УДК 340.1
Б01: 10.17223/22253513/30/7
Н.В. Ольховик
120 ЛЕТ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ
В СИБИРИ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ (обзор материалов научно-практической конференции)
Анализируются материалы Всероссийской научно-практической конференции «Юридическая наука и образование в Сибири: традиции и инновации», посвященной 120-летию юридического образования в Сибири.
Ключевые слова: юридическое образование, юридическая наука, Томский государственный университет, конституционализм, укрепление российской государственности, административные реформы, частноправовые дисциплины, судебная система.
В октябре 2018 г. Юридическому институту (факультету) Национального исследовательского Томского государственного университета исполнилось 120 лет. 25-26 октября 2018 г. в Юридическом институте Национального исследовательского Томского государственного университета была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Юридическая наука и образование в Сибири: традиции и инновации», посвященная 120-летию юридического образования в Сибири. В ее работе приняли участие ведущие ученые-правоведы, работники правоохранительных органов, судебной системы Российской Федерации, представители общественности.
Пленарное заседание было открыто директором Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета, заслуженным юристом Российской Федерации, доктором юридических наук, профессором В.А. Уткиным. В своем докладе профессор В.А. Уткин отметил основные вехи истории становления и развития Юридического института (факультета) в Томском университете [1], а также обозначил проблемы, как присущие российскому высшему профессиональному образованию в целом, так и специфические для высшего юридического образования в частности. К числу наиболее актуальных проблем В.А. Уткин отнес: существование вузов в условиях обострения конкуренции вузов в мире, стране, в Сибири в борьбе за их включение в государственные программы и наличие жестких централизованных формальных показателей мониторинга эффективности их деятельности; снижение качества подготовки юристов; утрату элитарности юридического образования в условиях огромного числа непрофильных, в том числе негосударственных, учебных заведений (более пятисот с филиалами), массово готовящих юристов; формальность, забюрократизированность и значи-
тельную трудоемкость проверок и аккредитаций, наличие «коррупционных ниш» в самом механизме государственного контроля как основного элемента, обеспечивающего качество юридического образования; сокращение бюджетных мест, в большинстве юридических вузов расширение числа платных студентов, значительно отличающихся в общей их массе от студентов-бюджетников как по уровню общей подготовки, так и по мотивации, зачастую не связанной с получением качественного образования; сопряженность претензий работодателей (как правило, из сферы частноправовой юридической деятельности) к недостаткам практической подготовки выпускников с противоречивостью этих требований, с их недостаточно четкой определенностью (неспособностью выразить в компетенциях) и нежеланием вкладывать средства в юридическое образование.
Двухуровневая система подготовки юристов (бакалавр, магистр) при отсутствии специальных государственных квалификационных требований к занятию должностей юридической практики и при наличии значительного числа выпускников-специалистов прошлых лет привела к тому, что значительное число работодателей рассматривают выпускников-бакалавров как «недоучившихся специалистов», что практически лишает основы (по крайней мере, на ближайшие два года) сложившуюся в Институте в течение десятилетий систему трудоустройства выпускников (в виде Комиссии по трудоустройству). Тенденция «технократизации» вузовского, в том числе юридического, образования при внедрении его дистанционных форм ведет к снижению роли «человеческого фактора», который традиционно в сфере юридического образования во всем мире считается определяющим.
Сокращение бюджетных мест набора ведет к существенному сокращению штата преподавателей, что при сохранении кадрового потенциала и научных школ ведет к росту числа преподавателей, работающих на неполную ставку, в том числе внешних совместителей, и, соответственно, влечет необходимость «подработок», причем и в конкурирующих негосударственных вузах. Это снижает мотивацию преподавателей и препятствует активизации их научной, преподавательской деятельности, сводит на нет их участие в воспитательной работе со студентами и затрудняет управление институтом.
Традиционная национальная отраслевая изолированность юридического образования и юридической науки (существующая, впрочем, везде в мире) за немногим исключением (философия права, криминология, международное право и др.) объективно не способствует широкому включению юридического образования и правовой науки в мировое образовательное и научное пространство, а растущая в последние годы «политизация» препятствует международному признанию работ российских юристов. Кризисные социально-экономические условия последних лет ограничивают возможности использования средств от платного обучения для сохранения и развития института, а также для финансирования научных хоздоговорных работ по юридической тематике, в связи с чем ряд предварительных договоренностей о продолжении такой работы остается нереализованным.
Учитывая исторически сложившееся положение Юридического института ТГУ в юридическом образовательном пространстве на Востоке страны, его высокую репутацию, значительный кадровый потенциал, профессор В.А. Уткин обозначил направления дальнейшего развития Юридического института как структурного подразделения Национального исследовательского Томского государственного университета, позволяющие ему эффективно участвовать в реализации Программы повышения международной конкурентоспособности Томского университета, которые нашли отражение в принятой в 2015 г. Ученым советом ЮИ, одобренной Ученым советом ТГУ Стратегии развития Юридического института НИ ТГУ на 2016-2020 гг.
О традициях научной и образовательной деятельности Томского государственного университета как залоге профессионализма выпускников говорила заместитель председателя совета федерального государственного бюджетного научного учреждения «Исследовательский центр частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ», доктор юридических наук, профессор Л.Ю. Михеева. В Юридическом институте Томского государственного университета сформировались известные в России научные школы, в том числе школа гражданского права, основателем которой был доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ Борис Лазаревич Хаскельберг. В составе томской школы гражданского права работали ведущие ученые-цивилисты: доктор юридических наук, профессор Виктор Нифонтович Щеглов, доктор юридических наук, профессор И.В. Федоров.
В настоящее время успешно продолжает готовить молодые научные кадры доктор юридических наук, профессор Р.П. Мананкова.
Особое внимание профессор Л.Ю. Михеева обратила на воспитательную функцию томской научной школы гражданского права, которая реализовалась через формирование определенных взаимоотношений и научных традиций внутри этой школы. Прежде всего это характерная для томской школы исследовательская программа, опыт побуждения будущих ученых к рефлексии над ценностно-смысловыми основаниями собственной исследовательской деятельности. Последнее стало приобретать сегодня особое значение. Зарубежный и отечественный анализ развития науки убедительно доказал, что если раньше знания, полученные в ходе научного исследования, могли оцениваться исключительно с внутринаучной точки зрения, то в современной экономике, характерной для постиндустриального общества, должна учитываться их связь с социальными целями и ценностями. Еще одной традицией томской научной школы было и есть формирование у молодых ученых этических норм и правил проведения научных исследований.
О становлении и развитии томской школы конституционного права говорил доцент кафедры права, философии и социологии ГорноАлтайского государственного университета, доктор юридических наук, доцент И.Ю. Остапович. В своем докладе он прежде всего остановился на истории Томской школы конституционного права, которая берет свое начало с 1898 г., осветил направления научных исследований, проведенных на кафедре конституционного и международного права. В их числе исследование проблем истории отечественной Конституции (профессор
А.И. Ким, профессор М.А. Митюков, профессор И.А. Кравец, доцент А.М. Барнашов), преобразование современной Конституции посредством судебной, конституционной и правоприменительной практики органов государственной власти (профессор М.А. Митюков), государственная власть и особенности ее разделения в соответствии с Конституцией РФ (профессор И.А. Кравец, доцент А.М. Барнашов и др.), конституционные основы национальной безопасности (профессор М.А. Митюков, доцент А.М. Барнашов и др.), проблемы взаимоотношений церкви и государства (профессор М.А. Рейснер), правовое регулирование свободы совести и религиозных объединений (доцент А.А. Исаева), проблематика федеративного устройства (профессор А.И. Ким, профессор М.А. Митюков, доценты А.М. Барнашов, Э.С. Юсубов, Н.Г. Геймбух, С.А. Татаринов), избирательное право и процесс (профессор М.А. Митюков, доценты Э.С. Юсубов, А.С. Кучин и др.), парламентское право (профессор М.А. Митюков, доценты Э.С. Юсубов, Ю.В. Филимонов и др.), отдельные институты государственной власти (профессор М.А. Митюков, доценты А.М. Барнашов, Э.С. Юсубов и др.), конституционное право зарубежных стран (доцент Н.Г. Геймбух), конституционное правосудие (профессор Н.В. Витрук, профессор М.А. Митюков, доценты А.М. Барнашов, В.В. Кровельщикова и др.), муниципальное и международное право [2. С. 63-78].
В настоящее время сотрудники кафедры проводят исследования институтов российской власти вообще и конституционного правосудия в частности на основе сравнительного анализа с зарубежным опытом и исторического осмысления в контексте целей и устремлений Конституционной комиссии (1990-1993) и Конституционного совещания (1993) и современных интерпретаций Конституции РФ. Впервые предпринимается попытка библиографического описания конституционного правосудия как важнейшего направления в науке конституционного права. Сотрудниками кафедры ежегодно публикуются статьи, монографии, учебники, учебные пособия. На кафедре ведется большая работа по развитию студенческого научного творчества. Студенты разных курсов выступают с докладами как на кружке, так и на различных научных конференциях в Томске, Москве и других вузовских центрах, участвуют в конкурсах и олимпиадах, занимая призовые места.
Кроме пленарного заседания работа участников научно-практической конференции проходила в рамках четырех круглых столов: «Конституция России и укрепление российской государственности»; «Административные реформы как средство преобразований в обществе»; «Методика, проблемы и перспективы преподавания частноправовых дисциплин»; «Судебная система России: состояние и пути реформирования».
Круглый стол «Конституция России и укрепление российской государственности», был посвящен 25-летию Конституции Российской Федерации. Его модераторами выступили профессор Кемеровского института (филиала) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, доктор юридических наук, профессор Ю.В. Ким; заведующий кафедрой
теории и истории государства и права, конституционного права Новосибирского национального исследовательского государственного университета, доктор юридических наук, профессор И.А. Кравец, заведующий кафедрой конституционного и международного права Юридического института ТГУ, доцент А.М. Барнашов, доцент кафедры права, философии и социологии Горно-Алтайского государственного университета, доктор юридических наук, доцент И.Ю. Остапович.
На круглом столе обсуждались вопросы истории создания ныне действующей российской Конституции, проблемы конституционализации российской правовой системы, ценности Конституции РФ 1993 г. в контексте общего конституционного наследия, конституционная модернизация российской государственности в свете практики конституционного правосудия, национальная конституционная идентичность и возрастание активности межгосударственных судебных органов, совершенствование конституционно-правовых механизмов защиты государственного суверенитета, светское государство в свете современного конституционного развития, безопасность конституционного строя Российской Федерации.
Проведение круглого стола «Административные реформы как средство преобразований в обществе» было приурочено к 120-летию юридического образования в Сибири и 120-летию создания кафедры теории и истории государства и права, административного права Юридического института Томского государственного университета [3]. Круглый стол вели доктор юридических наук, профессор кафедры административного права и процесса МГЮА им. О.Е. Кутафина С.А. Старостин; кандидат юридических наук, доцент, и.о. заведующего кафедрой теории и истории государства и права, административного права Томского государ-
ственного университета С.В. Ведяшкин; доктор философских наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, административного права М.М. Журавлев.
Участники обсуждали проблемы административной реформы, совершенствование системы и структуры органов исполнительной власти в контексте реализации административной реформы, трансформацию функций исполнительной власти в условиях совершенствования государственного управления в РФ, управление избирательным процессом в условиях проведения административных реформ, укрепление законности и дисциплины в деятельности органов государственной власти в условиях современных реформ, влияние административной реформы на систему управления в отдельных сферах, реформу государственной службы.
Модераторами круглого стола «Методика, проблемы и перспективы преподавания частноправовых дисциплин» были заведующая кафедрой гражданского права Юридического института Томского государственного университета, доктор юридических наук Е.С. Болтанова, заместитель председателя совета федерального государственного бюджетного научного учреждения «Исследовательский центр частного права им. С.С. Алексеева при Президенте РФ», доктор юридических наук, профессор Л.Ю. Михеева и доцент кафедры Юридического института Томского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент Н.Д. Титов. Активное участие в дискуссии приняли присутствовавшие представители научной общественности Алтайского государственного университета, Сибирского федерального университета, Томского политехнического университета и Томского государственного университета, адвокатского бюро Краснодарского края и другие практические работники.
Предметом обсуждения стали проблемы преподавания дисциплин частноправового цикла, традиционные и инновационные методы преподавания частноправовых дисциплин, вопросы преемственности преподавания гражданского права на советском и постсоветском пространстве, роль курса «Гражданское право» в формировании компетенций юриста, образовательный процесс в условиях реформирования гражданского законодательства России, использование технических средств в образовательном процессе (на примере частноправовых дисциплин).
Круглый стол на тему «Судебная система России: состояние и пути реформирования» был проведен заведующей кафедрой гражданского процесса Юридического института Национального исследовательского Томского государственного универчситета, кандидатом юридических наук, доцентом Н.Г. Галковской. Активное участие в дискуссии приняли не только члены кафедры гражданского процесса Юридического института ТГУ, но и преподаватели Западно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия, судьи, адвокаты и другие практические работники. В процессе работы участники обсуждали проблемы справедливости и эффективности судебного процесса, нагрузку судей и качество правосудия, инстанционные полномочия судов в свете судебной реформы, профессиональное представительство, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (проблемы правоприменения и перспективы развития), разработку Единого процессуального кодекса (проблемы и пути их решения; альтернативные способы разрешения споров в России: состояние и варианты развития и др.).
ч
Значимость проведенной научно-практической конференции заключается не только в распространении опыта учебной и научной деятельности Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета, направленной на опережающее развитие системы образования, обновление юридического образования в соответствии с запросами времени. Прошедшая научно-практическая конференция, как представляется, послужила площадкой для теоретического осмысления проблем юридической науки, а также актуализировала необходимость совершенствования содержания и технологий юридического образования, направленных на подготовку инновационно-ориентированного бакалавра, магистра, совершенствования системы взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления и общественными организациями региона, сохранения и развития традиций и ценностей университета, корпоративной культуры, творческого потенциала выпускника института, повышения международной активности института, усиления академической мобильности, развития прикладных научных исследований и внедрения их в законодательную и правоприменительную практику.
Литература
1. Юридический институт (факультет) Томского государственного университета. 1898-2018 : история и современность / сост. Т.А. Дедкова ; под ред. В.А. Уткина, Т.А. Дедковой. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. 84 с.
2. Митюков М.А., Барнашов А.М. Становление и развитие идей конституционализма в Томском университете : (из истории кафедры конституционного и международного права юридического факультета - Юридического института Томского государственного университета). Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. 154 с.
3. Кафедра теории и истории государства и права, административного права Юридического института Томского государственного университета : исторический очерк (1898-2018 гг.) / сост. А.М. Дегтярева, Т.В. Нестерова. Томск : Издательский Дом Томского государственного университета, 2018. 48 с.
Olkhovik Nikolay V., Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation) 120TH ANNIVERSARY OF LEGAL SCIENCE AND EDUCATION IN SIBERIA: TRADITIONS AND INNOVATIONS (REVIEW OF MATERIALS OF A PRACTICAL SCIENCE CONFERENCE)
Keywords: legal education, legal science, Tomsk State University, constitutionalism, strengthening the Russian statehood, administrative reform, private legal discipline, judicial system.
DOI: 10.17223/22253513/30/7
On the 25th -26th of October, 2018 the Institute of Law hosted the all-Russian practical -science conference "Legal science and education in Siberia: traditions and innovations " dedicated to the 120 anniversary of the legal education in Siberia. The conference was attended by leading scientists in the field of law, officers of law enforcement agencies, employees of judicial system of the Russian Federation, members of the public interested in the problems of legal science and education.
The article analyses the materials of the practical- science conference on history of the formation and development of the Law faculty (institute) at Tomsk State University, and its scientific schools, in particular, the Tomsk scientific School of constitutional law. The main results of the activities of the Institute of Law of TSU are given.
Attention is drawn to the traditions of scientific and educational activities of the Institute of Law of Tomsk State University: Tomsk Law school has its own research program is characterized by the experience encouraging future scientists to reflect on value-semantic grounds of their own research; the formation of ethical norms and rules applied in doing research that are useful for young scientists.
The problems formulated by Prof. V.A. Utkin concerning those inherent in Russian higher vocational education in general and higher legal education in particular, and the basic directions of further successful development of the Institute of Law as a structural unit of National research Tomsk State University are under analysis. The formulated questions became the subject of discussion at the four round tables in the Institute of Law: " Russian Constitution and strengthening of the Russian statehood"; "Administrative reform as a way for changes in a society" ; "Methodology, problems and prospects of teaching private-law disciplines; "The judicial system in Russia: status and ways for reforming".
The author determines the importance of the above practical -science conference for theoretical comprehension of legal problems as well as for improving the content and technologies of legal education; improvement of the system of interaction with government bodies, local government bodies and public organizations in the region; preservation and development of traditions and values of the university, corporate culture, creativity of the institute graduates; increasing international activity of the institute, increasing academic mobility; development of applied research and introducing them to the legislative and law enforcement practices.
References
1. Utkin, V.A. & Dedkova, T.A. (ed.) (2018) Yuridicheskiy institut (fakul'tet) Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 1898-2018: istoriya i sovremennost' [Law Institute (Faculty) of Tomsk State University. 1898-2018: History and modern times]. Tomsk: Tomsk State University.
2. Mityukov, M.A. & Barnashov, A.M. (2018) Stanovlenie i razvitie idey konstitutsionalizma v Tomskom universitete: (iz istorii kafedry konstitutsionnogo i mezhdunarodnogo prava yuridicheskogo fakul'teta - Yuridicheskogo instituta Tomskogo gosudarstvennogo universiteta) [The formation and development of ideas of constitutionalism in Tomsk State University: (from the history of the Department of Constitutional and International Law of the Law Faculty - Law Institute of Tomsk State University)]. Tomsk: Tomsk State University.
3. Degtyareva, A.M. & Nesterova, T.V. (2018) Kafedra teorii i istorii gosudarstva i prava, administrativnogo prava Yuridicheskogo instituta Tomskogo gosudarstvennogo universiteta: istoricheskiy ocherk (1898-2018 gg.) [The Department of Theory and History of State and Law, Administrative Law of the Law Institute of Tomsk State University: A historical sketch (1898-2018)]. Tomsk: Tomsk State University.