Научная статья на тему '2000. 02. 038. Сальваторе Д. Мог ли быть предсказан финансовый кризис в Восточной Азии? Salvatore D. could the financial crisis in East Asia have been predicted? J. of policy modeling. N. Y. 1999. Vol. 21, N3. P. 341349'

2000. 02. 038. Сальваторе Д. Мог ли быть предсказан финансовый кризис в Восточной Азии? Salvatore D. could the financial crisis in East Asia have been predicted? J. of policy modeling. N. Y. 1999. Vol. 21, N3. P. 341349 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ПРОГНОЗЫ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС АЗИАТСКИЕ СТРАНЫ / МЕКСИКА ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / АЗЕРБАЙДЖАН ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 038. Сальваторе Д. Мог ли быть предсказан финансовый кризис в Восточной Азии? Salvatore D. could the financial crisis in East Asia have been predicted? J. of policy modeling. N. Y. 1999. Vol. 21, N3. P. 341349»

Экономика

2000.02.038. САЛЬВАТОРЕ Д. МОГ ЛИ БЫТЬ ПРЕДСКАЗАН ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ?

SALVATORE D. Could the financial crisis in East Asia have been predicted? J. of policy modeling.—N.Y. 1999.—Vol.21, N3.—’.34—49.

Сотрудник ун-та Фордхем (Нью-Йорк, США) спорит с теми, кто считает, что можно было предсказать фин. кризис 199—— 1998 гг. в восточноазиатских странах —Таиланде, Индонезии, Малайзии, Юж. Корее и на Филиппинах (этот кризис проявился в катострофич. падении местных валют и массовом банкротстве банков и предприятий))’. Теперь, два года спустя, многие пытаются определить признаки приближавшегося кризиса, которые позволяли его предсказать. Пора уже признать, что просто не существует макроэкономических и фин. показателей, основываясь на которых можно было бы точно знать, что страну непременно поразит кризис —и тем более предсказать, когда это произойдет. Есть всего лишь признаки того, что кризис в той или иной стране теоретически возможен. И эти признаки возможной опасности довольно примитивны) (с. 341).

Первый признак возможного кризиса —низкий уровень сбережений в экономике. Если сбережений не хватает на то, чтобы обеспечить растущие потребности страны в капитале (потребности могут расти потому, что каждый год все больше людей вступают в трудоспособный возраст и ищут работу, или потому, что современный рынок требует повышения капиталоемкости произ-ва), то страна будет заимствовать много денег за границей и привлекать иностранный капитал. Однако иностранные кредиты придется отдавать, а иностранный капитал может почему-либо уйти. Тогда возникнет валютно-финансовый или экономич. кризис. Именно это произошло в Мексике в 1994 г. Сбережения там составляли всего 18% ВВП, в то время как нормальным можно было счесть уровень в 2—-25% ВВП (именно такой уровень позволил бы создавать каждый год дополнительно 1 млн. рабочих мест для молодых мексиканцев, вступающих в трудоспособный возраст, и при этом еще оставить возможность для технич. перевооружения произ-ва и повышения производительности труда). Соответственно, для поддержания нормального произ-ва

Мексике был необходим ежегодный приток иностранного капитала в —% ВВП. Когда из-за политич. нестабильности в 1994 г., иностранный капитал начал уходить из страны, Мексика была вынуждена девальвировать свою валюту —то кончилось тяжелым экономич. кризисом. Однако в восточноазиатских странах этот признак отсутствовал. Внутренние сбережения составляли 37% ВВП в Малайзии, 33% —в Юж.Корее и Таиланде, 29% —в Индонезии (с. 343).

Второй признак — большой бюджетный дефицит. Он заставляет правительство прибегать к крупным внутренним и внешним заимствованиям под высокий процент. В конце концов правительство может оказаться не в состоянии расплатиться, что приведет к инфляции, падению нац. валюты и банкротству банков, дававших взаймы бюджету. Конечно, большой дефицит —понятие неопределенное. Однако считается, что дефицит более 3% ВВП в любом случае создает для правительства проблемы.

Заметим, что ни Мексика в 1994 г., ни восточноазиатские страны в 1997 г., не отличались большим бюджетным дефицитом. В Мексике от составлял только 0,7% ВВП, в Юж.Корее —0,1%. На Филиппинах бюджет был бездефицитным, а в Таиланде, Индонезии и Малайзии вообще наблюдался профицит (соответственно 3%, 1,2 и 0,9% ВВП) (с. 343).

Третий признак —дефицит текущего платежного баланса. Если дефицит какой-либо страны составляет —5% ВВП, на мировых фин. рынках начинают подозрительно относится к нац. валюте этой страны, ожидая ее девальвации (всем ясно, что такой дефицит текущего платежного баланса ведет к сокращению золото-валютных резервов). У спекулянтов и инвесторов может возникнуть мысль поскорее избавиться от этой валюты. Тогда она действительно будет девальвирована —и это приведет к бегству иностранного капитала и банкротству местных предприятий. В 1994 г. Мексика имела дефицит текущего платежного баланса в 7,3% ВВП. В 1996 г. дефицит Таиланда составлял 7,9% ВВП, Малайзии—4,9, Юж.Кореи—4,8, Филиппин—4,7, Индонезии—3,3% (с. 343).

Четвертый признак — большой общий внешний долг. Правительства, барки и предприятия заимствуют деньги за рубежом, надеясь расплатиться за счет экспорта. Однако опыт

показывает, что обслуживать и выплачивать внешний долг, превышающий 30% ВВП, очень трудно даже стране, имеющей значительные поступления от экспорта — приходится расплачиваться по старым долгам за счет новых кредитов. Однако зап. кредиторы, зная о чрезмерной внешней задолженности страны, начинают меньше верить в ее платежеспособность и могут потребовать по новым кредитам более высоких процентов, либо вообще перестать давать взаймы. Нехватка иностранной валюты для выплаты внешней задолженности вызывает падение курса нац. валюты а банки и предприятия, не имеющие возможности купить достаточно долларов для расплаты с кредиторами, объявляют себя банкротами. В 1994 г. общий внешний долг Мексики составлял 43,3% ВВП. Восточноазиатские страны задолжали намного больше: Индонезия —59,7 ВВП, Таиланд —50,3, Филиппины —47,3, Малайзия —42,1%. У Юж. Кореи положение было не настолько серьезным, но и она была должна больше 30% ВВП—32,1% (с. 343).

Пятый признак —большой краткосрочный внешний долг. если страна берет у многих кредиторов большие суммы на короткий срок (обычно на несколько месяцев) в тот момент, когда все кредиторы потребуют расплатиться, иностранной валюты в стране может не хватить, что вызовет валютный кризис. Если краткосрочный долг превышает —10% ВВП, такая опасность очень велика. В Мексике краткосрочный долг составлял 9,3% ВВП, в Таиланде —20,8, в Индонезии —14,9, в Юж. Корее —10,3, на Филиппинах—9,1% (с. 344).

Шестой признак —большая доля дефицита платежного баланса финансируется за счет портфельных (а не прямых) иностранных инвестиций. Ясно, что иностранный капитал, вложенный в покупку целиком местных предприятий, вряд ли может быть быстро выведен из страны. А иностранные инвесторы, купившие небольшие пакеты акций или облигаций, могут их быстро продать, начав скупать иностранную валюту. Если иностранных портфельных инвестиций много, такое поведение инвесторов приведет к кризису на местном фондовом рынке и падению нац. валюты. Считается опасным, если дефицит платежного баланса, финансируемый за счет портфельных инвестиций, достигает —3% ВВП. В Мексике этот показатель

составляет 4,6% ВВП, в Таиланде —6,8, В Юж.Корее —5,2, в Малайзии—4, в Индонезии—1,4, на Филиппинах—0,6%.

Седьмой признак — слишком много экспортных поступлений страны уходит на обслуживание имеющегося у нее внешнего долга. Значит, стране будет трудно получать новые займы, и может возникнуть нехватка иностранной валюты (кроме обслуживания долга, экспортные поступления должны идти на финансирование импорта и развитие произ-ва) с последующим валютным кризисом. В Мексике на обслуживание долга шло 28,1% экспортной выручки, в Индонезии —36,8. Остальные восточноазиатские страны в этом отношении выглядели более благополучными: Филиппины —13,7%, Таиланд —11,5, Малайзия — 8,2, Юж. Корея—7% (с. 345).

Наконец, восьмой признак —слишком маленькие гос. золото-валютные резервы. В случае возникновения трудностей с обслуживанием внешнего долга государство не может использовать свои аварийные запасы. Кроме того, Центр. банк не может использовать валютные интервенции для поддержания курса нац. валюты. Традиционно размер золото-валютных резервов страны оценивается по числу месяцев, в течение которых этих резервов хватило бы на финансирование импорта. В Мексике этот показатель составлял всего 0,7 месяца, в Юж. Корее —1,1 месяца. Золото-валютные резервы Филиппин, Малайзии, Таиланда и Индонезии было заметно больше: соответственно 2,3 месяца; 3,3 месяца, 5,1 месяца, 5,5 месяца (с. 435).

Из этих 8 признаков потенциальной опасности в Мексике к 1994 г. наблюдалось 7 (кроме большого бюджетного дефицита) — и в ней разразился валютный кризис. В Восточноазиатских странах к 1997 г. наблюдалось по меньшей мере 4 признака возможного кризиса (большой дефицит текущего платежного баланса, большая общая внешняя задолженность, большой краткосрочный долг, финансирование платежного дефицита в основном за счет портфельных инвестиций). Валютный кризис действительно произошел. Какая из 4-х возможных причин привела к кризису, сказать трудно Может быть, каждая по отдельности; может быть, все вместе. В конце концов, достаточно было бы и одной причины. Единственное, что можно утверждать, —восточноазиатский кризис не был кризисом бюджетного дефицита, недостаточных

сбережений или золото-валютных резервов. Со всем этим в Восточ. Азии проблем не было.

Надо заметить, что перечисленных 8 общих признаков вполне достаточно, чтобы понимать, когда возможен кризис. Поиски каких-то дополнительных и более конкретных признаков кризиса предоставляются бесполезными. напр., многие исследователи считают завышенный курс нац. валюты свидетельством того, что в стране в конце концов разразится валютный кризис. Между тем многие развивающиеся страны умышленно поддерживают высокий курс своей валюты, чтобы привлечь иностранный капитал и бороться с дефицитом платежного баланса. Пока такая политика удачна, опасности кризиса нет. Только тогда, когда из-за завышенного курса валюты импорт начнет превышать экспорт настолько, что возникнет устойчивый дефицит текущего платежного баланса, кризис станет возможным (см. третий признак).

То, что нельзя найти признаки неизбежности кризиса, а существуют только признаки его возможности, даже хорошо. Дело всегда можно поправить и сделать кризис невозможным. “А попытки что-нибудь точно предсказывать были всегда бесполезными в прошлом и окажутся бесполезными в будущем’ (с. 347).

С.В .Минаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.