Научная статья на тему '«ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ШЕРА (к 100-летию со дня рождения)'

«ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ШЕРА (к 100-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Руды и металлы
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ШЕРА (к 100-летию со дня рождения)»

«ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ» СЕРГЕЯ ДМИТРИЕВИЧА ШЕРА (к 100-летию со дня рождения)

(1918-1986)

5 октября 2018 г. исполняется 100 лет со дня рождения видного учёного, одного из крупнейших специалистов в области геологии золоторудных месторождений, доктора геолого-минералогических наук Сергея Дмитриевича Шера. Вся геологическая жизнь и творческая деятельность Сергея Дмитриевича была связана с ЦНИГРИ (ранее НИГРИЗолото).

Из воспоминаний старшего научного сотрудника Евгении Александровны Зверевой

С.Д.Шер учился в Московском геологоразведочном институте. В 1940 г. он проходил преддипломную практику под руководством Д.А.Ти-мофеевского на Ольховском и Константиновском золоторудных месторождениях в Красноярском крае, после чего, одновременно с подготовкой диплома, работал коллектором в НИГРИЗолото. Дипломную работу защитил за четыре дня до начала Великой Отечественной войны и был распределён в Иркутское Геологическое Управление. Но вместо этого в июле 1941 г. Сергей Дмитриевич пошёл добровольцем на фронт. Немного поучившись на военных курсах, он начал войну сапёром-подрывником, лейтенантом, а закончил её в 1945 г. капитаном, начальником штаба батальона инженерно-сапёрных войск. За годы войны был дважды награждён орденом Отечественной Войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями.

С декабря 1945 г. С.Д.Шер был принят на работу в НИГРИЗолото и вместе с Н.И.Бородаевским занимался изучением золотых месторождений на Южном Урале. Это были детальные работы, направленные на геолого-экономическую оценку месторождений Мелентьевское и Кочкарь. Полевые наблюдения проводились в старых подземных выработках, где приходилось местами ползать по-пластунски, толкая перед собой карбид-ку, полевую сумку, рюкзак и молоток, спускаться и подниматься по шатким лестницам или в бадье. Далее следовали весьма трудоёмкие построения геологических разрезов.

Исследования проводились три года, после чего весной 1949 г. С.Д.Шер, резко переменив направление своих работ, начал изучение Баргу-зинской тайги. Задачей, стоящей перед ним, было выявление источников золотоносных россыпей, а сам он впоследствии писал об этом так: «Мне нужно было как можно больше узнать о геологии района, обо всех проявлениях золотого оруденения и оценить, насколько позволяло это знакомство, золотоносность района в целом и отдельных его участков. Оба полевых сезона в Баргузинской тайге у меня были порядка по полгоду»*.

Возглавляла эти работы С.Г.Мирчинк. Она изучала россыпи, а Сергею Дмитриевичу была предоставлена полная самостоятельность в решении поставленной перед ним проблемы. Это была тяжёлая работа на огромной территории, посильная только для выносливого и целеустремлённого геолога, и проводил её Сергей Дмитриевич практически в одиночку. Результаты исследований вылились в кандидатскую диссертацию, которую С.Д.Шер написал работая уже в Верхне-Се-лемджинском районе (Дальний Восток).

Это был следующий этап его геологической жизни (1951-1953 гг.). Здесь главной задачей исследования было поддержать запасы золота как на месторождении Токур, так и в районе. Для этого надо было изучить Токурское месторождение (с составлением погоризонтных планов), составить карту ближайших окрестностей Токура (1:10 000)

* Здесь и далее курсивом приведены цитаты из книги С.Д.Шера «Моя геологическая жизнь». - М.: ЦНИГРИ, 1983.

и, наконец, карту центральной части Верхне-Се-лемджинского района (1:50 000). И опять - подземка и большие сложные маршруты. «Ходить здесь в маршрут, пожалуй, ещё труднее, чем в Баргузине: склоны невероятно крутые, заросшие мхом, кустами и деревьями, заваленные буреломом. И самое печальное, что подо всем этим очень плохо видна геология, да и породы крайне однообразны». Постепенно из кажущегося однообразия вырисовывалось размещение даек, цепочек мелких диоритовых интрузий и кварцевых жил, а в местах их пересечения намечались золотоносные узлы.

В 1954 г. началось изучение Ленского золотоносного района, которому Сергей Дмитриевич посвятил много лет - до 1962 г. Здесь он работал в составе большой Ленской экспедиции, начавшей исследования ещё в довоенное время. Задачей было дать заключение по спорному и многократно рассматривавшемуся разными геологами вопросу о том, какие источники являлись коренными для богатейших Ленских россыпей.

Постепенно, после детального изучения и оценки золотоносных кварцевых жил на Артёмов-ском прииске и гольце Кавказ (прииск Васильевский), Сергей Дмитриевич пришёл к печальному, но вместе с тем и очень важному выводу - «богатейшие россыпи р. Бодайбо произошли за счёт рассредоточенных кварцевых жил, которые сами промышленного месторождения не представляют». С накоплением фактического материала по кварцевым жилам в других участках, в том числе в районе ключей Сухой Лог и Верный, был сделан более твёрдый вывод о том, что «кварцевые жилы

на Лене промышленного значения в качестве месторождения иметь не будут».

Параллельно с детальными исследованиями С.Д.Шер участвовал в геолого-съёмочных работах. Институт в это время занимался составлением государственных геологических карт масштабов 1:100 000 и 1:200 000 на огромной территории Ленского района.

Вспоминая о ленских работах, Сергей Дмитриевич писал: «Главное, что ленский материал побудил меня к обобщению золотоносности всего Земного шара. Вначале родилась статья о соотношениях масштабов россыпных и коренных золотых районов - оказалось, что они далеко не всегда соответствуют друг другу. Потом оказалось интересным узнать, что же делается в золотоносных областях древних провинций мира (вначале Канадского щита). Поразило слабое освещение этого материала в русской и иностранной литературе. Так постепенно мысли о перспективах Ленского района явились толчком для обобщений по золотоносности всего Земного шара».

По сути, Сергей Дмитриевич не прекращал работ на «золотой Лене», хотя после 1963 г. львиную долю его умственных и физических сил поглощали Кызылкумы. Между тем, на Лене продолжались исследования силами иркутских геологов и ЦНИГРИ, накапливался материал, позволяющий ближе подойти к вопросу о возможных коренных месторождениях золота.

Во время первого «Ленского периода» в качестве коренных месторождений золота в этом районе и в других предполагались месторождения кварцево-жильного типа. На их поиски и были направлены геологические исследования. Из-за такого подхода при детальных работах по оценке кварцевых жил гольца Сухой Лог в 1957-1958 гг. было пропущено золото-сульфидно-вкрапленное месторождение. В многочисленных кварцевых жилах этого участка повышенные содержания золота обнаруживались только в единичных, разрозненных пробах, а аномальной золотоносности пустых на вид чёрных сланцев, обнаруженной геохимической съёмкой А.В.Горелышева, не было придано значения. «И мне, как и другим геологам, тогда даже в голову не приходило, что мы ходим по золотому месторождению, но не привычному кварцево-жильного типа, а рассеянному в чёрных сланцах с тонко вкрапленным в них пиритом определённого типа», - вспоминал об этом С.Д.Шер.

Позже, в 1965 г., с накоплением знаний по золоторудным месторождениям России и мира И.С.Рожков и С.Д.Шер в заключении о направлении работ по поискам и разведке коренных месторождений золота в Ленском районе отметили, что, в отличие от кварцевых жил, зоны сульфидной вкрапленности могут представлять интерес как объекты для создания золоторудной базы. В этом новом качестве Сухоложская зона была выделена как перспективная, после чего вскоре на ней силами Иркутского Геологического Управления были поставлены геологоразведочные работы. ЦНИГРИ включился в детальное изучение нового месторождения Сухой Лог с 1970 г., а Сергей Дмитриевич стал руководителем работ с 1972 г.

После длительной работы в Ленском золотоносном районе, во время которой Сергей Дмитриевич, по его собственной оценке, приобрёл большой опыт и качественно изменился как геолог-исследователь, в его геологической жизни начался принципиально новый период, когда значительно многообразней стали задачи, которые приходилось решать, места, где приходилось бывать, и количество людей, с которыми приходилось общаться и работать.

«Большинство геологов раз и навсегда выбирают себе определённый профиль работы. Одни специализируются по детальным поискам на месторождениях, другие - на региональном изучении больших площадей. Я совмещал и то и другое, и считаю это для себя очень удачным», - вспоминал он потом. Такое совмещение продолжалось и на новом этапе работ, который начался в 1964 г. Это было изучение Кызылкумов, где к тому времени было открыто месторождение Мурунтау.

С каждым годом геологические исследования ЦНИГРИ в Кызылкумах расширялись, все они велись под научным руководством С.Д.Шера - детальные исследования месторождений Кокпатас, Каракутан, Чармитан, региональные работы по изучению золотоносности Кызылкумов. Помимо этого, Сергей Дмитриевич, который уже стал заведующим сектором, посещал с консультациями многие другие объекты, в частности, в Мариин-ской тайге.

Одновременно под его руководством шли работы по обобщению данных об изменениях пород в околорудных ореолах месторождений золота (1967-1970 гг.). Кроме исполнителей из ЦНИГРИ, привлекались и были соавторами геологи раз-

личных институтов и производственных организаций по всей стране (число соавторов достигало 35-40). В связи со всеми этими исследованиями Сергей Дмитриевич посещал много золоторудных месторождений и проявлений. Так, в 1969 г. его «путешествия» охватили Казахстан (Бестюбе, Бакырчик), Узбекистан (много точек в Кызылкумах, Нурате), Азербайджан (Пьезбаши, Зод) И всё это за какие-то два месяца. А во время коротких остановок на перепутье и в транспорте - составление бесконечных рефератов и обобщения по золотоносности Австралии.

Позже, в 1971-1974 гг., в связи с постановкой следующей обобщающей темы «Проблемы связи золотого оруденения с магматизмом» ко всем названным выше объектам изучения добавились ещё Тарор и Гиждарва в Таджикистане. В 19751976 гг. в качестве куратора по золоту Сергей Дмитриевич посетил ряд высокогорных месторождений Таджикистана и Киргизии (Макмал, Па-крум, Чоре, Джеруй), а в Кызылкумах новым объектом изучения стал Даугыз.

Во время этих работ С.Д.Шер не забывал и о Ленском районе. В 1966 г. при его участии был закончен многотомный отчёт, в 1971 г. вышла коллективная монография «Ленский золотоносный район» и в том же году - лист государственной геологической карты (снятый С.Д.Шером в соавторстве с А.А.Кондратенко и Н.А.Вашко).

С каждым годом, особенно в 1975-1976 гг., всё больший размах приобретали разведочные работы на Сухом Логу, а в 1977 г. был сделан подсчёт запасов.

Помимо руководства многочисленными темами по изучению месторождений Средней Азии и Ленского золотоносного района, Сергей Дмитриевич как большой знаток золоторудных месторождений много работал в составе разных комиссий, участвовал в крупных совещаниях союзного масштаба. Чтобы представить себе размах этих работ, достаточно назвать главные: 1968 г. - семинар по месторождениям золота Казахстана, Средней Азии и Кавказа (г. Алма-Ата); 1971 г. - экспертная комиссия по оценке и уточнению направления геологоразведочных работ на Дальнем Востоке (с посещением месторождений Многовершинное, Токур); 1974 г. - поездка в Болгарию с целью консультации по составлению очередного плана геологоразведочных работ и оценке сырьевой базы золота; 1977 г. - участие в комис-

сии по оценке и изысканию резервов Карам-кенского месторождения (г. Магадан); обсуждение направления работ по поискам и разведке месторождений золота в Карелии (г. Петрозаводск); 1978 г. - участие во Всесоюзном совещании по золоту (г. Иркутск).

За заслуги в области геологии С.Д.Шер был награждён орденами «Знак Почёта», Трудового Красного Знамени, медалью «За заслуги в разведке недр», многочисленными грамотами.

Из воспоминаний старшего научного сотрудника Бориса Яковлевича Вихтера

Обобщающие сводки по золоторудным месторождениям широко публиковались зарубежными и отечественными исследователями с начала XIX века. Однако именно С.Д.Шер начал выявлять общеглобальные закономерности размещения золотых месторождений в геотектонических областях материков. В 1965 г. им впервые проведено металлогеническое районирование Земли по золоту с выделением 27 золотоносных провинций. С разной степенью детальности для каждой провинции или группы однотипных провинций им были рассмотрены распространённые или преобладающие типы золоторудных месторождений, их положение в литолого-стратиграфическом разрезе, соотношение с магматическими образованиями и тектоническими элементами, подчёркнуты особенности геологической обстановки лока-

лизации и минералого-геохимическая специфика месторождений. Была сделана количественная оценка золотоносности провинций с применением показателя «плотность добытого золота», выражаемого через отношение добытого золота к площади провинции, и показателя «интенсивность золотоносности», выражаемого через отношение плотности золотоносности к интервалу времени.

Со временем (1970 г.) детальный анализ материалов о золоторудной минерализации и геологическом строении каждой золоторудной провинции привёл С.Д.Шера к выводу о направленности металлогенического развития земной коры. Этот вывод убедительно демонстрировался эволюцией типов и условий формирования месторождений золота в геологической истории. Сергеем Дмитриевичем было выделено пять ме-таллогенических золотоносных эпох, каждая из которых имеет отчётливую специфику золотой минерализации по условиям формирования и преобладания определённых типов месторождений.

Свободно читая на английском, французском и немецком языках, С.Д.Шер проработал огромный литературный материал по геологии золоторудных месторождений. В своих обобщающих статьях и глобальных металлогенических разработках он оперировал данными примерно по 1000 месторождений. Поистине энциклопедические знания позволили ему создать непревзойдённую двухтомную монографию «Металлогения золота», вышедшую в 1972 и 1974 гг. Эта книга, как и прочие труды С.Д.Шера, - достойный памятник крупному учёному, вклад которого в изучение глобальной металлогении золота поистине трудно переоценить.

Из воспоминаний старших научных сотрудников Евгении Александровны Зверевой и Николая Яковлевича Гурейкина

Наряду с огромной научной геологической деятельностью, являвшейся неотъемлемой частью тематических работ ЦНИГРИ, С.Д.Шер создал немало научно-популярных очерков, преимущественно для детей школьного возраста.

Самый первый его очерк «Камни под микроскопом» (1946-1947) был напечатан в одном из популярных журналов. Затем последовала серия коротких заметок под специальной рубрикой

«Знаешь ли ты?» для передачи по радио в «Пионерской зорьке». Были и более крупные очерки для радио: «Карстовая пещера», «Карта мирного наступления», «Коллекции камней», «В подземном царстве». Наиболее серьёзной Сергей Дмитриевич считал серию передач по радио «Путешествие по геологической карте», в которых рассказывалось о геологии и полезных ископаемых отдельных районов нашей страны. Позднее эти очерки были объединены в книгу «По страницам каменных летописей».

Сергей Дмитриевич обладал огромным даром -не только чётко и ясно выражать свои мысли, но и редактировать любые тексты, делать их доступными для чтения, подчёркивая в них главное. Делал он это с лёгкостью и изяществом и нисколько не искажал при этом смысла того, что хотел сказать автор. Мы не переставали удивляться, видя как после замены нескольких слов, перестановки фраз и абзацев текст из «гадкого утёнка» превращался в «прекрасного лебедя».

Сколько он отредактировал наших статей, отчётов, диссертаций! Это делалось быстро и как будто незаметно. В деле редактирования, при всей своей мягкости, он был неумолим и последователен. Это касалось всей рукописной «продукции», попадавшей на его стол, но в первую очередь тех диссертационных работ, которыми он руководил. Его совершенно не смущала трудоёмкость процесса - работа переделывалась столько раз, сколько требовалось. Из обыкновенного подобия геологическому отчёту она в конце концов превращалась в лаконичное изложение, текст которого был тесно согласован с тезисами самой работы и доносил до читателя всё главное, что в ней было.

С.Д.Шер был научным редактором восьми сборников «Труды ЦНИГРИ», а также большинства статей в пятитомном издании «Золоторудные месторождения». Кроме того, он осуществлял большую редакционную работу, будучи членом редакционных коллегий геологической секции Учёного совета ЦНИГРИ, секции «Геология, методы поисков и разведки месторождений металлических полезных ископаемых» ВИЭМС и одной из редакций издательства «Недра». Сергей Дмитриевич много лет был членом редколлегии институтской стенгазеты, тщательно шлифуя публикуемые в ней статьи и частью являясь автором передовиц.

Когда Сергей Дмитриевич стал серьёзно заниматься обобщениями по золоту мира, его популяризаторская деятельность переросла в лек-ционно-преподавательскую. Он читал лекции на курсах повышения квалификации при Мингео РСФСР, в группах по повышению квалификации главных геологов при МГРИ и МГУ, руководил аспирантами из ЦНИГРИ и производственных организаций. В начале 1960-х годов, когда в школах было введено производственное обучение, возглавил работу со школьниками в ЦНИГРИ. Он составлял программы теоретических и практических работ, подбирал сотрудников института для обучения ребят, принимал экзамены.

Завершением творческой деятельности Сергея Дмитриевича Шера стала книга «Моя геологическая жизнь», написанная им в его последние годы. Вся его нелёгкая, но интересная жизнь геолога-труженика, просто и без прикрас показанная в книге, может послужить прекрасным примером для многих поколений геологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.