10.7. ИДЕИ ВСЕОБЩЕГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ФЕРДИНАНДА ЛАССАЛЯ
Григорьева Ольга Вячеславовна, аспирантка. Место учебы: Российский государственный социальный университет. Должность: преподаватель. Место работы: кафедра социального права, Филиал Российского государственного социального университета в г.Рузе Московской области. E-mail: [email protected] Аннотация: Для введения закона о всеобщем прямом и равном избирательном праве исключительно мирным путем нужно полагаться на благоразумие общественного мнения. Организация крупной самостоятельной рабочей партии, создание рабочими своей рабочей прессы, внушительные народные митинги, манифестации помогут избежать пролетарской революции, сыграют роль клапана, предотвращающего взрыв возмущения и гнева. Фердинанд Лас-саль считает, что эти мероприятия гуманизируют общественное мнение страны и подготовят его к принятию закона о всеобщем прямом и равном избирательном праве.
Ключевые слова: всеобщее прямое и равное избирательное право; закон; рабочее движение; социализм; буржуазное государство; пролетарская революция.
IDEAS OF THE UNIVERSAL SUFFRAGE OF FERDINAND LASSALLE
Grigorieva Olga Vyacheslavovna, postgraduate student. Place of study: Russian State Social University. Position: lecturer. Place of employment: Social law chair, Russian State Social University branch in Ruza, Moscow region. Email: [email protected] Annotation: In order to introduce the law on the universal direct and equal suffrage exclusively in a peaceful way it is necessary to rely on the prudence of the public opinion. Organization of a large independent labor party, creation of its own press, impressive people’s meetings and demonstrations will help to avoid the proletarian revolution and play a role of the valve preventing an outburst of indignation and anger. Ferdinand Lassalle considers that these measures humanize the public opinion of the country and they will prepare it for passing the law on the universal direct and equal suffrage.
Key words: universal direct and equal suffrage; law; working-class movement; socialism; bourgeois state; proletarian revolution.
Фердинанд Лассаль был хорошо знаком с различными течениями социалистической мысли своего времени. Его интересовало развитие рабочего движения в Германии, средства решения проблем этой страны середины XIX века. Здесь в 40-50-е годы только стояла задача осуществления буржуазно-демократических преобразований. В стране не развивалась промышленность, государство было разделено на 38 княжеств и господствовал реакционно-монархический государственный строй. В структуре населения преобладал не рабочий класс, а мелкая буржуазия, ремесленники и полуфеодальное крестьянство. Развитие буржуазии и рабочего класса было замедлено по сравнению с Англией и Францией.
Лассаль как активный участник революционных событий в Германии 1848 года, принял много идей Маркса и считался в немецком рабочем движении его учеником. Однако взгляды Лассаля на роль рабочего
класса, его политической партии, на методы и средства политической деятельности партии существенно отличались от марксизма. Прежде всего, это проявилось в оценке Лассалем роли всеобщего избирательного права и деятельности политической партии рабочего класса.
Социально-экономические взгляды Лассаля были сформированы, но не систематизированы как у Маркса. В то же время Лассаль утверждал, что общий культурный ход истории ведет к ограничению сферы индивидуальной собственности, права предпринимателей на эксплуатацию рабочих, а также к переносу факторов и продуктов производства из сферы действия экономической собственности и оплачиваемости в сферу неоплачиваемости. В целом взгляды его являлись социалистическими, однако к революционнонасильственным методам борьбы рабочего класса Лассаль относился резко отрицательно1.
Лассаль одним из первых набрасывает своего рода эскиз «философии» оппортунизма. Вкратце его штрихи таковы: закон всех революций - в грезах о заветной и далекой цели пренебрегать конечными доступными средствами ее действительного достижения, забывать реальность и закрывать глаза на колоссальные трудности, воздвигнутые на пути к ней. Поэтому революции завершаются гибелью. Верх прозорливости революционных лидеров - учитывать данные конечные средства, хитрить, держать в секрете от других (а зачастую даже от самих себя) настоящие цели движения; надо не стесняться умышленно обманывать и использовать господствующие классы для получения возможности мобилизовать и организовать новые силы2.
Неприемлемая для пролетариата, негодная цель, которую преследовал Лассаль, обусловила выбор им таких средств борьбы, которые были несовместимы с характером и кардинальными задачами революционного рабочего движения. Ближайшая, по Лассалю, цель пролетариата - завладеть государством и выколотить из него кредиты на производственные ассоциации, добровольные товарищества трудящихся, которые позволят рабочим, опираясь на помощь государства, успешно конкурировать с капиталистами и сведут «на нет» частно-капиталистическое предпринимательство3.
Можно проследить, что Лассаль ожидал таких субсидий непосредственно от юнкерского, помещичье-буржуазного государства. Сам Лассаль заявлял рабочим: «...разве я указывал на помощь нынешнего, полицейского государства?»4; «...я имею для вас в виду не теперешнее государство...»5. Да, он лично имел в виду не тогдашнюю германскую государственность. Но проводимая им грань между существующим государством и тем, каким оно должно было бы быть, являлась такой микроскопической, что большинство его слушателей навряд ли догадывалось о ней и не могло не думать, что Лассаль толковал о государстве Отто фон Бисмарка.
Завладеть государственной машиной означало у Лассаля сохранить в целости, неприкосновенности
1 Дергунова Н.В. Всеобщее избирательное право в оценке К.Маркса и Ф.Лассаля. // Постигая прошлое и настоящее: Межвузовский сборник научных трудов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997. - С. 9.
2 Мамут Л.С. Фердинанд Лассаль. //Вопросы философии. - М., 1964. - № 9. - С. 105.
3 Там же. С. 106.
4 Ferdinand Lass3lle. Reden und Schriften. Bd. IV, Berlin, 1893, S. 53. (Далее см. Op. сії...)
5 Op. cit., Bd. III, S. 245.
3'2010
Пробелы в российском законодательстве
прежний аппарат власти и лишь дать в нем самом удовлетворительное представительство социальным интересам рабочих сословий. Рецепт для этого готов — всеобщее прямое и равное избирательное право, которое обеспечит посланцам рабочих доступ к управлению делами общества и государства. Оно «есть не только политический ваш принцип,- говорил Лассаль, обращаясь к пролетариям,- но и ваш основной социальный принцип, коренное условие всякого социального улучшения. Это единственное средство улучшить материальное положение рабочего сословия»6.
Добиваться всеобщего, прямого и равного избирательного права нужно преимущественно апелляцией к благоразумию общественного мнения, исключительно мирным и законным путем. Организация крупной самостоятельной рабочей партии, создание рабочими своей большой прессы, внушительные народные митинги, манифестации, петиции помогут избежать пролетарской революции, сыграют роль клапана, предотвращающего взрыв возмущения и гнева. Лассаль считал, что эти мероприятия гуманизируют общественное мнение страны и подготовят его к принятию закона о всеобщем прямом и равном избирательном праве. Стоит только принять такой закон - и постепенно устранятся классовые противоречия, безболезненно прекратится эра насилия, исчезнет господство одного класса над другим. Любопытно, что Бисмарка нисколько не волновала вероятность издания упомянутого закона. «В стране с монархическими традициями и лояльными убеждениями,- трезво подметил он,- всеобщее избирательное право, преодолевая влияние либеральных буржуазных классов, тоже приведет к монархическим выборам...»7. Прусский канцлер был куда дальновиднее «государственного социалиста» Лассаля.
У Лассаля нет подробного разбора того политического состояния, которое наступило бы сразу вслед за введением всеобщего избирательного права. Его высказывания на этот счет лишены конкретности: «Государство будет совсем не то, что теперь»8; «оно будет демократическим, олицетворяющим высшее развитие свободы и находящимся под властью народа»9. Скажи Лассаль «под властью рабочих», суть проблемы все равно не изменилась бы, поскольку в разряд «работников» он зачислял всех тех, кто «желал бы хоть в
чем-нибудь быть полезным человеческому общест-
10
ву» .
Лассаль заверял, что поднятое им знамя есть знамя демократии вообще, добивающейся «истинной выгоды всех классов». Неизбежным следствием этого требования явилась проповедь социальной солидарности и призывы к нравственному самовоспитанию, резкое осуждение классовой борьбы и гимны любви, примиряющей антагонистические классы. Хотя Лассаль и носился с прожектами «самопомощи», которая бы осуществлялась рабочими сословиями на чисто законной почве под надзором правительства, главную надежду на водворение новых порядков он возлагал на высшие сословия. «Было бы величайшим фактом культуры, величайшим торжеством для германской нации, если бы в Германии именно имущие взяли на себя инициативу в социальном вопросе, если бы ини-
6 Ор. сИ., Вс1. IV, Э. 89.
7 ОНо уоп В1втагк. й1е деватте^еп Werke. Вс1. 5, ВегИп, 1928, Э. 457.
8 Ор. сИ., Вс1. III, Э. 245.
9 Ор. сИ., Вс1. IV, Э. 245.
10 Ор. сК., Вс1. II, Э. 186.
циатива эта явилась плодом науки и любви, а не ненависти и дикой санкюлотской ярости!»11. Филантропия имущих классов положит начало легальному, в рамках позитивного права совершаемому освобождению, поможет мирно и тихо снять оковы угнетения с ног стра-дальца-пролетария. И весь этот прекраснодушный вздор преподносился тогда, когда над миром уже давно боевым набатом звучал клич Маркса и Энгельса: эмансипация рабочего класса должна стать делом рук самого рабочего класса. Сегодня, по меньшей мере, абсурдно считать, будто Лассаль претворял в жизнь грандиозные прозрения основоположников научного коммунизма12.
Одним из достоинств Лассаль считал то обстоятельство, что формулирует задачи, легко усваиваемые массами и практически нетрудно разрешимые при наличных условиях: «... я требую от государства только мизинца!»13. Успех, пусть крохотный, но осязаемый, был «реальному политику» Лассалю дороже всего. Получение малейшей выгоды, чего бы она ни стоила, расценивалось Лассалем как аргумент в пользу справедливости выставлявшихся им программных положений. В деляческом подходе к политической деятельности также отчетливо выразилась буржуазная ограниченность лассалевского мышления.
По скользкой стезе «реальной политики», скроенной по мерке предписаний параграфов полицейского регламента, Лассаль докатился до забвения служебноклассовой роли самодержавия, докатился до кокетничанья и беспринципного блокирования с королем. Погоня за сомнительными приобретениями обернулась несомненным ущербом делу пролетариата — вовлечением рабочего движения под эгиду прусской короны. Тем самым лишалась всякого смысла предпринимавшаяся Лассалем попытка вывести пролетариев из-под влияния либеральной буржуазии.
Лассаль поддался иллюзии сам и сеял эту вредную иллюзию среди рабочих, будто всеобщее прямое и равное избирательное право без пролития единой капли крови, без единого сжатия кулака в революционной классовой борьбе обязательно будет даровано свыше. Он наивно полагал, что у короля гораздо больше общего с простым народом, чем буржуазией. Народ составляет оплот монархии: «Ведь народ, а не буржуазия сражается за нее на войнах!»14. Королю надо лишь вспомнить, что первоначально монархи были народными, и проникнуться «истинно великими, национальными и народными целями», и желаемая всеисцеляющая реформа избирательной системы станет свершившимся фактом.
Лассаль обращается с верноподданническими письмами к Бисмарку и подобострастно просит оказать содействие в превращении монархии из учреждения для привилегированных сословий в «социальное и революционное королевство». Он даже не особенно скрывал свои монархические чувства. «Ничто не может иметь большей будущности и сыграть более выдающуюся роль, чем королевство, если оно только решится стать социальным королевством. Тогда бы я с энтузиазмом понес его знамена, а конституционные теории я быстро выбросил бы в чулан»15.
11 Ор. сИ., Вс1. III, Э. 267-268.
12 и. Наппак. й1е ЭеЬиг! с1ег (Зе^всИеп ЭоЕ1а1-с1етокга^е. <^икипП», Wiеп, 1963, НГ 11-12, Э. 5.
13 Ор. сИ., Вс1. III, Э. 266.
14 Ор. сИ., Вс1. IV, Э. 159.
15 «ДгсЬ|^ ^г die Geschichte des Sozialismus und der Аг-beiterbewegung». Le i pzig, 1911. 1д. I, НГ I, S. 192
В объятия монархии Лассаля бросала и его националистическая позиция, диаметрально противоположная пролетарскому интернационализму, которому учили Маркс и Энгельс. «Нет, я не, являюсь сторонником национального принципа,- афишировал Лассаль свой германский шовинизм,- я признаю право быть нацией лишь за великими культурными нациями, но не за теми расами, чье право заключается, прежде всего, в том, чтобы быть ассимилированными первыми...»16.
Развивая материалистическое понимание истории, К.Маркс сделал упор на противоречивость общества. По его мнению, существующее в условиях частной собственности и разделения труда общество неизбежно разделено на классы с противоположными интересами. Революционную борьбу он считал средством разрешения общественных антагонизмов, а борьба пролетариата и буржуазии должна вести к уничтожению одной из сторон и коренному изменению другой17. Пролетариат с данной точки зрения есть революционная сторона противоречия, отрицающая экономическую основу буржуазного общества. По мнению Маркса и Энгельса, проведение буржуазнодемократических преобразований позволяло рабочему классу объединиться, создать свою политическую партию и вступить на путь борьбы.
Изучение Марксом и Энгельсом английского парламентаризма и опыта борьбы чартистов привело обоих к убеждению, что представительная буржуазная система того периода исключала рабочий класс из избирательного механизма, она не носит демократического характера. Поэтому для них республика и всеобщее избирательное право были несовместимы с господством буржуазии18.
В дореволюционный период 1848 года у многих пролетарских революционеров была иллюзия относительно эффективности всеобщего избирательного права и представительных собраний. Маркс считал, что господствующий класс может манипулировать и ставить себе на службу демократические механизмы. Для Маркса и Энгельса борьба за введение всеобщего избирательного права являлась лишь одной из ближайших целей борьбы рабочих. В ходе этой борьбы обостряется противостояние рабочих и буржуазии. Всеобщее избирательное право в эпоху революции должно приобщить широкие массы к политической борьбе. «Даже там, где нет никакой надежды на избрание, рабочие должны выставлять своих собственных кандидатов, чтобы сохранить свою самостоятельность, подсчитать свои силы и открыто заявить о своей революционной позиции и своей партийной точке
19
зрения»19.
Когда низшие классы общества стремятся к улучшению своего положения, к улучшению своей классовой участи, их личный интерес не только не сталкивается с историческим движением, но «наоборот, совпадает по своему направлению с развитием всего народа, с победой идеи, с прогрессом культуры, с развитием свободы»20.
С точки зрения Лассаля, принцип полного равенства всех перед законом и уничтожения привилегий для своего осуществления требует введения всеобщего, равного и прямого избирательного права, на которое
16 Ferdinand Lass а11е. Wachgellassene Briefe und Schrif-ten. Bd. VI, S. 339.
17 Маркс К., Энгельс Ф.. Соч. Т.2. С. 38-39.
18 Маркс К., Энгельс Ф.. Соч. Т.1. С. 618, 642.
19 Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.7. С. 26-27.
20 Там же. С. 29.
народ должен смотреть «как на необходимое средство борьбы», как на самое основное и важное из своих требований21.
Требование всеобщего избирательного права легло в основу программы созданного Лассалем всеобщего немецкого рабочего союза (март 1863 года). Классовые интересы Лассаль ставил после политической свободы, но полагал, что именно рабочие в силу классового положения являются опорой демократии. Опыт введения всеобщего избирательного права во Франции в эпоху революции 1848-1850 годов, данный Марксом, казалось бы, подтверждал ухудшение деятельности сословно-представительных органов. Однако Лассаль, исследуя избирательную борьбу во Франции, сделал иной вывод, а именно: несмотря на неблагоприятные условия борьбы, каждые последующие выборы давали с демократической точки зрения лучшие результаты. По мнению Э.Бернштейна, если Лассаль переоценивал всеобщее избирательное право, то остальные, в том числе Маркс и Энгельс, избирательное право явно недооценивали22.
Таким образом, Ф.Лассаль верил в революционную силу всеобщего избирательного права, его убежденность явилась результатом более реалистического подхода к политике, чем у классиков марксизма. Всеобщее избирательное право является единственным средством, которое с течением времени сглаживает неудачи его использования. Происходит это мирным путем, без всякого насилия в отношении каких-либо классов.
Список литературы:
1. Бернштейн Э. Фердинанд Лассаль. - СПб., 1905. -С.37, 41.
2. Дергунова Н.В. Всеобщее избирательное право в оценке К.Маркса и Ф.Лассаля. // Постигая прошлое и настоящее: Межвузовский сборник научных трудов. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1997.- С.9.
3. Мамут Л.С. Фердинанд Лассаль. // Вопросы философии. - М., 1964. - № 9. - С.105, 106.
4. Маркс К., Энгельс Ф.. Соч. Т.2. - С.38-39.
5. Маркс К., Энгельс Ф.. Соч. Т.1. - С.618, 642.
6. Маркс К., Энгельс Ф., Соч. Т.7. - С.26-27, 29.
7. Ferdinand Lassаlle. Reden und Schriften. Bd. IV, Berlin, 1893, S. 53, 89, 159.
8. Ferdinand Lassаlle. Reden und Schriften. Bd. III, Berlin, 1893, S. 186, 245, 267-268.
9. Ferdinand Lassа11е. Wachgellassene Briefe und Schriften. Bd. VI, S. 339.
10. J. Hannak. Die Geburt der deutschen Sozial-demokratie. «Zukunft», Wien, 1963, Hf. 11-12, S. 5.
11. Otto von Вismark. Die gesammelten Werke. Bd. 5, Berlin, 1928, S. 457.
21 Бернштейн Э. Фердинанд Лассаль. - СПб., 1905. С. 37.
22 Там же. С. 41.