Научная статья на тему '10 лет подготовки управленческих кадров в Московском университете: опыт и проблемы'

10 лет подготовки управленческих кадров в Московском университете: опыт и проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Государственное управление / подготовка управленческих кадров / государственные служащие

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурин Алексей Викторович

В данной статье декан факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова рассказывает о первом десятилетии существования факультета, делая особый акцент на сложностях, связанных с подготовкой специалистов в области государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «10 лет подготовки управленческих кадров в Московском университете: опыт и проблемы»

Сурин А.В.

10 лет подготовки управленческих кадров в Московском университете:

опыт и проблемы

10 лет в составе первого вуза страны - МГУ им. М.В. Ломоносова, живет и развивается факультет государственного управления. Идея создания такого факультета родилась в первые годы перестройки одновременно с осознанием того, что в условиях кардинальных реформ в России управление становится ключевой сферой, от состояния которой во многом зависит будущее страны. Уже тогда ощущалась потребность в управленческих кадрах новой генерации, способных привнести в эту сферу новые подходы, мыслить стратегически. Однако от идеи до реально действующего учебного подразделения непростой и не короткий путь. Казалось бы, что тут исключительно сложного - создать еще один факультет в Московском университете, имеющем колоссальный опыт и прочные, формировавшиеся столетиями традиции? На самом деле ректор МГУ академик В.А. Садовничий должен был принять и принял нетривиальное решение.

Дело в том, что в России в советский период не готовили государственных служащих в университетах. Хотя сфера государственного управления была колоссальной, она не рассматривалась как поле сугубо специального, требующего университетской подготовки труда. Управленческие навыки приобретались в ходе профессиональной деятельности, а затем совершенствовались через систему партийно-советского или ведомственного образования: так врач мог пройти путь от руководителя клиники до министра здравоохранения, строитель - от прораба до руководителя Госстроя и т. д.

I

Однако дело было не только в предшествующем отечественном опыте. Нужно было в принципе дать ответ на вопрос - нужно ли готовить в университетах специалистов в области государственного управления? Определиться в этом вопросе было нелегко. Московский университет известен своей приверженностью фундаментальности высшего образования, главные принципы которого - постоянное обогащение учебного процесса новейшими достижениями в разных сферах науки, соединение научного знания и процесса образования. Однако управление как наука со своим комплексом задач и инструментов пока не существует, а деятельность чиновника имеет, во многом прикладной, функциональный характер. К тому же существует система подготовка и переподготовки чиновников в ведомственных структурах. Мы много спорили и, тем не менее, университет решил взяться за эту проблему. Это решение имеет особую значимость, выходящую за рамки задач собственно Московского университета. Мы стремились сформулировать исходные принципы университетского образования специалистов в области государственного управления, определить его плюсы и минусы. Какие плюсы, на наш взгляд, имеет университетское образование, если говорить о подготовке специалистов в области государственного управления? Их немало.

Университеты, обладая базой для универсального, классического многоаспектного образования, имеют возможность дать фундаментальные знания будущим управленцам в экономических, юридических, математических, политологических и других дисциплинах. По существу только в университетах есть условия осуществить научную подготовку специалистов в области государственного управления, объединяя усилия ученых факультетов разного профиля. Классическое университетское образование, всесторонние знания как база для принятия управленческих решений являются потребностью современной общественной жизни.

Университеты отличает острое чувство нового, стремление постоянно обновлять свои знания, методы, подходы, что передается студентам и становится важной чертой их профессиональной деятельности. Межуниверситетские связи могут стать инструментом для формирования единых принципов подготовки государственных служащих, в поддержании высокого уровня образования в этой области в России.

Университеты в процессе обучения студентов могут быть своеобразным фильтром, который позволяет выявить наиболее способных и подготовленных к государственной службе личностей, и, одновременно, своеобразным катализатором, способствующим раскрытию потенциала личности, обеспечению подготовки высокообразованных, культурных чиновников. Исторический опыт и у нас, и за рубежом подтверждает правильность такого подхода. Достаточно вспомнить хотя бы такие имена как Тютчев и Фонвизин, Ньютон и Коперник. Преимуществом университетов является также и то, что они защищены от монополизма ведомств и заказчиков, отчасти в силу традиционных университетских свобод, отчасти в силу конкуренции университетов в борьбе за абитуриентов. Университеты обладают сложившимися международными связями, имеют возможность использовать лучший зарубежный опыт подготовки и переподготовки государственных управленцев в университетских центрах развитых стран. Университеты являются островками стабильности в нашей стране, которые сохраняют и передают новым поколениям культурные, исторические традиции, что особенно важно для подготовки государственных служащих.

Хотелось бы подчеркнуть, что сильные стороны университетского -бразования при подготовке государственных служащих, сформулированные выше, не означают претензии университетов на монополию в этом деле. Речь идет только о возможностях, которые есть в университетах и которые грешно не использовать наряду с другими формами в подготовке специалистов в области государственного управления. Об этом же свидетельствует и зарубежный опыт. Более того, очевидно, что университеты имеют в этой области «свои» задачи, которые традиционны. Прежде всего, эта подготовка профессоров и преподавателей управленческих дисциплин, которых сейчас в нашей стране практически нет. Мы знаем на собственном опыте, как тяжело решаются проблемы преподавательских кадров в области управления. У нас есть специалисты в области экономики, политологии, философии, права и т.д., которые за прошедшие годы проделали огромную работу, чтобы выйти за дисциплинарные рамки и создать курсы, необходимые для специалиста-управленца. Мы привлекли управленцев-практиков из государственных структур и сферы крупного бизнеса, которые систематизировали свой опыт в лекционные курсы. Однако ситуация станет стабильной и получит внутренние стимулы для саморазвития, когда появится новая генерация преподавателей, которые являются специалистами в области управления как такового.

Еще одна важнейшая задача для университетов - развитие научных исследований в области государственного управления, разработка программ поддержки фундаментальных и других исследований в этой области. В принципе только университеты, и Московский университет в первую очередь, способны развивать управление как науку, обеспечить немедленное, «с колес» включение новых научных данных в учебный процесс. Появление в университетах нового поля приложения профессиональных сил, связанного с управлением, создаст условия для консолидации профессионального сообщества, более эффективного использования университетского научного и образовательного потенциала в современных условиях. Мы все в большей степени будем ощущать себя не просто экономистами, политологами, социологами и юристами, а единым сообществом. Все актуальнее становится идея, давно таящаяся и в наших замыслах, активизировать деятельность по включению новых управленческих специальностей в реестр Высшей аттестационной комиссии.

Наконец, последнее по списку, но не по значимости, подготовка управленцев в университетах усиливает их значение в формировании политического и управленческого эстеблишмента России. В развитых странах такое формирование происходит, как правило, на базе ведущих университетских центров. Российский политический, управленческий эстеблишмент, к сожалению, мало использует университеты для подготовки своей смены. Не существует президентской интернатуры, аналогичной американской, нет стипендиатов Президента РФ, анахроничен существующий до сих пор запрет на практику студентов в аппаратах Администрации Президента и Правительства РФ. Это относится также к организации практики студентов в аппарате, комитетах, комиссиях Федерального Собрания и т.д. Да и государственное финансирование подготовки студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление» практически отсутствует.

II

Становление нашего факультета потребовало решения целого комплекса сложных задач - от методологии и общих принципов подготовки управленческих кадров в университете до кадровых вопросов и технического обеспечения. Создавая факультет государственного управления, мы разработали модель университетского образования для управленческой сферы, исходя из традиций МГУ, профиля факультета и потребностей страны в высококвалифицированных специалистах-управленцах. Наши образовательные программы ориентированы, прежде всего, на людей, которые хотят и будут работать в России и для России в различных сферах.

Вспоминаю, как при создании нашего факультета, мы много спорили о том, что такое государственное управление. Если сегодня проанализировать подготовку специалистов в области государственного управления в разных странах и разных ведомственных структурах у нас, можно увидеть достаточно разные подходы. Более того, при попытке перевести слово «управление» на иностранные языки возникает довольно сложная проблема - там используются различные термины, не совпадающие полностью по смыслу, а часто, существенно различающиеся, что означает - речь идет о достаточно разных вещах. В таких условиях государственное управление может рассматриваться и часто рассматривается как раздел одной из наук - политических наук или других гуманитарных наук. Такой подход прост и достаточно популярен, в том числе в нашей стране. Однако он не дает представления о собственно государственном управлении, а раскрывает внешние факторы или условия, в которых оно осуществляется.

Работая с западными партнерами, мы видели, что для них на протяжении многих десятилетий понятия «администрирование» и «менеджмент» обозначали разные сферы управления. Одно относилось к сфере государственной, другое - к сфере коммерческой. Дело в том, что в рамках менеджмента отсутствует противопоставление стационарного и инновационного процессов, которое характерно для администрирования - хорошо известно стремление чиновников противодействовать реформам, изменениям для сохранения своего статуса и условий деятельности. Развитие фирмы - это инновационное развитие и изменения происходят гораздо более динамично, чем в государственном секторе. Эти сферы имели разные функции, разные мотивации, давали разное будущее для специалиста. Мы с самого начала отказались от такого разделения, исходили из того, что есть единый процесс управления. Радует, что сейчас и в США, и в Западной Европе начинается процесс сближения понятий «менеджмент» и «администрирование».

Если анализировать зарубежный опыт подготовки специалистов для сферы государственного управления, можно выделить несколько типов образовательных программ, которые существенно различаются. Один тип - внимание и силы концентрируются на подготовке специалистов в области public policy или социальной

политики. Цель - получить профессионалов, обученных способам формулирования, анализа, оценки социальной политики, которые имеют достаточную квалификацию для выработки решений на высоком уровне государственного управления по социальным программам. Другой тип - в образовательной программе акцентируются внимание на управленческих технологиях. Подобный подход является родовым, основывается на изучении управления как такового. В процессе обучения прикладной характер превалирует, но сочетается с сильным дисциплинарным содержанием. Еще один подход, эта программа, которая базируется на изучении специальных областей или разнообразных предметов управления, управленческого взаимодействия, администрирования в сфере медицинского обслуживания, муниципального управления, регионального управления, и т.д. Нам ближе подход, когда государственное управление понимается как вариация генерального (общего) управления.

Мы понимаем управление не только как сферу деятельности, но и как некое фундаментальное интегрирующее начало, объединяющее разные сферы жизни общества в единое целое. Важно видеть, что управление само по себе не только некая мозаика экономических, правовых и др. аспектов, а определенная целостность со своим набором как базовых, так и специфических характеристик, которые раскрываются и анализируются в современных условиях с помощью целого комплекса социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Отсюда проистекает один из наших главных принципов - комплексность в подготовке специалистов в области управления.

Мы хотим готовить людей, которые хорошо представляли бы не только управленческие технологии, но и контекст принятия управленческих решений. Одно дело - решать сиюминутную задачу; другое дело - видеть, что за этим последует в экономическом, деловом, идеологическом, культурном поле, а также понять, какое значение это будет иметь для следующих поколений. Необходимо готовить высококвалифицированного специалиста-управленца, не только способного в любой ситуации принять грамотное, взвешенное решение, умеющего предложить неординарное действие, но и способного это предложение реализовать с максимально положительным эффектом.

На факультете готовятся кадры для различных уровней государственной власти и сферы бизнеса, обеспечивается полноценное университетское образование, основанное на сочетании в учебном процессе фундаментального и прикладного, системного и ситуационного подходов. Новейшие достижения в теории и практике управления широко представлены в курсах и практикумах. Образовательная программа по специальности «Государственное и муниципальное управление» включает комплекс дисциплин, которые позволяют дать основательное и достаточно широкое образование для работы в управленческой сфере. В учебном плане можно выделить ряд циклов курсов. В гуманитарный и методологический цикл входят курсы: история мировых цивилизаций, отечественная история, философия, логика, социальная психология, общая социология, иностранные языки. В цикл естественнонаучных и математических дисциплин - математические методы в управлении, математические модели в управлении, информатика, количественные методы и компьютерные технологии в управлении, концепции современного естествознания. Управленческий цикл включает такие дисциплины как менеджмент, планирование и проектирование организаций, антикризисное управление организацией, инновационный менеджмент, информационный менеджмент, стратегическое управление, теория государственного управления, сравнительное государственное управление, история отечественного государственного управления, история зарубежного государственного управления, управление персоналом, этика управления. В цикле правовых дисциплин - теория права, конституционное право, административное право, гражданское право, финансовое право, трудовое право, муниципальное право, международное право. В

цикл экономических дисциплин входят: экономическая теория, маркетинг, финансово-кредитная система, государственные финансы, экономические основы государственной политики, государственное и муниципальное регулирование экономики, экономическая и социальная статистика, бухгалтерский учет и аудит. Цикл социально-политических дисциплин включает теорию политики, политические технологии, геополитику социологию управления, связи с общественностью, ведение переговоров.

Даже простое перечисление дисциплинарных блоков в нашем учебном плане дает представление о том, что лежит в основе процесса подготовка специалистов в области государственного управления в Московском университете. Мы считаем важным, чтобы будущий специалист в области государственного управления имел блестящую, фундаментальную подготовку в области социально-гуманитарных наук. Это дает возможность хорошо ориентироваться в среде управления, дает знания о культуре и социальных нравах, обычаях территории или организации в определенной местности, где осуществляется управление. Толерантность имеет большое значение при наличии существенных политических, культурных и этнических различий на территории нашей страны. В процессе обучения необходимо сформировать у студента способность работать в быстро меняющихся условиях, готовность к диалогу при несовпадающих нормах поведения и ценностях. Фундаментальные естественнонаучные и математические дисциплины не менее важны в подготовке управленца. Он должен уметь применять богатство существующих моделей и инструментов для анализа действительности. В этом смысле социально-гуманитарного багажа специалисту будет совершенно недостаточно, если он не освоит методов и подходов математики, системного анализа, ряда др. дисциплин. Большое внимание в подготовке студентов отводится изучению современных компьютерных технологий. В течение семи семестров студенты осваивают цикл компьютерных дисциплин и самостоятельно работают в компьютерных классах.

Цикл профессиональных дисциплин отвечает модели генерального управления. Из его содержания ясно, что мы готовим специалистов, которые могут работать не только в сфере государственной службы, но и в сфере бизнес-управления, в сфере управления так называемых неприбыльных организаций. В данном случае это отвечает тенденции мировой практики в подготовке специалистов. Особенность нашего понимания государственного управления заключается и в том, что чиновник должен блестяще знать и правовое поле, хотя он не должен быть адвокатом или профессиональным юристом. Любые управленческие решения должны иметь четкие правовые основания. Специалист в области управления должен иметь хорошую юридическую подготовку - это для нас является незыблемым. Социально-политические дисциплины составляют естественное ядро программы подготовки, поскольку часть студентов будет работать в политической сфере. Наконец, еще одно, что отличает нас от многих других школ государственного управления - это больше внимание к экономическим дисциплинам.

В процессе обучения в МГУ студент учится самостоятельно решать проблемы, возникающие на любой должности в государственной службе среднего звена, формируется потребность и готовность непрерывно повышать свою квалификацию, в чем факультет всегда готов оказывать помощь своим выпускникам. Он должен уметь организовывать работу, владеть техническими средствами труда, уметь устно и письменно излагать свои мысли. Сам процесс обучения ориентирует студента на активность и мотивированность в его работе. И одно из самых главных качеств, которые формируются в учебном процессе - гражданские обязательства, которые должны быть удвоенны для государственного служащего по сравнению с обычным гражданином. Студент должен овладеть инструментами разрешения конфликтов -научиться убеждать, находить консенсус в любой ситуации. Компетентный специалист

в области управления должен, кроме того, быть способным воздействовать на мотивацию других людей и быть лидером. Ему так же необходимо эффективно взаимодействовать с руководителями и коллегами, что требует знаний поведенческих наук и особенно психологии. Для понимания реального поведения людей нужно идти дальше анализа структуры, изучать особенности человеческого поведения. Важной чертой для современного управленца является коммуникабельность, умение убеждать и вести переговоры, находить компромиссы для достижения поставленных организацией целей.

На основе базовой подготовки студенты старших курсов проходят специализацию. Набор специализаций постоянно расширяется в соответствии с потребностями практики. В настоящее время студенты старших курсов проходят специализацию по следующим отраслям управления: служба персонала и кадровое консультирование, государственное регулирование экономики, стратегическое государственное управление. Начиная с третьего курса, студенты проходят практику в органах государственного и муниципального управления - Администрации Президента, аппаратах комитетов и комиссий Государственной Думы и Совета Федерации, мэрии г. Москвы, в префектурах и районных управах, а также в крупнейших финансовых и промышленных компаниях. Студентам, успешно изучившим английский язык и прошедшим подготовку по переводу, присваивается квалификация переводчика и выдается соответствующее удостоверение. Полученные выпускниками факультета профессиональные знания, выработанные аналитические и административные навыки позволяют им работать как в государственных, так и коммерческих структурах.

Через семь лет после создания программы «Государственное и муниципальное управление» мы подготовили и ввели еще одну специальность - «Антикризисное управление». Вокруг теории и практики антикризисного управления много споров. Мы понимаем его как разновидность общего управления, для которого характерны нестандартные, экстремальные условия функционирования, требующие, как правило, неординарных, иногда срочных мер. Антикризисное управление - это не комплекс чрезвычайных, единовременных мер, это - перманентный процесс, обеспечивающий устойчивое развитие. В учебном плане, помимо тех дисциплин, которые были, добавился усиленный блок математических дисциплин и усиленный блок экономических дисциплин. В том числе: элементы дискретной математики и математической логики, теория вероятностей и математическая статистика, методы оптимальных решений и исследование операций, математические методы и модели в антикризисном управлении, экономический анализ, инвестирование, основы бизнеса, банковское дело, налоги и налогообложение и др. По этой специальности предлагается две специализации: «антикризисное управление компанией» и «антикризисное управление регионом».

Таковы основные принципы нашей системы подготовки управленцев и, с 1993 г. мы стремимся их реализовать в своей деятельности. Еще раз подчеркну, мы готовим людей прежде всего для инновационного управления, поэтому они могут работать как в государственном, так и в бизнес-секторе, а также в секторе некоммерческих организаций. При чем мы готовим не реформаторов как таковых, а специалистов, которые привнесли бы реформы в сферу государственного управления, как необходимый компонент инноваций. Поэтому наши выпускники были и остаются желанными кандидатами на любые ответственные должности. Они достойно трудятся в правительственных структурах, парламенте, местных органах власти, банках, средствах массовой информации, разнообразных корпорациях и фирмах. Ребята наши востребованы. Парадокс заключается в том, что в большей степени ими интересуются бизнес-структуры, а не государственные органы. Это печально, это неприятно, но это -

факт. И дело не только в низких стартовых условиях, которые предоставляются государством, дело в избыточной бюрократизации нашей государственной системы, что приводит к тому, что наши выпускники на сегодняшний день там просто не нужны. Эту проблему, видимо, придется решать на государственном уровне, потому что сейчас в государственной службе существует потребность в молодых специалистах, которая обостряется, поскольку значительна доля тех чиновников, которые уже близки к пенсионному возрасту.

У нас есть отделение для лиц с высшим образованием, которое осуществляет подготовку специалистов по двум специальностям. Аспирантура довольно обширна -свыше 200 аспирантов по 12 специальностям. Растет в определенной степени динамика защит в аспирантуре. Однако развитие аспирантуры по управлению сдерживает отсутствие самостоятельного блока управленческих специальностей в реестре ВАК. Небольшое число имеющихся управленческих специальностей, рассредоточенных по разным наукам - социология, политология, право, экономика и т.д., не может покрыть потребности быстро развивающейся управленческой проблематики.

На факультете государственного управления научная работа рассматривается как важнейшее условие постоянного обновления учебного процесса, формирования собственной школы в управленческих науках. Научные исследования ведутся по таким направлениям как теория и технологии управления, государственное управление, управление в социальной сфере, кризисное управление, трансформация российской экономики и государство, философские проблемы науки. Вот лишь некоторые количественные показатели результатов научной работы факультета за последние два года (2001-2002 гг.). Общий объем публикаций результатов научной работы за 2 года составляет около 2000 п.л. Обратимся к характеру публикаций, что позволяет судить, хотя бы в некоторой степени, и о качественной стороне. Важным показателем уровня научных исследований является публикация монографий - 26 авторских, 32 - участие в коллективных работах за 2 последних года. Этот жанр отражает результаты научной работы фундаментального характера. Хотя факультет - один из молодых в составе университета, мы имеем большой опыт по подготовке учебников и пособий по управленческим наукам и дисциплинам социально-гуманитарного цикла. За два последних года мы опубликовали 56 учебников и пособий. Наши учебники и пособия используются во многих вузах России и в странах СНГ. Чтобы дать некоторое представление о проблематике публикаций, я назову несколько изданий 2002 г.: «Стратегический менеджмент. Теория и практика» (проф. Зуб А.Т.), «Государственные и муниципальные финансы» (проф. Мысляева И.Н.), «Математические методы и модели в управлении» (проф. Шикин Е.В.), «Местное самоуправление: проблемы и перспективы» (проф. Постовой Н.В.).

Грантовая поддержка является в современных условиях необычайно актуальной для развития научных исследований. Мы стремились активно привлекать такие средства. В 2001-2002 гг. на факультете использовались средства 17 грантов. Половина из них получена по международным программам, половина - от российских фондов, прежде всего РГНФ. Особенно значимы большие, системные гранты - НФПК, Государственного департамента США, которые позволяют реализовывать большие программы на протяжении нескольких лет.

ФГУ сотрудничает с десятками университетов из зарубежных стран, в том числе университетами США, ФРГ, Франции, Англии, Италии, Греции, Китая и др. государств. Очень ценна многолетняя работа с Сиракузским университетом по гранту Государственного департамента США. Не менее успешно развивается сотрудничество с парижским университетом Сьянс По. Разрабатываются аналогичные долгосрочные проекты с рядом университетов Китая, Италии, Великобритании. Со многими зарубежными университетами мы создаем инновационные образовательные

программы, проводим совместные исследования. Мы считаем важным, чтобы наши преподаватели стажировались в зарубежных университетах, читали там свои курсы, занимались научными исследованиями. Только в 2002 г. в длительных командировках (свыше месяца) за рубежом побывали 24 чел., в краткосрочных (до месяца) - 5 чел.

III

За прошедшие годы мы прошли большой путь, наши выпускники успешно работают в разных областях управления. И это позволяет думать о позитивном в целом результате деятельности факультета государственного управления в Московском университете. Однако впереди - не меньше работы и масса сложных проблем. Характерно, что немалая часть этих проблем не может быть решена в рамках Московского университета, они касаются подготовки специалистов в области государственного управления в целом в стране. Я хотел бы зафиксировать, вынести на обсуждение наиболее актуальные из них.

Прежде всего, хотелось бы отметить, в России не существует единой образовательной модели подготовки специалистов в области государственного управления, которая реализовывалась бы в общих чертах всеми структурами, работающими в этом образовательном пространстве. Это влечет за собой разнобой в учебных планах, методиках и технологиях обучения и, как следствие, в требованиях к уровню подготовки студентов. В условиях необычайной популярности этой образовательной программы ко многому обязывающее звание специалиста в области государственного управления может превратиться в расхожее, несмотря на прилагаемые усилия.

Университеты работают в условиях рынка, вынуждены считаться со спросом на тех или иных специалистов. Однако здесь много проблем, особенно в отношении специалистов в области управления. Рыночная среда меняется быстро. То, что имеет спрос на рынке сегодня, может оказаться невостребованным через пять лет, когда будут получать дипломы нынешние младшекурсники. Существует несколько основных подхода в подготовке управленцев. Первый, это - отраслевая специализация, когда осуществляется подготовка специалиста для определенной отрасли - сельского хозяйства, здравоохранения и т.д. Таких управленцев готовиться много, но, в общем-то, мы пока не знаем очень хорошего опыта, и, если он есть, то, очевидно, что это не может быть полем деятельности для всех университетов. Изначально понятно, что Московскому университету идти на это большого смысла нет. Второй, на наш взгляд, более значимый поход - функциональная специализация управленцев, когда готовятся специалисты в области стратегического управления, финансового менеджмента, информационного менеджмента, управлении человеческими ресурсами и т. д. Такой подход используется у нас, получает распространение в др. вузах. Он, безусловно, имеет перспективу, однако не может быть превалирующим. Мы считаем, что стратегия университетской подготовки управленцев в рыночных условиях - это фундаментальное образование на междисциплинарной основе.

Для того, чтобы специалист, имеющий фундаментальное образование, был востребован, он должен хорошо знать практику управления. Сегодня, фактически нет той практической базы, которая позволила бы будущим специалистам получать наряду с теоретическими знаниями, навыки и опыт работы в практических управленческих ситуациях. Необходимо создание системы практик, интернатур, др. форм, обеспеченных финансово, которую невозможно на хорошем уровне создать в каждом отдельном вузе. При этом хотелось бы подчеркнуть, что нельзя упрощать учебный план 4-5-го курсов до уровня голого практицизма. Это другая крайность, это, наверное, будет совершенно неправильно. Модный сейчас переход к бакалавриату или др. организационным формам, которые позволяют ускорить подготовку специалистов, модернизировать образовательные программы за более короткие сроки, на наш взгляд,

приведет к потере фундаментальности и значимости специалиста в области управления, что неизбежно удешевит его на рынке труда и сократит возможности для быстрого роста карьеры.

Обратите внимание, что сегодня подготовка управленцев связана, в основном, с вторичным финансовым сектором. Там больше всего денег, там и выгодней работать -это банки, страховые компании и т. п. Там сейчас уже появились современные специалисты, которые сменили первопроходцев, которые пришли в этот сектор после событий 1991-1993 гг. Конечно, банки, крупные компании важны, без них не может быть жизни. Но реальная экономика страны, благосостояние народа в первую голову зависят не от них. Именно в решающих секторах рычаги государственного влияния и управления либо утеряны, либо очень слабы - это топливно-энергетический, транспортный, телекоммуникационный и др. комплексы. Нужны современные специалисты, которые понимают государственные интересы и готовы их реализовать. В этом направлении мы начали определенное движение. В частности, совсем недавно в Московском университете создана кафедра «Управление природными ресурсами». Ее задача - синтезировать подходы ученых естественных наук в области геологии, почвоведения, биологии, географии, энергетики с управленческим подходом. Мы считаем крайне важным подготовку специалистов на междисциплинарной основе на стыке информационных технологий и управления. Очень важная задача в формировании таких специалистов, чтобы это были не чистые компьютерщики, а управленцы с хорошим знанием информационных технологий. Но есть и другие проблемы, которые, естественно, невозможно решить одному факультету, или даже двум - трем, это, как нам кажется, является важной проблемой для университетов вообще.

Еще одна важная сфера с точки зрения подготовки управленческих кадров - это так называемый третий, некоммерческий сектор. В России, проблемы, связанные с социальной сферой, тяжелы, запущены. Все мы знаем, в какой сложной ситуации находятся здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение и т.д. Государственное управление зачастую бессильно решить эти проблемы. При передаче этих сфер в бизнес-управление есть опасность усугубления негативных тенденций. В мире, в принципе, выработана схема, позволяющая поддерживать эти социальные системы и даже их развивать - это негосударственный или неприбыльный сектор (третий сектор). Но в нашей стране это пока очень слабо развито. Подготовка менеджеров и специалистов в этой области могла бы ускорить это процесс, сделать этот сектор важным партнером государства в решении социальных проблем.

Несколько слов о понимании кризисного (антикризисного) управления, которое претерпевает определенную эволюцию. Когда в списке специальностей Министерств образования появилась специальность «антикризисное управление», то подразумевалась подготовка специалистов для очень узкой сферы. Речь шла о, так называемых, кризисных управляющих, задача которых вывести предприятие из кризисного состояния в короткий срок. Теперь, после опыта работы таких управляющих (в том числе и негативного) стало ясно, что «антикризисное управление» должно осуществляться до того, как предприятие попадает в кризис. Более того, стало ясно, что необходимо кризисы не только преодолевать, но и предотвращать и не только кризисы на предприятиях, но макроэкономические, социальные, политические и др. кризисы.

Для нас, как говорилось, характерно понимание кризисного управления как разновидности общего управления, как управления в режиме реального времени, при котором быстро меняется состояние системы и окружающей среды. Особенность кризисного управления в том, что проблема должна быть решена не в далекой перспективе, а сегодня, сейчас и с позитивными результатами выхода из кризисного

положения. Если брать как объект кризисного управление не предприятие или фирму, для которых самая острая проблема, требующая решения, - это неплатежеспособность, а регион, то станет особенно ясным, что мы имеем дело с разновидностью общего управления, но в критической ситуации. Для кризисного управления в регионе основное, но далеко непростое, - обеспечение минимальных социальных и экологических стандартов жизни населения, недопущение разрушения его социо-экономического и природного потенциала. В связи с этим очевидна необходимость выработки высокотехнологичных алгоритмов кризисного управления, основанных на математических и компьютерных моделях, которые в главном применимы к любой кризисной ситуации регионального характера - будь то наводнение в Краснодарском крае или очередной отопительный сезон в Приморье.

Еще одно важнейшее положение, требующее внимания - управление должно стать самостоятельной сферой научной деятельности. Для того, что бы управление стало наукой, необходимо не только разворачивать традиционные для наших гуманитарных наук теоретические исследования, но нужно перейти к научному анализу эмпирического материала в области управления. Эмпирический базис, экспериментальный материал намного меньше присутствует в нашей научной деятельности, чем теоретический. Важным начинанием может стать проведение управленческих экспериментов с целью научного изучения их хода и результатов. И здесь со всей остротой встает проблема исследовательского инструментария для анализа управленческих ситуаций. Методы других наук (экономических, политических и др.) не могут в полной мере раскрыть суть управленческих проблем. Необходима, по крайней мере, их модификация, но вы видим здесь и большое поле для специально управленческой теоретико-методологической работы.

Современность и прошлое дают богатейшие возможности для накопления научной базы, включающей и отечественный, и зарубежный опыт. Очевидно, что нас интересует прежде всего опыт США и Западной Европы, с которыми мы тесно связаны. Но хотелось бы обратить внимание, что очень слабо знаем другую составляющую нашего мира - это Азия, это Латинская Америка. Новации, которые там имеются в области государственного управления, очень интересны. Но у нас, что ни книга, то в лучшем случае пересказ или американской, или французской, или немецкой модели. Мне кажется, мы не должны замыкаться на западном опыте. Я уверен, что поколение людей, которое сегодня представлено на конференции, сделали много в области управления как науки, но мы можем сделать еще больше, если сможем сказать, что мы создали управленческие науки как самостоятельный блок.

И, наконец, последнее, что требует совместного обсуждения и совместных действий - это проблема интеграции учебно-научной деятельности. В Московском университете, и во многих других университетах распространена практика соединения науки и учебной деятельности в виде учебно-научных комплексов. Однако это касается сферы естественных наук, в сфере гуманитарных наук эта задача решается лишь локально, усилиями отдельных ученых, не имеющих для этого соответствующих условий и возможностей. Никаких институциональных, ресурсных систем, обеспечивающих синтез науки и образования в области гуманитарных наук нет. Они крайне необходимы, иначе обозначившийся разрыв со временем может вылиться в проблему низкого качества специалистов.

В заключение хотелось бы выразить уверенность, что деятельность университетов в области подготовки управленцев будет плодотворной и востребованной. Государственные структуры поймут необходимость работать вместе с университетами, и мы сможем объединить наши усилия в важном для жизни Отечества деле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.