Научная статья на тему '2001. 02. 014. Политика и власть в Западной Европе ХХ В. М. : ИВИ РАН,2000. - 230 с'

2001. 02. 014. Политика и власть в Западной Европе ХХ В. М. : ИВИ РАН,2000. - 230 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
157
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ТЕРРОРИЗМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 02. 014. Политика и власть в Западной Европе ХХ В. М. : ИВИ РАН,2000. - 230 с»

цию политического строя стран Северной Европы в первой половине ХХ столетия. Процесс постепенной и последовательной демократизации политического строя североевропейских стран начался еще в Х1Х в. К началу ХХ в. политический строй этих стран можно определить как конституционная ограниченная монархия. Одной из основ утверждения демократических порядков, прежде всего в Швеции, стал отказ от великодержавных амбиций. Важнейшим шагом на пути утверждения демократии стал разрыв шведско-норвежской унии в 1905 г., когда скандинавы, прежде всего шведы, сумели преодолеть великодержавный синдром и согласиться на мирное урегулирование конфликта. Первые десятилетия ХХ в. стали для стран Северной Европы периодом демократических реформ, которые постепенно изменяли существующий политический строй. Главным здесь было расширение избирательного права.

Важнейшей ступенью в модернизации политического строя стран Северной Европы стали демократические преобразования 1917-1920-х годов, происходившие не без влияния революционных событий в Восточной и Центральной Европе - крушения Российской, а затем Германской и Австро-Венгерской империй. Если в Дании новая конституция была принята как бы в превентивном порядке, в 1915 г., то для Норвегии и в значительно большей степени для Швеции эти бурные годы оказались временем важных политических перемен. В декабре 1918 г. по инициативе социал-демократов чрезвычайная сессия шведского риксдага приняла правительственный законопроект о демократизации избирательного права. С 1921 г. в Швеции было введено всеобщее и равное избирательное право.

В 20-30-х годах в странах Северной Европы были довольно активны как леворадикальные, так и праворадикальные течения (коммунисты, анархисты, фашисты, национал-социалисты), однако нигде, даже в Финляндии, их влияние не было значительным. Важную роль в этом регионе

партию «Нэшнал Самлинг». Однако настоящим правительством Норвегии, говорится в статье, в течение всей войны оставалось правительство Нюргорсволла, руководившее борьбой норвежского народа против оккупантов.

Наиболее крупным шагом по дальнейшему совершенствованию демократического строя было принятие в Дании новой конституции в 1952/1953 г., которая вводила однопалатный парламент и устраняла сохранявшиеся еще пережитки прежних порядков.

Одной из важных особенностей политического развития в странах Скандинавии (кроме Финляндии и Исландии) было сохранение старинно -го института монархии. К середине века и в Швеции, и в Дании, и в Норвегии силы, выступавшие за отмену монархической формы правления, практически исчезли.

Таким образом, первая половина XX столетия, заключает автор, «стала для стран Северной Европы периодом совершенствования демократического строя, укрепления демократических традиций, развития и расширения народовластия, когда всё большие слои населения принимали участие в формировании управления своими странами. Это был период укрепления политической культуры основной массы населения» (с.23).

В статье, посвящённой проблеме отношения британского истеблишмента к правым радикалам в 30-е годы ХХ в., А.Ю .Прокопов отмечает, что, хотя в начале 30-х годов, в условиях мирового экономического кризиса некоторые богатые и влиятельные британцы проявили определенный интерес к Британскому союзу фашистов, тем не менее фашисты не смогли заинтересовать и добиться поддержки большинства представителей истеблишмента страны. Более того, деятельность Союза Мосли вызвала резко отрицательную реакцию в высших эшелонах власти. Данная негативная позиция в отношении БСФ была обусловлена рядом обстоятельств: мировой экономический кризис хотя и затронул все стороны

ходило своё выражение не столько в запретительных мерах правительства по отношению к БСФ, сколько в искусном формировании общественного мнения и создании таких условий для деятельности БСФ, когда фашисты в наибольшей мере дискредитировали себя среди широких слоев населения страны.

Монархия в общественно-политической жизни Великобритании в ХХ в. - такова тема статьи Г.С. Остапенко. Автор пишет, что в период после смерти королевы Виктории (январь 1901) Британия «сделала решительный шаг от олигархии к демократии» (с.53). Это было связано с консолидацией консервативной и либеральной партий, укреплением позиций парламента, расширением полномочий кабинета министров, расширением избирательных прав. В новых условиях был выработан новый конституционный подход к монархии, основы которого были заложены видным английским экономистом В. Баджеготом. Суть этого подхода заключалась в том, что королевская власть, возвышающаяся над партиями, способна нейтрализовать негативные моменты политической борьбы, быть своего рода охранительным департаментом внутренней стабильности и символом национального единства. Не менее важной была своеобразная, и вместе с тем, отвечающая сложившимся в народе представлениям, мысль о том, что королевская семья является «нравственным образцом нации».

Прослеживая эволюцию конституционной концепции монархии в ХХ в., автор отмечает, что, несмотря на различное соотношение политических сил в различные периоды, монархия продолжала пользоваться значительным влиянием. По мнению автора, «разгадка этого заключалась в особой приверженности жителей Британских островов традициям и уважении к своей истории. Определенное значение имела и личность каждого из пяти правивших монархов. В зависимости от изменения общественно-политической обстановки и персонального вклада того или иного монарха претерпевала изменения и концепция царствования. У каждого

«Вековая наследственная пирамида Великобритании разрушается, - заключает автор, - а самое главное - суверен останется единственной персоной, чей титул передается по наследству. При всем том, что конституционные прерогативы монархии как будто не меняются, ее роль и влияние явно сузятся. Многое в наше время непредсказуемо, и всё же можно утверждать, что британская монархия войдет в XXI в., хотя и в измененном виде» (с.98).

Проблема политического терроризма раскрыта Е.Ю. Поляковой на примере Ирландии - стране, где применение террористических методов как специфической формы насилия рассматривается определенной частью населения в качестве способа политической борьбы за решение основного национального вопроса - объединения страны. При этом сами себя эти люди считают не террористами, а патриотами, революционерами, борцами за национальное освобождение. «Сегодня мы говорим о насилии в Северной Ирландии, но следует иметь в виду, что происходящие там в последние годы и десятилетия события являются частью ирландской истории, частью существующей с XII в. ирландской проблемы, связанной с британской колонизацией и борьбой против нее, включающей череду открытых восстаний, одиночных терактов и законных конституционных действий», - пишет автор (с.103).

Современный терроризм в Северной Ирландии отмечает автор, связан с ирландской историей и мало зависит от международного. Это не значит, что ирландские террористы не имеют иностранных контактов (с ливийцами, басками, палестинцами и др.), но они не участвуют в террористических действиях в других странах, не приглашают «звезд» международного терроризма выступать в защиту ирландских интересов (с.104).

Принято считать, пишет автор, что основными действующими лицами и исполнителями ирландского терроризма являются католики-националисты. Но это справедливо лишь отчасти. Террористические

используя экстремистские, террористические методы, отражали эти интересы. Ирландская республиканская армия возникла в ходе национальноосвободительной революции 1919-1921 гг. и является уникальной среди террористических организаций по длительности своего существования. К 1950 г. ее деятельность оказалась практически свернутой, но «новый отсчет времени начался для республиканского движения с развитием современного североирландского кризиса, который продолжался на протяжении 30 лет» (с.112).

В последнее время в ирландской политической жизни и в самом республиканском движении произошли изменения, носящие глубокий характер. Переговорный процесс между тремя сторонами: Ирландской Республикой, британским правительством и североирландскими представителями стал неотъемлемой частью реальности. Он продолжался с перерывами в течение нескольких лет и стал возможен вследствие перемирия, объявленного ирландскими экстремистами, и, в первую очередь, ИРА. Изменения произошли и в сознании североирландского населения, которое устало от десятилетий кровопролития.

Сложные процессы, происходившие в Ирландской Республике и Северной Ирландии, а также настойчивая позиция премьер-министра Великобритании Т.Блэра привели к тому, что многолетний процесс переговоров завершился подписанием 10 апреля 1998 г. соглашения между английским и ирландским правительствами, а также представителями североирландских политических партий. Через полтора года после подписания соглашения в Северной Ирландии впервые удалось сформировать местное правительство, основанное на принципе разделения власти: в него вошло равное число католиков и протестантов. 1 декабря 1999 г. парламент Великобритании одобрил законопроект о предоставлении Северной Ирландии автономии и передал часть властных полномочий вновь созданному правительству.

борьбы рассмотрены в контексте анализа развития внутриполитической (и отчасти внешнеполитической) ситуации во Франции на протяжении истории Пятой республики.

В статье А.Б. Чернова, посвящённой Германской социал-демократии в период 1949-1972 гг., рассматриваются позиции и результаты участия социал-демократов в парламентских выборах от «аденауэров-ского» периода вплоть до 1972 г., знаменовавшего, по словам автора, «высшую фазу в политической деятельности СДПГ как правительственной партии» (с.160). В дальнейшем на протяжении десяти лет социал-демократы возглавляли западногерманское правительство.

Автор отмечает, что в приходе СДПГ к власти сыграл роль целый ряд факторов. Важнейшее значение имели программные установки партии и их отражение в ее предвыборных программах. Далее - умение партийного руководства учитывать при выработке предвыборной стратегии динамику социальной структуры общества, изменение социальной, экономической и политической обстановки в стране и на международной арене. На результатах выборов отчетливо проявляется дееспособность партийных организаций на всёх уровнях как в предвыборной борьбе, так и в реализации предложенных электорату программ. Важно также правильно определить союзников и конкурентов в предвыборной кампании и проводить хорошо продуманную политику по отношению к ним. Необходим реальный учет настроя общественного мнения по отношению к партии, ее политике и ее лидерам. Позиции партии значительно улучшает наличие популярного, пользующегося авторитетом среди населения кандидата в канцлеры. Кроме того, важны правильный выбор центрального лозунга в избирательной кампании, формы и методы пропаганды и агитации.

Годесбергская программа устранила препятствия, которые стояли перед СДПГ на пути к власти. Но сам путь она нашла в проведении активной кейнсианской политики в области экономики и «новой восточной политики» во внешнеполитической сфере. СДПГ

тельственной коалиции (с.161).

Австрийские социал-демократы, отмечает в своей статье И.А. Кукушкина, взяли на себя нелегкую обязанность по управлению страной, войдя в состав коалиционного правительства совместно с Хри-стианско-социальной партией в очень сложный и тяжелый для населения период. Историки, констатирует автор, как правило, рассматривают упущенные социал-демократами возможности, отмечают допущенные ошибки, дают критическую оценку их коалиционной политике. Автор, в целом положительно оценивая деятельность социал-демократов на протяжении длительного и сложного исторического периода (1918-1934), отмечает, что даже разразившийся в 1931 г. мировой экономический кризис, сопровождавшийся невиданным ростом безработицы, не поколебал позиций социал-демократии. Автор приводит выдержку из предвыборного воззвания социал-демократов 1932 г.

Исключить социал-демократию из общественной жизни, чего требовал Гитлер в обмен на оказание помощи правительству Австрии в борьбе против своих не в меру ретивых австрийских сторонников, законным путем было практически невозможно. Невозможно было и лишить Вену самостоятельности, так как для этого требовалось изменить конституцию, на что социал-демократы никогда бы не пошли. Лишь после известных событий февраля 1934 г., когда был разгромлен шуцбунд (Союз в защиту республики - военная социал-демократическая организация), такая возможность представилась. Социал-демократическая партия была запрещена, венский муниципальный совет распущен. В заключение автор высказывает несогласие с концепцией, по которой 1918-1938 гг. были периодом крушения австрийской социал-демократии. Социалисты в эти годы отступили под давлением превосходящих сил, но социалистическое движение выжило и продолжает существовать во Второй республике.

формула «левого центра» исчерпала себя и общество всё более становилось неуправляемым в рамках старой государственно-политической схемы.

Парламентские выборы 1968 г. заставили христианских демократов пересмотреть проблему отношения к коммунистам. В конце 1968 г. А.Моро призывает своих коллег по партии «прислушиваться ко всей стране», в том числе к оппозиции В феврале 1969 г. на заседании Руководства ХДП Моро заявил, что к коммунистам надо подходить не формально. Свою новую линию он назвал «стратегией внимательного отношения». Моро приходит к выводу, что компартия оказывает влияние на развитие демократии и в свою очередь испытывает ее обратное воздействие. Это «диалектическое взаимодействие», согласно Моро, может способствовать «рассасыванию напряжения социальной системы и гарантировать необходимое политическое равновесие». На XII съезде ХДП в июне 1973 г. Моро вновь констатировал «отсутствие альтернативы» у итальянской политической системы, которую он определил как «трудную демократию» (с.188).

В статье уделено много внимания проблеме ультралевого терроризма и левых экстремистов, представлявших серьезную социальную опасность. Представителями этих сил был совершен террористический акт - похищение и затем убийство Альдо Моро, наиболее крупного политического деятеля ХДП, принимавшего самое активное участие в разработке стратегии той части правящих кругов, которые стремились учитывать реальное соотношение сил в стране, в том числе позиции католических масс, с одной стороны, и масс, идущих за партиями рабочего класса, - с другой.

После смерти Моро руководство ХДП резко повернуло вправо. Единство политических сил, достигнутое в парламенте в марте 1978 г., оказалось недолговечным. Совместно выработанная парламентским

серьезной перегруппировки внутриполитических сил. Но фактически эта перегруппировка происходила уже в последующее десятилетие, когда с политической арены страны исчезли все главные политические партии. Рассыпались ХДП и ИСП, замененные аналогичными, но уже маргинальными политическими образованиями. Исчезла с политической арены в своём прежнем виде и ИКП - меньшая часть ее, отколовшись, вернулась к сталинистским позициям и тоже заняла второстепенное место в электорате политических сил. Большая же часть ИКП трансформировалась в современную Итальянскую леводемократическую партию, которая вступила в ряды Социалистического Интернационала и стала играть видную политическую роль в Италии. Важным катализатором этих политических сдвигов, пишет автор, стал и тот цивилизационный слом, который произошел во второй половине 80-х и в 90-е годы в России (с.211).

С.П.Пожарская, анализируя период перехода от диктатуры к демократии в Испании, пишет, что среди исследователей франкизма не прекращаются дискуссии вокруг терминологического определения режима и его отдельных стадий, особенно его первого периода: был ли это тоталитарный режим или же корпоративно-традиционалистский. Дефиниция второго периода франкизма не вызывает больших споров: начиная с середины 50-х годов большинство исследователей определяют его как авторитарный, выделяя две его стадии: эмпирико-консервативную и технократическую. Именно тогда начался процесс размывания или трансформации режима, созданного в годы гражданской войны, произошли социальные сдвиги в обществе, вызвавшие кризис традиционной и становление новой элиты, обязанной своим появлением структурным изменениям в экономике, что обусловило перетасовку в правящем блоке. «Однако, - пишет автор - в свете исторической ретроспективы, принимая во внимание специфику мирного перехода от диктатуры к демократии, свершенного уже после смерти Франко, недостаточно констатировать процесс эрозии ре-

Однако политика экономической коррекции при сохранении основных черт жесткого социально-политического режима Франко всё более входила в противоречие с нуждами развития страны. «Франкизм сплотил против себя двух главных социальных антагонистов: крупный капитал и трудящихся. Те другие считают, что режим стал основным препятствием на пути экономического прогресса и что его должна сменить новая форма политической власти» (с.220). Эти реалии побуждали руководителей режима приступить к смягчению тоталитарных структур, заменив их новыми, придав им видимость демократических институтов. Сам Франко, отличавшийся развитой политической интуицией, в целом поддержал - в ряде случаев вынужденно и с оговорками - деятельность сторонников политической либерализации (прежде всего связанной с именем министра информации М.Фрага Иррибарне). В 1966 г., после одобрения референдумом, был принят «Органический закон», создавший правовую базу для либерализации режима и переходу от диктатуры к монархии, представленный в лице сторонника прогрессивных взглядов Хуана Карлоса. Всё это создало основу для национального консенсуса и мирного исхода процесса модернизации испанского государства и общества.

И.Б. Твердохлеб

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.