2000.02.045. КАРУНАРАТНЕ Н.Д. АЗИАТСКОЕ ЧУДО И КРИЗИС: ТЕОРИИ, РОЛЬ МВФ И УРОКИ.
KARUNARATNE N.D. The Asian miracle and crisis: Rival theories, the IMF bailout and policy lessons // Intereconomics. — Hamburg, 1999. — Vol.34, № 1. — P.19-26.
В статье сотрудника университета штата Куинсленд (Австралия) рассматриваются причины внезапного прекращения быстрого экономического роста стран ЮВА, который рассматривался как образец для других развивающихся стран (РС). Финансовый кризис 1997 г. привел к оттоку иностранного капитала, в результате чего экономика стран ЮВА погрузилась в состояние глубокого спада. В 1970-1995 гг. душевой доход в этих странах возрос в четыре раза, среднегодовые темпы роста составляли 7%;. продолжительность жизни увеличилась на 20%, а уровень грамотности взрослого населения — на 25% (с.20). По мнению автора, экономический рост стран ЮВА происходил в основном за счет расширения использования факторов производства без учета их производительности, что рано или поздно должно было привести к экономическому краху.
На смену теории о том, что причиной "азиатского чуда" является накопление физического капитала, пришла теория эндогенного роста, утверждающая, что причиной высоких темпов экономического роста является развитие человеческого капитала (через образование и передачу технологий). В 1960-1994 гг. средняя производительность одного рабочего в пяти азиатских странах возрастала за год на 4,3%; более 50% этого прироста объяснялось увеличением капитала, 6% — повышением образовательного уровня рабочих и 36% — передачей технологии и внедрением инноваций (с.20). Признавая справедливость обеих теорий, автор отмечает, что они не могли предсказать надвигающийся кризис, и предлагает более эклектичную модель «саморазвивающейся паники», которая может объяснить причину азиатского кризиса. В соответствии с этой моделью, инвестор может не иметь ликвидности в краткосрочной перспективе, но в долгосрочном плане может быть способным осуществить инвестиции. Однако паника среди кредиторов и их стадное поведение могут привести к банкротству многих инвесторов. Одним из вариантов рассматриваемой модели является "модель финансовых пузырей", которая объясняет поведение финансовых посредников, направлявших краткосрочные капиталы в рискованные и спекулятивные предприятия в азиатских странах. Это объяснялось отсутствием пруденциального регу-
2000.02.041
144
лирования банков и предоставлением кредитов, обеспеченных гарантией на основе дружеских отношений. Нерегулируемый приток иностранного капитала приводил также к синдрому злоупотребления займами, вызывавшему рост цен на активы, что, в конце концов, вызвало панику, приведшую к оттоку капитала и финансовому кризису.
Об угрозе кризиса предупреждали такие факты, как завышенные обменные курсы номинальных валют, массовый приток иностранного капитала, большая доля иностранного капитала, направляемого в частный сектор (свыше 70%), неэффективное использование поступающего капитала, высокий показатель недействующих кредитов (17% суммы долга). Определяющим показателем чувствительности экономики азиатских стран к кризису был показатель отношения краткосрочного долга к валютным резервам, составлявший 140%. Поскольку валютные резервы не могли покрыть краткосрочный долг, это вызвало панику среди кредиторов (с.23). Азиатский экономический кризис, возникший в Таиланде, быстро распространился на соседние страны, что заставило иностранных инвесторов изымать свои капиталы. В основе принятия решений об изъятии капиталов лежало «стадное поведение», не связанное с реальными макроэкономическими показателями.
МВФ вместе с Всемирным банком и Азиатским банком развития выделил ЦБ трех наиболее пострадавших от кризиса стран почти 60 млрд., долл., кроме того, 52 млрд. были предоставлены на двусторонней основе (с.24). Стратегия МВФ была направлена на восстановление валютных резервов, стабилизацию валютных курсов и возвращение иностранного капитала. Однако скоро стало ясно, что она не достигла поставленной цели. Автор объясняет неудачу этой стратегии тем, что: 1) причиной кризиса МВФ считал неудовлетворительные макроэкономические показатели, а не панику среди кредиторов; 2) МВФ пытался осуществить радикальную перестройку финансового сектора и всей экономики до применения защитных мер, что усилило панику среди кредиторов; 3) были установлены жесткие макроэкономические цели (величина бюджетного дефицита, процентной ставки, ограничение кредитов), что способствовало сползанию экономики в рецессию, а не ее восстановлению; 4) закрытие нежизнеспособных банков и финансовых институтов усилило кризис ликвидности и мешало ориентированным на экспорт предприятиям использовать эффект снижения обменного курса.
В дальнейшем стратегия МВФ была несколько изменена: не ставилась цель достижения жестких бюджетных и денежно-кредитных показа-
телей; больше внимания уделялось продлению срока выплаты долгов международным кредиторам, а также предоставлению государственных гарантий по обязательствам финансовых институтов. В результате к середине 1998 г. азиатские рынки несколько успокоились. Азиатский экономический кризис продемонстрировал необходимость реорганизации МВФ, создания новой глобальной финансовой структуры, которая способна противодействовать эффекту "казино" при нарушении доверия инвесторов к экономике одной из стран и массовому оттоку краткосрочного капитала. Такая структура может быть создана при соблюдении следующих условий: интеграции РС в глобальную экономику, либерализации торговой и инвестиционной политики, применения наиболее прогрессивных и прозрачных методов управления, упразднения коррупции; принятия международной системы бухгалтерского учета и норм пруденциального регулирования; использования опыта МВФ при решении глобальных проблем.
Н.Н. Иванова