Научная статья на тему 'Г.А. Острогорский: вклад в византологию'

Г.А. Острогорский: вклад в византологию Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г.А. Острогорский: вклад в византологию»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.А. Иванов

Г.А. Острогорский: вклад в византологию

Опубликовано: Христианское чтение. 2007. № 28. С. 185-190

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

Г. А. СЮТРОГОРСКИЙ: ВКЛАД В ВИЗАНТОЛОГИЮ (предисловие к публикации)

Георгий Александрович Острогорский родился 6/19 января 1902 г. в Санкт-Петербурге в семье директора гимназии, известного русского педагога А.О. Острогорского. В 1919 г. он окончил классическую гимназию в Петрограде. После революции оказался в эмиграции (через Финляндию) и продолжал свое образование: сперва в университете Гей-дельберга на философском факультете (куда поступил в 1921 г.), изучая историю, политическую экономию и социологию, а затем — в Сорбонне (Париж) в Ecole des Hautes Etudes, посещая семинары известного историка Византии Шарля Диля. О пробуждении интереса к византиноведческим занятиям Острогорский писал Успенскому: «Византийской историей начал заниматься незадолго до окончания Гейдельбергского университета. Непосредственных учителей в области византиноведения у меня не было, взялся я за такую работу (докторскую диссертацию по экономической истории Византии) по собственной инициативе и проводил ее на свой риск и страх, так как византологов в Гейделберге, где я прошел и окончил университет, нету. По окончании университета (в 1925 г.) я уже не переставал заниматься византийской историей и, в частности, обратился к изучению иконоборческого периода».1 В 1925 году он защитил докторскую диссертацию о сельской общине в Византийской империи X в. (Die landlishe Steuergemeinde des byzantinischen Reiches im X Jahrhundert // Vierteljhrschrift fur Sozial und Wirtschaftgeschichte. 1927. Bd. 20. s. 1-108).

Известный византинист A.A. Васильев упоминал о нем в 1927 г. как об одном из самых крупных византологов Германии.2 В 1928-1933 гг. Острогорский, будучи приват-доцентом (на получение этого звания он представил работу по истории иконоборчества: Studien zur Geschichte des Bilderstreites), преподавал византийскую историю в Бреславе,3 участвовал в пражских семинарах Кондакова — Seminarium Kondakovianum. С 1931 г. он действительный член Института им. Н. П. Кондакова и член правления. В это время выходят несколько его работ по иконоборчеству в Византии, среди них — «Studien zur Geschichten des byzantinischen Bilderstreites» (1929) и «Les debuts de la

1 Острогорский ГЛ. Письмо Ф.И. Успенскому от 11. 01. 1928. ПФА РАН. Ф. 116. Оп. 2. А 256, л. 3-3 об.

2 Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. СПб., 1995, с. 326.

3 Польский город Вроцлав в Нижней Селезни.

Qurelle des Images» (1930), a также исследование «Lohne und Preise in Byzanz» (1932). В 1933 г., после прихода Гитлера к власти, Острогорский был обеспокоен тем, что его еврейское происхождение затруднит жизнь в Германии. Об этом он доверительно писал Толлю: «Судьба человека здесь сейчас зависит от его происхождения. Во-первых, я не германец, а русский. Во-вторых, предки мои со стороны отца — евреи. Не знаю даже, известно ли это Вам... Я никогда не ощущал и не ощущаю никакой связи с еврейством и, конечно, ни в какой мере не считаю себя евреем... Возьмете ли меня в институт?»4 В 1933 году он получает приглашение на кафедру византологии философского факультета в Белградском университете.5 Кстати говоря, эта кафедра была основана в 1906 г. известным сербским византологом, профессором Драгути-ном Анастасиевичем. На сербском языке Острогорский пишет труд о преобразованиях царской власти в Византии — «Autokrator i samodrzac» (1935).6

Во время и после Второй мировой войны Г.А. Острогорский ведет обширную научную работу и затем публикует отчет о ней.7 Его избирают ректором Института византологии в Белграде и действительным членом Сербской Академии наук (1948). Изданием «Византийских писцовых книг» (1948) ученый проливает свет на малоизвестные до этого особенности византийского феодального устройства.8 Он является редактором серии «Отдельные издания Византологического института» (с 1951 г.) и «Сборников трудов Византологического института» (с 1952 г.). По его инициативе было начато издание византийских источников по истории народов Югославии. Научная деятельность Г.А. Острогорского сосредоточилась главным образом в области аграрной истории Византии и истории византийской идеологии.9 Он занимается социально-экономической историей Византии, византийско-сербскими отношениями, пишет общий курс истории Византии и капитальный труд «История Византийского государства», вышедший сначала на немецком (1941), затем на сербо-хорватском (1947), французском (1956), английском (1956) и словенском (1961) языках. В 1950-е гг. выходят

4 Острогорский Г.А. Письмо Н. П. Толлю от 20.04.1933. АИИИ АН ЧП. К1-18/94, л. 209.

5 Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге, с. 370

6 Характерно, что написание этой работы совпало с утратой Сербией самодержавия: в 1934 г. был убит король Александр Караджорджевич (король Сербо-хорвато-словенов (1921 — 1929) и король Югославии (1929-1934)).

7 Острогорский Г. А., Радойчич С. Работа по византиноведению в Югославии за 1939—45 гг. // BS 9 (1947— 48), с. 133-142.

8 Enciklopedija Jugoslavije. T. 6. Zagreb, 1965, s. 396—397.

9 Басаргина Е.Ю. Археологический институт им. Н.П. Кондакова (Seminarium Kondakovianum). По материалам архивов Праги // Мир русской византинистики: материалы архивов Санкт-Петербурга. СПб., 2004, с. 772.

в свет его работы, посвященные тщательному изучению византийского феодализма как социально-экономической системы — «Pour l'histoire de la féodalité byzantine» (1954), «Quelques problèmes d'histoire de la paysannerie byzantine» (1956), «Byzantine Cities in the Early Middle Ages» (1959), где ученый выступает сторонником теории непрерывности (от времен Римской империи) развития византийских городов, а также вскрывает острые противоречия в феодальном обществе, связанные с борьбой царской власти и крупной земельной аристократии. Коренное изменение социально-политических отношений, таких как утверждение свободного крестьянства и организация фем, Острогорский датирует VII веком, тогда, как многие историки Византии относили их к VIII — первой половине IX в.10 Кроме того, ученый занимается анализом дипломатической документации Византийской империи и издает работу на соответствующую тему «К истории иммунитета в Византии» (1958). В 1959 г. выходит его «История Византии», написанная на сербском языке. Будучи ученым мирового значения, Г.А. Острогорский публикует многочисленные статьи в различных международных сборниках по византологии.

В целом за период с 1925 по 1963 годы им написано более 120 научных работ. В 1967 г. Острогорского избирают членом-корреспон-дентом Афинской академии и академии в Палермо, в 1968 — Неаполь-ской академии моральных и политических наук, а также почетным доктором Страсбургского университета; в 1969 г. он избран почетным членом Американской академии наук, а в 1970 г. — членом-коррес-пондентом Парижской академии des Inscriptions et Belles Lettres. С 1971 г. Острогорский — член-корреспондент Австрийской академии наук. На Византологическом конгрессе в Афинах (сентябрь 1976 г.) он был назван самым выдающимся византологом своего времени.11 Четверть века (с 1948 г. по декабрь 1973 г.) Г.А. Острогорский был бессменным ректором Белградского византологического института.

После кончины Г.А. Острогорского 26 октября 1976 г. согласно его завещанию обширнейшая библиотека ученого стала достоянием основанного им института, а новые поколения византологов с любовью и благодарностью продолжают дело своего учителя. Среди них можно назвать имена Божидара Ферьянчича, Иванки Николаевич, Симы Чир-ковича, Ф. Баришича и др. Но при этом нужно помнить, что сам Г.А. Острогорский свое дело вершил с мыслью о грядущем возрождении византинистики на Родине. Вот его слова по поводу закрытия

10 БСЭ. Т. 18, М„ 1974, с. 590.

11 Феруанчич Б. Академик Георгине Острогорски у светско) византологи // Зборник радова Византолош-ког института, XVIII, 1978, с. 269.

в Праге института им. Н. П. Кондакова — следует «разумно распорядиться библиотекой института, которая является единственным, что от него в действительности осталось, и которая собиралась — так это всегда нами считалось — в конечном счете, для России»12.

Избранная библиография Г.А. Острогорского

Статьи

1. Соединение вопроса о св. иконах с христологической догматикой православных апологетов раннего периода иконоборчества. — Seminarium Kondakovianum, I. Прага, 1927.

2. Гносеологические основы спора об иконах. — Seminarium Kondakovianum, II. Прага, 1928.

3. Die wirtschaftlichen und soziale Entwicklungsgrundlagen des byzantinischen Reiches. — Vierteljahreschr. F. Sozialu. Wirtschaftsgesch. 22, 1929, S.129-143.

4. Uber die vermeintliche Reformtatigkeit der Isaurier // Byzantinische Zeitschrift, 30 (1929/30), S.394-400.

5. Die Chronologie des Theophanes im VII. Und VIII. Jahrh. — Byzant.-Neugr. Jahrb. 7, 1930, S.I-56.

6. Les debuts de la Qurelle des Images. — Melanges Ch. Diles, 1, 1930, S.235-255.

7. Les decisions du Stoglav au sujet de la peinture d'images et les ptrincipes de l'iconogpaphie byzantine. — Receuil Th. Uspenskij 1, 1930, P. 393-411.

8. Das Mitkaisertum im mittelalterlichen Byzanz / [глава в книге:] Konemann E. Doppelprinzipat und Reichsteilung im Imperium Romanum, 1930, S.166-178.

9. El relicario de los despotas del Epiro — Archivo Espanol del Arte у Arqueologia 18, 1930, P.213-221 (в сотрудничестве с Ph. Schweinfurth).

10. Das reliquar der despoten von Epirus. — Seminarium Kondakovianum, V. 1931, S.165-169.

11. Афонские исихасты и их противники. — Записки Русского научного института в Белграде, 1931, вып.5.

12. Отношение Церкви и государства в Византии. — Seminarium Kondakovianum, V. 1931, S. 119-134.

13. Das Steuersystem im byzantinischen Alterum und Mittelalter. — Byzantion 6, 1931, S.229-240.

12 Цит. по: Басаргина Е.Ю. Археологический институт им. Н.П. Кондакова, с. 810.

14. Lohne und Preise in Byzanz // Byzantinische Zeitschrift, 32 (1932).

15. Die Kronungsordnungen des Zeremonienbuchs. Chronologische und verfassungsgeschichtliche Bemerkungen (Ostrogorsky, George; Stein, Ernst) // Byzantion, 7 (1932).

16. Рим и Византия в борьбе за почитание икон. — Seminarium Kondakovianum, VI. Прага, 1933.

17. Autokrator i samodrzac (1935).

18. Die Perioden der byzantinischen Geschichte // Historische Zeitschrift, 163 (1941). 19. Bemerkungen zum byzantinischen Staatsrecht der Komnenenzeit // Sedost-Forschungen, 8 (1943).

20. Работа по византиноведению в Югославии за 1939-45 гг. // BS 9 (1947-48), С. 133-142. (вместе с С. Радойчичем).

21. Византийские писцовые книги (1948).

22. Une ambassade serbe auprès de l'empereur Basile II // Byzantion, 19 (1949). 23. Urum-Despotes: die Anfange d. Despoteswerde in Byzanz // Byzantinische Zeitschrift, 44 (1951).

24. Sur la Pronona. A propos de Particle de M. Lascaris // Byzantion, 22 (1952). 25. Etienne Dusan et la noblesse serbe dans la lutte contre Byzance // Byzantion, 22 (1952).

26. Sur la date de la composition du Livre des Themes et sur l'epoque de la constitution des premiers themes d'Asie Mineure // Byzantion, 23 (1954).

27. Zur Kaisersalbung und Schilderhebung im sptbyzantinischen Kronungszeremoniell // Historie, 4 (1955).

28. Quelques problèmes d'histoire de la paysannerie byzantine, 1956.

29. The Byzantine emperor and the hierarchical world order // The Slavonic and East European review, 35 (1956/57).

30. Pour l'histoire de Timmunite a Byzance; traduction par H. Gregoire // Byzantion, 28 (1959).

31. Byzantine Cities in the Early Middle Ages // Dumbarton Oaks papers, 13 (1959).

32. The Byzantine Empire in the World of the Seventh Century // Dumbarton Oaks papers, 13 (1959).

33. Bibliographie de M. Georges Ostrogorsky // Byzantion, 31 (1961).

34. La Commune rurale byzantine. Loi agraire — Traite fiscal — Cadastre de Thebes // Byzantion, 32 (1962).

35. La prise de Serres par les Turcs // Byzantion, 35 (1965).

36.The Byzantine Background of the Moravian Mission // Dumbarton Oaks papers, 19 (1965).

37. Observations on the aristocracy in Byzantium // Dumbarton Oaks papers, 25 (1971).

38. Эволюция византийского обряда коронования // Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973, с. 43-52.

Монографии

1. Die landlishe Steuergemeinde des byzantinischen Reiches im X Jahrhundert, 1927 (докторская диссертация).

2. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites, Breslau, 1929.

3. Geschichte des byzantinischen Staates, München, 1963.

4. О византщском феудализму. Кнь.1. Београд, 1969.

5. Привреда и друштво у Византщском царству. Из византщске исторще и просопографиjе. Кнь.2. Београд, 1970.

6. Византща и словени. Кнь. 3. Београд, 1970.

7. О вераньима и схатаньима византинаца. Кнь. 4. Београд, 1970.

8. Исторща Византще. Кнь. 5. Београд, 1970.

9. Zur byzantinischen Geschichte. Ausgewehlte kleine Schriften, Darmstadt, 1973.

10. Byzanz und die Welt der Slawen. Beitruge zur Geschichte der byzantinisch-slawischen Beziehungen, Darmstadt, 1974.

И.А. Иванов,

преподава тель

Санкт-Петербургского

государственного

инженерно-экономического

университета

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.