Научная статья на тему '2001. 01. 011. Фонтейн Дж. Создание информационного общества: женщины, информационные технологии, дизайн. Fountain J. constructing the information society: women, information technology and design // technology in soc. — N. Y. etc. , 2000. — Vol. 22, n 1. — P. 45-62'

2001. 01. 011. Фонтейн Дж. Создание информационного общества: женщины, информационные технологии, дизайн. Fountain J. constructing the information society: women, information technology and design // technology in soc. — N. Y. etc. , 2000. — Vol. 22, n 1. — P. 45-62 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКРИМИНАЦИЯ ЖЕНЩИН В НАУКЕ / ЖЕНЩИНА И ОБЩЕСТВО / ЖЕНЩИНЫ – США – – СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНИКА – ФЕМИНИСТСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Виноградова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 01. 011. Фонтейн Дж. Создание информационного общества: женщины, информационные технологии, дизайн. Fountain J. constructing the information society: women, information technology and design // technology in soc. — N. Y. etc. , 2000. — Vol. 22, n 1. — P. 45-62»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ. ЛИЧНОСТЬ УЧЕНОГО

2001.01.011. ФОНТЕЙН Дж. СОЗДАНИЕ ИНФОРМА-ЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ЖЕНЩИНЫ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ДИЗАЙН.

FOUNTAIN J. Constructing the information society: Women, information technology and design // Technology in Soc. — N.Y. etc., 2000. — Vol. 22, N 1. — P. 45-62.

Впервые в истории, как отмечает автор — сотрудница Гарвардского университета (США), в связи с бурным развитием информационных технологий (ИТ), женщины получили возможность сыграть значимую роль в широкомасштабной трансформации общества. Однако малочисленность женщин среди разработчиков и дизайнеров ИТ может помешать им реализовать эти возможности и, следовательно, принять активное участие в формировании информационного общества.

В эпоху информационной революции, в отличие от предшествующей промышленной эпохи, физическая сила утрачивает свое прежнее значение. Кроме того, ИТ нанесли существенный урон традиционной авторитарной системе управ-ления и контроля, служившей одним из главных проводников мужского доминирования. Использование многомерных организа-ционных сетей в качестве механизма принятия экономических и политических решений предполагает сочетание таких организа-ционных, коммуникативных и управленческих навыков, которыми, как показывают исследования, женщины обладают в большей степени, чем мужчины. Важно также и то, что экономика и архитектура Интернета позволяют женщинам уходить из-под контроля

традиционных "привратников", не допускавших их во многие сферы общественной жизни. Наконец, ИТ в состоянии помочь женщинам совмещать работу и семью, и таким образом открываются широкие перспективы для их профессиональной карьеры и социального роста.

Среди пользователей ИТ преобладают женщины. В 1997 г. 56,5% женщин и 44,1% мужчин в своей профессиональной деятельности постоянно имели дело с компьютером. Как пользователи ИТ женщины могут оказать косвенное влияние на пластичные функции новых технологий, однако это влияние весьма ограничено. Дизайн ИТ, прежде всего, зависит от их непосредственных разработчиков, которые не только создают новые технологии, но и диктуют способы их использования. И именно в этой сфере мужчины значительно опережают женщин. В 1995 г. женщины составляли 28,2% компьютерных ученых (26,9% системных аналитиков и 28,5% программистов) в США (с.48). Значимость ИТ и их критическая роль в конструировании информационного общества служат важным аргументом в пользу более активного включения женщин в эту сферу. Феминистская социология техники, получившая развитие в последние два десятилетия, позволяет задать вопрос не только, "что такое технология", но и "кто она такая" (с. 47) . Ответ на последний вопрос может быть только один: ИТ в настоящее время — это сугубо мужская сфера деятельности.

Любой анализ участия женщин в той или иной профессиональной области должен начинаться с особенностей детского развития. Программы, призванные нивелировать гендерное неравенство, обычно касаются обучения в средней и высшей школе, но упускают из виду критический период раннего детства. Тогда как установки, касающиеся самоидентификации, гендера и технологии, приобретаются в ранние периоды жизни; уже в возрасте одного года дети выбирают игрушки в соответствии со своим восприятием гендерной принадлежности.

До недавнего времени считалось, что рынок для компьютерных игр, предназначенных для девочек, отсутствует. В ноябре 1996 г. одна из компаний (единственная из 500 крупных компаний, в то время управлявшаяся женщиной) выбросила на рынок новую компьютерную игру "Моделирование одежды для Барби" (Barbie fashion designer). Эта игра имела оглушительный коммерческий успех, что послужило мощным толчком в разработке компьютерных

программ для девочек. Поэтому неудивительно, что до 1997 г. девочки реже играли в компьютерные игры, чем мальчики. Начиная же с 1997 г. девочки и мальчики, учащиеся первых-восьмых классов, стали играть в эти игры с одинаковой частотой; девушки, учащиеся старших классов, пока по-прежнему занимаются компью-терными играми реже своих сверстников.

Та же тенденция отмечается и в отношении использования Интернета. Согласно имеющимся данным, в 1997 г. учащиеся начальной и средней школы с равной частотой, независимо от пола, обращались к услугам Интернета. Это связано с тем, что новые технические средства, в частности, появление специальных чатов и сайтов для девочек, позволяют им проявлять свои творческие и коммуникативные навыки. В то же время девушки, учащиеся старших классов школы, по-прежнему чуть-чуть отстают от своих одноклассников по частоте обращений к Интернету.

Предполагается, что выбор естественно-научных и математических курсов в старших классах служит важным прогностическим признаком будущей специализации в технических областях. Школьницы заметно чаще стали выбирать специализацию в области естественно-научных и математических дисциплин в начале 80-х годов, и совершили истинный прорыв в конце 80-х годов. По данным на 1995 г., девушки-старшеклассницы по-прежнему немного реже мальчиков (хотя в целом гендерный разрыв заметно сократился) выбирают продвинутые курсы по физике, но в то же время стали даже чаще, чем их одноклассники, отдавать предпочтение химии и биологии. Более того, заметно возросло число девушек, выбирающих различные математические курсы. Единственная область, где разрыв между юношами и девушками по-прежнему остается весьма заметным, — продвинутые курсы по компьютерным дисциплинам (с.45). Кроме того, как показали результаты стандартных экзаменов, девушки демонстрируют меньшую уверенность или компетентность в технических областях, чем можно было бы ожидать по результатам их выбора продвинутых курсов.

Поскольку девушки, учащиеся старших классов, стали чаще отдавать предпочтение естественно-научным и математическим дисциплинам, можно предположить, что женщины, которые окончили школу в начале 90-х годов, станут при поступлении в колледж чаще выбирать области, связанные с ИТ. В действи-

тельности этого не произошло. Опрос школьниц выпускного класса, прошедших тестирование и намеревающихся поступать в колледж, показал, что многие из них подвергались массированному давлению со стороны окружающих, которые отговаривали их от выбора ряда профессий, прежде всего инженерных.

Женщины составляют 51% населения США и получают более 50% всех степеней бакалавров, присуждаемых в стране. На протяжении последних 20 лет количество степеней, получаемых женщинами в области естественных наук и инжиниринга, возросло многократно. В 1975 г. на долю женщин приходилось 25% степеней бакалавра в естественных науках и 2% степеней в области инжиниринга. Тогда как в 1995 г. на их долю приходилось уже 47% степеней в естественно -научных дисциплинах, 35% в математических и компьютерных науках и 17% в инжиниринге (с. 52). Эти цифры показывают, что, несмотря на огромный шаг, сделанный женщинами, они, тем не менее, значительно отстают от мужчин в инженерных областях. Женщины по-прежнему получают лишь одну из шести степеней бакалавра в области инжиниринга.

Несколько иная картина наблюдается в компьютерной науке: в этой области участие женщин устойчиво падает. Пик получения степеней бакалавра в области компьютерной науки был достигнут женщинами в 1984 г. и составил 37,2% (с.52). В дальнейшем они стали терять свои позиции, и к 1995 г. женщины уже в три раза реже мужчин выбирали компьютерную науку в качестве предмета для изучения (с.52). Интересно, что те женщины, чье взросление предшествовало широкому распространению персональных компьютеров, чаще изучали компьютерную науку, чем те, кто окончил школу десятилетием позже. Возможно, отсутствие легкого доступа к компьютерным технологиям (особенно компьютерным играм) в 60-е и 70-е годы создавали представление об этой области как гендерно нейтральной. Позднее же она стала восприниматься как преимущественно мужская сфера деятельности.

Данные за 1992 г. показывают, что женщины составляют примерно 20% профессорско-преподавательского состава на отделениях компьютерной науки и компьютерного инжиниринга (с.53). В 1995 г. на долю женщин пришлось 41% степеней магистра в естественных науках и лишь 16,2% степеней — в инжиниринге. На уровне докторских степеней наблюдается дальнейшее снижение доли

женщин. Они получают 34,2% всех докторских степеней в области естественных наук, 20,6% степеней по математике и компьютерной науке и менее 12% степеней в инжиниринге (с.53). Эти цифры свидетельствуют о том, что в ближайшие 20 лет -критический период в формировании информационного общества -присутствие женщин в инженерных и компьютерных науках будет недостаточным.

Главным препятствием на пути вхождения женщин в инжиниринг и компьютерную науку, безусловно, служат культурные нормы, сложившиеся как в обществе в целом, так и в этих областях, в частности. Отчетливое деморализующее воздействие на женщин оказывают университетские курсы, призванные отсеять слабых студентов, небольшое число женщин среди профессорско-преподавательского состава и, самое главное, отсутствие поддержки со стороны общества. Бытующие в обществе представления о научно-технической области как сухой, изолированной от мира человеческих отношений, в которой сильна конкуренция и которая требует полной отдачи, несовместимой с нормальной семейной жизнью, заставляют женщин избегать ее.

Проблемы, с которыми сталкиваются женщины во время своего обучения, воспроизводятся и в их профессиональной деятельности. Женщины, работающие в сфере компьютерной науки, обычно находятся на более низких уровнях корпоративной иерархии. Так, в руководство лишь 7 из 500 ведущих компаний в области ИТ в 1996 г. входили женщины (с.54). Кроме того, их чаще вынуждают прерывать свою карьеру, переводят на частичную занятость и на краткосрочные контракты, таким образом, по словам автора, "устраняя женщин как конкурентов на пути к блестящей карьере" (с.54).

Можно возразить, что женщины в сфере высоких технологий сталкиваются с теми же проблемами, что и в других областях, и что со временем это гендерное неравенство будет нивелировано, как это случилось с другими сферами профессиональной деятельности. Однако если доля женщин в таких профессиях, как юриспруденция, медицина, химико-биологические науки и пр., первоначально была очень низкой, а затем росла практически линейно, то в компьютерном программировании наблюдалась обратная тенденция. Это одна из немногих профессиональных областей, в которой на момент ее становления были широко представлены женщины. В 40-е и 50-е

годы программирование считалось канцелярской работой, чистой и безопасной, вполне подходящей для женщин. В 60-е годы среди специалистов, работавших в этой сфере, больше половины составляли женщины. В 80-е годы это соотношение сменилось на обратное; в дальнейшем доля женщин в этой области неуклонно снижалась (с.55).

Автора интересует вопрос: каким образом на формировании информационного общества может сказаться более активное участие женщин в его создании в качестве экспертов и дизайнеров ИТ? Возможны два сценария ответа на этот вопрос. Во-первых, можно проанализировать те изменения, которые претерпевали другие профессиональные области, по мере того как женщины наращивали свое присутствие в них. Во-вторых, можно рассмотреть современный вклад женщин в ИТ и представить себе, что произойдет, если этот вклад будет преумножен.

С момента возникновения экспериментальной психологии в конце XIX в. и до самого последнего времени в качестве испытуемых практически всегда выступали белые мужчины молодого и среднего возраста. Предполагалось, что таким образом будет снижена вариабельность в исследовательских выборках. В результате американским психологам удалось многое узнать о мышлении, поведении и личности белых мужчин-американцев. Многие инструменты и методы психологического исследования, апробированные и нормализованные на белых мужчинах, продолжают использоваться в системе образования и профессиональном отборе. Они нередко приводят к аномальным результатам, когда их используют при изучении женщин. Лишь после того, как женщины-психологи, в частности Дж. Миллер (Miller) и К.Гиллиган (Gilligan), начали разрабатывать теории женской личности, психологические особенности женщин и их развитие стали рассматриваться в качестве самостоятельной области исследований (с.56).

Точно так же до начала 90-х годов женщины исключались из числа испытуемых при клинической апробации новых препаратов и методов лечения. Кроме того, до самого недавнего времени исследования, посвященные этиологии заболеваний у женщин, таких как онкологические заболевания или остеопороз, не получали достаточного финансирования. Став более образованными, женщины потребовали большей заботы о своем здоровье. В 1993 г.

НИЗ принял специальное решение, согласно которому женщины в обязательном порядке должны включаться в клинические испытания. Таким образом, по мере роста доли женщин среди ученых медиков и клиницистов, а также числа женщин, занимающих руководящие посты, женскому здоровью стало уделяться значительно больше внимания. В результате изменились медицинское знание, исследовательская деятельность, клиническая практика, модели финансирования и институциональные структуры.

Эти примеры показывают: во-первых, увеличение численности женщин в той или иной профессиональной области приводит к тому, что эта область претерпевает фундаментальные изменения; во-вторых, ни одно из этих изменений не произошло естественным, эволюционным путем, хотя сейчас они и могут восприниматься как неизбежные и обоснованные. Исключение женщин из политики, психологии и медицины опиралось на общепринятые социальные нормы, которые обычно не замечаются большинством общества, включая и самих женщин. Каждое изменение в этих областях на момент их внедрения считалось радикальным, ненужным и даже нелепым.

Рассматривая современный вклад женщин в развитие ИТ, автор подчеркивает, что женщины обладают большей чувствительностью к установкам, уровню компетентности и интересам пользователей. Подобное отношение вступает в противоречие с системой ценностей и норм, принятых в компьютерной области, и, в частности, стремлению продвигать технические новинки, которые выходят за рамки практической полезности. Принятый в компьютерной науке подход порождает элитарное, потенциально неприязненное отношение к пользователям, которых нередко называют "крестьянами" (peasants) и "болванами" (blockheads) (с. 57).

Увеличение численности женщин в сфере ИТ, как считает автор, поможет преодолеть этот элитарный подход. В одном из экспериментов испытуемых просили представить, что произойдет, если в компьютерной промышленности будут работать только женщины. Оказалось, что все испытуемые, независимо от пола, были единогласны в том, что это приведет к существенным изменениям в базовых представлениях и допущениях ИТ. Прежде всего, больше внимания будет уделяться социальным аспектам новых технологий,

главный из которых — дружественное отношение к пользователю. Пока же в сфере ИТ складывается совсем иная ситуация. Например, в 1979 г. из 6,8 млн. долл., израсходованных Министерством обороны на покупку программного обеспечения, лишь 119 тыс. долл. были истрачены на программы, которые могли быть использованы в том виде, в котором они были выпущены. Все остальное программное обеспечение потребовало либо серьезной переработки, либо вообще так никогда и не было использовано (с.57).

Автор приводит три примера современных исследований и разработок, осуществляемых в сфере ИТ, которые свидетельствуют о том, что маскулинная система ценностей стала терять свои позиции в этой области. Несмотря на огромное число людей, пользующихся Интернетом, работа с компьютером до сих пор считается деятельностью одиночки. Интернет обычно рассматривают как информационное пространство, хотя его, безусловно, можно считать и социальным пространством тоже. В настоящее время разрабатываются новые проекты по созданию визуальных и интерактивных интерфейсов с тем, чтобы сделать возможным коллективное пользование Сетью и общение с другими пользователями. Это направление ИР пытается объединить мощь Интернета и преимущества совместного решения проблем.

Еще одна новейшая инициатива в сфере ИТ касается разработки так называемого аффективного компьютера (affective computer). Исследовательская группа в МТИ, работающая над этим проектом, намерена создать компьютер, который мог бы опознавать и отвечать на эмоциональную, или аффективную, информацию, передаваемую с помощью выражения лица, жестов, интонации и пр. Цель этих исследований состоит в разработке компьютера, о котором можно будет сказать, что он наделен эмоциями и способен перерабатывать эмоциональную информацию. В основе этой идеи лежат многочисленные данные о решающей роли аффективных процессов в познании и мышлении. Учитывая традиционное противопоставление в науке эмоций и разума, исследования по созданию "аффективного компьютера" свидетельствуют о значительном прогрессе.

Институт женщин и технологий (Institute for women and technology), существующий в рамках корпорации "Ксерокс", занимается разработкой новых компьютерных продуктов, исходя из

идей, предлагаемых на совместных встречах между специалистами и пользователями. Институт разрабатывает методологию и инструментарий, опирающиеся на принципы мозгового штурма, которые должны помочь неспециалистам, особенно женщинам, оказывать влияние на развитие техники.

Тот факт, что женщины уже оказали существенное влияние на ряд профессиональных областей, а также их возможный вклад в развитие новейших компьютерных технологий дают основание предполагать, что увеличение представительства женщин в сфере ИТ сыграет важную роль как в устранении имеющихся в этой области перекосов, так и в формировании информационного общества. Это свидетельствует о том, как отмечает автор в заключение, что проблема мужского доминирования в сфере ИТ чрезвычайно актуальна, и к ней должно быть привлечено общественное внимание (с.60).

Т.В.Виноградова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.