Научная статья на тему 'Дидактические особенности учебно-познавательных проблем'

Дидактические особенности учебно-познавательных проблем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМА / ЗАДАЧА / PROBLEM / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / EDUCATIONAL TASK / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / EDUCATIONAL-COGNITIVE PROBLEMS / ОБСТАНОВКА ЗАДАНИЙ / TASK ENVIRONMENT / ПРОБЛЕМНАЯ ОБСТАНОВКА / PROBLEM SITUATION / ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / DIDACTIC TASK / TASK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Умуров З.

В данной статье показывается дидактические особенности учебно-познавательных проблем в контексте учебных задач. Статья публикуется по рекомендации программного комитета VIII Международного молодёжного научного форума “Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности” (Томск, 2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Умуров З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIDACTIC FEATURES OF EDUCATIONAL-COGNITIVE PROBLEMS

This article shows the didactic features of educational-cognitive problems in the context of educational tasks. The article is published on the recommendation of the program committee of the VIII International Youth Scientific Forum "New formats of transnational scientific-educational activities" (Tomsk, 2018).

Текст научной работы на тему «Дидактические особенности учебно-познавательных проблем»

Педагогические науки

УДК: 372.1

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

З. Умуров, Бухарский Государственный Университет (Бухара, Узбекистан)

Аннотация. В данной статье показывается дидактические особенности учебно-познавательных проблем в контексте учебных задач. Статья публикуется по рекомендации программного комитета VIII Международного молодёжного научного форума "Новые форматы транснациональной научно-образовательной деятельности" (Томск, 2018).

Ключевые слова: задача, учебная задача, проблема, учебно-познавательные проблемы, обстановка заданий, проблемная обстановка, дидактическая задача

DIDACTIC FEATURES OF EDUCATIONAL-COGNITIVE PROBLEMS

Z. Umurov, Bukhara State University (Bukhara, Uzbekistan)

Abstract. This article shows the didactic features of educational-cognitive problems in the context of educational tasks. The article is published on the recommendation of the program committee of the VIII International Youth Scientific Forum "New formats of transnational scientific-educational activities" (Tomsk, 2018).

Keywords: task, educational task, problem, educational-cognitive problems, task environment, problem situation, didactic task

В литературе наряду с понятием «обстановка задач» параллельно используется понятие «проблемная обстановка» через проблемные обстановки заданий об изучаемом объекте находятся новые знания, эти знания внедряются в новых условиях [3] 3. Если так, в чём же состоят их различительные и схожие черты?

Оба: проблемные и обстановка заданий формируются в сознании в виде вопроса, они активно связывают субъект с изучаемым понятием, ив них в обоих случаях фиксируется метод новых знаний и новых действий. Несмотря на ряд схожих сторон, есть отличительные черты, проблемной обстановки и обстановки заданий: а) достаточно широкое применение понятия проблемной обстановки. Она применяется в науке, производстве и в учебном процессе. Понятие «обстановка заданий», в основном применяется в контексте процесса восприятия учебного материала; б) главная особенность понятия «проблемной обстановки» -правильно соблюдать неизвестную новость. В «проблемной обстановке» быть таким открытиям не всегда суждено; в) проблемная обстановка используется лишь в одном звене процесса восприятия - в процессе новых знаний, в процессе самостоятельных открытий методов, новых действий. Кстати, круг применения проблемной обстановки в образовании очень узкое; обстановка заданий применяется во всех этапах и звеньях процесса восприятия. Отсюда, круг его применения широк. Проблемная обстановка создаётся на основы реальных событий или на основе его умозаключительных представленей, а в обстановке заданий сначало содержание задач сравнивается с реальностью, переносится туда, потом в сознании формируется обстановка заданий, значит, если в проблемной обстановке от реальности надо идти к его умозаключительным представлениям, а в обстановке заданий, наоборот, от представлений о реальной насущности надо идти к нему же самому - реальности несмотря на ряд отличий, и проблемная обстановка и обстановка заданий выявляет в наружу активную связь субъекта с изучаемым объектом [1; 2]. Активная

В российской педагогике используются несколько иная терминология, соответственно: «проблемная ситуация», «проблемная установка» и «постановка задачи» и т.п. (Прим. редакции).

связь обеспечивает эффективное действие учебной деятельности. Наряду с этим, учебная обстановка является основным фактором воспитания творческих способностей детей.

Термин «задачи» больше используются в сфере образования науки и жизни. «До сих пор пишет Л.М. Фридман - не существует определения понятию» «задачи» [5]. «Доныне - отличал М.Н.Скаткин, определение задач, признанные их определения не изучены» [4]. Ряд разновидностей таких мнений можно продолжить. Приведённые мнения показывают необходимость определения учебных задач, обоснование их типов. Ибо наука наряду своими терминами, понятиями, методами, средствами должна иметь своё определение - дефиниции. Понятие «учебная задача» является очень сложным дидактическим событием, его значимость определяется лишь во время сравнения с другими дидактическими событиями бок о бок между собой одной из дидактических категорий является учебный материал [3]. Допустим, дан такой учебный материал: и для определения скорости расстояние делится на время. «На основе данного учебного материала можно составить несчитанные задания. Итак, учебное задание и учебный материал одно и то же? Нет, они разные события, относящиеся одной системе. Преподаватель, учитывая потребности обучения, меняет форму учебного материала и представляет детям в качестве задания. Дети по учебно-познавательным потребностям воспринимают задание и выполняют его.

Как показывает изученный опыт учителей, основная часть урока отводится стандартному выполнению учебных заданий. На протяжении 15% приблизительно, учебных заданий выполняются творческие задания. Одной из основных причин является не умение учителей различать типы учебных заданий. Лишь 16% из присутствовавших в беседе учителей, сумели различить особенности творческих заданий. Всё это отрицательно влияет на эффективное использование учебных заданий. Деятельность современного учителя имеет следующие сложности.

1. Сложности, относительные цели учебных заданий, эти сложности вытекают из таких факторов как: не умение учителей анализировать учебные задания по целям, не соответствие учебных

заданий с дидактическими целями процесса обучения, несоответствие учебных заданий с учебным материалом, не учитывание единства обучения и воспитания.

2. Сложности, относительные не умение строить содержание обучения в форме системных заданий. К таким сложностям относятся следующие: не умение строить содержание учебного материала в форме системных заданий; не соответствие учебных заданий логике учебного материала; не умение правильно оценивать место учебных заданий среди других средств обучения; не умение отводить место разновидностям при составлении системных заданий.

3. Сложности, относительные обучению содержания образования в форме заданий. Эти сложности вытекают из следующего: не умение соединять учебные задания со структурой урока; не умение пользоваться всеми функциями заданий; не умение связывать между учащимися при выполнении заданий, индивидуальных, групповых и коллективных работ, не учитывание возрастных особенностей учащихся и их уровень подготовленности; не умение одновременно использовать задания на всех звеньях, циклях обучения.

4. Сложности, относительные учитыванию результатов выполненных заданий. Эти сложности вытекают из-за отсутствия разработки методики учитывания намеченных результатов от выполнения учебных заданий, недостаточно уделяется внимание правильному выполнению заданий, недостаточно уделяется внимание дополнительным результатам и т.п. В процессе обучения, противоречия создаёт учитель. Учитель, используя различные материалы и материальные вещества, подводит учащихся мыслить следовать, действовать. Методы, направленные на обдумывание учащихся класса, на самостоятельное мышление рассматриваем как опорные средства учебных ситуаций. Учитель поставил между собой и учащимся 2 вида опорных средств: внешние опорные средства; внутренние опорные средства. Внешние опорные средства - это сами вещи (например, на предметных уроках фрукты, овощи), их муляжи, чертёжи, таблица, модель, графические знаки - буквы, полные слова, предложения, написанные на доске. Допустим, пусть будут даны слова в 2 ряда. 1 - ряд: читай. 2 - ряд; читатель, читать, чтение. Дети

сравнивают слова между рядами, разделяют их схожие и отличительные стороны и чувствуют. Сравнивая слова между рядами, через отличительные различия их общих особенностей они догадываются об их однокоренном происхождении. Слова на доске выполняют опорную роль. На основе вышеуказанного примера отличаем ряд особенностей обстановки заданий: посредством обстановки заданий разделяются основные свойства изучаемого объекта; он сравнивается с ранее (встретившимися событиями) изученными событиями; образует потребности знания ребёнка; в сознании образуется обстановка заданий; ребёнок активно связывается с изучаемым объектом. К ряду внутренних опорных средств относятся изученные знания на основе выполнения тех или иных заданий, приобретённые умения, сформированные творческие действие, воспитание отношения в ребёнке, а также, память, мышление, эмоция, мотив и т.п., а так же методы умственных и учебных действий. Учебные проблемы решаются на основе этих двух в единстве опорных средств.

Проблемы школьного обучения не вне ученика, а, наоборот, в нём самом. Следовательно, научные исследования по учебному воспитанию молодёжи, вопросы педагогической практики, должны изучаться, интерпретироваться в тесной связи жизни детей с их реальными возможностями познания. Этого можно добиться тогда, когда представим ученика в обучении с учителем равноправным субъектом и путём организации учебных сборов по этим представлениям.

Литература:

1. Дорно И.В. Проблемное обучение в школе. М.: Просвещение, 1984. 31 с.

2. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: Автореф. дисс. ... д-ра психолог. наук. М., 1973. 41 с.

3. Розиков О. ва бошкалар. Дидактика. Ташкент, 1996. [Розиков Очил и др. Дидактика. Ташкент, 1996] (узбекский язык).

4. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении. М.: Просвещение, 1985. 128 с.

5. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования. М.: изд. ИПП, 1997. 286 с.

References:

1. Dorno I.V. Problemnoe obuchenie v shkole. - M.: Prosveshhenie, 1984. 31 p.

2. Matjushkin A.M. Problemnye situacii v myshlenii i obuchenii: Avtoref. diss. ... d-ra psiholog. nauk. M., 1973. 41 p.

3. Rozikov O. i dr. Didaktika. Tashkent, 1996. (uzbekskij jazyk).

4. Skatkin M.N. Aktivizacija poznavatel'noj dejatel'nosti uchashhihsja v obuchenii. M.: Prosveshhenie, 1985. 128 p.

5. Fridman L.M. Psihopedagogika obshhego obrazovanija. M.: izd. IPP, 1997. 286 p.

— • —

Сведения об авторе

Зариф Латифбоевич Умуров, учитель. Бухарский

Государственный Университет (Бухара, Узбекистан), e-mail: AVSinchukov@gmai.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.