Научная статья на тему '120 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА Г. А. ОСТРОГОРСКОГО (ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ)'

120 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА Г. А. ОСТРОГОРСКОГО (ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ / Г. А. ОСТРОГОРСКИЙ / ИСТОРИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Иванов Игорь Анатольевич

Статья представляет собой расширенную версию доклада, представленного 20 января 2022 г. в ходе круглого стола, организованного научно-просветительским проектом Издательства Санкт-Петербургской духовной академии «Византийский кабинет» и посвященного 120-летию со дня рождения выдающегося византолога ХХ столетия Георгия Александровича Острогорского (1902-1976). В статье отмечены основные вехи из биографии ученого и дается характеристика его личности и трудам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

120 YEARS SINCE THE BIRTH OF ACADEMICIAN G. A. OSTROGORSKIY (PREFACE TO THE PUBLICATION)

The article is an expanded version of the report presented on January 20, 2022 during the round table, organized by the “Byzantine Cabinet”, and devoted to the 120th anniversary of Georgiy Aleksandrovich Ostrogorskiy (1902-1976), the outstanding Byzantine scholar of the twentieth century. The article presents the main milestones of the scholar’s biography and characterizes his personality and works.

Текст научной работы на тему «120 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ АКАДЕМИКА Г. А. ОСТРОГОРСКОГО (ПРЕДИСЛОВИЕ К ПУБЛИКАЦИИ)»

РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 1(8) 2022

Священник Игорь Иванов

120 лет со дня рождения академика Г. А. Острогорского (предисловие к публикации)

УДК 929+94(495):930 DOI 10.47132/2588-0276_2022_1_21 EDN DTGUXY

Аннотация: Статья представляет собой расширенную версию доклада, представленного 20 января 2022 г. в ходе круглого стола, организованного научно-просветительским проектом Издательства Санкт-Петербургской духовной академии «Византийский кабинет» и посвященного 120-летию со дня рождения выдающегося византолога ХХ столетия Георгия Александровича Острогорского (1902-1976). В статье отмечены основные вехи из биографии ученого и дается характеристика его личности и трудам.

Ключевые слова: византиноведение, Г. А. Острогорский, история науки. Об авторе: Священник Игорь Анатольевич Иванов

Кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой иностранных языков и доцент

кафедры богословия Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: igivan74@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-8238

Для цитирования: Иванов И., свящ. 120 лет со дня рождения академика Г. А. Острогорского (предисловие к публикации) // Русско-Византийский вестник. 2022. № 1 (8). С. 21-30.

RUSSIAN-BYZANTINE HERALD

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 1 (8) 2022

Priest Igor Ivanov

120 Years Since the Birth of Academician G. A. Ostrogorskiy (Preface to the Publication)

UDC 929+94(495):930 DOI 10.47132/2588-0276_2022_1_21 EDN DTGUXY

Abstract: The article is an expanded version of the report presented on January 20, 2022 during the round table, organized by the "Byzantine Cabinet", and devoted to the 120th anniversary of Georgiy Aleksandrovich Ostrogorskiy (1902-1976), the outstanding Byzantine scholar of the twentieth century. The article presents the main milestones of the scholar's biography and characterizes his personality and works.

Keywords: Byzantine studies, G. A. Ostrogorskiy, history of science. About the author: Priest Igor Anatolyevich Ivanov

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Foreign Languages, Associate

Professor, Department of Theology, St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: igivan74@mail.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0749-8238

For citation: Ivanov I., priest. 120 Years Since the Birth of Academician G. A. Ostrogorskiy (Preface to the Publication). Russian-Byzantine Herald, 2022, no. 1 (8), pp. 21-30.

22

PyccKO-BmaHmuücKuü eecmHUK № 1 (8), 2022

В январе 2022 г. исполнилось 120 лет со дня рождения Георгия Александровича Острогорского, выдающегося византолога ХХ в., который появился на свет 6/19 января 1902 г. в Санкт-Петербурге. Подробные сведения о его биобиблиографии мы уже приводили в ряде статей1; кроме того, мы рассматривали и отдельные концептуальные аспекты сочинений Острогорского2. Здесь же кратко изложим некоторые ключевые факты из жизнеописания ученого.

Его отцом был педагог и общественный деятель Александр Яковлевич Острогорский (1868-1908), директор Тенишевского училища (Санкт-Петербург, ул. Моховая, 35), а матерью — Александра Константиновна Острогорская, урожденная Леман (1871-1937), служившая в том же училище директором библиотеки. В 1910 г. его отчимом стал профессор Василий Романович Сомер (он же — Вильям Робертович Зоммер, 1872-1946).

В тревожные годы Гражданской войны Георгий вместе с семьей эмигрировал в Европу и в 1921г. поступил в Гейдельбергский университет на философский факультет, где ему преподавали известные ученые: Карл Ясперс, Гейнрих Риккерт, Альфред Вебер и Людвиг Куртиус. Помимо философии Георгий слушал лекции по собственному выбору — история, классическая филология, археология, политическая экономия и социология. Интерес к истории, и особенно к Византии, пробудил в нем доцент Перси Эрнст Шрамм. В 1924-1925 гг. Острогорский изучал византологию в Сорбонне под руководством таких специалистов, как Шарль Диль, Габриэль Миле и Жермэн Руйяр. Вернувшись в Гейдельберг, он защитил докторскую диссертацию под названием «Сельская податная община в Византийском царстве в X веке» (1927), а затем для получения звания приват-доцента (3 ноября 1928 г. в университете в Бреслау) написал работу «Исследование по истории иконоборчества» (1929). По мотивам этого труда Острогорским была написана русскоязычная статья «Гносеологические основы

1 Иванов И. А. Три родины Г. А. Острогорского: Россия, Сербия, Византия // Наука и искусство

в пространстве культуры: внутривузовский сб. науч. тр. Вып. 2. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. С. 357-359; Его же. Г. А. Острогорский: вклад в византологию // Христианское чтение. 2007. № 28. С. 185-191; Его же. Г. А. Острогорский: жизнь с мыслью о России // Христианство и культура: сб. науч.

тр. Вып. 3. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. С. 403-409; Его же. Вклад А. Я. и Г. А. Острогорских в русскую культуру ХХ в. // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность:

IV научн.-практическая конф. 16 мая 2008 г.: тез. докл. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. С. 92-93; Его же. Творчество академика Г.А. Острогорского в эмиграции (биобиблиографический очерк) // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер.: Гуманитарные науки. Вып.4 (23). СПб.: СПбГИЭУ, 2008. С. 218-226; Его же. Деятельность Г. А. Острогорского в среде русской научной эмиграции в 20-40-е гг. // Современная культура России: основные черты и характерные особенности: сб. науч. тр. СПб.: СПбГИЭУ, 2009. С. 189-207; Иванов И., свящ. Русская византология в Европе и труды академика Г. А. Острогорского // Христианское чтение. 2010. № 1 (32). С. 88-121; Его же. Новые материалы к биографии академика Г. А. Острогорского // Христианское чтение. 2012. № 2. С. 88-121; Его же. Югославский академик Г.А. Острогорский (1902-1976) и его работы о византийском иконопо-читании (к 115-летней годовщине со дня рождения) // Христианское чтение. 2017. № 2. С. 20-36; Его же. Судьбы русской византинистики в Старом и Новом свете: Г. Острогорский и А. Васильев. Предисловие к публикации // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 9-15.

2 Иванов И. А. Специфика византийской цивилизации в ранних работах академика Г. А. Острогорского (историко-богословский аспект) // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 6. Мат-лы науч. конф.

VI Линтуловских чтений 2012 г. СПб., 2013. С. 36-48; Его же. Академик Г. А. Острогорский о специфике византийского мышления // Тинэйджеры в современном социуме: инвариантность и лабиринты: сб. науч. тр. СПб.: Астерион, 2014. С. 543-549; Иванов И., свящ. Византийская и русская государственность в трудах академика Г. А. Острогорского // Христианское чтение. 2014. № 5. С. 62-81; Иванов И.А. Проблемы средневековой философии в ранних трудах академика Г.А. Острогорского // Вестник СПбГЭУ. Сер.: Гуманитарные науки. Вып.4 (71). СПб.: СПбГЭУ, 2014. С. 70-75; Иванов И., свящ. Византийские монастыри и фискальная система (по трудам академика Г. А. Острогорского) // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 7. Мат-лы науч. конф. VII Линтуловских чтений 2013 г. СПб., 2014. С. 24-32; Его же. Академик Г. А. Острогорский как исследователь иконоборчества // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 8. Мат-лы науч. конф. VIII Линтуловских чтений 2014 г. СПб., 2015. С. 116-121.

спора о святых иконах», которая предлагается вниманию читателей в качестве републикации ниже.

В течение пяти лет (1928-1933) Георгий Острогорский преподавал византийскую историю в Бреслау и был директором культурно-исторического отделения Брес-лавского восточноевропейского института (Ost-Europa Institut).

В 1927 г. в ходе заседаний Второго международного конгресса византийских исследований в Белграде Острогорский познакомился с белградскими коллегами. В 1933 г. именно по рекомендации ведущих сербских медиевистов, прежде всего, Драгутина Ана-стасиевича, он получил приглашение в Белград, став профессором философского факультета Белградского университета.

Кроме того, Г. А. Острогорский сотрудничал с Русским научным институтом в Белграде, где читал лекции по приглашению. В институте также работали историки Е. Ф. Шмурло, И. И. Лаппо, А. В. Флоровский, философы И. И. Лапшин, Н. О. Лосский и С. Л. Франк. Для одного из сборников института Острогорский написал статью «Афонские исихасты и их противники (К истории поздневизантийской культуры)», которая также републикуется ниже.

Также Острогорский взаимодействовал с одним из первых объединений русских ученых, сформированным еще в 1921г. — Русским археологическим обществом, председателем которого был избран филолог и историк-славист, профессор Белградского университета А. Л. Погодин, ранее преподававший в высших школах Варшавы и Харькова.

Известно, что в Русском археологическом обществе участвовали такие видные русские историки общественной мысли, Церкви и права, как А. П. Доброклонский, Е. В. Спекторский, Ф. В. Тарановский, С. В. Троицкий, Е. В. Аничков, М. Н. Ясинский, А. В. Соловьев и В. А. Мошин. С двумя последними Г. А. Острогорского долгое время связывали узы тесной дружбы. Теплые, дружеские отношения сохранил Острогорский и с В.Н. Бенешевичем, который остался в Советской России, претерпел заключение в тюрьме и ссылку (с 25 ноября 1928 г. по 13 марта 1933 г.), но продолжал плодотворно заниматься наукой. Наряду с А. А. Васильевым Острогорский видел Бенешевича в качестве участника Четвертого международного конгресса византийских исследований в Болгарии (София, 1934), но политическая ситуация не позволила осуществиться этим чаяниям.

Отметим, что в течение сорока пяти лет Г. Острогорский был активным участником международных конгрессов византийских исследований, начав со Второго конгресса (Белград, 1927) и закончив Четырнадцатым конгрессом (Бухарест, 1971).

Приведем здесь небольшой фрагмент из отчета Г. А. Острогорского об участии в Третьем международном конгрессе византийских исследований в Афинах в октябре 1930 г.: «Периодически повторяющиеся международные конгрессы византологов стали прочно установившейся ученой традицией. Очередной съезд ученых, работающих в области византиноведения и смежных научных областях, состоялся в октябре 1930 г. в Афинах. То обстоятельство, что этот съезд, как и предыдущий белградский 1927 г., был созван в одной из стран — наследниц византийской империи, уже могло служить благоприятным предзнаменованием для плодотворности его работ,

поскольку работы этих съездов — также по установившейся со времен прекрасного белградского конгресса традиции — связаны с осмотром исторических памятников и экскурсиями в места, сохранившие следы византийской культуры. Главная цель съезда — предоставить обычно разобщенным специалистам-византологам возможность широкого личного общения — также оказалась вполне осуществленной, ибо съезд привлек огромное большинство работающих в данной области исследователей, объединив представителей всех европейских стран, в которых ведется работа по византиноведению. Отсутствовали только русские ученые, живущие в Советской России и лишенные враждебной серьезной науке советской властью возможности принимать участие в общей культурной работе. Из русских же ученых, проживающих за границей, в работах съезда приняли участие: М. А. Андреева (Прага), Н. М. Беляев (Прага), А. Н. Грабар (Страсбург), В. А. Мошин (Копривница), Н. Л. Окунев (Прага), Г. А. Острогорский (Бреславль), И. О. Панас (Прага) и А. В. Соловьев (Белград). Названными русскими учеными были прочитаны на съезде восемь докладов, на русском, немецком и французском языках»3.

Изучая тематику докладов Острогорского на этих конгрессах, удалось обнаружить одну публикацию, которая до сих пор не входила в известные списки его трудов, — это текст доклада на Пятом международном конгрессе византийских исследований в Риме (1936): «Развитие императорской идеи в зеркале византийских коронационных постановлений» (Die Entwicklung der Kaiseridee im Spiegel der byzantinischen Krönungsordnugen // Atti del V Congresso internazionale di studi bizantini. V. 1, Roma, 1939. P. 299-320).

К межвоенному периоду относится и сотрудничество Г. Острогорского с Семинарием имени Н. П. Кондакова («Seminarium Kondakovianum»), — он печатался в его сборниках и помогал распространять их в европейской научной среде. А когда в начале 1938 г. секретарь Семинария Д. А. Расовский переехал в Белград, при поддержке принца-регента Югославии Павла Семинарий был преобразован в Институт имени Н. П. Кондакова с директором Г. А. Острогорским и секретарем Д. А. Расовским. Летом 1938 г. началась перевозка институтской библиотеки в Белград. Пару лет обсуждался вопрос о полном переезде института из Праги в Белград. Однако 6 апреля 1941 г. Германия напала на Югославию, и во время первого налета германской авиации на Белград помещение института было разрушено и убиты два сотрудника института. Благодаря усилиям Острогорского большая часть библиотеки была спасена, хотя сама работа института, по сути, прекратилась.

Об этом сам Георгий Александрович в своем отчете за 1939-1945 гг. писал так: «Отчетный период для Югославии распадается на две неравных части, границей между которыми является немецкое нашествие в апреле 1941 г. Если уже и до того, в годы начавшейся гитлеровской агрессии в средней и западной Европе, условия для научной работы в Югославии не могли быть благоприятны, то с момента оккупации страны всякая нормальная культурная жизнь и всякая нормальная научная деятельность прекратилась, особенно в Белграде, естественном центре югославского византиноведения. Этим объясняется, что подавляющее большинство работ, о которых будет речь в нашем обзоре, относится к сравнительно краткому периоду — к 1939, 1940 и началу 1941 г., когда, несмотря на возраставшие трудности, работа продолжалась. Она получила даже известный новый стимул с перенесением в Белград (в 1938 г.) исследовательского и издательского центра Кондаковского Института, который, продолжая начатую в Праге работу, развил здесь весьма активную деятельность и, между прочим, издал XI т. своих Анналов и 2-й выпуск „Заметок о Слове о Полку Игореве". Но и деятельность Института имени Н. П. Кондакова в Белграде трагически оборвалась 6 апреля 1941 г., когда, во время первого же налета немецкой авиации на Белград, Институт был разрушен, при чем погибли ученый секретарь Института Д. А. Расовский, выдающийся

3 Острогорский Г. Третий международный съезд византологов в Афинах // Seminarium Kondakovianum. 1931. Вып. 4. С. 274.

специалист по кочевниковедению, много давший и еще больше обещавший дать в науке, и его жена И. Н. Расовская-Окунева, верная и богато одаренная сотрудница Института.

В тот период времени, когда более или менее нормальная научная деятельность была еще возможна, византиноведческая работа в Югославии велась, как и в прежние годы, главным образом: 1) в области византийской истории и истории византийско-славянских отношений и 2) в области истории византийско-сербского искусства и археологии»4.

Подчеркнем, что сам Острогорский в ходе плодотворной научно-исследовательской деятельности к 1940 г. написал две монографии и более 40 статей на разных языках и на различные темы, касающиеся византийской цивилизации. Значительной вехой в его работе стал выход в свет его фундаментального труда «История Византийского государства» («Geschichte des byzantinischen Staates», 1940).

Г\ А. Острогорский, 19<50-е it. в 1948 г. Г. А. Острогорский основал Ви-

зантологический институт Сербской академии наук и искусств (САНИ), членом которой тогда же был выбран5. Кроме того, он стал редактором серии «Отдельные издания Византологического института» (с 1951 г.) и «Сборников трудов Византологического института» (с 1952 г.). Четверть века (с 1948 г. по декабрь 1973 г.) Г. А. Острогорский был бессменным директором Белградского византологического института Сербской академии наук и искусств, редактором всех его изданий, участником послевоенных международных конгрессов византийских исследований, а также — некоторое время — президентом Международной ассоциации византинистов.

В 1959 г. вышла в свет «История Византии», написанная Острогорским на сербском языке. В сентябре 1961 г. под его руководством был проведен XII Международный конгресс византологов в Охриде. В 1960-е гг. под эгидой Г. А. Острогорского в рамках совместной работы Византологического семинара при философском факультете и Византологического института Сербской академии наук и искусств сформировался феномен, известный сегодня в мировой науке как «белградская византологиче-ская школа».

В 1957 и 1969 гг. Г. А. Острогорский посетил США для участия в работе симпозиумов в Гарвардском центре византологических исследований в Думбартон Оукс. Кроме того, в 1969 г. он был избран почетным членом Американской академии наук.

В 1966 г. Острогорский был удостоен высокой награды, став кавалером ордена «Pour le Mérite für Wissenschaften und Künste» (ФРГ) — «За заслуги в науке и искусстве».

4 Острогорский Г., Радойчич С. Работа по византиноведению в Югославии за 1939-45 гг. // Byzantinoslavica. 1947-48. № 9. С. 133.

5 Статус Г. А. Острогорского в САНИ за годы его работы в ней: действительный член — с 18 марта 1948 г.; действительный член (Кафедра социальных наук) — с 22 марта 1948 г.; действительный член (Департамент исторических наук) — с 16 марта 1971 г.; секретарь Отделения общественных наук — с 3 декабря 1956 г. по 15 июня 1958 г., с 15 апреля 1960 г. до 1 марта 1963 г., с 12 ноября 1964 г. по 10 мая 1966 г. (вице-секретарь); член Президиума — с 1 марта 1963 г. по 7 апреля 1966 г., с 23 апреля 1970 г. по 24 октября 1976 г.

Г. А. Острогорский и Ч. Чаплин в Оксфорде получают степень почетного доктора филологии, 27 июня 1962 г.

Следует особо отметить тот факт, что за всю историю ордена только четыре византолога стали его кавалерами: Ф. Дэльгер, Д. Моравчик, Г. Острогорский и А. Грабар.

В 1962 г. Острогорский был избран почетным доктором филологии Оксфордского университета (Doctor of Letters). Также он стал членом-корреспондентом нескольких академий: Афинской академии и академии в Палермо (1967), Неапольской академии моральных и политических наук (1968), Парижской академии надписей и изящной словесности (1970) и Австрийской академии наук (1971). На Пятнадцатом международном конгрессе византийских исследований в Афинах (сентябрь 1976 г.) он был назван самым выдающимся византологом своего времени.

В 1969-1970гг. в Белграде вышло шеститомное собрание сочинений Острогорского на сербском языке. Из широкого круга его исследовательских интересов можно выделить следующие большие темы: налоговая система Византии, отношения государства и Церкви, иконоборчество, исихазм, средневековая иерархия государств, совместное владение в Византийской империи, цены и поденная оплата труда, аграрная система в Византии, византийский феодализм, идеология власти, традиции коронации императора, византийско-славянские отношения, византийская аристократия, византийские города в период раннего Средневековья и др.

Вместе с В. Мошиным Г. Острогорский представлял югославское византиноведение на XIII Международном конгрессе исторических наук, состоявшемся 16-23 августа 1970 г. в Москве.

В 1973 г. Г. А. Острогорский вышел на пенсию и стал готовить четвертое немецкое издание «Истории Византии», несмотря на тяжелую продолжительную болезнь, из-за которой он скончался 26 октября 1976 г. Согласно завещанию ученого его обширнейшая библиотека стала достоянием основанного им Византологического института, носящего теперь его имя. Среди его последователей и учеников можно назвать такие имена: Божидар Ферьянчич, Иванка Николаевич, Сима Чиркович и др.

По поводу кончины Г. А. Острогорского известный советский, а затем американский византолог А. П. Каждан отозвался так: «Только что принесли сообщение,

Стоят слева направо: проф. Андре Гийу, проф. Ромили, проф. Георгий Острогорский, проф. Джон Л. Тил, проф. Нина Г. Гарсоян, проф. Роберт С. Лопец, Бэзил Лейурдас; сидит проф. Питер Канарис. Фотография из архивов Гарвардского центра византологических исследований Dumbarton Oaks, Washington, D. C., United States, 1969

что умер Острогорский — умер после долгой, тяжелой болезни, склероза <...>. Все это совершенно невозможно представить себе <...>. Мало с кем из „западных" я был связан такими прочными и сложными узами, как с Г. А. Расходясь с ним по тысяче важнейших вопросов — от судьбы городов до пронии, я оставался с ним в дружеских отношениях, насколько это вообще возможно между людьми, географически столь далекими и принадлежащими к разным поколениям. Во всяком случае, уважение было, мне кажется, взаимным. Я отлично помню, как он сидел у нас дома, мы болтали о том и о сем, о науке и о людях, и даже начинало казаться, что стирается возрастная грань. А теперь и его нет.»6

В качестве заключения этой краткой юбилейной заметки, пожалуй, имеет смысл привести слова Фанулы Папазоглу, второй супруги Г. А. Острогорского, касающиеся непосредственно его уникальной личности: «Он был человеком, который никогда ни от чего не отступал <...>; его карьера, несмотря на удары судьбы, была очень ровной и последовательной <...>. Знание материала, четкость мысли, способность различать существенное в общем материале — предпосылки для любой успешной научной работы. У Георгия Острогорского были эти качества в большей степени, нежели у его современников. Человеческие черты ученого находят свое выражение даже в объективной науке. Что же придает особый колорит работам Острогорского? Это — выверенность, систематичность, ясное рассмотрение предмета, чувство меры в оценках, отсутствие преувеличений. Эти качества никогда не покидали его, отличая его и в повседневной жизни. Он ничего не делал спонтанно. Всякое дело в жизни и науке должно быть основательно и продуманно <...>. Он стремился выразить свою мысль с максимальной точностью и красотой, будь это обыденная переписка, официальный документ

6 Письмо от 4 ноября 1976 г. Цит. по: Поляковская М.А. Византия, византийцы, византинисты. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. С. 383.

Г. А. Острогорский за работой, 1970-е гг.

или научная статья <...>. У него была способность отделять важное от второстепенного. Он читал только те книги, которые имели бесспорное значение <...>. Он был равнодушен к неудачам и ударам судьбы, к суете и конфликтам. Он не любил говорить о своих неприятностях, а трудности всегда воспринимал со спокойствием. Сколько внутренней силы нужно было иметь для такого образа жизни! И эта сила чувствовалась во всем, что было содержанием его жизни. И не случайно, что у него не было ни одной неудачной работы или незавершенного дела. Если бы не болезнь, он мог бы еще многое сказать о Византии. Но он никогда не говорил с сожалением о несостоявшихся планах. Поэтому, я думаю, его жизнь была счастливой»7.

Хочется надеяться, что труды этого выдающегося ученого ХХ в. постепенно будут становиться доступными современному русскоязычному читателю — как в переводах, так и в републикациях.

Источники и литература

1. Иванов И.А. Три родины Г. А. Острогорского: Россия, Сербия, Византия // Наука и искусство в пространстве культуры: внутривузовский сб. науч. тр. Вып. 2. СПб.: СПбГИЭУ, 2004. С. 357-359.

2. Иванов И.А. Г.А. Острогорский: вклад в византологию // Христианское чтение. 2007. №28. С. 185-191.

3. Иванов И.А. Г.А. Острогорский: жизнь с мыслью о России // Христианство и культура: сб. науч. тр. Вып. 3. СПб.: СПбГИЭУ, 2007. С. 403-409.

4. Иванов И.А. Вклад А.Я. и Г.А. Острогорских в русскую культуру ХХ в. // Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность: IV науч.-практическая конф. 16 мая 2008 г.: тез. докл. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. С. 92-93.

5. Иванов И.А. Творчество академика Г. А. Острогорского в эмиграции (биобиблиографический очерк) // Вестник ИНЖЭКОНА. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 4 (23). СПб.: СПбГИЭУ, 2008. С. 218-226.

7 Папа^оу^ог Ф., Гю тг^ лро<5аа>л1котг]та ка1 то еруо тои Геюруюг Ostrogorsky / Ostrogorsky Г. 1атор1а тои Вг^^т^ог Кратопд. Абгра, 1978, £. 3.

6. Иванов И. А. Деятельность Г. А. Острогорского в среде русской научной эмиграции в 20-40-е гг. // Современная культура России: основные черты и характерные особенности: сб. науч. тр.: СПб.: СПбГИЭУ, 2009. С. 189-207.

7. Иванов И., свящ. Русская византология в Европе и труды академика Г. А. Острогорского // Христианское чтение. 2010. № 1 (32). С. 88-121.

8. Иванов И., свящ. Новые материалы к биографии академика Г. А. Острогорского // Христианское чтение. 2012. № 2. С. 88-121.

9. Иванов И. А. Специфика византийской цивилизации в ранних работах академика Г. А. Острогорского (историко-богословский аспект) // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 6. Мат-лы науч. конф. VI Линтуловских чтений 2012 г. СПб., 2013. С. 36-48.

10. Иванов И.А. Академик Г.А. Острогорский о специфике византийского мышления // Тинэйджеры в современном социуме: инвариантность и лабиринты: сб. науч. тр. СПб.: Астерион, 2014. С. 543-549.

11. Иванов И., свящ. Византийская и русская государственность в трудах академика Г. А. Острогорского // Христианское чтение. 2014. № 5. С. 62-81.

12. Иванов И.А. Проблемы средневековой философии в ранних трудах академика Г. А. Острогорского // Вестник СПбГЭУ. Сер.: Гуманитарные науки. Вып. 4 (71). СПб.: СПбГЭУ, 2014. С. 70-75.

13. Иванов И., свящ. Византийские монастыри и фискальная система (по трудам академика Г. А. Острогорского) // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 7. Мат-лы науч. конф. VII Линтуловских чтений 2013 г. СПб., 2014. С. 24-32.

14. Иванов И., свящ. Академик Г. А. Острогорский как исследователь иконоборчества // Линтула: сб. науч. ст. Вып. 8. Мат-лы науч. конф. VIII Линтуловских чтений 2014 г. СПб., 2015. С. 116-121.

15. Иванов И., свящ. Югославский академик Г.А. Острогорский (1902-1976) и его работы о византийском иконопочитании (к 115-летней годовщине со дня рождения) // Христианское чтение. 2017. № 2. С. 20-36.

16. Иванов И., свящ. Судьбы русской византинистики в Старом и Новом свете: Г. Острогорский и А. Васильев. Предисловие к публикации // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 9-15.

17. Острогорский Г. Третий международный съезд византологов в Афинах // Seminarium Kondakovianum. 1931. Вып. 4. С. 274-275.

18. Острогорский Г., Радойчич С. Работа по византиноведению в Югославии за 193945 гг. // Byzantinoslavica. 1947-48. № 9. С. 133-142.

19. ПалафуХои Ф., Г1а т^ лродошлжотпта ка1 то еруо тои Гешруюи Ostrogorsky / Ostrogorsky Г. 1отор1а тои Ви^аутьуои Кратоид. Аб^а, 1978.

20. Поляковская М. А. Византия, византийцы, византинисты. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.