Научная статья на тему '«1С: Предприятие» как платформа для выполнения лабораторных работ в рамках курса «Базы данных и экспертные системы»'

«1С: Предприятие» как платформа для выполнения лабораторных работ в рамках курса «Базы данных и экспертные системы» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
361
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПРОГРАММИРОВАНИЕ / ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАДАНИЯ / EDUCATIONAL PROCESS / PROCESS PROGRAMMING / LABORATORY TASKS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лавровская О. Б.

Использование платформы «1С: Предприятие» для выполнения лабораторных работ в рамках курса «Базы данных и экспертные системы». Описаны примеры лабораторных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Лавровская О. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«1

Use of platform «1 С: Enterprise» for implementation of laboratory works within the framework of course of «Base given and consulting models». The examples of laboratory works are described

Текст научной работы на тему ««1С: Предприятие» как платформа для выполнения лабораторных работ в рамках курса «Базы данных и экспертные системы»»

ТРИБУНА ЧИТАТЕЛЯ

УДК 378 147; 0044 Лавровская О. Б.

«1С: ПРЕДПРИЯТИЕ» КАК ПЛАТФОРМА ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ В РАМКАХ КУРСА «БАЗЫ ДАННЫХ И ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ»

Использование платформы «1С: Предприятие» для выполнения лабораторных работ в рамках курса «Базы данных и экспертные системы». Описаны примеры лабораторных работ.

Ключевые слова: учебный процесс, программирование, лабораторные задания.

В рамках курса «Базы данных и экспертные системы» студентам для написания лабораторных работ предоставляется право выбора языка для выполнения задания. В этом учебном году впервые появились лабораторные работы выполненные в среде «1С: Предприятие 7.7». В обосновании выбора языка указывалось, что язык 1С хорошо приспособлен для разработки баз данных, удобен в использовании, так как интерфейс 1С русифицирован и интуитивно понятен, что облегчает восприятие программы для пользователя, встроенные функции языка 1С значительно упрощают работу и сокращают время выполнения задания, кроме того этот язык сейчас очень востребован и широко используется на различных предприятиях. Приведем пример двух таких работ.

Для базы данных «Деканат» необходимо вести учет студентов, преподавателей, дисциплин, которые изучают студенты, студенческих групп, а также составлять расписание экзаменов и зачетов, сдаваемых различными группами. Эти данные должны храниться в удобном для редактирования виде, кроме того, к ним идет обращение при выполнении каких-либо действий, например при заполнении ведомостей.

Система «1С: Предприятие» предоставляет для таких случаев тип данных «Справочник». Справочник представляет собой список однородных объектов: сотрудников, товаров и т. п. Каждый такой объект называют элементом справочника. Элементы содержат поля с данными о конкретном объекте (например у сотрудника могут быть поля «ФИО», «Пол», «Возраст» и т. д.). Эти поля называют реквизитами. Название и структура каждого справочника определяются при его создании в Конфигураторе. В качестве обязательных реквизитов каждый справочник имеет «Код» и «Наимено-

вание». При необходимости разработчик может добавить свои собственные реквизиты.

При разработке базы данных «Деканат» были созданы справочники «Студент», «Группа», «Дисциплина», «Преподаватель», «Расписание». Рассмотрим более подробно справочники «Студент» и «Расписание».

В справочнике «Студент» добавлены реквизиты «№ студенческого билета», «ФИО», «Группа», «Год поступления», «Форма обучения», «Стату-с»,«Адрес», «Текущий год». Реквизит «Группа» получил тип Справочник.Группа, поэтому когда пользователь при вводе выбирает это поле, автоматически открывается справочник «Группа», где нужно выбрать строку с нужным названием группы. Таким образом, исключается возможность неоднозначного ввода информации.

Форма обучения может иметь два значения: платная и бесплатная. Поэтому для нее создано перечисление. Перечисление - это служебный тип данных, который не используется самостоятельно, а только в сочетании с другими типами данных. Можно определить перечисление как список значений реквизита. Как и справочники, перечисления используются, чтобы избежать неоднозначности ввода информации. Таким образом, при вводе поля «Форма обучения», перед пользователем появляются два значения: «платная» и «бесплатная», одно из которых он должен выбрать. Также для реквизита «Статус» создано перечисление со списком значений: «учится», «в академическом отпуске», «выпустился» и «отчислен».

В справочнике «Расписание» созданы реквизиты «Код», «Дисциплина», «Группа», «№ семестра», «Преподаватель», «Форма сдачи», «Статус». Для реквизита «Форма сдачи» я определила перечисление со значениями «экзамен» и «зачет», а для реквизита «Статус» перечисление со значениями

© Лавровская О. Б., 2011

Экономика образования ♦ № 2, 2011

95

«итоговый» (т. е. результаты этого экзамена или зачета пойдут в диплом) и «проходной». Таким образом по коду экзамена или зачета можно получить всю информацию о нем, что понадобится при заполнении ведомостей.

Кроме ведения учета самих студентов, деканат должен вести учет их академической успеваемости. Соответственно возникает необходимость хранить информацию о результатах сдачи экзаменов и зачетов каждым студентом. Поэтому для учета успеваемости я создала документ «Ведомость».

Документ - одно из основных понятий системы 1С:Предприятие. При помощи документов организуется ввод в систему информации о совершаемых хозяйственных операциях, ее просмотр и, если необходимо, корректировка. Каждый документ характеризуется своим номером и датой. При создании структур документов в Конфигураторе выделяют две части: заголовочная и табличная. Также при создании документа в Конфигураторе можно определить вид, в котором он будет выводиться на печать.

В заголовочной части документа «Ведомость» созданы реквизиты: код экзамена или зачета, ФИО преподавателя, группа, форма сдачи. В табличной части вводятся фамилии студентов данной группы и их результаты (оценки для экзамена и «зачет» или «незачет» для зачета). Итак, после сдачи экзаменов и зачетов все данные будут заноситься в документы типа «Ведомость». Созданные документы будут помещаться в журнал документов «Ведомости», который создан для их хранения. Через этот журнал можно получить доступ документам, если понадобится их просмотреть или отредактировать.

В конце года студенты должны переводиться на следующий курс или, если они были на последнем курсе, получать статус «выпустился». Для автоматизации перевода студентов создан документ «Конец года».

Проведение документа - это действие, которое выполняет изменение других данных в системе на основании информации документа. При создании шаблона документа в Конфигураторе разработчик указывает, будет документ проводиться или нет.

В уже рассмотренном документе «Ведомость» надобности в проведении не было, но она возникла в документе «Конец года». В процедуре При-Проведении() в модуле документа был прописан перевод студентов на следующий курс, а в процедуре ПриОтменеПроведения() возврат на курс назад. Теперь при создании документа «Конец года» все студенты переводятся на следующий курс или

получают статус «выпустился», а при удалении документа из журнала документов возвращаются на курс назад или получают статус «учится» (если они были выпущены в последний год).

Кроме хранения информации, база данных должна реализовывать ее анализ и вывод в удобном для пользователя виде. Для получения сводной выходной информации в системе 1С: Предприятие используется объект метаданных «Отчет». Объект данных этого типа представляет собой алгоритм обработки информации на внутреннем языке системы 1С: Предприятие. К алгоритму «прикрепляется» диалог, при помощи которого, при необходимости, можно организовать ввод каких-либо параметров, влияющих на ход его алгоритма. Обычно алгоритм имеет и сделанное в табличном редакторе описание печатной формы, которое используется для вывода результатов выполнения алгоритма на экран и принтер.

Для поиска стипендиатов, задолжников и студентов на отчисление были созданы отчеты «Стипендиаты», «Задолжники», «Студенты на отчисление». Поскольку все три отчета очень схожи рассмотрим один: «Стипендиаты».

Диалог отчета «Стипендиаты» содержит два поля для ввода даты. Первая дата - начало периода, вторая - конец периода, за который будут перебираться хранящиеся в базе документы типа «Ведомость». Например, если пользователь захочет получить список стипендиатов за летнюю сессию, он введет 20 мая - 10 июля текущего года. После нажатия кнопки «Сформировать» в диалоге, программа переберет все документы за заданный период и выведет список студентов, у которых сданы все зачеты и экзамены не ниже, чем на 4.

Аналогично в отчете «Задолжники» будут выведены студенты, не сдавшие хотя бы один зачет или экзамен, а в отчете «Студенты на отчисление» будут выведены студенты, не сдавшие больше 2 экзаменов.

Для реализации задачи оформление вкладышей для дипломов, создан отчет «Оформление вкладышей». В диалоге данного отчета содержится поле только с одной датой - текущей. После нажатия кнопки «Сформировать» программа выбирает все документы типа «Ведомость» за последние пять лет. Затем она выбирает студента последнего курса обучения и просматривает его оценки среди выбранных ведомостей . Найдя результаты студента за экзамен или зачет со статусом «итоговый» программа выводит название дисциплины, по которой сдавался экзамен или зачет, и ре-

зультат студента. Перебрав все ведомости программа полностью заполнит вкладыш текущего студента и выберет следующего. Таким образом, программа выведет на экран вкладыши в диплом для каждого студента последнего курса обучения.

Поскольку деканату часто требуется получить различные списки студентов, дополнительно созданы отчеты «Вывод по группе», «Вывод по статусу», «Вывод по форме обучения». В диалоге отчета «Вывод по группе» содержится поле для выбора группы. После нажатия кнопки «Вывести» на экран выводится список студентов выбранной группы. Аналогично работают отчеты «Вывод по статусу» и «Вывод по форме обучения».

Для лабораторной работы «Покупка компьютера» использовался объект конфигурации «Справочник», потому что его характерной особенностью является то, что пользователь может самостоятельно добавлять новые элементы в справочник: например, добавить новую фирму-продавца или какие-либо комплектующие. Каждый элемент справочника содержит дополнительную информацию, например в справочнике «Процессор» о каждом процессоре хранятся данные о его модели, частоте ядра, производителе, в какой фирме он продается и сколько стоит. У каждого элемента справочника такой набор одинаков, и для его описания я использовал реквизиты. Так в справочнике «Процессор» созданы реквизиты соответствующие каждому типу хранимой информации (например, реквизит «Частота ядра»), за исключением информации о модели. Она записана в созданное самим 1С поле «Наименование», лишь заменив в форме название столбца с «Наименование» на «Модель». С помощью форм программист может контролировать то, как тот или иной справочник будет представать перед глазами пользователя. В свойствах каждого реквизита можно ввести его тип данных (число, строка и т. д.), что помогает пользователю реже вводить ошибочные данные, так, поле «Частота ядра» имеет числовой тип данных, и пользователь не сможет ошибочно ввести строку. Кроме того кроме простых типов данных полю можно назначить ссылку на другой справочник. Эту возможность использовали для поля «Фирма продавец». При его заполнении открывается справочник «Фирма продавец», в котором пользователь выбирает нужную ему фирму продавца. Благодаря этому пользователь не может ввести в поле «Фирма продавец» не существующей фирмы, что положительно влияет на достоверность информации. Так же по этой причине был использован объект конфигурации «Перечисления», кото-

рый необходим для хранения списка типов дополнительных устройств (монитор, принтер и т. д.). Так как этот набор неизменен, то именно перечисления больше всего подошли. После создания перечисления «Тип доп. устройств» я задал в поле «Тип» справочника «Дополнительные устройства» тип данных «ссылка на перечисление тип доп. устройств». Теперь при заполнение этого поля перед пользователем предстает список доступных типов дополнительного оборудования.

Для осуществления поиска был выбран объект конфигурации «Отчет», который позволяет не только задать критерии поиска и определить вид выводимой информации, но и описать алгоритмы, по которым будет осуществляться поиск, с помощью встроенного языка. В диалоге формы отчета создано несколько полей ввода, которые были объединены в следующие группы: материнская плата, процессор, ОЗУ, видеоадаптер, корпус, жесткий диск, дополнительные устройства. В каждой группе пользователь может вводить необходимые характеристики соответствующей комплектующей. Исключение составляет группа «дополнительные устройства». В нем было расположено несколько флажков с названием типов дополнительных устройств, которые пользователь при необходимости может отметить. Тогда алгоритм поиска, созданный в модуле отчета, будет искать лишь те устройства, которые пользователь отметил. Чтобы осуществить возможность самостоятельной сборки компьютера имеется флажок «Самостоятельная сборка». Если он отмечен, то алгоритм не будет обращать внимание на фирму продавца, главное наименьшая стоимость.

В таблице формы отчета задано, какая информация будет выводиться. Это все данные о найденных комплектующих, удовлетворяющих указанным критериям, о найденных дополнительных устройствах, а также общая стоимость с учетом того самостоятельная это сборка или нет (в случае покупки готового компьютера фирма-продавец начисляет определенный процент). Сам же алгоритм поиска был создан в модуле формы отчета с использованием встроенного языка 1С.

Таким образом, студенты избравшие для выполнения лабораторной работы в рамках курса «Базы данных и экспертные системы», платформу «1С:Предприятие», продемонстрировали не только свою готовность к решению простейших задач с использованием Конфигуратора, но и ее пригодность для использования в качестве учебной платформы по данному курсу.

Экономика образования ♦ № 2, 2011

97

Lavrovskaja O. B. «1 ^ ENTERPRISE» AS A PLATFORM FOR LABORATORY WORK AS PART OF COURSE OF «BASE GIVEN AND CONSULTING MODELS»

Use of platform «1 O. Enterprise» for implementation of laboratory works within the framework of course of «Base given and consulting models». The examples of laboratory works are described Keywords: educational process, programming, laboratory tasks.

УДК 378 Муравьев А. А.

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ ИХ СЕТЕВИЗАЦИИ

В статье рассматривается роль сетевых взаимодействий высших учебных заведений в процессе формирования единого образовательного пространства.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, образовательное пространство, сетевые взаимодействия, сетевой подход.

На всем протяжение человеческой истории механизмы координации экономических взаимодействий претерпевали существенные изменения. Генезис этих механизмов связан с изменением исторически обусловленной способности имеющихся механизмов удовлетворительно решать важные для общества социально-экономические проблемы.

В условиях нарастания тенденций глобализации экономических отношений традиционные механизмы взаимодействия экономических субъектов не могут оставаться неизменными. Одним из ответов на вызовы формирующейся инновационной эпохи стало появление в экономическом пространстве новой масштабной группы акторов, получивших наименование сетей или сетевых формирований [Миндели, 2009].Инсти-туциональное оформление сетей позволяет многократно увеличить возможности оперативного маневра ресурсами и их комбинирования, диктуемых ускорением научно-производственного цикла, а так же адаптировать регулятивно-координационные механизмы социума к нарастающему разнообразию экономических субъектов и их взаимосвязей. Конституирование сетевых формирований представляет собой масштабную институциональную инновацию, в значительной степени влияющую на практику экономических взаимодействий, стиль и формы поведения экономических субъектов. В современной экономике сетевые структуры приобретают особую значимость.

В экономической науке существуют различные трактовки термина «сеть». Наиболее употре-

бимым является понимание сети как инструмента информационного обмена [4], совокупности объектов единой функциональной направленности или организационной принадлежности, организационно-распределительного механизма, целеориентированного хозяйственного объединения, пространства неформальных контактов.

С нашей точки зрения, основным принципом, позволяющим выделить сетевую организацию экономических взаимодействий, является принцип доверия. Используя этот принцип под сетью мы будем понимать форму экономических взаимодействий, возникающих в результате отношений доверия [1], форму реализации однонаправленных экономических интересов, форму достижения индивидуальной выгоды каждым актором.

В различных сферах деятельности существуют различные сетевые структуры. Применительно к сфере образования, солидаризируясь с Л. Э Миндели и В. А. Васиным [2], мы будем определять сетевые структуры в образовании как устойчивые, тем или иным образом институциализи-рованные объединения образовательных учреждений, характеризуемые повышенной теснотой инновационных взаимодействий и направленные на генерацию, распространение и практическое использование знаний в экономике и обществе.

Очевидно, что сетевые структуры являются формой осуществления сетевых взаимодействий. Практика осуществления сетевых взаимодействий в высшей школе становится уже общепризнанной. Сошлемся хотя бы на опыт Европейской академической сети деканов (DEAN) или на опыт се-

98

© Муравьев А. А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.