Научная статья на тему '20-й экономический форум Северо-Восточной Азии'

20-й экономический форум Северо-Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «20-й экономический форум Северо-Восточной Азии»

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ Ц^

№ 3 2011

(ИЭ УрО РАН) показали, что не следует смешивать естественный прирост с режимом замещения поколений на территориях Севера. Кандидат экономических наук Е. В. Базуева (ПГУ, г. Пермь) подчеркнула необходимость проведения тендерной экспертизы государственной региональной политики. Кандидат медицинских наук Р. В. Нифантова (ИЭ УрО РАН) осветила современные проблемы демографической политики, планирования семьи и современные методы их решения. Кандидат экономических наук О. В. Воронкова и В. Н. Якимова (НГТУ, г. Новосибирск) представили авторскую оценку уровня бедности по федеральным округам России. В докладе кандидата экономических наук В. В. Дрокина и А. С. Журавлева (ИЭ УрО РАН) высказано утверждение, что целью аграрной политики является обеспечение саморазвития отрасли, а основными ее задачами — создание для этого соответствующих условий и повышение уровня жизни сельского населения.

В. С. Бочко, Е. Н. Сидорова

20-й ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФОРУМ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

7—9 августа 2011 г. в г. Гонолулу, штат Гавайи, США, состоялся 20-й экономический форум Северо-Восточной Азии. Форум проводился при активной поддержке Колледжа сопиальных наук Гавайского университета в Маноа, а основными соорганизаторами форума выступили: корейский телекоммуникапионный оператор «Корея Телеком», Институт международной экономической политики, Корейская внешнеторговая ассопиапия, Корейский Азиатско-Тихоокеанский институт, Японский банк международного сотрудничества, Министерство иностранных дел (Япония), Исследовательская программа Азии Калифорнийского университета в Беркли, Китайский Азиатско-Тихоокеанский институт и руководство города Тянь-пзинь.

Традипионно в форуме принимают участие представители бизнеса, науки и государственного управления Японии, Республики Корея, КНР, Монголии, Российской Федерапии, США и Евросоюза.

Первый день форума открывала сессия «Comрyднuчecmвo в côepe mparnmuxo-o^am^é mopгoвлu u экoнoмuчecкoгo paзвumuя». Первый доклад в рамках сессии был сделан г-тм Ямaзaвoй Иnneeм (Yamazawa Ippei), бывшим президентом Международного университета Японии, Института развивающихся экономик, Японской внешнеторговой организапии. Его доклад был посвящен проблеме транстихоокеанского сотрудничества (TPP) в преддверии заседания стран APEC в ноябре текущего года в г. Гонолулу (США). По мнению докладчика, главная задача — завершение переговоров по TPP и переход к созданию свободного торгового пространства в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Г-н Ямазава коснулся истории развития многосторонних соглашений стран Азиатско-Тихоокеанского региона, выделил основные сложности и сдвиги в развитии торговых отношений, в частности, переход от многосторонних торговых соглашений к двусторонним. Также автор указал на агрессивную политику США в Азиатском регионе, обусловившую защитную реакпию ряда стран, в том числе Китая, который не готов отказываться от многочисленных защитных мер.

Второй доклад представлял г-н Ëu 4arn Âœae (Lee Chang Jae), старший исследователь Корейского института международной экономической политики (KIEP) и

^^ О. В. Демина, А. А. Новицкий, М. М. Потанин

№ 3 2011

бывший председатель Восточноазиатской объединенной экспертной группы по вопросам внешнеторговых соглашений. В своем докладе он обратил внимание на проблемы и перспективы торговых соглашений между Японией, Республикой Корея и Китаем. Прежде всего г-н Ли раскрыл основные тренды развития торговых связей между этими странами, динамика которых указывает на рост доли торговли между странами в торговом обороте Японии (27,5% экспорта и 26,2% импорта в 2010 г.) и Республики Корея (34,3% и 34,7%), а также снижение в случае Китая (12% и 22,5%). Несмотря на географическую близость, между данными странами отсутствуют внешнеторговые соглашения, хотя каждая из стран имеет и планирует многочисленные двусторонние и многосторонние торговые соглашения. В 2003 г. соответствующими правительственными решениями трех стран был запущен трехсторонний исследовательский проект по изучению взаимных выгод от торговых соглашений, по обсуждению результатов, полученных в ходе проекта, проходит ежегодный форум трех государств.

Работа форума продолжилась обсуждением докладов сессии «Сотрудничество в сфере энергетики и экологии». С докладом на тему «Политика экологического роста в Корее» выступил г-н Джин Гю Ox (Jin-Gyu Oh), старший исследователь группы экологического развития Корейского института экономики энергетики. Докладчик отметил необратимые последствия текущего типа развития мировой системы, высокую зависимость от энергетических ресурсов Республики Корея, объективную и назревшую необходимость смены типа экономического роста. Г-н Ох детально представил систему мер в рамках «концепции низкоуглеродного роста», принятых в Корее на высшем уровне. В результате в долгосрочной перспективе (к 2050 г.) Корея должна выйти по объемам выбросов на уровень 2005 г.

Далее г-н Ясуо Танабе (Yasuo Tanabe), вице-президент компании «Хитачи» (Hitachi), представил сообщение о вкладе компании в политику «зеленой энергии» Японии. За счет внедрения разработок компании снижение выбросов СО2 в 2010 г. составило 15,5 млн т, к 2025—2030 гг. вклад может достигнуть 100 млн т. В своем докладе г-н Танабе привел примеры удачных пилотных проектов компании в Китае (г. Далянь, г. Тяньцзинь, провинция Юньнань) и США (на острове Мауи, Гавайские острова).

Продолжая сессию, с докладом «Перспективы развития энергетики Японии после инцидента на АЭС «Фукусима» выступил Кенсуке Канекиё (Kensuke Kanekiyo), научный сотрудник Института экономики энергетики Японии. Докладчик отметил, что в настоящее время в Японии приостановлена работа 40 из 54 атомных реакторов. Часть реакторов будут запущены вновь, после прохождения тестов на безопасность. При выведении из эксплуатации всех остановленных реакторов спрос Японии на углеводородные источники энергии вырастет на 45% — со 125 до 182 млн т нефтяного эквивалента. Согласно Базовому плану развития энергетики, принятому до инцидента, Япония планировала увеличить атомные мощности с 49 до 68 ГВт в 2010—2050 гг. Однако после инцидента этот сценарий пересмотрен. Более вероятными являются два варианта развития генерирующих мощностей: к 2050 г. мощность атомных электростанций в Японии может снизиться до 22 ГВт или составит 57 ГВт. С учетом ограничений на выбросы углекислого газа в атмосферу, недостаток атомных мощностей в энергобалансе будет восполняться природным газом (газовые турбины комбинированного цикла) и возобновляемыми источниками энергии, с долей последних до 21% в энергобалансе страны. Потенциал для использования технологий улавливания и захоронения углерода в Японии отмечен как низкий.

Доклад г-на Иинума Ёсики (Iinuma Yoshiki) из Центра информации электроэнергетики Японии (Japan Electric Power Information Center), был посвящен вопросам развития низкоуглеродной экономики и устойчивых энергосистем. В 2009 г. сово-

купный объем выбросов восьми крупнейших стран-эмитентов составил порядка 29,5 млрд т углекислого газа, из которых 22% приходится на КНР, 19% — США, 5,5% — Россию, 4% — Японию и 1,7% — на Республику Корея. Уровень выбросов парниковых газов в Японии оставался неизменным в 2003—2007 гг., однако заметно снизился в 2007—2009 гг. — с 1350 до 1150 млн т. Основное снижение произошло за счет промышленного сектора (—20% в 1990—2009 гг.), однако в коммерческом и жилищном секторах выбросы увеличились на 34 и 27% за последние 10 лет. В структуре выбросов по-прежнему лидирующую роль занимает сектор промышленности, на который приходится порядка 34% всех выбросов углекислого газа в Японии в 2009 г. Доля транспорта, коммерческого сектора и домохозяйств занимает соответственно 20, 19 и 14% в структуре выбросов.

В качестве наиболее перспективных направлений работы в области снижения выбросов парниковых газов и зависимости от ископаемых источников энергии в Японии рассматриваются: технология «умных» электросетей (Smart Power Grid), технологии работы электростанций с высоким КПД, технология тепловых насосов, наращивание мощностей солнечной энергетики. Средний КПД тепловых электростанций Японии на сегодняшний день составляет 47% (компания TEPCO). Однако уже успешно внедряются и эксплуатируются тепловые мощности с КПД 55—59%1. В области солнечной энергетики Япония планирует увеличить объемы мощностей в 2005—2020 гг. с 1,4 ГВт до 28 ГВт, т. е. в 20 раз. Значительный рост мощностей солнечной энергетики в Японии в последние годы обусловлен введением ряда специальных программ субсидирования в жилищном секторе.

Сессия «Развитие финансовой инфраструктуры в Северо-Восточной Азии» по традиции была посвящена вопросам создания Банка сотрудничества и развития СевероВосточной Азии для обеспечения устойчивого экономического развития в регионе.

С докладом, посвященным вопросам создания Банка, выступил Ли Джей Мин (Lee Jai Min), бывший вице-президент Экспортно-импортного банка Республики Корея. Поскольку создание Банка сотрудничества и развития Северо-Восточной Азии является длительным и сложным процессом, г-н Ли предложил, что сначала должна быть создана более простая структура, которая позволила бы начать международное финансовое сотрудничество в регионе. В качестве такой организации предлагается фонд, созданный совместно Японией, Республикой Корея и КНР. Такой фонд может быть создан на основе механизма частногосударственного партнерства (ЧГП) и, таким образом, будет финансироваться и управляться совместно частными компаниями и правительствами трех стран. Уставный капитал фонда составит не более 1 млрд долл. США. Он должен быть сформирован за счет вкладов Экспортно-импортного банка КНР, Японского банка международного сотрудничества и Экспортно-импортного банка Республики Корея. Примером создания такого фонда является существующий Трастовый фонд Азиатского банка развития (Credit Guarantee and Investment Facility), созданный правительствами стран группировки АСЕАН+3. Предлагаемый фонд будет способствовать реализации проектов в СВА при помощи трех инструментов: финансовых гарантий коммерческим банкам, совместных кредитов с коммерческими банками, прямых инвестиций в акционерный капитал. Фонд сможет привлекать большие объемы капитала из частных и общественных финансовых учреждений и будет осуществлять проектное финансирование по стандартной схеме, когда кредит погашается за счет прибыли, получаемой в результате реализации проекта. В дальнейшем фонд послужит основой для создания Банка сотрудничества и развития Северо-Восточной Азии.

1 Для сравнения: средний КПД тепловых электростанций в России составляет порядка 37-38%.

^^ О. В. Демина, А. А. Новицкий, М. М. Потанин

№ 3 2011

Директор Института экономических исследований ДВО РАН академик П. А. Минакир сделал доклад о текущем состоянии и перспективах развития трансграничных инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке России. Докладчик отметил, что по многим параметрам степень интеграции России в СВА пока остается низкой. Так, доля стран СВА в российском экспорте в 2010 г. составляла лишь 13% (44 млрд долл. США). В докладе академик П. А. Минакир подробно рассмотрел особенности, структуру и источники финансирования трех действующих программных документов, включающих важные инфраструктурные проекты на территории Дальнего Востока: ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года», «Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» и «Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики в 2009—2018 гг.».

С докладом о деятельности муниципалитета г. Тяньцзинь в области создания Банка сотрудничества и развития Северо-Восточной Азии выступил Жанг Сяоян (Zhang Xiaoyan), заместитель директора Комитета по развитию и реформированию г. Тяньцзинь (КНР). Город Тяньцзинь в Китае рассматривается как наиболее вероятное место расположения будущего Банка сотрудничества и развития Северо-Восточной Азии. Муниципальные органы власти города предпринимают активные усилия для достижения взаимопонимания и получения поддержки центрального правительства и министерств КНР.

Четвертая сессия была посвящена демографическим проблемам. Сессию открыл доклад Эндрю Мэйсон (Andrew Mason), профессора Гавайского университета в Маноа. Он отметил, что старение населения — это мировой феномен. Главная причина старения населения, по мнению г-на Мэйсона, — это низкая рождаемость. Среди основных причин он также указал высокую продолжительность жизни и изменение иммиграционной политики. Профессор заострил внимание на проблеме распределения ресурсов между поколениями, возрастающей нагрузке на налогоплательщиков по поддержке и детей, и пожилых людей. Среди мер по преодолению старения населения г-н Эндрю Мэйсон выделил: возможность продолжения работать в пожилом возрасте, более престижную работу для молодых, баланс социального страхования и экономической самообеспеченности.

В продолжение сессии выступил с докладом г-н Нарио Огава (Nario Ogawa), профессор одного из крупнейших университетов Японии Нихон Института исследований населения. Его доклад был посвящен вопросам снижения рождаемости, роста затрат на детей и старения населения Японии и стран СВА. Профессор отметил, что коэффициент рождаемости в Японии, Республике Корея и Тайване упал с 4—5 в 1960-х гг. до 0,9—1,4 в 2010 г. Одной из причин такого низкого показателя рождаемости г-н Нарио Огава считает более поздний возраст вступления в брак и снижение количества браков. В Японии 30% мужчин никогда не были женаты. Правительство, обеспокоенное ухудшением демографической обстановки, с 1972 г. принимает стимулирующие меры по увеличению рождаемости, без которых, по мнению докладчика, ситуация была бы еще хуже. Г-н Нарио Огава пришел к выводу, что снижение числа детей компенсируется увеличением расходов в человеческий капитал и, как результат, более высокой производительностью.

Г-н Нам-Хун Чо (Nam-Hoon Cho), профессор Школы государственного управления, отметил, что в Республике Корея были три значительных изменения курса в отношении демографической политики: в 1962 г. принятие политики контроля роста рождаемости, в 1996 г. — акцент на улучшение медицинского обслуживания и социальной защиты населения, в 2005 г. — принятие закона в ответ на низкую рождаемость и старение населения. По оценкам, приведенным в докладе, в 1970 г. доля на-

селения в возрасте старше 65 лет в Республике Корея составляла 3% от численности населения, в 2010 г. — уже 11%, по прогнозам специалистов, к 2050 г. доля достигнет свыше 38%. Профессор в качестве последствий изменения возрастной структуры приводит следующие: сокращение количества рабочей силы и производительности, сокращение темпов экономического роста. Среди причин низкой рождаемости г-н Нам-Хун Чо выделяет конфликт между традиционной и современной ролью женщины, более поздние браки и рождение детей. Средний возраст для первого вступления в брак у женщин вырос с 25 до 29 лет, а возраст матери при рождении первого ребенка — с 26 лет до 31 года. Докладчик также отметил существующие ограничения, сохраняющиеся в странах СВА, способствующие низкой рождаемости: продолжительный рабочий день, негибкость рынка труда, нетрадиционные семьи (сожительство, матери-одиночки).

В заключительном докладе сессии г-на Шау Чин (Xiao Zhenyu), профессора Комитета по изучению долголетия Китайского геронтологического общества, были описаны примеры долгожителей в разных районах Китая. Докладчик отметил, что с 1950 г. в КНР произошло сокращение смертности, увеличилась продолжительность с 40 лет в 1950 г. до 73 лет в 2008 г., снизился уровень воспроизводства населения. В итоге наблюдается рост доли возрастной группы старше 65 лет в общей численности населения. В комментариях по итогам работы сессии отметили, что целенаправленная политика по контролю рождаемости в странах СВА в итоге привела к резкому сокращению рождаемости и старению населения в регионе, теперь правительства стран пытаются исправить ситуацию принятием стимулирующих мер.

В рамках форума прошла Школа молодых лидеров. Программа проводилась на базе Колледжа общественных наук Гавайского университета в Маноа с 27 июля по 10 августа. В программу были включены лекции профессоров ведущих учебных заведений региона, коллективная работа участников над проектами, индивидуальные доклады и дискуссии. Тематика сессий на программе была шире, чем на форуме: дополнительно были проведены лекции по истории, экономике и культуре Гавайев; истории стран СВА; вопросам международного образования, исследованиям и сотрудничеству, туризму и логистике. Участники форума отметили необходимость проведения данной программы для обмена опытом, укрепления сотрудничества, высоко оценили вклад молодых лидеров в обсуждение проблем региона и поиск решений.

О. В. Демина, А. А. Новицкий, М. М. Потанин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.