А.П. Бандурин
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и педагогики Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.К. Кортунова
ФГБОУ ВПО «Донской государственный аграрный университет»*
Социально-экологическая регуляция пространственного потребления в условиях повседневных коммуникаций современного города
Бурный рост городов со всей очевидностью высветил противоречие существования человека между природным и социальным в организации и регуляции его жизнедеятельности. Техногенная цивилизация втягивает в орбиту своей преобразовательной деятельности всё новые территории и ландшафты, превращая их в поселения и города, которые становятся расширяющимся пространством роста производства и удовлетворения всё возрастающих потребностей. Однако потребление не ограничивается производством и распределением товаров. Потребление всё более захватывает земельные площади городов -пригородных районов, прилегающих к городам, земли сельскохозяйственного, рекреационного, природоохранного назначения. Всё это делает чрезвычайно актуальными вопросы, связанные с социально-пространственным потреблением в условиях современного города, поднимаемые в данной статье.
Современный город - это исторический результат развития общества от примитивно-первобытных его форм до современного состояния. Вместе со становлением города происходит возникновение и развитие государства, общественной активности и свободы людей, появление понятия гражданственности. Данный тезис можно подтвердить, использовав для прочтения текста общественно-исторического развития язык того или иного народа. Например, слово «город» даёт целый набор понятий, позволяющих выявить такие отношения, как «горожанин», «горожданин», «гражданин» - вольный человек города, который уже в условиях средневековья занимал важное место в общественном производстве и социальной регуляции, решая важные вопросы социального бытия.
Однако город явился местом и пространством существования и развития других социальных институтов. Среди них ведущая роль
*Бандурин Александр Петрович, e-mail: [email protected]
принадлежит институту рынка, который получил развитие в
результате экономической деятельности средневековых буржуа,
способствующей тому, что в городе начинают различать место и
пространство. «Место предполагает эмоциональную привязанность, в
то время как пространство её исключает, поскольку постоянно
продаётся и покупается и меняет свою форму. Пространство стало „ „ 1 территорией, на которой, а не ради которой трудился человек» '.
С течением времени произошла трансформация места городского поселения в пространстве, которое ныне не объединяет, а отчуждает, отдаляет людей друг от друга и от города, где они живут и работают. Более того, современные городские агломерации расширяют, но одновременно и размывают границы проживания и сфер деятельности, сводя положение многих людей к маргинальному состоянию, когда работа - в одном городе, квартира - в другом, а родственники и друзья -в третьем.
Стандартизация потребления привела к стандартизации городской среды. Сегодня практически в любом крупном или среднем городе России господствует «набор» одинаковых магазинов со своими торговыми марками, витринами, одинаковыми товарами. И в голове жителя того или иного города эти магазины становятся своеобразными точками отсчёта в потребительской системе координат. Такая организация и регуляция потребления стандартизирует городское пространство, делает его одинаковым фоном в пространственно-городском восприятии человека, способствуя ослаблению эмоциональных связей, потере индивидуальности отношения к улицам и площадям города.
С потерей привязанности к городскому пространству утрачивается и привязанность членов городской семьи. Маргинализированность социально-пространственного положения мужа, жены и детей проявляется в пространственно-временном разрыве их существования. У родителей часто нет времени, чтобы позаниматься с детьми, проконтролировать их учёбу в школе, оказать помощь в приготовлении уроков, пройтись вместе по улицам родного города, рассказать что-то из его истории. Муж и жена также очень часто «разведены» в городском пространстве, работают на разных предприятиях, в организациях и корпорациях со своими интересами, что часто заканчивается реальным разводом супружеских пар. Риски разводов, риски неустойчивых эмоциональных отношений в семье, а также риски экономической жизни, связанные с угрозами безработицы, отрицательно влияют на рождаемость.
На наш взгляд, именно возможные проблемы потребления оказывают решающее воздействие при оценке всех факторов в
1 Вершинина И.А. Влияние капитализма на процесс урбанизации: социология города Ричарда Сеннета // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2013. № 1. С. 172.
рациональном выборе рождения родителями своего ребенка. Угроза прервать гонку потребления является решающей иррациональной компонентой, которая может подавить рационально принятое решение, и собственные потребительские интересы превысят чашу весов с жизнью будущего человека. Современный человек как «человек потребляющий» готов принести в жертву своего процесса потребления, собственных потребительских интересов, интересы и жизни членов своей семьи.
Мы привыкли рассматривать потребление как удовлетворение постоянно возрастающих материальных и духовных потребностей индивидов. Однако следует обратить внимание на коммуникативный элемент потребляемых вещей, когда их первостепенная функция заключается не в максимальном удовлетворении потребностей индивидов за счёт высокой полезности заключённого в вещи блага, а в способности нести определённую информацию и иметь символическое
л
содержание1. Например, новая техника, производимая на том или ином предприятии, несёт в себе определённое культурное содержание и научное знание, выполняющее регулятивную функцию по отношению к тем работникам, которые будут трудиться на этой технике, «заставляя» их изучать свойства, качества, производительность.
В то же время потребление связано не только с удовлетворением потребностей в материальных и культурных благах, но и с удовлетворением потребностей в социально-пространственном расположении, эстетическим и этическим удовлетворением окружающей городской средой, визуальным наслаждением городским пространством и ландшафтным расположением города. Данный вид потребления связан с внесением в окружающее человека городское социальное пространство своих особых смыслов и значений, превращением его из «чужака» в «своего», возвратившегося домой2, а также удовлетворения потребности в соотнесении собственных смыслов и значений, возникших по отношению к городскому социально-пространственному окружению, со смыслами и символами других людей и нахождении в таких пространственно-социальных коммуникациях общих точек соприкосновения и общезначимых оценок совместного социально-пространственного бытия.
Современный город - это природно-техногенная, природно-анропогенная система, динамическая совокупность, составленная проживающим населением, его хозяйственной деятельностью и освоенной территорией, в которой основным системообразующим фактором являются человек с его деятельностью, осуществляемой в пределах городской территории, и осваиваемая им природная среда в
1 Малахов А.О. Потребление как предмет современного научного анализа: от удовлетворения потребностей к коммуникации и идентичности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2011. № 4. С. 68.
2 Щюц А. Избр. произведения. Мир, светящийся смыслом...
виде рельефа, геологии, климата, флоры, фауны, воды, что и создаёт в результате взаимодействия человека и природы природно-
л
антропогенную городскую среду'. Город как социоприродная система включает ряд подсистем: квазиприродную в виде преобразованной географической среды, ландшафтно-архитектурную, социально-экономическую, общественно-производственную. То есть город - это современная урбоэкосистема со своими элементами, где есть ядро и периферия, а также существует функциональное зонирование пространства города путём выделения жилой (селитебной) территории, промышленной и складской зон, зоны внешнего транспорта, зелёной и санитарно-защитной зон.
Естественно, что ландшафтно-архитектурная подсистема является центральной в духовном восприятии города, определяет эстетическое отношение и наслаждение его обликом как жителей, так и приезжих, испытывающих удовлетворение или неприятие в процессе социально-пространственного потребления и капитулирования социоприродных коммуникаций. Причём удовлетворённость/неудовлетворённсть социально-пространственным потреблением может быть установлена, во-первых, в процессе непосредственного созерцания ландшафтно-архитектурных форм, то есть того «текста», который представлен объективно, и, во-вторых, в результате интерсубъективных коммуникаций горожан и гостей города по поводу прочтения объективного текста ландшафтно-архитектурных форм со своим специфическим языком.
И в данных социальных коммуникациях важным условием социально-пространственного потребления выступает не только эстетическое наслаждение и отношение к окружающей социоприродной системе, но и соблюдение этических и моральных норм, этики окружающей среды. Если эстетическое отношение к социально-пространственному содержанию города проявляется в потребности созерцать красоту зданий, удачно расположенных на той или иной территории в гармоничном соответствии с рельефом и созданных вблизи жилых массивов и домов зелёных зон отдыха с «разбавлением» утомительной монотонности городского пространства строительством домов различной конфигурации, то этическая составляющая социально-пространственного потребления предполагает соблюдение определённой меры в рациональном использовании, задействовании городом природы, окружающей природной среды - земель, лесных насаждений, водных ресурсов.
Именно такое решение и действие находятся в русле и способствуют выполнению Концепции устойчивого развития Конференции ООН по окружающей среде и развитию 1992 года в Рио-
1 Экология города: учебник для высших учебных заведений / под общ. ред. В.В. Гутенева. М.; Волгоград, 2010. С. 16.
де-Жанейро с основной идеей выживания в условиях сохранения окружающей среды для будущих поколений при стабильности социальной и политической сфер жизни человечества на основе соблюдения прав человека, принципов демократии и норм международного права.
Сегодня социальное пространство городов неравномерно распределено и социально дифференцировано. В городах сосуществуют различные социальные пространства как объекты социально-пространственного потребления со своим «набором» зданий, сооружений, улиц, парков. Причём важно отметить: если раньше в социально-пространственном положении города чётко выдерживалось отношение «центр - окраина» с расположением элитных слоёв горожан в центре, то в постсоветский период наиболее экономически обеспеченные и социально продвинутые горожане необязательно стремятся в центр города. В центре они располагают свои офисы и административные учреждения, а живут в районах новой застройки, расположенных часто на окраине города в лучших рекреационных зонах. Такое внедрение новых районов с богатыми виллами и коттеджами вносит в расположение свои коррективы в традиционную организацию города со схемой «центр - окраина», делая её «рваной», «мозаичной» и усиливая социальную дифференциацию населения в социально-пространственном потреблении. Отмечая особенности городского социально-пространственного неравенства, важно отметить появление определённых групп в структуре населения города, выступающих в роли активных агентов, которые в свою очередь ведут к дифференцированному «потреблению городского пространства посредством выбора места жительства, показанного новым видом
л
жилья»1. А новое жильё характеризуется не только качеством, местом расположения и ценой, но и символическим содержанием, которое оно включает в себя как символ успеха, определённых достижений, положения в обществе и социального статуса владельца. Причём современные виллы и коттеджи являются наиболее наглядными объектами демонстративного, престижного потребления новой элиты, а районы их расположения - молчаливыми символами удавшейся жизни.
Важно отметить ещё одну особенность социально-пространственного потребления современных горожан в ракурсе соотношения обычного и необычного, возвышенного и рядового, редкого и повседневного. В социально-пространственном дискурсе современных городов происходит «оповседневнивание» действительности. И делается это часто на уровне повседневных социальных контактов и
Нурушева А.М. Особенности социально-пространственного неравенства в городском пространстве Астаны // Соц. исследования. 2013. № 4. С. 90.
коммуникаций, в интерсубъектных взаимодействиях жителей городов с помощью необычных памятников, становящихся объектами городского визуального пространства2. Сюжеты, образы, ситуации, запечатлённые в необычных памятниках городского пространства, организуют особым образом социально-пространственное потребление горожан. Они придают социально-коммуникативный характер потребления пространственно-визуальному восприятию улиц, площадей, городов. Социальные коммуникации между горожанами и гостями города возникают на основе общих, коллективных смыслов, на которые опираются индивидуальные интеллектуальные представления. Такие памятники приближены к социальной действительности, потому что сюжеты замершего мгновения и герои, воплощённые в скульптуре, взяты из повседневной жизни. Сегодняшний памятник «идёт» к городскому обывателю от жизни, какой она есть, в отличие от памятников традиционных, пронизанных идеологическими символами прошлых эпох, «парящих» над повседневностью. Необычные памятники не только «оповседневнивают» действительность, делая практики социально-коммуникативного взаимодействия более простыми и удобными в ходе социально-пространственного потребления горожан, но и вносят потребительское содержание в этот процесс. Потребительская функция «памятников повседневности», как, по нашему мнению, можно назвать необычные памятники городского пространства, проявляется, во-первых, в том, что многие из них имеют потребительско-прагматичное назначение и, во-вторых, они содержат в себе определённую рекламу тех или иных товаров или услуг.
Таким образом, социально-пространственное потребление в условиях современного города связано с расширяющимся антропогенным, техногенным воздействием на природу. Потребление продуктов, товаров и услуг претерпевает интенсивное изменение, требующее новых решений в пространственно-организационном расположении жилья, магазинов, мест развлечений, парков, зон отдыха и экологической рекреации городского жилищно-коммунального хозяйства. Важным изменяющимся моментом социально-пространственного потребления горожан является социальная регуляция ландшафтно-архитектурной подсистемы города, насыщенной новыми домами, зданиями, современными жилыми районами, которые содержат новые смыслы потребления и социальных коммуникаций со своими архитектурными решениями и памятниками как материализованными системами повседневности городской жизни.
2 Стрельникова А.В. Необычные памятники как объект городского визуального пространства // Соц. исследования. 2013. № 4. С. 95.
Бандурин А.П. Социально-экологическая регуляция пространственного потребления в условиях повседневных коммуникаций современного города. В статье рассматриваются социально-экологические проблемы социальной регуляции пространственного потребления на основе поиска общих смыслов жизнедеятельности в повседневных коммуникациях современных городов. Возрастание этико-экологических регулятивов предполагает изменение отношения человека к природе, обретение им нового положения в социоприродной урбоэкосистеме.
Ключевые слова: потребление, социальное пространство, повседневные коммуникации, социально-экономическое
регулирование, современная урбоэкосистема.
Bandurin A.P. Socio-ecological regulation of spatially consumption in everyday communications of the modern city. The
article considers the socio-ecological problems of social regulation spatial consumption on the basis of a shared sense of life in everyday communication in modern cities. The growth of ethical and environmental regulators involves changing people's attitude to nature, finding the new position in society and nature of urboecosystem.
Keywords: consumption, social space, everyday communication, socio-economic regulation, modern urboecosystem.