Научная статья на тему 'Методика подготовки и проведения туристско-краеведческой экскурсии'

Методика подготовки и проведения туристско-краеведческой экскурсии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
974
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКСКУРСИЯ / ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / TOURIST AND REGIONAL STUDIES / EXCURSION / EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH / THE SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абросимова Ольга Михайловна

В данной статье рассмотрен опыт проведения экскурсий в УДО ДДЮТЭ «Родина» города Москвы по реализации Концепции и программы образовательной туристско-краеведческой деятельности «Школа жизни -окружающий мир», разработанным в педагогических трудах А.А. Остапца, доктора педагогических наук, профессора, мастера спорта по туризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of preparation and conduct of tourist excursions and local lore excursions

In this article authors consider the experience of excursions in the Moscow children and youth tourism and excursions house “Rodina” (“Homeland”) to implement the Concept and program of educational tourism-regional studies “School of Life the world around us”, developed in the pedagogical labor of doctor of ped. sciences, prof., master of sports tourism A.A. Ostapets.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки и проведения туристско-краеведческой экскурсии»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

УДК 379.852; 908; 371.233.4

О. М. Абросимова

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ЭКСКУРСИИ

В данной статье рассмотрен опыт проведения экскурсий в УДО ДДЮТЭ «Родина» города Москвы по реализации Концепции и программы образовательной туристско-краеведческой деятельности «Школа жизни -окружающий мир», разработанным в педагогических трудах А. А. Остапца, доктора педагогических наук, профессора, мастера спорта по туризму.

In this article authors consider the experience of excursions in the Moscow children and youth tourism and excursions house "Rodina" ("Homeland") to implement the Concept and program of educational tourism-regional studies "School of Life - the world around us", developed in the pedagogical labor of doctor of ped. sciences, prof., master of sports tourism A. A. Ostapets.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, туристско-краеведческая деятельность, экскурсия, воспитание детей и молодежи, система дополнительного образования и внеучебной деятельности.

Keywords: children and youth tourism, tourist and regional studies, excursion, education of children and youth, the system of additional education and extracurricular activities.

Актуальность темы обусловлена государственно-общественным заказом на формирование нового типа личности человека, гармонично развитого интеллектуально, нравственно, физически, ведущего здоровый образ жизни; а также необходимостью педагогически грамотного обоснования традиций и инноваций, позитивного опыта в системе образования, воспитания и способов его реализации в современных условиях.

Детско-юношеский туризм - самостоятельная и социально-ориентированная сфера, эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимоуважения и взаимопонимания между народами, активный субъ-

ект воспитания детей и молодежи в системе образования (основного и дополнительного), в досуговом внешкольном пространстве.

Туристско-краеведческая деятельность (далее - ТКД) - основа детско-юношеского туризма; специфическая комплексная образовательная деятельность с приоритетом воспитания, личностного развития подростка, научно обоснованный опыт которой представлен в трудах Александра Александровича Остапца по педагогике детского туризма: концепции и инновационной образовательной программе «Школа жизни - окружающий мир», опытно-экспериментальной работе учреждения дополнительного образования «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий "Родина"» [1].

Изучение трудов А. А. Остапца и опыта образовательной деятельности созданного и руководимого им учреждения туристс-ко-краеведческой направленности позволило из многообразия способов, форм и методов педагогической организации туристско-кра-еведческой деятельности выделить туристско-краеведческую экскурсию.

Экскурсия в системе образовательной туристско-краеведчес-кой деятельности рассматривается как ее составляющая, во взаимодействии со специфическими формами детско-юношеского туризма (поход, экспедиция, турслет и т. д.), деятельностная форма (а не разовое досуговое мероприятие), мини-цикл реализации общей программы «Школа жизни - окружающий мир» и программ ТКД детского объединения.

Экскурсия - специфическая форма организации обучения, объединяющая учебный процесс с реальной жизнью и обеспечивающая непосредственные наблюдения, знакомство участников с предметами и явлениями в их естественном окружении.

В педагогических трудах А. А. Остапца выделены следующие специфические особенности туристско-краеведческой экскурсии:

• «начальный этап» добровольного вхождения молодежи в новый вид деятельности - детско-юношеский туризм;

• специфическая деятельность проявления индивидуальных «жизненных» призваний, склонностей, интересов, самореализации, самосовершенствования;

• доступная форма приобщения молодежи к более широкому, многообразному познанию окружающей жизни, природы и оцениванию их роли в собственной жизни;

• расширение пространства взаимодействия с миром взрослых (разных поколений);

• источник новых знаний, умений и «поле» реализации полученного учебного багажа;

• проверка своих физических данных и возможностей в условиях разнообразного «активного» передвижения, ознакомления с памятниками культуры, природы, освоения нового режима жизни (подъем, отбой, режим питания и т. д.).

Базой подготовки туристско-краеведческой экскурсии могут служить образовательные организации основного и дополнительного образования детей и молодежи - школы, учреждения дополнительного образования детей, высшие учебные заведения. Так, сейчас ряд российских вузов имеет собственные туристские клубы (Финансовый университет, ВШЭ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МИСиС и др.).

В основе методики подготовки и проведения экскурсии - методическая система организации туристско-краеведческой деятельности, разработанная А. А. Остапцом и успешно реализованная в практике деятельности образовательных организаций - школ, учреждений дополнительного образования (УДО), колледжей, вузов.

В данной работе рассмотрен опыт проведения многодневных экскурсий в УДО Дом детско-юношеского туризма и экскурсий (ДДЮТЭ) «Родина» города Москвы в реализации общей программы образовательной туристско-краеведческой деятельности «Школа жизни - окружающий мир».

Методика подготовки и проведения экскурсии ориентирована:

• на эффективную реализацию социально-воспитательного, культурного потенциала детско-юношеского туризма, конкретной его программы (всего учреждения, индивидуальной программы педагога-организатора ТКД, временной программы-цикла в системе внеучебной деятельности) в развитии личности подростка;

• на «набор» средств, способов, методов активного включение самого ребенка на всех этапах с учетом возраста, опыта;

• на создание благоприятных условий жизнедеятельности объединения во время проведения экскурсии;

• на возможности качественной оценки результативности проведенной экскурсии (педагогической, коллективом сверстников, самооценки).

Подготовка, проведение, оценивание результатов экскурсии -содержание программы-цикла (самостоятельной мини-программы или составной основной образовательной программы); этапы методического обеспечения ее действенности, успешности.

Методика подготовки экскурсии включает:

• выбор основных новых объектов, первичное вербальное ознакомление с ними участников; ознакомление с природой расположения объектов, социумом;

• составление туристско-краеведческого дорожного маршрута;

• подготовка необходимого туристского, технического снаряжения (фото, видео и т. д.);

• проведение учебных занятий, консультаций с участниками похода (правила безопасности, поведения, медицинская помощь);

• продумывание «должностной системы» для подростков (определение совместно с самими детьми конкретных обязанностей («должностей») и содействие в подготовке к их выполнению в самом походе-экскурсии;

• формирование «внутренней готовности» участника к экскурсии;

• окончательное комплектование состава группы;

• проверка готовности группы и каждого ее члена к участию в экскурсии;

• оформление документации - разрешения на проведение экскурсии, размещение детей при многодневной экскурсии, медицинских заключений о здоровье участников экскурсии.

Методика проведения и подведения итогов экскурсии:

• проведение общей экскурсии по городу, району;

• наглядное оформление основных объектов (фото- и видеосъемка) в ходе экскурсии;

• ведение участниками записей в ходе экскурсии, организация диалога с экскурсоводами (активное включение в содержание экскурсии, а не «бесцельное формальное наблюдение»);

• продумывание организации отдыха и свободного времени участников экскурсии;

• организация свободного (на выбор) посещения новых объектов данного социума;

• ежедневные «вечерние огоньки» - обмен впечатлениями по горячим следам, свежим впечатлениям; высказанные впечатле-

ния, наблюдения, эмоциональный отклик, пожелания - важный показатель - оценка увиденного, услышанного и его воздействия «сегодня-сейчас» на личность-индивидуальность;

• индивидуальная целевая обработка данных рабочих дневных записей (новые полученные знания, информация, использование имеющихся знаний в ходе экскурсии, заготовки для использования в деятельности учреждения, информации для сверстников, на уроках).

Заключительный этап проведенной экскурсии (после ее завершения) - подготовка творческого коллективного отчета на традиционных туристских слетах, клубах, педагогических советах, общих сборах школьников и студентов.

На общем сборе группы подводятся итоги участия каждого, результаты выполнения поручения-должности. Каждый участник представляет индивидуальный творческий отчет. Определяются перспективы, новые объекты, маршруты экскурсий.

По результатам коллективной оценки каждый участник получает (по утвержденным в учреждении) значок туриста определенной степени, грамоту, диплом. Данные записываются в личном портфолио. Учитываются при оценке основных учебных результатов.

Представленная методика может быть реализована педагогом-организатором ТКД, учителем-предметником, владеющим данной методикой. С целью подготовки таких организаторов ту-ристско-краеведческих экскурсий в ДДЮТЭ «Родина» создана система профессиональной туристско-краеведческой подготовки [2]. В вузах вводятся программы подготовки специалистов детско-юношеского туризма.

Примечания

1. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся. М. : ЦДЮТК МО РФ, 2001; Школа жизни - окружающий мир : из опыта программирования образовательной деятельности учреждения : сб. программно-методических материалов / авт. кол.: А. А. Остапец, Л. В. Алиева и др. ; под общей ред. Л. В. Алиевой. М. : Департамент образования Москвы, ДДЮТЭ «Родина», 2004.

2. Алиева Л. В. Актуальные проблемы образовательной туристско-кра-еведческой деятельности в научно-педагогическом наследии А. А. Остапца // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2016. № 4. С. 7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.