2000.01.100. АЗУЛАЙ Ж. ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВЛИ И ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В МИРЕ НА ГОРИЗОНТЕ 2010 г.
AZOULAY G. Globalisation des echanges et securite alimentaire mondiale a ¡'horizon 2010 // Rev. Tiers monde. - P., 1998. - T. 39, N 153. -P. 25-43.
В статье французского экономиста, преподавателя университета Париж-Х1, рассматривается способность нашей планеты прокормить население в условиях усиливающейся глобализации обмена и уменьшения регулирующей роли государства. В течение долгого времени (начиная с первой теории, разработанной Мальтусом в 1798 г.) голод и недоедание населения объяснялись единственной причиной -недостаточным объемом производства продовольствия. Однако значительный рост мирового производства продовольствия за последние 50 лет не привел к решению проблемы голода в мире: от недоедания сегодня страдают 800 млн. человек, проживающих в основном в странах Азии и Африки южнее Сахары (с.26).
Современное развитие концепции продовольственной безопасности привело к тому, что исследователи стали обращать внимание на "левую сторону уравнения продовольственного снабжения", в которой отражается доступ населения (индивидов и семей) к продовольственным ресурсам. Определяющим элементом новой концепции является не наличие продовольствия (местного или импортного) на рынках, а обеспечение любому человеку материальных и экономических условий, позволяющих ему удовлетворять свои потребности в продовольствии. Таким образом, главным вопросом на национальном и мировом уровнях становится вопрос распределения ресурсов. Сохранение голода в современном мире отражает неспособность обеспечить одновременно прирост ресурсов и их соответствующее распределение. В результате 20% наиболее богатого мирового населения концентрируют более 85% мировых богатств, тогда как 20% наиболее бедного - всего 1,4%. В 19501992 гг. средний душевой доход утроился, однако беднейшее население не получило никаких выгод от глобализации: их доля в мировой торговле составляет всего 1%, а в сумме международных кредитов - всего 0,2% (с.27).
Проблема продовольственной безопасности может рассматриваться на различных уровнях: отдельных индивидов, домашних хозяйств, стран, регионов и мира в целом. Анализ эволюции мировой продовольственной безопасности до 2010-2020 гг. может привести к одному из двух
противоположных выводов: 1) мировая экономика будет в состоянии удовлетворить спрос населения на продовольствие; 2) значительная часть мирового населения не сможет удовлетворить свои потребности в продовольствии на адекватном уровне. Такой анализ ведется на основе моделей, разработанных различными институтами и организациями. Демографические предпосылки этих моделей: в 2010 г. в сельском хозяйстве будет занято 1,2 млрд. человек, в том числе 900 млн. в странах Азии, 206 млн. - в странах Африки и 24 млн. - в развитых странах (с.27-28). В остальном эти модели различаются между собой.
В модели института Уорлдвотч, разработанной в 1995 г. под руководством Л.Брауна, отмечается, что среднегодовой прирост производства зерновых в мире постоянно снижается: в 1950-1984 гг. он составлял 30 млн. т, в 1984-1992 гг. - 12 млн. и до 2030 г. снизится до 9 млн. т (с.28). Это замедление прироста авторы модели связывали с сокращением сельскохозяйственных площадей под влиянием демографического роста, все большего использования воды для промышленных целей и снабжения городов и снижающихся темпов прироста урожайности. Эта тенденция представляется авторам модели необратимой из-за снижения темпов технологических инноваций и производительности, эрозии почв, деградации окружающей среды, истощения водоносных горизонтов, засоления земель и т. д. Общий вывод авторов этой неомальтузианской модели состоит в том, что мировое производство не сможет удовлетворить потребности растущего населения. Правительства должны будут уделять больше внимания планированию семьи и контролю над рождаемостью, а проблемы обеспечения продовольственной безопасности станут для правительств более приоритетными, чем военной безопасности.
Консультативная группа по международным аграрным исследованиям в своей модели (1994) исходит из того, что каждые 30 лет урожайность удваивается. В этих условиях увеличения производства продовольствия на уже обрабатываемых площадях будет достаточно для удовлетворения глобальных потребностей. Увеличение производства будет связано с внедрением результатов генетических исследований и расширением использования удобрений: сегодня на 1 га в странах Западной Европы и Японии используется от 120 до 500 кг азотных удобрений, тогда как в странах Азии - 30 кг, Южной Америки -15 кг и Африки - 4 кг (с.28). В странах Азии (в основном в Индии и Китае) орошаемые площади увеличатся на 60%. Вместе с тем авторы
модели признают факт усиливающейся деградации земель - за последние 50 лет из эксплуатации было выведено 2 млрд. га, или 17% обрабатываемых земель. Эрозия и засоление почв, уничтожение лесов (16 млн. га в год) и др. факторы ухудшения окружающей среды создают границы для роста производительности в сельском хозяйстве.
В основе модели ФАО (1995) лежит гипотеза о том, что в 19952010 гг. среднегодовые темпы роста мирового производства продовольствия составят 1,8%, что соответствует долгосрочной тенденции к снижению темпов роста (с.28). В разных моделях глобальный дефицит предложения зерновых, необходимых для удовлетворения платежеспособного спроса, оценивается от 160 млн. до 700 млн. т (в последний показатель включены 400 млн. т, необходимые для удовлетворения скрытых потребностей бедных). В 1990-2010 гг. происходит процесс перемещения бедности и недоедания из стран Азии в страны Африки южнее Сахары, при некотором сокращении численности недоедающих с 809 млн. до 730 млн. человек (с.29).
Далее представлены два сценария возможного изменения продовольственного положения в мире до 2010 г.
I. Сценарий углубления нынешней системы международного разделения труда (МРТ) в мировом сельском хозяйстве. Нынешняя система МРТ в мировом сельском хозяйстве характеризуется наличием двух групп стран: небольшой группы стран-производителей, которые удовлетворяют потребности в продовольствии большой группы стран, страдающих от дефицита продовольствия. Так, в 1970-1990 гг. страны ЕС увеличили производство продовольствия на 55 млн. т, из которых 87% были экспортированы. В рассматриваемый период ЕС превратился из чистого импортера продовольствия (21 млн. т) в чистого экспортера (27 млн. т) (с.29). Развитые страны смогли достичь впечатляющих успехов в развитии сельскохозяйственного производства благодаря политике государственной поддержки сельского хозяйства. В 1980-1990 гг. в странах ОЭСР сумма субсидий сельскохозяйственному производству возросла с 99 млрд. до 176 млрд. долл. (в среднем на 7,5% в год) (с.30). Это значит, что в среднем на каждое хозяйство приходилось 15 тыс. долл. и на гектар обрабатываемой земли - 176 долл. Более 38% сельскохозяйственного импорта стран ОЭСР защищено нетарифными барьерами. Тот факт, что развитые страны смогли сконцентрировать в своих руках более 2/3 международной торговли, связан с тем, что либерализация торговли а рамках ГАТТ в области сельскохозяйственной
торговли не опиралась на принцип сравнительных издержек. Продовольственная проблема затрагивает политические, экономические и социальные аспекты безопасности, сохранения сложившихся социальных структур, образа жизни и культуры.
По мнению автора, рассматриваемая модель трудно применима к беднейшим странам мира; в 80-х годах в 75 развивающихся странах (РС) производство продовольствия на душу населения снизилось. При этом большинство из них не смогли диверсифицировать свой экспорт и повысить экспортные доходы. Влияние "уругвайского раунда" переговоров в рамках ГАТТ на продовольственную безопасность "дефицитных" РС (т.е. стран с продовольственным дефицитом) в среднесрочном плане может быть расценено как дестабилизирующее. В 80-х годах их производство находилось в состоянии стагнации, а в 90-х -в состоянии упадка. Среднегодовые темпы роста в этих РС составляли в 1980-1993 гг. 1,6% и в 1994 г. 1,4%, что ниже темпов прироста их населения (с.31).
Процессы либерализации сельскохозяйственной торговли ударят по "дефицитным" РС, так как вызовут удорожание импорта (в валюте) и сокращение продовольственной помощи со стороны промышленно развитых стран (ПРС). Доля беднейших РС в мировой торговле продолжает уменьшаться: в 80-х годах она составила 0,6% в экспорта и около 1% в импорте; уровень открытия их экономики снизился с 17 до 14% (с.32). Глобализация торговли приводит к усилению нестабильности сельскохозяйственных рынков. Сторонники либерализации чаще всего ссылаются на то, что она устраняет эффекты государственной поддержки сельского хозяйства, которая, по их мнению, является главной причиной трудностей и дисбалансов в мировой торговле. При этом игнорируется роль крупных торговцев и спекулянтов, а также климатических факторов. Страны-производители, как правило, направляют свой экспорт в страны, обладающие платежеспособным спросом. Для возмещения неплатежеспособного спроса "дефицитные" страны должны получать от стран-производителей продовольственную помощь, благодаря которой они оказывают на страны-получатели определенное влияние.
Таким образом, в рассматриваемом сценарии продовольственная помощь играет определяющую роль. Если предположить, что мировой ВВП останется неизменным, то для увеличения суточного потребления 700 млн. бедняков с 1500 до 3000 калорий потребуется продовольственная помощь в 400 млн. т, или в 40 млрд. долл., что в 20
раз больше суммы продовольственной помощи, предоставленной РС в 1990 г. В 1994-1995 гг. мировые запасы зерновых снизились до самого низкого с 1981 г. уровня. В 1995 г. мировое производство зерновых уменьшилось на 2% по сравнению с 1994 г. Связанное с этим снижением повышение цен на зерно привело к тому, что количество зерновых, предназначенное на продовольственную помощь, сократилось на 20% (с.33). Сохранение этой тенденции отрицательно скажется на положении беднейших стран, большая часть которых расположена в Африке южнее Сахары.
II. Сценарий расширения производственных мощностей и доступа населения беднейших РС к рынку продовольствия. Глобализация может вызвать неблагоприятные последствия для доступа населения стран, не участвующих в гонке за повышение конкурентоспособности, к продовольствию. Мировая продовольственная безопасность не может рассматриваться только с точки зрения соотношения между глобальным спросом и предложением, поскольку в основе этого подхода лежит постулат о существовании единого и однородного мирового рынка. Однако в бедных РС (в отличие от ПРС), где большинство населения занято в сельском хозяйстве, спрос и предложение продовольствия не отделены друг от друга, так как во многих случаях производимая продукция потребляется в том же домохозяйстве. В большинстве "дефицитных" стран продовольст-венный дефицит составляет около 5% национального предложения (с.35). Увеличение национального предложения не является достаточным условием для обеспечения продовольственной безопасности всем домохозяйствам.
Неравенство распределения мирового дохода между странами и крупными регионами мира, а также в рамках каждой страны находится в центре проблем мировой продовольственной безопасности, а также борьбы с бедностью стран и отдельных индивидов. Рассматриваемый сценарий предполагает, что продовольственная безопасность наиболее бедных РС не может опираться только на мировой рынок (импорт и продовольственную помощь) из-за его крайней нестабильности. Для ее обеспечения необходимо увеличить инвестиции в развитие местного сельского хозяйства, а также ввести в действие более справедливое распределение произведенных ресурсов (даже без существенного повышения темпов их роста). При этом следует решить следующие проблемы: увеличить объем производства и повысить производительность с учетом экологических требований; разработать и
осуществить стратегию и политику обеспечения продовольственной безопасности; усилить международную специализацию на основе региональных объединений; уменьшить социальное неравенство в национальных рамках.
Расширение производства и развитие сельского хозяйства в РС должны сопровождаться разработкой и осуществлением стратегии продовольственной безопасности, направленной на достижение трех целей: а) обеспечение необходимого количества продовольствия за счет собственного производства и - когда это необходимо и возможно - за счет импорта; к продовольственной помощи следует прибегать лишь в исключительных случаях; б) поддержание стабильности продовольственного снабжения за счет сокращения колебаний производства и урожайности, адекватного управления национальными запасами продовольствия, развития транспортной инфраструктуры и систем сбыта; в) обеспечение доступа всех индивидов к имеющемуся продовольствию; этой цели должна служить политика перераспределения доходов, расширения занятости и увеличения потребления (с.37).
Одним из главных условий жизнеспособности рассматриваемой модели в бедных и "дефицитных" РС является осуществление государствами важнейших функций по регулированию экономической деятельности, поскольку рынок сам по себе не может обеспечить продовольственной безопасности (с.39). Стратегия обеспечения такой безопасности должна стать руководящим принципом деятельности государства и реабилитации его экономической роли, поскольку удовлетворение потребностей населения в продовольствии является первейшей целью и одновременно условием развития (с.40).
В целом, заключает автор, второй из рассмотренных выше двух сценариев предпочтительнее, поскольку он предусматривает не только увеличение производства продовольствия, но и обеспечение доступа всех индивидов, проживающих в беднейших и "дефицитных" РС, к продовольственным ресурсам. Краеугольным камнем этого сценария является разработка на национальном или региональном уровне стратегии продовольственной безопасности, мобилизующей различных действующих лиц, а также переосмысление экономической роли государства.
Л.А.Зубченко