Научная статья на тему 'Образовательные возможности курса «Мой эксперимент» в представлении метапредметных результатов обучения в основной школе'

Образовательные возможности курса «Мой эксперимент» в представлении метапредметных результатов обучения в основной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДПРЕДМЕТНЫЙ КУРС / ЭКСПЕРИМЕНТ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / НАБЛЮДЕНИЕ / ВЫСТАВКА-ЛАБОРАТОРИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / ДНЕВНИК ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Елена Владимировна, Сущек Светлана Александровна

В статье представлен опыт работы по реализации одной из программ инновационного надпред-метного курса «Технология развития». Авторы знакомят с целями, задачами, содержанием данного курса, делают попытку подвести некоторые итоги проделанной работы. Обозначают требования к уровню знаний, умений и навыков к окончанию реализации программы. Знакомят с тематическими разделами программы курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коваленко Елена Владимировна, Сущек Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательные возможности курса «Мой эксперимент» в представлении метапредметных результатов обучения в основной школе»

УДК 371.31 ББК Ч 420.231.5

Е. В. Коваленко, С. А. Сущек

Образовательные возможности курса «Мой эксперимент» в представлении метапредметных результатов обучения в основной школе

В статье представлен опыт работы по реализации одной из программ инновационного надпред-метного курса «Технология развития». Авторы знакомят с целями, задачами, содержанием данного курса, делают попытку подвести некоторые итоги проделанной работы. Обозначают требования к уровню знаний, умений и навыков к окончанию реализации программы. Знакомят с тематическими разделами программы курса.

Ключевые слова: надпредметный курс; эксперимент; моделирование; наблюдение; выставка-лаборатория; рефлексия; дневник экспериментатора.

Новые политические, экономические изменения, социальный заказ общества, изменение парадигмы образования (стандарты нового поколения) требуют серьезного переосмысления целевых ориентиров образовательного процесса, к которым относятся самостоятельность, инициативность, творческое мышление. Задачей современной школы становится формирование человека не только знающего, но и умеющего саморазвиваться и самосовершенствоваться, способного самостоятельно принимать решения, нести ответственность за свои действия. Комплексное сочетание урочной и внеурочной деятельности, взаимодействие с семьей и социумом помогут решить эту нелегкую задачу.

В 2012/13 учебном году в МАОУ «Гимназия № 3» была разработана и апробирована программа по курсу «Мой эксперимент» для 5-го класса в рамках надпредметного сквозного курса «Технология развития».

В организации работы мы исходили из того, что на уроках традиционно используются такие средства наглядности, как карты, картины, таблицы, фотографии и экранные пособия, презентации, кино- и видеофильмы. Некоторую информацию учащиеся воспри-

нимают легко, она им понятна и доступна, а по некоторым вопросам возникает масса вопросов «Почему?», «Как?» и т.п. Вот здесь и необходим эксперимент, позволяющий заглянуть в процессы, происходящие в природе. Эксперименты описаны в разной литературе по предметным областям. Эксперимент рассматривается нами как род опыта, имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.Эксперименты позволяют привить интерес к предмету, более наглядно, доступно объяснить причины и механизм проявления многих процессов. Информация, полученная учащимися на таких практических занятиях, надолго запоминается, помогает им лучше разобраться в материале, найти ответы на многие вопросы.

Основными принципами разработки программы стали научность, доступность, по-сильность, преемственность, учет возрастных особенностей учащихся, результативность, творчество и успех. Данная программа направлена на умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наибо-

лее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Цель программы - создание условий для успешного освоения учениками основ экспериментальной деятельности (эксперимент как ведущий метод научного познания). Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

- формировать представление об эксперименте как способе урочной и внеурочной деятельности;

- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельного эксперимента;

- формировать и развивать навыки поиска информации;

- развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Формы и методы проведения занятий: беседа, практическая работа, эксперимент, наблюдение, самостоятельная работа, защита экспериментальных работ (выставка-лаборатория), консультация.

Курс рассчитан на проведение в течение учебного года в объёме 35 часов для 5-го класса (возраст 11-12 лет).

Результаты освоения программы проявляются в том, что учащийся должен:

- иметь представление об эксперименте как методе научного познания;

- знать процесс создания условий для проведения эксперимента;

- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезу, планировать ход эксперимента;

- давать определения понятиям, работать с тестом, делать выводы;

- уметь работать в группе, отстаивать свою точку зрения.

Содержание программы: программа состоит из 8 разделов (предметы естественнонаучного цикла: математика, химия, физика, естествознание).

Все занятия проводятся в модульном режиме. По всем разделам представлены дополнительные программы.

На вводном занятии дается представление о курсе, его задачах и целях. Раздел «Домашняя химчистка» связан с проведением химических экспериментов; раздел «Мир невидимых» связан с экспериментами в области естествознания; раздел «Аква-мир» предполагает знакомство учащихся с экспериментами в области физики; раздел «Загадки Мёбиуса» связан с математическим моделированием; раздел «Моё развитие» -с познанием своих способностей.

Все разделы программы взаимосвязаны, направлены на решение общих задач, построены на принципах системно-деятельностного подхода, предполагают рациональное распределение аудиторной и внеаудиторной работы.

Экскурсии направлены на наблюдение за экспериментами в практике. Учащиеся в рамках курса посетили предприятия г. Перми (кондитерская фабрика «Пермская», хлебокомбинат № 1, ботанический сад при Пермском университете). Там они познакомились с технологическими ячейками производства, основанного на эксперименте. В конце года, пройдя все модули, учащиеся самостоятельно определятся с выбором темы эксперимента, публично его проводят и представляют результаты (стендовый доклад, презентация, модель, выступление).

В качестве «продукта» (как результата освоения программы) представляется дневник экспериментатора, который учащиеся ведут в течение учебного года. На страницах дневника они фиксируют основные понятия, касающиеся эксперимента в той или иной предметной области. Кроме этого, в дневнике представлены рефлексивные страницы, где экспериментаторы делятся своими впечатлениями. Консультации по заполнению и ведению дневника проводятся один раз в четверть.

По окончании курса учащиеся демонстрируют собственные эксперименты и представ-

Тематический план программы

№ Название раздела Часы Методы деятельности обучающихся

1 Вводное. Что такое эксперимент? 1 ч ауд. - 1 ч внеаудит. - 0 ч Наблюдение

2 «Домашняя химчистка» 4 ч ауд. - 3 ч внеаудит. - 1 ч Моделирование, наблюдение, эксперимент

3 «Мир невидимых» 6 ч ауд. - 4 ч внеаудит. - 2 ч Моделирование, наблюдение, эксперимент

4 «Аквамир» 6 ч ауд. - 4 ч внеаудит. - 2 ч Моделирование, наблюдение, эксперимент

5 «Загадки Мёбиуса» 3 ч ауд. - 3 ч внеаудит. - 0 ч Моделирование, наблюдение, эксперимент, анализ

6 «Моё развитие» 4 ч ауд. - 3 ч внеаудит. - 1 ч Наблюдение, соотнесение

7 Экскурсии 7 ч ауд. - 7 ч внеаудит. - 0 ч Наблюдение, анализ

8 Выставка 4 ч ауд. - 4 ч внеаудит. - 0 ч Представление результатов

Итого 35 часов

ляют результаты своей деятельности в разных формах (лаборатории, мастер-классы). В интерактивной форме были поведены итоги курса.

В конце учебного года учащимся, которые успешно освоили экспериментальную деятельность, присваивается звание «экспериментатора», которое фиксируется в форме сертификата и рассматривается как гарант публичного признания.

Программа «Мой эксперимент» (5-й класс) позволила учащимся выделить методы научного познания в области естественных дисциплин. Работа по реализации программы предполагала использование метода наблюдения, постановку проблемы, выдвижение гипотез, проведение эксперимента, моделирование. Учащиеся получили возможность развивать свои умения, объяснять явления, процессы, связи и отношения,

выявляемые в ходе исследования, приобрели опыт публичного представления результатов эксперимента.

Основными метапредметными и личностными результатами мы считаем сформированного ряда умений:

- ставить цель эксперимента и формулировать задачи для ее реализации;

- выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- формулировать гипотезу;

- планировать и проводить наблюдения и опыты;

- оформлять результаты проведенных экспериментов на бумажных носителях в тексте с использованием таблиц и схем;

- составлять доклад;

- публично представлять результаты наблюдений и экспериментов умение планировать и проводить наблюдения и опыты.

На наш взгляд, самостоятельное планирование путей достижения целей, в том числе альтернативных, осознанный выбор наиболее эффективных способов решения учебных и

познавательных задач, осуществление организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками предопределит успех дальнейшего освоения курса «Технология развития».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ПУБЛИКАЦИИ

1. Воронцов А.Б. Формы организации учебной деятельности учащихся в подростковой школе. -URL : http: // rudocs.exdat.com/docs/index-508056.html

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. - М.: Просвещение, 2011.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. -М.: Просвещение, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.