АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
2000.01.022. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / Бачило И.Л., Гришковец А.А., Мелюхин И.С. и др.: Отв. ред. Бачило И.Л.; Ин-т государства и права РАН.—М Юрист, 1998.—431 с.
Книга посвящена анализу исполнительней власти в России в первой половине 90-х годов, представляет мнение авторов о нормативной основе взаимодействия структур исполнительной власти по вертикали и горизонтали, рассматривает формы и методы деятельности органов исполнительной власти в условиях реформ; государственный контроль в сфере исполнительной власти, соотношение и взаимодействие исполнительной и судебной властей, проблемы государственной службы в системе исполнительной власти РФ. Оригинальность данного исследования состоит в постановке вопроса о специальной государственной программе по развитию системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Ресурсы исполнительной власти как организационной системы и ее функциональной деятельности по осуществлению государственного управления объединяют все обеспечивающие подсистемы, В первую очередь к ним следует отнести: а') государственную службу как важнейший институт государственной исполнительной власти; б) информационное обеспечение деятельности органа исполнительной власти и ее персонала; в) финансовые и иные материальные ресурсы. К этому традиционному набору следует добавить современные средства, без которых государственное управление не будет соответствовать своему времени. Это касается инновации и адаптирования системы к состоянию гражданского общества, его потребностям.
Поиск соответствующей времени организации государственной службы является проблемой не только для России или стран постсоветского периода. Так, сотрудник национального Университета
Сингапура отмечает, что когда приватизация была объявлена "стержневым элементом рыночных реформ, возникли три формы кризиса в системе государственной администрации. Это кризис имиджа, нормативный кризис и кризис доверия к государственной службе. Внедрение новых методов в работу госаппарата повлекло сокращение его, падение авторитета, снижение подготовки кадров, свертывание исследований в этой области.
Финансовые, институциональные и научные условия привели, как считает этот автор, к "нормативному кризису'. Он выражается в том, что в государственной службе применяются понятия и научные критерии управления, взятые из частного бизнеса. Нормы и критерии государственной администрации вытесняются нормами и критериями менеджмента в частном предприятии. Утрачивают свое значение четыре типа этических стандартов: социальная справедливость, общественные интересы, уважение интересов конкретных граждан, соблюдение фундаментальных основ режима (конституционных ценностей) (с.409).
По мнению Американской ассоциации государственного управления (АБРА|), базовые профессиональные и этические стандарты госслужбы должны включать: законность, ответственность, подотчетность, отзывчивость, обязательность, открытость обществу. Эти составные демократические парадигмы управления уступают место 'ориентации на клиента'.
Снятие и ослабление таких проблем, как бюрократизм, бесконтрольность, безответственность, коррумпированность аппарата: увязка задач сокращения численности аппарата с совершенствованием структуры и правового положения органов исполнительной власти; введение критериев для определения численности работников подразделений органов; решение проблемы единой классификации органов государственной власти РФ, классификация государственных должностей в системе органов государственной власти, включая и систему органов исполнительной власти, —все это задачи упорядочения кадров системы исполнительной власти и создания условий для их нормального функционирования.
А.И.Моргунова