Научная статья на тему '2000. 02. 010. Нагаи Х. Философские значения понятия эволюции. Nagai H. philosophical meanings of the concept of evolution//Boston studies in the philosophy of science. Dordrecht etc. , 1998. Vol. 45: Japanese studies in the philosophy of science. P. 173-188'

2000. 02. 010. Нагаи Х. Философские значения понятия эволюции. Nagai H. philosophical meanings of the concept of evolution//Boston studies in the philosophy of science. Dordrecht etc. , 1998. Vol. 45: Japanese studies in the philosophy of science. P. 173-188 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
56
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ / ЖИЗНЬ / МАЙР Э / НАУКА И ФИЛОСОФИЯ / РЕЛИГИЯ И БИОЛОГИЯ / ТЕЙЯР ДЕ ШАРДЕН П / ТЕЛЕОЛОГИЯ И ТЕЛЕОНОМИЯ / ФИЛОСОФИЯ НАУКА / ЭВОЛЮЦИЯ (БИОЛ.)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 010. Нагаи Х. Философские значения понятия эволюции. Nagai H. philosophical meanings of the concept of evolution//Boston studies in the philosophy of science. Dordrecht etc. , 1998. Vol. 45: Japanese studies in the philosophy of science. P. 173-188»

_41_

2000.02.010. НАГАИ Х. ФИЛОСОФСКИЕ

ЗНАЧЕНИЯ ПОНЯТИЯ ЭВОЛЮЦИИ.

NAGAI H. Philosophical meanings of the concept of evolution//Boston studies in the philosophy of science. - Dordrecht etc., 1998. - Vol.45: Japanese studies in the philosophy of science. - P.173-188.

Хироши Нагаи (университет Цукуба, Япония) размышляет над философскими аспектами эволюционного учения в свете достижений современной науки. Статья состоит из пяти разделов.

В первом разделе "Неопределенность концепции эволюции" обращается внимание на некоторые аспекты понимания концепции эволюции, не выводимые прямо из опытных данных, но связанные с лежащими в ее основе философскими предпосылками. К ним, в частности, относится тот смысл, который вкладывается в понятие "эволюция".

Распространенное в сознании современного общества отождествление понятия "эволюция" с понятием "прогресс" не совсем корректно с этимологической точки зрения. Слово "эволюция" образовано от латинского "evolutio", которое в свою очередь происходит от глагола "evoluvere", что означает "разворачиваться, раскручиваться" (с.173). Тем не менее, понимание эволюции как прогресса, т.е. процесса перехода живых существ от простых форм к более сложным, получило в современной науке и философии большее распространение.

Рассматривая учение об эволюции П. Тейяра де Шардена, автор констатирует наличие в нем принципиально ненаучных элементов: "...его подход основан исключительно на христианской вере, за что его неоднократно критиковали, обвиняя в мистицизме и смешивании религии с наукой. Тейяр на самом деле верил в существование Бога как фундаментальной объединяющей силы, а также источника и движущей силы самой эволюции. Он называет это сверхусловием (super-condition) эволюции" (с.174). Дж.Хаксли не вводит, подобно Тейяру, никаких телеологических

элементов и придерживается натуралистического подхода, считает, что эволюция - это "самоподдерживающийся, самотрансформирующийся, самотрансцендирующий процесс, имеющий направленность во времени и потому необратимый, который постоянно генерирует новизну, разнообразие, все более сложную организацию, более высокие уровни сознания и все более высокую ментальную активность" (с. 174).

В строгом смысле слова понимание эволюции как прогресса не является верным, поскольку из ста миллионов видов, обитавших в разные эпохи на Земле, девяносто восемь миллионов уже исчезли и только два миллиона сохранилось до наших дней. Кроме того, некоторые группы живых организмов претерпевали быстрое изменение, в то время как другие не изменялись вообще, а третьи - то быстро изменялись в одни периоды, то подолгу не изменялись. Эти и другие аргументы свидетельствуют в пользу того, что понятие эволюции, которое, казалось бы, получило в наши дни всеобщее признание, на самом деле не до конца определено и потому достойно самого серьезного размышления. Можно даже предположить, что "эволюционные процессы и не происходят в животном мире, что мы, человеческие существа, навязываем концепцию эволюции природе, чтобы сформировать научную теорию, объясняющую природные явления. Если дело обстоит именно так, можно сказать, что понятие эволюции обязательно использует элементы фантазии (fiction)" (с.175).

К числу важнейших вопросов теории эволюции относится вопрос о роли случайности в происхождении видов, который рассматривается во втором разделе "Случайность и виды".

Вне зависимости от того, нужно ли считать эволюцию реальным фактом или фиктивным явлением, все равно следует признать в качестве ее движущего фактора случайные генетические изменения (мутации). Сегодня мутация понимается как результат необычных событий ("описок") на молекулярном уровне гена ДНК. Однако биологи до сих пор

_43_

не в состоянии объяснить механизм происхождения подобных "описок", утверждая, что они происходят случайно. Возникает вопрос, как следует в данном случае понимать случайность - как следствие неполноты современных научных знаний или как фундаментальный принцип? В первом случае рано или поздно станет возможным объяснение причин мутации на основе концепции необходимости, во втором -"мутация для человеческого интеллекта всегда будет стойким случайным явлением" (с.176).

Наряду с понятием мутации философской рефлексии заслуживает и понятие вида. Как известно, Ч.Дарвин испытывал затруднения в его определении; для него вид просто являлся условной единицей классификации. Э.Майру первыму удалось сформулировать точное определение понятия "вид". Он предложил "заменить старый стандарт определения видов живых существ новым с помощью статистических методов" (с.177), рассматривая биологические явления как происходящие в группе индивидов и выбирая для анализа лишь среднестатистические значения или состояния. Однако подход Майра также вызывает ряд серьезных вопросов. Один из них состоит в том, что хотя определение вида и удовлетворительно со статистической точки зрения, тем не менее "группа" состоит из индивидов, каждый из которых подвержен мутации.

Успехи, достигнутые молекулярной биологией за последнее время, вызывают в среде ученых надежду на то, что проблемы эволюции могут быть решены на молекулярном уровне. Получила распространение точка зрения, согласно которой различные эволюционные факторы могут получить объяснение на основе комбинации различных физических условий в системе молекул. Данный подход не учитывает, однако, роль внешних факторов в возникновении генетических изменений. "Мы, конечно, можем сказать, - указывает автор, -что мутации происходят в генах, но некоторые из начальных факторов мутации не заключены в генах, они приходят извне. Следовательно, мутация вызывается двумя типами причин,

_444_

внутренними и внешними, то есть генетическими и экологическими" (с.178).

Прослеживая генетическую историю назад, к началам факторов, накопленных в генах за многие поколения, мы столкнемся, в конце концов, с эпохальным событием в далеком прошлом, когда на Земле только появились первичные формы жизни. В этом случае мы будем иметь дело "со следующей, еще более сложной задачей, состоящей в объяснении появления первичной жизни в то время" (с.178).

Исходя из существования жизни как самоочевидного факта, Дарвин использовал для построения теории эволюции в качестве недоказуемых, а потому и ненаучных предположений такие понятия как борьба за существование и естественный отбор. Использование этих понятий демонстрирует "одну замечательную особенность" (с.178), свойственную всем научным теориям: для ее построения необходимо наличие некоторых утверждений, которые никогда не смогут быть проверены в рамках самой теории. Обнаружение подобных непроверяемых предположений равносильно тому, что любая научная теория является временной, а правота ее относительна.

В третьем разделе "Аспекты эволюции" рассматриваются различные подходы к построению эволюционной теории.

"В наше время биологические теории эволюции кажутся разными и иногда даже противоречивыми" (с.179). Различных взглядов придерживаются ученые и в объяснении феномена жизни. Однако доминирующим взглядом на жизнь в современной науке остается механицизм. Среди теорий эволюции наиболее распространенными являются теория эволюции Дарвина, теория эволюции Киндзи Иманиси (Kinji Imanisi), не признающая принципов борьбы за существование и заменяющего ее принципом разделения мест обитания (habitat segregation) и ряд других теорий, получивших название теорий нейтральной мутации. Согласно последним, мутация распространяется среди особей группы как случайное

_45_

генетическое течение. При всех различиях этих теорий их объединяет одно - они исходят из одной общей предпосылки о том, что живые организмы эволюционируют.

Ф.Добжанский поделил эволюцию на три стадии: космическую, биологическую и человеческую. Космическая эволюция представляет собой процесс рождения и угасания звезд. Биологическая эволюция включает в себя все процессы, через которые прошли все живые организмы с тех пор, как жизнь впервые возникла на доисторической Земле. Человеческая эволюция обозначает процессы, благодаря которым появилось человечество и создало свою культуру. Переход из одного измерения эволюции к другому требует трансценденции. Первой трансценденцией было появление примитивных форм жизни. Около ста тысяч лет назад в результате второй трансценденции в истории эволюции неожиданно появились прямые предки современного человека. С этого момента берет свое начало культурная эволюция.

Дарвин не обсуждал вопроса о происхождении жизни, но, преследуя цель подробного исследования эволюции живых существ, рассматривал существование жизни как данное. Анализируя теорию эволюции Дарвина, мы можем установить, что ее основные положения во многом напоминают нам принципы свободной конкуренции, преобладавшие в английском обществе тех времен. Вместе с тем было бы неверно утверждать (подобно некоторым неодарвинистам), что эволюционную мысль Дарвина можно свести к обстоятельствам исторической жизни в Англии тех времен и что объектом его исследований была, на самом деле, эволюция общества и культуры.

Отнюдь не бесспорна и трехступенчатая теория эволюции Добжанского. И биологическая, и культурная эволюции могут быть лишь краткими этапами в процессе космической эволюции. У нас могут быть даже сомнения по поводу того, что жизнь на Земле возникла из неорганического вещества. Существует еще теория

_46_

космических зародышей, хотя такая теория

происхождения жизни сегодня уже почти не рассматривается учеными.

"Понятие эволюции двусмысленно и его употребление условно, - пишет автор в четвертом разделе "Явление жизни и его финальность". - Но набор данных, накопленных по эволюционным явлениям, после соответствующей статистической обработки указывает, что на самом деле существует некий порядок и нам следует признать, что эволюция жизни слишком хорошо организована, чтобы быть простым накоплением случайных событий" (с.179). Некий вид финальности продолжал функционировать в течение всего процесса эволюции, направляя его по нужному пути. Сложность выбора нужной комбинации из всего множества случайных комбинаций аминокислот для получения одного требуемого белка из-за своей сложности находится вне рамок нашего воображения. Процесс, в котором создается белок, вряд ли можно назвать случайным. Чтобы объяснить этот выдающийся факт, следует ввести в рассмотрение функцию отыскания кратчайшего пути. Или же мы можем считать, что природа заставляет животных идти этим кратчайшим путем. И механицизм и телеология (витализм), по-видимому, могут быть включены в более многомерную систему, в которой явления жизни получат более убедительные объяснение.

Пятый раздел - "Эволюция и телеономия". Признавая теорию эволюции в качестве одного из основных подходов к описанию явления жизни, не следует забывать о том, что может существовать и любая другая теория, в основе которой лежит не «эволюция», а иные концептуальные элементы. Если физический универсум представляется нам в виде бесконечно протяженной адиабатической системы с необратимой шкалой времени, в которой процессы организации сменяются процессами дезорганизации, то биологическая эволюция будет выглядеть просто как один из случайных локальных процессов организации на пути к тепловой смерти.

_47_

Существует ли какая- нибудь альтернативная

позиция, поддерживающая научное представление об эволюции, которая в то же время допускает указанную относительность? Понятие, представляющее структурное и функциональное использование финальности, носит название телеономии. Поскольку характер и каузальности, и конечности может быть назван детерминистским, следовательно, как механицизм, так и телеология пытаются вывести детерминированные последствия из неких фактов. Но эти последствия несовместимы с относительностью эволюционных идей. Поэтому имеет смысл рассматривать эволюцию с релятивистской точки зрения.

В настоящее время остается много необъяснимых вещей, касающихся механизма эволюции. Биологическое понятие эволюции устойчиво применяется в рамках когнитивного подхода, хотя когда-нибудь в будущем такой подход может быть отвергнут и заменен новым. Мир, в котором мы живем, - чрезвычайно сложная, многокомпонентная система, состоящая из множества «подмиров». Мир живых существ - всего лишь один из них. Некоторые свойства упорядоченных химических реакций или слабых взаимодействий элементарных частиц указывают на существование финальности, управляющей безжизненной материей. Можно сказать, что у понятия финальности существует некая иерархия. Соотношение между уровнями может быть объяснено с точки зрения телеономии.

Почему же мы должны становиться на позиции телеономии, а не механицизма или телеологии? Реальный мир спрятан от нас, и мы не можем знать, каков он на самом деле. Человек не знает, является ли реальный мир на самом деле материальным или духовным, эволюционирующим или нет. Задача ученого - это, во-первых, построить соответствующую концептуальную конструкцию, а затем использовать ее для описания реальности. Каждый раз, когда концептуальная схема применяется к реальному миру, ученый как бы делает срез реальности для того, чтобы

_48_

получить более правдоподобную модель. В

самом начале пути ученые вынуждены пользоваться концептуальными схемами, которые по своей природе абсолютно ненаучны или метанаучны. Телеономическое объяснение биологической эволюции может принять вид теории эволюции в качестве одного из направлений биологии. Таким образом, философское или метабиологическое значение теории эволюции со временем может стать более четким.

И.В.Силин, Ю.Ю. Чёрный, В.А.Яковлев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.