2000.01.010. НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА НОРВЕГИИ.
NORWAY'S science policy. NSF/Eurioe reoirt N 98, march 1998. httt://www.amb-USA.fr/nsf/nsf98/htm. - 8 p.
Реферируемый материал является докладом, подготовленным по результатам визита в столицу Норвегии Осло руководителя европейского филиала Национального научного фонда (ННФ) США, д-ра Норберта М. Бикалеса (Morbert M.Bikales). Целью визита, состоявшегося в феврале 1998 г., была оценка научно-технического потенциала Норвегии и последних перемен в ее научной политике.
Общие положения. Королевство Норвегия, имеющее очень хорошо образованное население численностью 4,3 млн. человек, протянулось узкой полосой по западу Скандинавского полуострова за пределы полярного круга. Независимость оно обрело в два этапа: в 1814 г. в результате наполеоновских войн отделилось от Дании, а в 1905 г. прекратило унитарную связь (общий король) со Швецией. В связи со сравнительно недолгим существованием в качестве независимого государства многие норвежские учреждения, в частности университеты, созданы недавно. Норвегия богатая, экономически процветающая страна, главным образом за счет эксплуатации шельфовых месторождений нефти и газа, а также таких отраслей, как лесная, бумажная промышленность, металлургия, химия, кораблестроение и рыболовство. В последние годы быстро возрастает значение производства средств коммуникаций. Хотя Норвегия является членом НАТО, от вхождения в Европейский союз она отказалась, но в исследовательских проектах этой организации участвует, ежегодно внося на эти цели 300 млн. крон (в 1998 г. 1 долл. стоил 7,7 кроны). Норвегия также активно сотрудничает в научном плане со многими прибалтийскими странами. Например, норвежские ученые помогали своим литовским коллегам провести полную оценку исследовательского потенциала Литвы после обретения последней национальной независимости. Кроме того, ученые Норвегии давно и плодотворно взаимодействуют с коллегами из США, где многие из них учились или проводили постдокторские исследования.
Организация исследований и разработок (ИР) Норвегии. В сфере ИР Норвегии занято примерно 40 000 человек, включая 5600 докторов наук. В промышленности из них занято 12 600 человек (650 с докторской степенью), в институтском (см. ниже) секторе — 10 100 человек (1300 докторов) и в системе высшего образования — 18 100 (академический сектор (соответственно, 3700).
Общие затраты Норвегии на ИР составляют около 16 млрд. крон, причем промышленность тратит 50% этой суммы, правительство — 43, а 7% составляют иностранные вложения. В долях валового внутреннего продукта расходы на науку выражаются числом 1,7%, что гораздо меньше, чем в Швеции или Финляндии, а также несколько уступает аналогичному показателю Дании. Эта цифра — не от бедности, а от сравнительно небольшого спроса и вследствие стратегии правительства, не желающего раздувать расходные статьи бюджета в годы, когда оно получает много денег от нефти и газа, из опасения сокращения этих доходов в будущем. В результате за 1995-1997 гг. реальные расходы правительства на науку сократились на 5%, хотя в текущих ценах они выросли на 3%. Аналогичную консервативную финансовую политику проводит и промышленный сектор, сокративший за тот же период свои расходы на 1%. В институтском секторе также наблюдался спад объемов ИР (на 8%), и только университеты сохраняли свои расходы на стабильном уровне. Основная часть ИР выполняется в округах, прилегающих к Осло. Здесь осваивается 57% всех объемов работ, в самом Осло — около 1/3.
В Норвегии — четыре крупных университета и восемь специализированных колледжей, 18 500 студентов. Ведущими вузами являются два университета — в Осло, имеющий широкий профиль. и Норвежский университет естественных и технических наук в Тронхейме. Еще два университета расположены в городах Берген и Тромсо. Университеты выполняю основную часть фундаментальных исследований страны. Академический сектор получает 3,1 млрд. крон (1995 г.) непосредственно от правительства и еще 579 млн. через научный совет Норвегии. Практически все основные образовательные учреждения страны относятся к общественному сектору. Исключение составляет крупная Школа бизнеса в Осло, где обучается порядка 15 000 студентов.
Кроме промышленного и академического секторов ИР, Норвегия имеет широко развитый так называемый институтский сектор. Он состоит из приблизительно 100 исследовательских институтов и стольких же институтов, где ИР являются частью их
деятельности. Институты выполняю прикладные и технологические исследования, чаще всего на конкретной основе. Четыре из них имеют более 300 исследователей — SINTEF (см. ниже), Институт исследования моря, Энергетический институт и Норвежский институт оборонных исследований. Объем работ институтского сектора в 1995 г. составил 4,5 млрд. крон, из которых 1,8 млрд. было получено от правительства, а 980 млн. — от научного совета Норвегии. Правительство, однако, уменьшает свои субсидии, вынуждая институты в большей мере переходить на самофинансирование. Результатом является увеличение доли разработок в общем объеме ИР и сокращение доли исследований.
Промышленный сектор ИР в 1995 г. освоил 7,8 млрд. крон. В нем было занято 9400 исследователей. От различных правительственных министерств сектор получил 359 млн. крон, от Исследовательского совета Норвегии — 106 млн., остальное — собственные средства промышленных фирм.
Исследовательский совет Норвегии. В 1993 г. Норвегия по решению парламента (стортинга) объединила ранее действовавшие пять исследовательских советов в один (NFR), занимающийся распределением правительственных денег и информационным обеспечением правительства по вопросам, касающимся сферы науки и техники. Подчиняется он в основном министерству по делам образования, науки и религии, которое и выделяет Совету основную часть его денег. Кроме того, он получает средства от более чем дюжины прочих министерств, таких, как министерства промышленности и торговли, сельского хозяйства, рыболовства здравоохранения, проблем окружающей среды. В целом бюджет NFR составляет порядка 2,7 млрд. крон, 1/4 всех правительственных расходов на науку.
Внутри Совета деление по отдельным научным дисциплинам практически исчезло, но на замену ему пришли не междисциплинарные направления, а шесть предметно ориентированных отделов. Средства между ними распределялись в 1997 г. следующим образом:
- отдел промышленности и энергетики (реф. судостроение, отрасли сервиса) — 671 млн. крон (25%);
- отдел науки и технологии (близкий аналог американского Национального Научного Фонда) 568 млн. (21%);
- отдел биопроизводства и обработки (рыболовство, сельское хозяйство, аквакультура, ветеринария, лесоводство, пищевая промышленность) — 449 млн. (17%);
- отдел культуры и обществоведения (гуманитарные и общественные науки, общественные организации и службы — 338 млн. (12%);
- отдел проблем сохранения и развития окружающей среды — 270 млн. (10%);
- отдел медицины и здравоохранения — 166 млн. крон (6%);
- на административные и прочие расходы — 3%.
Каждый из отделов возглавляется своим исследовательским советом (research board) и подразделяется на подотделы, опять-таки не по дисциплинарному признаку, как это имеет место в большинстве стран. В каждом отделе есть подотделы стратегических программ, индивидуальных проектов и инфраструктуры. Есть также направления, охватывающие все отделы. К примеру, в 1998 г. бюджет 250 млн. крон на разработку информационных и коммуникационных технологий формировался из средств отделов науки и технологии, промышленности и энергетики, культуры и обществоведения, медицины и здравоохранения. Первый из этих отделов ведал фундаментальными исследованиями данного направления, второй — прикладными, третий — влиянием разрабатываемых технологий на общества, а последний — применением их в области медицины.
Поскольку в сфере науки Норвегии преобладают прикладные ИР, в 1998 г. NFR предложил выбрать в качестве главного приоритетного направления развитие фундаментальных исследований. Кроме этого, в число основных направлений входят изучение ресурсов моря, создание сложного прогрессивного научного оборудования, обеспечение качества продуктов питания и их безопасности, информационные и коммуникационные технологии, совершенствование демократических институтов управления обществом, полярные исследования и развитие экспертных служб. В свою очередь, каждый из отделов определил приоритеты в подведомственных им областях.
NFR является также национальным органом для осуществления ряда важных функций помимо руководства наукой внутри страны. Он ведает международным научным
сотрудничеством, участием в исследованиях Антарктики и Арктики и руководит программой АЯБУА. В рамках этой программы, основанной в 1994 г., проводится изучение влияния процессов объединения Европы, особенно создания и деятельности Европейского Союза на национальную политику Норвегии, ее государственные институты и национальное самосознание. К участию в программе привлекаются зарубежные эксперты, в том числе из США. Сотрудничество с Европейским Союзом и входящими в него странами, а также с США, поощряется. Кроме того министерство иностранных дел выделяет Совету деньги на сотрудничество со странами Центральной и Восточной Европы, Африки и некоторыми азиатскими государствами...
С недавних пор Совет начал практиковать экспертную оценку состояния отдельных отраслей норвежской науки силами зарубежных специалистов. Первой такой оценке подверглась химия, традиционно сильная отрасль Норвегии. Однако доклад, изданный в 1997 г., дал состоянию норвежской химической науки весьма суровую оценку. В частности, там отмечалось, что "число групп, работающих на передовых рубежах данной дисциплины, слишком мало, что исследования серьезно обременены традициями, исследовательские структуры не обладают гибкостью, атмосфера в исследовательских организациях не стимулирует творчество должным образом, слишком слаба динамика кадров, а важнейшая область исследований — на стыке с биологией практически не разрабатывается" (с. 4). Выводы доклада повергли руководство Совета и правительство в шок, доклад очень серьезно изучается и, по-видимому, окажет большое и долговременное влияние на состояние ИР не только в области химии, но ив других дисциплинах. На очереди — экспертные оценки состояние геологии и биологии.
ШЕИ — норвежский институт изучения науки и высшего образования. Институт с 1996 г. является автономным агентством, финансируемым КБЯ и выполняющим примерно те же функции, что и отдел исследования научных ресурсов ННФ США. Агентство готовит и выпускает статистические сборники, подобные американским "Индикаторам науки и техники", но, кроме того, в его компетенцию входит оценка исследовательских программ национальной научной политики, а также деятельности учреждений высшей школы по обеспечению нужд национального рынка труда. В Агентстве 60 сотрудников. Его доклады имеют значительный вес. Оно широко сотрудничает с Европейским Союзом, Организацией европейского сотрудничества и развития, Советом министров северных стран.
Университет г. Осло. Основанный в начале XIX в., когда Норвегия порвала свои связи с Данией, университет сегодня занимает небольшую территорию в центре города и большой современный кампус в Блиндере, на окраине столицы. Он очень быстро вырос в последнее десятилетие. В 60-х годах там насчитывалось около 5 тыс. студентов, сегодня — 40 тыс. Восемь факультетов университета ведут обучение по всем специальностям, кроме инженерных. Одно из достижений университета обернулось для него и самой сложной проблемой — непомерно большим числом желающих изучать информатику. В то же время университету трудно удерживать кадры преподавателей и выпускников данного профиля, так как промышленность буквально жажде нанимать специалистов любого уровня в области компьютерной техники. Международные контакты университета развиваются в основном с северными странами и странами Европейского Союза, но довольно прочные узы существуют и с американскими вузами. Только что заключено даже формальное соглашение о сотрудничестве с калифорнийским университетом в Беркли. Кроме того, университет Осло организовал медицинский центр в Москве, сотрудничающий с биомедицинскими учреждениями России. Есть также контакты с университетами прибалтийских стран.
ВШТБ — Фонд естественных и технических исследований, является основным учреждением упомянутого выше институтского сектора норвежской науки. Он расположен в двух городах — Тронхайме и Осло, так что имеет возможность тесного взаимодействия с обоими крупнейшими университетами страны, возможность совместного использования исследовательского оборудования и широкого обмена идеями. Задачей ВШТБ является проведение прикладных исследований и организация кооперации между университетами и промышленностью. Фонд по контрактам выполняет проекты для частных фирм и для общественного сектора по тематике, охватывающей технические, естественные и общественные науки (контрактные работы на 90% пополняют бюджет). В его составе — десять исследовательских институтов, кроме того Фонд кооперируется и с другими
институтами, не входящими в его состав. Юридический статус Фонда — частная бесприбыльная организация с годовым бюджетом в 1,4 млрд. крон и численностью работающих, превышающей 2000 человек, 30% из которых имеют степень доктора. ВШТБ считается самой крупной независимой исследовательской организацией Скандинавии. Одним из примеров его научно-технических достижений является создание так называемой многофазовой технологии транспортировки нефти, газа и воды по одному и тому же трубопроводу. Технология широко применяется при разработке месторождений в Северном море.
Заключение. "Норвегия стремится выработать научную политику, которая учитывала бы необходимость поддерживать конкурентоспособность государства в быстро меняющемся мире и одновременно — малые размеры страны. Между тем, наука Норвегии считается слабой, а правительство проводит консервативную политику в отношении государственного финансирования ИР. В результате страна тратит на науку меньший процент ВВП, чем любое другое государство Скандинавии... Государство поддерживает крупные программы в ущерб развитию индивидуальных свободных исследований. Фонда, выделяемые на модернизацию образования составляют лишь 1/4 необходимых сумм. Зарплата профессуры (обычно 340 тыс. крон в год) считается слишком низкой, чтобы привлечь молодые таланты. В силу перечисленных и иных факторов. наука Норвегии находится в весьма напряженном состоянии. Надежду вселяет тот факт, что Исследовательский совет Норвегии осознал, что страна отстает в ряде важных областей науки, что необходимо обновление структуры исследовательского потенциала, развитие фундаментальных ИР и поставил перед собой соответствующие цели. Будучи процветающей и высоко образованной страной Норвегия должна быть в состоянии предпринять необходимые шаги" (с. 5).
Библиография 10 названий.
А.Н.Авдулов