Научная статья на тему '11. 7. Местные органы исполнительной власти Республики Абхазия'

11. 7. Местные органы исполнительной власти Республики Абхазия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1287
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИ-ТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РА / АДМИНИСТРАТИВНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ / МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА / РАЙОНА / THE HEAD OF ADMINISTRATION OF A CITY/REGION / LOCAL EXECUTIVE BODIES OF RA / THE CONSTI-TUTION OF RA / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL UNITS / LOCAL EXECUTIVE BODIES OF RA / THE CONSTI-TUTION OF RA / ADMINISTRATIVE-TERRITORIAL UNITS / BODIES OF STATE AUTHORITY AND ADMINISTRATION / MUNICIPAL ADMIN-ISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пилия Диана Эдуардовна

В статье рассматриваются проблем-ные вопросы организации и деятельности местных органов исполнительной власти Республики Абха-зия. На основе нормативно-правовых актов Респуб-лики Абхазия. Исследуется компетенция органов управления в административно-территориальных единицах Республики Абхазия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOCAL EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

The paper discusses structural and func-tional issues of the municipal governments within the Re-public of Abkhazia (RA). On the basis of RA legal acts, competences of municipal governments of the administra-tive-territorial units of RA are investigated.

Текст научной работы на тему «11. 7. Местные органы исполнительной власти Республики Абхазия»

11.7. МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ

Пилия Диана Эдуардовна, аспирант. Место учебы: кафедра административного права, Московская государственная юридическая академия им. О.Е. Кутафина. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются проблемные вопросы организации и деятельности местных органов исполнительной власти Республики Абхазия. На основе нормативно-правовых актов Республики Абхазия. Исследуется компетенция органов управления в административно-территориальных единицах Республики Абхазия.

Ключевые слова: Местные органы исполнительной власти Республики Абхазия; Конституция РА; административно- территориальные единицы; органы государственной власти и управления; местная администрация; Глава администрации города, района.

LOCAL EXECUTIVE AUTHORITIES OF THE REPUBLIC OF ABKHAZIA

Piliya Diana Eduardovna, postgraduate student. Place of study: Moscow state law academy named after O.E.Kutafin. E-mail: [email protected]

Annotation: The paper discusses structural and functional issues of the municipal governments within the Republic of Abkhazia (RA). On the basis of RA legal acts, competences of municipal governments of the administrative-territorial units of RA are investigated.

Keywords: Local executive bodies of RA; the Constitution of RA; Administrative-territorial units, Bodies of State Authority and Administration, Municipal Administration, the Head of Administration of a City/Region.

Правовую основу организации и деятельности местных органов государственного управления составляют Конституция РА, Конституционный закон "О Кабинете Министров (Правительстве) Республики Абхазия" и Закон "Об управлении в административнотерриториальных единицах Республики Абхазия".

Статья 8 Конституции РА устанавливает, что в Республике Абхазия признается и обеспечивается местное самоуправление - самостоятельное в пределах своих полномочий. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Также в административно-территориальных единицах образуются и местные исполнительные органы государственного управления. Таким образом, в соответствии с конституционно-правовой моделью в Республике Абхазия создаются и функционируют одновременно органы государственной власти и органы местного самоуправления, которые тесно связаны между собой, так как основные направления их деятельности связаны с реализацией интересов жителей одной территории. Соответственно возникает вопрос о соотношении и разграничении предметов ведения и полномочий указанных органов.

Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, т.е. те проблемы, которые затрагивают интересы всего или абсолютного большинства населения территории местного самоуправления и связаны с особенностями данной территории, инфраструктурой и могут решаться относительно самостоя-

тельно независимо во многом от государственной власти.

Полномочиями местного самоуправления являются те, которые признает за ними государство и которые обеспечивают решение населением вопросов местного значения, а также отдельных государственных полномочий, которыми закон может наделить органы местного самоуправления.

Некоторые вопросы, отнесенные к ведению местного самоуправления, не могут решаться без участия государства. Например, организация, содержание и развитие местных учреждений образования, здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения, обеспечение социальной поддержки и содействия занятости населения и т.п.

В статьях 7-9 Закона "Об управлении в административно-территориальных единицах Республики Абхазия" определены взаимоотношения органов государственной власти и управления c органами местного самоуправления.

Взаимоотношения органов государственной власти и управления Республики Абхазия с органами местного самоуправления осуществляются посредством:

- принятия законов по вопросам местного самоуправления;

- создания координационных, консультативных, совещательных и иных рабочих органов; государственной поддержки местного самоуправления.

Органы государственной власти и управления Республики Абхазия обязаны создавать необходимые условия для становления и развития системы местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Они принимают и осуществляют государственные программы поддержки местного самоуправления и не вправе принимать решения и совершать действия, ограничивающие права местного самоуправления, установленные Конституцией Республики Абхазия и вышеназванным законом.

На органы местного самоуправления может быть возложено исполнение отдельных государственных полномочий. Возложение государственных полномочий осуществляется законом и должно в обязательном порядке предусматривать передачу органам местного самоуправления достаточных материальных и финансовых ресурсов.

В случае необеспеченности государственных полномочий материальными и финансовыми средствами органы местного самоуправления не несут ответственности за осуществление этих полномочий. Реализация государственных полномочий, возложенных на органы местного самоуправления законом, подконтрольна государству. Содержание и порядок контроля за реализацией органами местного самоуправления государственных полномочий определяются законом.

Таким образом, при решении вопроса о наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями, необходимо руководствоваться следующими положениями:

1. Учет интересов населения, экономическая целесообразность, наличие кадров.

2. Наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями может осуществляться только законом.

3. Наделение государственными полномочиями может осуществляться только с одновременной передачей материальных и финансовых средств.

3'2010

Пробелы в российском законодательстве

4. Контроль за реализацией переданных полномочий остается за государством.

Как отмечалось, на территории местного самоуправления действуют и местные органы государственного управления.

К местным органам исполнительной власти в соответствии с законодательством РА относятся главы местных администраций, которые входят в единую систему исполнительной власти Республики Абхазия (ст. 24 Закона "Об управлении в административнотерриториальных единицах Республики Абхазия").

Местные администрации обязаны создавать необходимые условия для становления и развития органов местного самоуправления, оказывать содействие в осуществлении ими своих полномочий и взаимодействовать с ними, исходя из интересов населения.

Местные администрации не вправе ограничивать права органов местного самоуправления, установленные Конституцией Республики Абхазия и законами Республики Абхазия.

Местные органы государственного управления - местные администрации в своей деятельности подотчетны Кабинету Министров РА.

Кабинет Министров Республики Абхазия:

- в пределах своей компетенции обеспечивает осуществление исполнительной власти на всей территории Республики Абхазия и контролирует деятельность местных органов государственного управления;

- обеспечивает необходимое взаимодействие между местными органами государственного управления и центральными органами государственного управления;

- разрешает споры и разногласия между центральными органами государственного управления и местными органами государственного управления;

- в целях реализации своих постановлений и распоряжений на всей территории Республики Абхазия Кабинет Министров Республики Абхазия имеет право приостановить решения местных органов государственного управления в случае их противоречия законодательству Республики Абхазия, запрашивать и получать от них информацию о выполнении решений Кабинета Министров Республики Абхазия;

- оказывает содействие местным органам государственного управления в совершенствовании форм и методов управления, способствует созданию условий для развития местного самоуправления, изучает, обобщает и распространяет опыт работы местных органов государственного управления.

Закон РА ""Об управлении в административнотерриториальных единицах Республики Абхазия" устанавливает компетенцию местной администрации.

К ведению местной администрации относятся:

1) защита прав и свобод граждан;

2) разработка и внесение на утверждение органов местного самоуправления проектов программ экономического и социального развития соответствующих территорий, их реализация;

3) разработка проекта местного бюджета и представление его на утверждение органа местного самоуправления, организация исполнения бюджета и представление отчета об исполнении органу местного самоуправления;

4) утверждение схем управления отраслями местного хозяйства, территорией и ее жизнеобеспечения;

5) руководство подведомственными предприятиями, учреждениями и организациями;

6) координация и контроль в пределах, установленных законом, деятельности государственных органов, общественных объединений, предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, находящихся на соответствующей территории;

7) разработка и осуществление мер по развитию народного образования, культуры и языка, физкультуры и спорта;

8) обеспечение охраны труда и здоровья населения соответствующей территории;

9) разработка и реализация мер по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов;

10) разработка и реализация мер по занятости и социальной защите населения соответствующей территории;

11) обеспечение защиты всех форм собственности, регулирование в соответствии с законодательством вопросов землепользования;

12) представление ежегодного отчета соответствующему органу местного самоуправления о деятельности администрации;

13) заключение договоров с хозяйственными организациями и предприятиями, осуществляющими какие-либо виды работ и (или) услуг на подведомственной территории (за исключением связанных с обеспечением безопасности государства), а также прочих договоров и соглашений от имени соответствующей территории;

14) формирование и регламентация деятельности местной администрации, назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений и иных должностных лиц местной администрации. Положения об управлениях (отделах) финансов, сельского хозяйства, образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения, спорта разрабатываются и утверждаются совместно соответствующими центральными органами государственного управления и местными администрациями;

15) утверждение структуры и штатов в пределах утвержденных органом местного самоуправления расходов;

16) обеспечение мер по защите интересов государства на соответствующей территории;

17) открытие и закрытие счетов в банковских учреждениях, распоряжение бюджетными средствами, средствами внебюджетных и валютных фондов, установленных законом;

18) участие в подготовке и проведении выборов, республиканских и местных референдумов в соответствии с законом;

19) в соответствии с Законом Республики Абхазия "О собственности" пользование и управление объектами коммунального хозяйства;

20) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством.

Кроме вышеуказанных полномочий к ведению администраций районов и города относятся также: организация охраны общественного порядка; найм в соответствии с установленным порядком руководителей подведомственных предприятий, учреждений и организаций; установление режима работы предприятий, учреждений и организаций, обеспечивающих жизнедеятельность населения; внесение предложений в органы местного самоуправления о предоставлении дополнительных льгот по местным налогам и сборам; установление правил пользования водозаборными сооружениями, предназначенными для удовлетворения

нужд населения, а также зон санитарной охраны водных объектов в соответствии с требованиями санитарных норм.

Местные администрации вправе создавать в порядке, установленном законом, предприятия, учреждения, организации. Местные администрации в установленном законом порядке вправе в интересах населения осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Решения местных администраций, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, должностными лицами, а также гражданами.

Деятельностью местной администрации руководит глава местной администрации.

Глава местной администрации входит в единую систему исполнительной власти Республики Абхазия, возглавляемую Президентом Республики Абхазия, и подотчетен Кабинету Министров Республики Абхазия.

Главы администраций района, города, города в районе назначаются Президентом Республики Абхазия из состава органов местного самоуправления на срок полномочий Собрания.

Глава администрации района является и главой администрации города, являющегося районным центром.

Глава администрации района назначает и освобождает глав администраций поселков и сел из состава соответствующих Собраний.

Глава местной администрации осуществляет свои полномочия на принципах единоначалия и не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления. Полномочия главы местной администрации могут быть прекращены досрочно. Глава местной администрации в пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения. Акты глав администраций, противоречащие законодательству, могут быть отменены Президентом Республики Абхазия или судом, а также приостановлены или отменены Кабинетом Министров Республики Абхазия. Акты главы администрации города в районе, поселке, селе, противоречащие законодательству, могут быть отменены главой администрации района.

Анализ законодательства и деятельности органов местного самоуправления и местных органов государственного управления РА свидетельствует о специфике их правового статуса и места в системе органов исполнительной власти Республики Абхазия.

В силу того, что местные органы государственного управления - местные администрации входят в единую систему исполнительной власти РА, законодательством предусмотрена возможность передачи центральными органами государственного управления осуществления части своих полномочий местной администрации города, района, если это не противоречит Конституции и законам Республики Абхазия. Местная администрация города, района по соглашению с центральными органами государственного управления может передавать им осуществление части своих полномочий. Центральные органы государственного управления, осуществляя руководство порученной им отраслью управления, взаимодействуют с соответствующими структурными подразделениями местных администраций.

Местные администрации отчитываются о своей деятельности перед Кабинетом министров РА, который по результатам деятельности местной администрации может поставить вопрос перед Президентом Респуб-

лики Абхазия о несоответствии главы местной администрации занимаемой должности.

Проведенное исследование свидетельствует, что в Республике Абхазия на уровне административнотерриториальных единиц действует своеобразная система органов управления, сочетающая местное самоуправление и местное государственное управление.

Представляется, что в целях повышения эффективности управления административно-территориальными образованиями, необходимо законодательно разрешить вопрос о разграничении полномочий и предметов ведения между государственными органами власти и муниципальными образованиями, а также законодательно урегулировать процесс делегирования государственных полномочий органам местного самоуправления.

Список литературы:

1. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России. Учебник. Изд-во Проспект. 2006. С. 74.

2. Деменкова Н.Г., В.В. Замятин. " Государственное управление" как ключевой термин науки административного права. В сборнике "Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Материалы ежегодной научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ В.Д.Сорокина". Ч.1. Санкт-Петербург. 2010. С. 63.

3. Барциц И.Н. Государственное (конституционное) право Республики Абхазия. Изд. РАГС. 2009 г.

4. Конституция Республики Абхазия от 26 ноября 1 996г.

5. Закон Республики Абхазия от 12 марта 1999 г. 487-с-ХШ "Об управлении в административнотерриториальных единицах Республики Абхазия". Ст. 24.

Рецензия:

На статью аспиранта кафедры административного права Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина Пилия Дианы Эдуардовны "Местные органы государственного управления Республики Абхазия".

Статья Пилия Д.Э. посвящена, в свете признания независимости Республики Абхазия, важной в научном и практическом применении, деятельности местных органов государственного управления Республики Абхазия, которую автор раскрывает на основе анализа Конституции республики Абхазия, Закона Республики Абхазия "Об управлении в административно-территориальных единицах", Закона Республики Абхазия "О Кабинете Министров Республики Абхазия".

В данной статье отражены предложения по улучшению деятельности органов исполнительной власти в административно-территориальных единицах Республики Абхазия.

Вывод: представленная к опубликованию статья Пилия Дианы Эдуардовны "Местные органы государственного управления Республики Абхазия" отражает некоторые основные положения результатов диссертационного исследования и может быть рекомендована для опубликования в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационных исследований.

Рецензент к.ю.н. доцент кафедры Административного права МГЮА им. О.Е.Кутафина

Кузьмичева Г.А.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.