Научная статья на тему '2000. 03. 014. Хамди M. Э. Становление исламского политического лидера. Беседы с Хасаном АТ- Тураби. Hamdi M. E. The making of an Islamic political leader. Conversations with Hasan at-Turabi. Oxford: Westview Press, 1998 XIII, 129 p'

2000. 03. 014. Хамди M. Э. Становление исламского политического лидера. Беседы с Хасаном АТ- Тураби. Hamdi M. E. The making of an Islamic political leader. Conversations with Hasan at-Turabi. Oxford: Westview Press, 1998 XIII, 129 p Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ДЕЯТЕЛИ СУДАН / АТ-ТУРАБИ ХАСАН АБДАЛЛАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 03. 014. Хамди M. Э. Становление исламского политического лидера. Беседы с Хасаном АТ- Тураби. Hamdi M. E. The making of an Islamic political leader. Conversations with Hasan at-Turabi. Oxford: Westview Press, 1998 XIII, 129 p»

2000.03.014. ХАМДИ М.Э. СТАНОВЛЕНИЕ ИСЛАМСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА. БЕСЕДЫ С ХАСАНОМ АТ-ТУРАБИ. HAMDI M.E. The making of an Islamic political leader. Conversations with Hasan at-Turabi. — Oxford: Westview press, 1998 — XIII, 129 p.

Книга М.Э.Хамди (Школа восточных и африканских исследований, Лондон) посвящена Хасану Абдаллаху ат-Тураби, который родился в 1932 г. в г. Кассала (Восточный Судан) в семье факиха; последнее обстоятельство в значительной мере определило жизнен-ный путь ат-Тураби — он получил традиционное мусульманское образование и впоследствии поступил на юридич. ф-т Хартумского ун-та. Здесь начиналась его политич. карьера — в 1955 г. он стал одним из основателей суданского ответвления "Братьев-мусульман" (БМ). Будучи на стажировке в Лондоне в 1956 г., он стал генеральным секретарем основанного им совместно с др. студентами-мусульманами "Мусульманского общества в поддержку Алжира". В Сорбонне в 1960 г. он защитил докторскую диссертацию на тему "Чрезвычайное положение в конституционном праве". По возвраще-нии в Судан ат-Тураби стал профессором Хартумского ун-та; вскоре он женился на сестре Садика ал-Махди — одного из членов клана Махди, занимающего ключевые позиции в суданской секте "Ансар". Как отмечает М.Э.Хамди, "для многих политических обозревателей этот брак означал реальное воплощение неявного дотоле альянса между БМ и тем крылом "Ансар", которое возглавлял Садик ал-Махди" (с. 3).

Начало политич. карьеры Хасана ат-Тураби совпало с трансформацией суданских БМ, из незначительного тайного общества они превратились в открытое политич. движение, стремящееся расширить число своих сторонников среди суданского населения. На съезде 1964 г. это движение получило новое наименование — Фронт исламской хартии. Хасан ат-Тураби был избран генеральным секретарем Фронта и как кандидат от этой организации и принял участие в парламентских выборах в 1965 г.

Исламское движение в Судане в 1964—1969 гг. превратилось в мощную силу, что сделало возможным выдвижение требования ввести в стране конституцию исламского характера. Проект конституции, одобренный важнейшими традиционалистскими группами, был в значительной мере написан Хасаном ат-Тураби. За несколько дней до парламентского заседания, на котором проект должен был получить одобрение, в мае 1969 г. произошел военный переворот, возглавляемый

полковником Джафаром Нумайри и поддержанный суданской коммунистич. партией. С др. стороны, в годы, непосредственно предшествовавшие перевороту, ат-Тураби подвергался яростной критике со стороны консервативных клиентов Фронта исламской хартии, обвинявших ат-Тураби в отходе от традиции БМ.

В ходе переворота ат-Тураби был арестован и почти 7 лет пробыл в заключении. Попытка гос. переворота, предпринятая БМ совместно с "Ансар" в 1976 г., побудила президента Нумайри вступить в переговоры с традиционалистами, которых в ходе переговоров представлял Садик ал-Махди, в то время возглавлявший партию "Ал-Умма". Согласно достигнутой договоренности ат-Тураби был освобожден и стал одним из руководителей Суданского социалистич. союза, основанного в 1978 г. и бывшего единственной легальной политич. партией в стране. С 1979 по 1983 г. ат-Тураби занимал пост министра юстиции. В 1977—1985 гг. ему удалось превратить суданскую организацию БМ в мощную политич. силу, обладающую значительными экономическими и фин. ресурсами. В немалой степени именно благодаря данному обстоятельству ат-Тураби удалось одержать верх в борьбе с консервативными элементами внутри суданских БМ, которые выступили за союз с египетскими БМ.

В 1983 г. президент Судана Джакар Нумайри заявил о введении шариата. Это позволило суданским БМ существенно увеличить собственное влияние. Движение выступило в качестве учредителя исламских банков и торговых компаний. Его члены занимали посты в правительстве и других гос. учреждениях. БМ создали "организацию исламской пропаганды" и "Африканское исламское агентство взаимопомощи".

Политикой нац. примирения были встревожены как исламские радикалы (внутри страны и вне ее), так и США. В начале 1985 г. вице-президент Дж.Буш посетил Хартум и "посоветовал Нумайри немед-ленно разорвать отношения с исламистами" (с. 5). В марте 1985 г. лидеры исламистов (включая ат-Тураби) были арестованы. Однако Нумайри, отправившемуся с официальным визитом в США, не удалось вернуться в Судан. Его правительство было смещено в ходе переворота, который возглавил министр обороны генерал Абд ар-Гахман, Сивар аз-Захаб. Ат-Тураби, вышедший на свободу, совместно с др. лидерами исламистов создал Нац. исламский фронт (НИФ), представлявший собой коалицию, в которую помимо исламистов вошли вожди племен и популярные общественные деятели.

На парламентских выборах 1986 г. НИФ занял третье место, после Демократической юнионистской партии Мухаммада Сомана ад-Миргани и партии "Ал-Умма" Садика ал-Махди. "Впервые в новейшей истории Судана политическому движению с собственной идеологией удалось занять ключевые позиции наряду с традиционными сектами" (с. 6). Демократическая юнионистская партия и "Ал-Умма" пытались ослабить влияние НИФ, однако созданная ими коалиция оказалась недостаточно прочна. В 1988 г. они предложили Фронту создать трехстороннюю коалицию, из которой Демократическая юнионистская партия вскоре вышла. В результате ат-Тураби был назначен вице-заместителем премьер-министра и министром иностранных дел.

Назначение было враждебно встречено как силами внутри страны (Демократической юнионистской партией), так и США и Египтом. В феврале 1989 г. армейские структуры потребовали формирования нового правительства; военизированные группировки на юге страны, возглавляемые Джоном Гарангом, захватили новые районы и намекали на то, что они в состоянии захватить Хартум. НИФ пришлось покинуть правительство. Усиление влияния армии вскружило военным голову: группа офицеров-баасистов строила планы панарабского националистич. переворота; другая, возглавляемая бригадным генералом Смаром Хасаном Ахмадом ал-Баширом, настроенным происламски, 30 июня 1989 г. взяла власть в стране и объявила о роспуске всех партий. Ат-Тураби вместе с Садиком ал-Махди, Мухаммадом ад-Миргани и другими политич. деятелями оказались в тюрьме.

Ат-Тураби вышел на свободу в 1990 г. и заявил о готовности сотрудничать с правящим режимом в той мере, в какой это соответствовало целям и задачам распущенного НИФ. Его оппоненты обвинили его в том, что он участвовал в подготовке военного переворота и что его заключение было трюком, направленным на отвлечение общественного внимания. Некоторое время ат-Тураби не занимал никаких правительственных постов и являлся генеральным секретарем "Исламской арабской народной конференции", неправительственной организации, созданной различными исламскими и арабскими группами (в т.ч. и ООП). В 1996 г. ат-Тураби был избран в парламент и занял место спикера.

Ат-Тураби выступает за возрождение и обновление мусульманской цивилизации, упадок которой, как он считает, был вызван тем, что мусульмане "решили, что человеческая мысль, равно как

и достижения исламского иджтихара, никак не связана с обстоятельствами места и времени. Они разорвали связь между шариатом и его практическими аспектами, превратив его в абстрактную концепцию, существующую вне контекста времени и места. Именно поэтому они не могут осознать масштабы кризиса, порожденного несоответствием между тем, чего не удалось добиться в ходе истории, и произошедшими в мире изменениями. В этом причина того, что они не отвечают на кризис обновлением в религиозной жизни, работе, мысли и действии" (с. 13-14). "Общест-во, даже являющееся мусульманским, может усвоить искаженные убеждения и порочный образ жизни... В этом случае насущнейшей необходимостью становятся религиозное обучение, моральное назидание и социальные реформы. Общество может быть очень религиозным и глубоко привязанным к исламу и в то же время нуждаться в политической и правовой системе, основанной на исламе; ему может недоставать и просвещенного исламского руководства" (с. 108).

По мысли ат-Тураби, очень важно широко открыть двери иджтихада (в т.ч. и для женщин) и искоренить многовековую практику, согласно которой "ученый, улем давал советы правителю и консультировал его, а тот мог принять совет, а мог и... спустить ученого с лестницы или же предать его казни" (с. 30). Выработке новой модели поведения ученого, новой роли последнего в обществе весьма способствовала, по мнению ат-Тураби, исламская консти-туция Судана, в написании которой он принимал активнейшее участие. В этом, как считает ат-Тураби, — великая роль Судана, ставшего провозвестником мусульманского обновления: "Если бы в 1964 г. кого-нибудь попросили предсказать будущее Судана по отношению ко всему остальному мусульманскому миру, таковой поставил бы Судан в самый низ списка тех стран, которые будут первенствовать в том, что касается ислама. Судан тогда представлялся чрезвычайно отсталым в результате давления, оказываемого западной культурой, и все более неспособным остановить свой выбор на каком-либо одном из двух мировых блоков — Западе или Востоке. Поэтому трудно переоценить тот факт в истории ислама, что Судан — с его скудными ресурсами и ограниченной способностью даже противостоять навязываемой извне культуре — стал страной, в которой полный и серьезный исламский эксперимент оказался возможным" (с. 36).

Анализируя восприятие Судана Западом, ат-Тураби отмечает, что Запад "со времен Римской империи ...считает только западного человека в полной мере достойным имени "человек": всех остальных западные люди рассматривают лишь как животных... как орудия, которыми можно пользоваться в своих интересах; каковые должны прозябать в невежестве, нищете и рабстве..." (с. 40). Далее ат-Тураби говорит: "Западные люди используют слово "экстремизм" по отноше-нию ко всему тому, что отлично от них самих. Бог создал людей разными и позволил им по-разному осуществлять свой вклад в обще-человеческий опыт. Запад для меня не является экстремистским лишь потому, что он — другой... Люди Запада унаследовали традицию коло-ниального обращения со всеми прочими. Они охватили своим влия-нием весь мир и уничтожили массы людей в Африке, Азии и обеих Америках... Они навязывают нам свои понятия и дефиниции" (с. 80).

По мнению Ат-Тураби, страх перед исламом, который неоднократно давал отпор западной колониальной экспансии, побуждает западных аналитиков демонизировать и его самого — он предстает как "серый кардинал", "король всемирного терроризма" (с. 42). Предпринимаются попытки уничтожить политика: "Они составляли заговоры, чтобы убить меня в Канаде и других местах, но безрезультатно... Их усилия оказались контрпродуктивными, так как ко мне было привлечено внимание всего мира... Запад должен понять, что движение истории зависит от личностей... и что мученичество мы ставим превыше всего" (с. 61).

К.Б.Демидов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.