Научная статья на тему '10. 9. Организация и правовое регулирование исправительно-воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы во второй половине ХIХ начале XX века'

10. 9. Организация и правовое регулирование исправительно-воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы во второй половине ХIХ начале XX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВЛЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / АРЕ-СТАНТЫ / ЦЕРКОВЬ / БИБЛИОТЕКА / ШКОЛА / ПЕНИТЕН-ЦИАРНАЯ СИСТЕМА / CORRECTION / TRAINING / PRISONERS / CHURCH / LI-BRARY / SCHOOL / PENITENTIARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Леванов Александр Юрьевич

Статья посвящена анализу организа-ции и правовому регулированию исправительно-воспитательного воздействия на лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы в отечественных пенитенциарных учреждениях после тюремной ре-формы 1879 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND LEGAL REGULATION OF CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL ACTION ON THOSE WHO SERVED THE SENTENCE IN THE FORM OF FREEDOM DEPRIVATION IN THE DOMESTIC PENITENTIARY ESTABLISHMENTS IN SECOND HALF OF XIX CENTURY BEGINNING OF XX CENTURY

This article is dedicated to analysis of organ-ization and lawful regulation of correctional and educa-tional action on those, who served the sentence in the form of freedom deprivation in the domestic penitentiary establishments after prison of 1879.

Текст научной работы на тему «10. 9. Организация и правовое регулирование исправительно-воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы во второй половине ХIХ начале XX века»

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Леванов А.Ю.

10.9. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПРАВИТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЛИЦ, ЛИШЕННЫХ СВОБОДЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ Х1Х -НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Леванов Александр Юрьевич, аспирант. Место учебы: Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. e-mail: lena2520@mail.ru

Аннотация: Статья посвящена анализу организации и правовому регулированию исправительновоспитательного воздействия на лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы в отечественных пенитенциарных учреждениях после тюремной реформы 1879 года.

Ключевые слова: исправление, воспитание, арестанты, церковь, библиотека, школа, пенитенциарная система.

ORGANIZATION AND LEGAL REGULATION OF

CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL ACTION ON THOSE WHO SERVED THE SENTENCE IN THE FORM OF FREEDOM DEPRIVATION IN THE DOMESTIC PENITENTIARY

ESTABLISHMENTS IN SECOND HALF OF XIX CENTURY -BEGINNING OF XX CENTURY

Levanov Alexander Yurievich, postgraduate student. Place of study: Cheboksary Cooperative Institute Branch of Russian University Cooperation e-mail: lena2520@mail.ru

Annotation: This article is dedicated to analysis of organization and lawful regulation of correctional and educational action on those, who served the sentence in the form of freedom deprivation in the domestic penitentiary establishments after prison of 1879.

Keywords: correction, training, prisoners, church, library, school, penitentiary system.

Во второй половине XIX века в отечественной пенитенциарной политике происходят качественные изменения, и церковь начинает утрачивать свое приоритетное положение в организации воспитательного воздействия на арестантов, уступая место школе и библиотеке. Циркуляром министерства внутренних дел в 1884 году намечается ряд мер по развитию тюремных школ. В школьную программу, помимо получения первичных знаний по базовым предметам, вводится изучение Закона Божьего и проведение регулярных религиозно-нравственных бесед. К 1904 году уже в 120 тюрьмах имелись постоянные школы со штатными преподавателями. Практически повсеместно к процессу обучения привлекались священнослужители.

В марте 1906 года Главное тюремное управление принимает правила об организации работы библиотек и ставить задачу создания библиотек во всех местах заключения империи. «Высшее наблюдение» за их деятельностью возлагалось на губернатора, общее руководство - на губернского тюремного инспектора, а непосредственное - на начальника места заключения. Согласно правилам заведовать библиотекой могли помощник начальника учреждения, священник, псаломщик, школьный учитель либо, с разрешения губер-

натора, одно или несколько лиц из благонадежной местной интеллигенции.

В 1905 году из 625 мест заключения гражданского ведомства библиотеки были оборудованы в 432, в среднем их фонд составлял около 300 наименований книг в каждой, в 16 % библиотек имелись только книги религиозного содержания. Особо следует выделить Санкт-Петербургский дом предварительного заключения, библиотека которого содержала более 7 тысяч томов. В 1911 году число библиотек возросло до 456, из них 65 размещались уже в отдельных помещениях, в исправительных арестантских отделениях было 39 библиотек. Общий их фонд составил 71608 наименований и 262005 томов. Кроме того, каждому арестанту православного вероисповедания администрацией учреждения выдавались Библия и молитвенник.

Большую помощь в комплектовании тюремных библиотек оказывали благотворительные организации и специальный Комитет грамотности. Прекрасно понимая роль и значимость духовно-нравственного воздействия на арестантов, Главное тюремное управление постоянно увеличивало ассигнования на эту сферу. По данным М.Г. Деткова, в 1913 году на содержание тюремных школ, библиотек и церквей, а также их персонала Управление израсходовало около 180 тысяч рублей1.

Постоянно расширялся круг лиц, привлекаемых к работе с заключенными, более разнообразными становились формы воздействия на сознание и нравственную сферу арестантов. С октября 1916 года специально для заключенных в качестве приложения к журналу «Тюремный вестник» начал издаваться художественно-литературный альманах «Зерна». В ряде губерний к работе с заключенными начинают активно привлекаться слушатели и преподаватели духовных учебных заведений. Получает дальнейшее развитие патронат как форма общественной помощи заключенным и т.д.

Усилению воспитательного эффекта наказания лишением свободы способствовал одобренный Государственною Думою и Государственным Советом и утвержденный 22 июня 1909 года императором закон об условном досрочном освобождении осужденных. Его принятие привело к значительному снижению количества нарушений режима в исправительных арестантских отделениях и тюрьмах. Положения Закона были доведены до сведения тюремного начальства приложением к циркуляру № 34 от 4 июля 1909 года. Главное тюремное управление подчеркивало, что цель Закона «пробудить и развить в лицах, отбывающих наказание лишением свободы, стремление к самоисправлению, путем предоставления им возможности сократить срок своего наказания хорошим поведением во время содержания под стражею и воздержанием от совершения новых проступков и порочного образа жизни по освобождении из тюрьмы... настоящий закон... имеет чрезвычайно важное значение и с точки зрения интересов тюремной дисциплины... результаты этой меры, в качестве средства воздействия на заключенных и побуждения их к добровольному подчинению тюремным правилам во много раз превышают те, которых удалось достигнуть применением самых суровых дисциплинарных взысканий»2. Уже в 1910 году досрочное освобождение было применено к

1 См.: Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. А.И. Зубкова. М.,; 1997. С. 39.

2 Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. Ч. I.

3'2010

Пробелы в российском законодательстве

12353 арестантам, в 1911 - к 14040, а в 1912 году - к 11 599 арестантам3.

Важную роль в воспитательно-исправительном процессе продолжала играть и религиозно-нравственная составляющая. На эту сторону процесса исполнения наказания делали акцент и нормативные акты того времени. Согласно Общей тюремной инструкции 1915 года к числу лиц, состоящих при местах заключения, относились священнослужители, врачи и фельдшеры, учителя, библиотекари, техники и механики, мастера, писари и счетоводы. Священник являлся настоятелем тюремной церкви и духовником заключенных. Он совершал богослужение и отправлял духовные требы, проводил нравственные чтения и беседы с арестантами, преподавал в тюремной школе Закон Божий и другие предметы, иногда заведовал библиотекой. Диаконы и псаломщики тюремной церкви находились в ведении священника и оказывали ему помощь и содействие. Очень важно, что инструкция предусматривала наличие в тюрьме при необходимости и духовных лиц других вероисповеданий.

На учителя тюремной школы возлагалось составление, применительно к программе народных школ, программы занятий в тюремной школе. Программы в обязательном порядке согласовывалась с начальником мест заключения и тюремным священником. Кроме школьных занятий он вел общеобразовательные чтения и при необходимости заведовал библиотекой. Для преподавания в школе и заведования библиотекой привлекались посторонние благонадежные лица.

Статья 156 Общей тюремной инструкции, определяя цели наказания, проводила четкое разграничение между категориями арестантов и в зависимости от этого устанавливала различные объемы правоограничений. К подследственным арестантам, неисправным должникам и подвергнутым предварительному заключению на основании Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия, как к лицам, вина которых не доказана в суде, применялись лишь те ограничения, которые препятствовали уклонению от суда и следствия, обеспечивали нормальный ход следствия или дознания, помогали поддерживать необходимый внутренний порядок в учреждении. В отношении же осужденных, «лишение свободы, препятствуя продолжению их преступной деятельности, преследует цель не только наказания, но и исправления их, искоренения дурных наклонностей и привычек, а также подготовки к честной трудовой жизни на свободе»4.

Отечественная пенитенциария накопила огромный опыт исполнения наказания в виде лишения свободы с использованием мер, способов и форм исправительно-коррекционного воздействия на арестантов и современная пенитенциарная наука должна наиболее удачные из них адаптировать к современным потребностям.

Список литературы:

1. Общая тюремная инструкция. Оттиск. Академия МВД СССР. М., 1976.

2. Сборник циркуляров, изданных по Главному тюремному управлению в 1879-1910 гг. Ч. I.

3 См.: Лучинский Н.Ф., Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914гг.). СПб., 1914. С. 72.

4 См.: Общая тюремная инструкция. Оттиск. Академия МВД СССР. М., 1976.

3. Лучинский Н.Ф., Краткий очерк деятельности Главного тюремного управления за первые XXXV лет его существования (1879-1914гг.). СПб, 1914. С. 72.

4. Петренко Н.И. Режим исполнения наказания в местах заключения гражданского ведомства Российской империи: (вторая половина XIX - начало XX вв.): учебное пособие / Н. И. Петренко ; отв. ред. А. Ф. Сизый; Моск. ун-т потребит. кооп., Чебоксар. кооп. ин-т. -Чебоксары: Салика, 1999. - 142 с.

5. Петренко Н.И. Система исполнения наказания в виде лишения свободы в России: (XVI - начало XX вв.): монография / Н. И. Петренко; отв. ред. А. Ф. Сизый; Моск. ун-т потребит. кооп., Чебоксар. кооп. ин-т. - Чебоксары: Салика, 1999. - 448 с.

6. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. / Под ред. А.И. Зубкова. М.; 1997. С. 39.

Рецензия

на научную статью Леванова А.Ю. «Организация и правовое регулирование исправительно-

воспитательного воздействия на лиц, лишенных свободы во второй половине X1X - начале XX века»

Представленная на рецензирование научная статья посвящена исследованию одной из актуальных проблем в пенитенциарной практике.

На сегодняшний момент в России вновь осуществляется реформа уголовно-исполнительной системы. В связи с этим целесообразно использовать опыт проводившихся преобразований в системе исполнения наказаний России во второй половине X1X - начале XX века. Имеющийся опыт пенитенциарного строительства, подлинные исторические факты могут стать основой современного процесса реформирования уголовно-исполнительной системы.

Несомненной заслугой является глубокая и качественная проработка исследователем имеющихся по данной проблеме различных научных источников, умелая опора на них в процессе раскрытия темы и грамотное использование отдельных положений. Автором творчески использованы нормативные правовые акты и научная литература.

Xарактеризуя научную статью Леванова А.Ю. в целом необходимо отметить, что избранная автором логика исследования и последовательность изложения мыслей, позволило глубоко и качественно раскрыть тему, сформулировать выводы и рекомендации. Данная научная статья рекомендуется к публикации.

Научный руководитель, зав. кафедрой теории и истории государства и права Чебоксарского кооперативного института РУК, доктор юридических наук, профессор Н.И. Петренко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.