, которые волновали каждое поколение: политические, экономические, религиозные, сексуальные. К этим “свободам” добавляются свободы женщин на замужество, свобода трудящихся на организацию и т.д.
Свое исследование Фонер начинает со времен ,Американской революции и кончает нашими днями. Более двух третей книги отведено периоду американской истории, который в американской историографии именуется как “период после гражданской войны”. Здесь и продолжающаяся борьба освобожденных черных за “квазисвободу” на Севере страны и эрозия тех ограниченных свобод, которых они достигли в результате войны. Из повествования автора можно много узнать о проблеме брачных контрактов между белыми и черными, о той “свободе”, которая на деле препятствовала преодолению цветных барьеров. Автор отмечает, что проблема свободного выбора спутника жизни волновала и последующие поколения, которые считали эту свободу более важной, чем свободу голосовать за того или иного политика.
Автор затрагивает и проблему коренных американцев (индейцев). Несмотря на декларируемую свободу их продолжали считать либо “полугражданами”, либо “негражданами” вообще.
В разделе, касающемся современности, автор убедительно показывает, как власти, трактуя на свой лад “свободу”, продолжали под ее прикрытием вести борьбу с инакомыслием. Наиболее ярким примером проявления такого рода свободы является развернутая в 1950-е годы
“охота на ведьм”, в результате которой пострадали многие, имена которых были занесены в списки “нежелательных граждан Америки”. С дубинками полицейских познакомились многие свободолюбивые студенты в 1980-е годы, когда “новые левые” пытались вести борьбу за преобразование
Соединенных Штатов в подлинно свободное и демократическое государство.
А.В.Валюженич