2000.03.046. ДЕНУН Д.Б., КОЛБЕРТ И. ВЫЗОВЫ В ОТНОШЕНИИ АССОЦИАЦИИ СТРАН ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. DENOON D.B., COLBERT E. Challenges for the Association of Southeast Asian nations (ASEAN) //Pacific affairs. — Vancоuver, 1999. — Vol.71, № 4. — P.505-523.
Анализируя влияние азиатского кризиса на деятельность АСЕАН, авторы пишут, что в основе стратегии стран этой группировки лежит подчинение двусторонних переговоров интересам регионального объединения и национального экономического развития, а также невмешательство во внутренние дела друг друга. Организация уделяет предотвращению конфликтов больше внимания, чем их разрешению; в результате некоторые конфликты, существовавшие между странами-членами еще до создания организации, остались неразрешенными и угрожают существованию АСЕАН (например, проблема границы между Таиландом и Малайзией). Хотя достижения
АСЕАН в области экономического сотрудничества невелики, эта региональная группировка способствует экономическим успехам стран-членов, поддерживая между ними мирные отношения и давая им возможность сосредоточиться на проблемах национального экономического развития.
Торговые отношения АСЕАН с рядом стран и регионов (Австралией, Канадой, Новой Зеландией, ЕС, США) не имеют большого экономического значения, но обеспечивают благоприятные политические условия. На долю стран АСЕАН приходится 2% мирового ВВП и 5% мировой торговли (с.515). Среднегодовые темпы роста экспорта стран - членов АСЕАН в последние два десятилетия составляли 13%, что в 2 раза превышало средние темпы роста мирового экспорта (с.515). На долю взаимной торговли приходится всего 20% внешнеторгового оборота стран АСЕАН, тогда как, например, в НАФТА — 40 и в ЕС — 70% (с.515). С 2000 г. в регионе действует зона свободной торговли, в рамках которой отменены тарифы на товары, производимые в пределах АСЕАН. К таким товарам относятся те, в которых добавленная стоимость за счет местного производства составляет не менее 40%. Предполагается, что в результате создания зоны свободной торговли объем внутрирегиональной торговли возрастет примерно на 2 млрд. долл., однако, учитывая низкие темпы экономического роста в этих странах, величина увеличения объема торговли может оказаться меньше (с.516). Эффективность зоны будет также зависеть от степени примене-
ния нетарифных барьеров (стандартов защиты здоровья, безопасности, требований определенной доли национального участия в производстве и др.). Отрицательно может сказаться на темпах экономической интеграции также субсидирование или защита отдельных отраслей. В целом, по мнению авторов, экономический эффект от создания зоны свободной торговли будет незначительным.
В основе финансового кризиса 1997-1998 гг., поразившего страны ЮВА, пишут авторы, лежали такие факторы, как неудовлетворительное управление в частном секторе, недостаточные меры государственного регулирования, а также чрезмерное внешнее заимствование средств. Серьезность и масштабы финансовых проблем в странах ЮВА долгое время были скрыты за высокими темпами экономического роста, которые во многом обеспечивались низкими процентными ставками на мировых рынках капитала. В начале 90-х годов дерегулирование и либерализация мировых финансов привели к созданию в странах АСЕАН большого количества частных банков и финансовых компаний (особенно в Таиланде и Индонезии), которые плохо управлялись, слабо контролировались и осуществляли чрезмерно рискованные операции. В то же время низкие темпы роста в Западной Европе и Японии и готовность инвесторов этих стран использовать любую инвестиционную возможность привели к массовому притоку иностранного капитала в страны АСЕАН.
Приток краткосрочного иностранного капитала создал в регионе такие серьезные проблемы, как привязка валют стран АСЕАН к доллару, использование иностранных капиталов преимущественно для финансирования рискованных проектов, отсутствие необходимого регулирования. В результате банки стран АСЕАН стали сталкиваться с проблемой сомнительных кредитов: в середине 1997 г. в Индонезии они составляли 19% общих кредитов, в Таиланде — 17, в Малайзии — 16, Филиппинах — 13% (с.519).
Перспективы выхода из кризиса для разных стран региона различны. Филиппины — единственная страна АСЕАН, где темпы роста в 1999 г. превысили 3%. Восстановление прежних темпов роста экономики Сингапура в ближайшие годы вряд ли возможно, поскольку его экономика во многом зависит от отношений с его более крупными соседями. Экономика Малайзии и Таиланда, объединивших свои усилия, также будет расти невысокими темпами.
В заключение авторы отмечают, что АСЕАН как организация не играла существенной роли в преодолении азиатского финансового кризи-
са. Страны — члены АСЕАН ни как участники группы, ни в индивидуальном порядке не могли предоставить друг другу достаточно ресурсов для восстановления финансовой стабильности. АСЕАН не имела ни механизмов, ни традиций экономического сотрудничества, которые могли бы обеспечить коллективный подход к требованиям международных кредиторов. Хотя здесь было два исключения: Сингапур предложил Индонезии коммерческий кредит в 5 млрд. долл., а министры финансов стран АСЕАН при поддержке Гонконга и Японии пытались создать "Азиатский фонд" как дополнительный (к МВФ) источник финансирования. Однако эти идеи не были реализованы. Неспособность АСЕАН коллективно управлять кризисом привела к тому, что страны — члены этой организации сегодня в большей степени полагаются на консультации и сотрудничество своих министров финансов и руководителей банков. В будущем, заключают авторы, АСЕАН еще больше снизит свою активность, поскольку основное внимание стран-членов будет направлено на восстановление национальной экономики.
Н.Н. Иванова