10.5. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНГЛОСИКХСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
Большакова В.М. Должность: старший преподаватель. Место работы: кафедра государственно-правовых дисциплин, Московский гуманитарно-экономический институт, Нижегородский филиал.
Аннотация: В статье рассмотрены проблемы нормативно-правового регулирования англо-сикхских отношений в первой четверти XIX в. Проанализированы нормативные документы, регулирующие систему этих отношений. Сделаны выводы о том, что в первой четверти XIX в. были установлены общие принципы функционирования системы англо-сикхских отношений.
Ключевые слова: англо-сикхские отношения, Панджаб.
LEGAL REGULATION OF ENGLISH-SIKHS RELATIONS IN THE FIRST QUARTER OFXIX CENTURY
Bolshakova V. M. Position: senior lecturer. Place of employment: Moscow humanitarian economic institute, Nizni Novgorod branch, state law disciplines chair.
Annotation: In this article are considered problems of is standard-legal regulation of English-Sikhs relations in the first quarter of XIX century. Was analyzed the standard documents regulating system of these relations. Was drawn a conclusions that in the first quarter of XIX century have been established the general principles of functioning of system of English-Sikhs relations.
Keywords: English-Sikhs relations, Punjab.
Установление официальных англо-сикхских дипломатических отношений в начале XIX в. было связано с окончательным превращением Ост-индской Компании в доминирующую державу Индии1. К этому времени независимыми от англичан оставались лишь Индаур, Нагпур, Синд и Панджаб. Остальные государства Индии были, либо покорены, либо поставлены в зависимое положение от Ост-индской Компании в результате заключение с ними субсидиарных договоров2.
Наличие сильного государства в Панджабе устраивало англичан в этот период3. Главная причина этого заключалась, на наш взгляд, в том, что Панджаб являлся естественным буфером между владениями Ост-индской Компании и Средней Азией и Афганистаном, откуда исходила угроза постоянных вторжений, в том числе и из России. Кроме того, руководство Ост-индской Компании стремилось к установлению добрососедских отношений с государством Ранджит Сингха, для того, чтобы завершить процесс покорения Южной Индии, требующий концентрации всех средств.
Официальное установление дипломатических отношений и признание Лахорского государства со стороны англичан было осуществлено в 1806 г. Признание Панджаба в качестве суверенного государства со стороны англичан было обусловлено необходимостью заключения союзнического договора против маратхского
1 См.: Фурсов К.А. Держава-купец: отношения английской Ост-Индской Компании с английским государством и индийскими патримониями. М., 2006. С. 233.
2 См.: Там же. С. 233-234.
3 См.: Gough Ch., Innes A. The Sikhs and the Sikh wars: the rise, conquest, and annexation of the Punjab state. London, 1897.P. 38.
князя Яшвант Рао Холкара, который напал на вассалов англичан в 1804 г., но, потерпев поражение, скрылся на территории Панджаба4. Присутствие Холкара на территории Панджаба создавало серьезную угрозу английским интересам в Северной Индии. Ситуация осложнялась тем, что из-за отсутствия дипломатических отношений с Лахорским государством было невозможно потребовать официальной выдачи Холкара. Кроме того, возникла реальная опасность заключения союза маратхского князя и Ранджит Сингха направленного против англичан5.
В сложившейся ситуации руководство Ост-индской Компании приняло решение о предотвращение этого нежелательного союза. В результате чего исполняющий обязанности генерал-губернатора Индии Дж. Барлоу направил в Панджаб с официальной миссией подполковника Дж. Малколма. По прибытии в Панджаб в конце 1805 г. подполковник Малколм провел серию переговоров с Ранджит Сингхом и его правительством, результатом чего стало подписание договора о дружбе и сотрудничестве между Ост-индской Компанией и Лахором .
1 января 1806 г. договор о дружбе между Ост-индской Компанией и сардаром Ранджит Сингхом и его вассалом Фаттех Сингхом состоящий из двух статей был подписан в Амритсаре. От лица Компании договор подписал подполковник Малколм, получивший соответствующие полномочия от генерал-губернатора Индии.
Первая статья англо-сикхского договора устанавливала обязательства сикхской стороны. Ранджит Сингх и его вассал гарантировали англичанам, что по заключении соглашения заставят маратхского князя Холкара отойти от Амритсара, не будут поддерживать с ним никаких связей, и не будут оказывать ему какую-либо помощь, в том числе и военную. Однако при этом они были обязаны не препятствовать Холкару и его войску добровольно эвакуироваться в Декан и оказать любую помощь для того, чтобы это намерение исполнилось.
Вторая статья договора предусматривала, что в случае, если между английским правительством и князем Холкаром не будет заключено соглашение, войска Ост-индской Компании перейдут границы Панджаба после того, как войска маратхов будут отведены сикхскими сардарами от Амритсара. После заключения англо-маратхского соглашения, Холкар должен был немедленно вывести свои войска с территории Панд-жаба, причем в процессе их эвакуации не должно было быть допущено разграбления сикхских земель.
Далее, во второй статье договора подчеркивалось, что до тех пор, пока сикхские сардары будут воздерживаться от поддержания дружеских связей с врагами Ост-индской Компании и от непосредственных враждебных действий, английские войска никогда не вторгнуться на их территории. При этом английская сторона брала на себя обязательство уважать целостность сикхских земель и не разрабатывать планов по их аннексии или же конфискации имуществ7.
В целом, договор от 1-го января 1806 г. заложил основу нормативно-правовой базы англо-сикхских отношений и стал отправной точкой в развитии дипломати-
4 См.: Cunningham J.D. A history of the Sikhs. From the origin of the nation to the battles of the Sutlej. Calcutta, 1903. P. 159.
5 См.: Cunningham J.D. Op. cit. P. 160.
6 См.: Aitchison C.U. A collection of treaties, engagements and sa-nads, relating to India and neighboring countries. Vol. I. Calcutta, 1931. P. 33.
7 См.: Aitchison C.U. Op. cit. P. 33.
АНГЛО-СИКХСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В XIX В.
Большакова В.М.
ческих отношений между Лахорским государством и Ост-индской Компанией.
Заключение договора о дружбе 1806 г., было выгодно для обеих сторон. Англичане могли теперь сосредоточить все свое внимание на завоевание Южной Индии, не опасаясь заключения нежелательных анти-британских союзов и угрозы с северной границы8. Однако, на наш взгляд, заключение договора было не менее важно и для сикхов. Прежде всего, это было связано с официальным признанием Панджаба на межгосударственном уровне и процессом укрепления власти Ранджит Сингха внутри страны. Ранджит Сингх признавался не только сильнейшим сардаром Панд-жаба, но и лидером страны в целом, обладавшим правом подписания документов международного уровня.
Дальнейшее развитие англо-сикхских отношений было связано с экспансией Ранджит Сингха в междуречье Джамны и Сатлдежа в 1806-1808 гг. В этом регионе находилось несколько сикхских княжеств, которые находились в состоянии постоянной борьбы друг с другом.
Официальным поводом для вторжения в эти земли стало обращение к Ранджит Сингху правителя княжества Джинд Бханг Сингха, который рассчитывал воспользоваться помощью махараджи в борьбе со своими конкурентами9. Объединительная политика лахорского махараджи, стремившегося объединить все сикхские княжества, вызывала серьезную озабоченность засат-леджских сардаров, которые усматривали в ней угрозу собственной власти. В сложившейся ситуации они приняли решение обратиться за помощью к англичанам, в надежде, что последние возьмут их под свою 10
защиту .
В свою очередь, англичане также высказывали беспокойство в связи с действиями Ранджит Сингха в за-сатледжских княжествах, которые непосредственно граничили с владениями Ост-индской Компании. Учитывая обращения сикхских князей, генерал-губернатор Индии лорд Минто отправил в Панджаб политическую миссию Ч. Меткалфа, которой было поручено урегулировать вопрос о суверенитете сикхских княжеств и ограничении завоеваний Лахора на левобережье Сатледжа, входившего в зону британских интересов11.
К началу зимы 1808 г. ситуация вокруг засатледж-ских княжеств обострилась настолько, что руководство Ост-индской Компании пошло на крайние меры. 12 декабря 1808 г. англичане потребовали от Ранджит Сингха вывода лахорских войск из оккупированных княжеств, причем в случае невыполнения этого ультиматума угрожали объявлением войны и началом боевых действий против армии махараджи12. Для демонстрации серьезность намерений и готовности следовать своим заявлениям английская сторона направила в Лудиану крупный воинский отряд.
В этот период Ранджит Сингх был не готов к столкновению с таким серьезным военным и политическим противником, как английская Ост-индская Компания. Процесс объединения и централизации Панджаба еще не был завершен, не была создана сильная регулярная армия и надежная система государственного
8 См.: Демичев К.А. Политика Великобритании в Панджабе в XIX в.: сущность, основные направления и региональные особенности: Автореф. дис... канд. ист. наук. Н.Новгород, 2007. С. 13.
9 См.: Griffin L. Ranjit Sigh. Oxford, 1892. P. 173.
10 См: Prinsep H.T. Origin of the Sikh power in the Punjab and political of Maharaja Ranjeet Singh. (Repr. 1834). Punjab, 1970. P. 51.
11 См.: Cunningham J.D. Op. cit. P. 171.
12 См.: Семенова Н.И. Государство сикхов. М., 1958. С. 98.
управления. Все это привело к тому, что Ранджит Сингх выполнил английский ультиматум и начал серию переговоров с Меткалфом, который к этому времени прибыл ко двору лахорского правителя.
После долгих переговоров и согласований стороны смогли прийти к соглашению. В результате, 25 апреля 1809 г. в Амритсаре был подписан новый англосикхский договор, состоявший из четырех статей и преамбулы13.
С сикхской стороны договор был подписан самим махараджей, а с английской - Чарльзом Меткалфом, который был уполномочен на совершение подобных действий от лица Ост-индской Компании генерал-губернатором Индии. В преамбуле договора необходимость его заключения объяснялась противоречиями, которые возникли между британским правительством и Лахором.
В первой статье Амритсарского договора 1809 г. между Лахорским государством и британским правительством провозглашалась вечная дружба, что стало закономерным развитием принципов взаимоотношений заложенных еще в англо-сикхском соглашении 1806 г. (ст. 2). Однако для нас наибольший интерес представляет вторая часть первой статьи договора, в которой англичане признавали за Ранджит Сингхом право на земли к северу от реки Сатледж. Это положение имело далеко идущие правовые последствия. Британское правительство не только признавало легитимность власти махараджи в тех панджабских землях, которые он успел объединить к 1809 г., но и соглашалось с любыми территориальными приобретениями Ранджит Сингха к северу от реки Сатледж в будущем.
Согласно второй статье Амритсарского договора лахорский правитель брал на себя обязательство не держать в своих владениях или владениях своих вассалов находящихся на левом берегу Сатледжа больше войск, чем это было необходимо для поддержания мира и порядка. Здесь следует отметить, что под владениями Ранджит Сингха и его вассалов на левом берегу Сатлдежа подразумевались только те территории, которые находились под властью махараджи до 1807 г., то есть до начала активной экспансии, о которой говорилось выше. Все земли, которые были оккупированы в ходе вторжения на левобережье Сатледжа, автоматически возвращались свои прежним владельцам.
Кроме того, в соответствии со второй частью второй статьи договора Ранджит Сингх был обязан не предпринимать никаких вторжений в сикхские княжества находящиеся по соседству с его владениями на левом берегу Сатледжа и пытаться оказывать политическое
>-'14
давление на их князей .
Согласно третьей статье договор 1809 г. терял свою законную силу в том случае, если какая-либо из сторон нарушала положения, зафиксированные в его первых двух статьях, или же отступала от общих принципов дружеских отношений.
В четвертой статье была зафиксирована процедура подписания договора и условия вступления его в законную силу. Согласно этому положению договор вступал в силу после его ратификации генерал-губернатором Индии, которая должна была быть произведена не позднее чем через два месяца с момента подписания, и получением Ранджит Сингхом копии ратификации.
13 См.: Aitchison C.U. Op. cit. P. 34.
14 См.: Aitchison C.U. Op. cit. P. 34.
В итоге, англо-сикхский договор 1809 г. вступил в силу 30 мая того же года, после ратификации генерал-губернатором Индии лордом Минто15.
Следует отметить, что новый договор имел, как отрицательные, так и положительные стороны для Панджаба. С одной стороны, ограничение экспансии Ранджит Сингха к востоку от реки Сатледж остановило процесс консолидации сикхских земель в восточном направлении. Эти территории по-прежнему представляли собой несколько разрозненных княжеств, чьи правители были независимы по отношению к Лахору. Причем в этих княжествах был, по сути, установлен британский протекторат, и Ост-Индская Компания провозгласила себя гарантом их безопасности16. Главная опасность для Ранджит Сингха и его государства заключалась в том, что на территорию засатледжских сикхских княжеств были введены английские войска, которые вышли непосредственно к границам Панджа-ба.
К положительным последствиям заключения Амритсарского договора 1809 г. следует отнести то, что англичане признали территориальную целостность Панд-жаба находящегося под властью Ранджит Сингха. Кроме того, расширительное понимание перовой статьи договора вело к тому, что англичане автоматически признавали и все завоевания махараджи, которые он мог осуществлять в будущем в любом направлении, за исключением восточного и юго-восточного. Исключение этих направлений из экспансии Ранджит Сингха было связано с тем, что англичане не желали иметь общих границ с владениями воинственного махараджи и его вассалов.
Огромное значение имел и сам факт заключения мирного соглашения с Ост-индской Компанией. Благодаря этому Ранджит Сингх мог отвести войска от Сатледжа и сосредоточить все свое внимание на дальнейшей централизации страны и расширении ее границ за счет завоевания северо-западных областей Афганистана. В целом, Амритсарский договор 1809 г. упрочил и конкретизировал основные принципы отношений Лахорского государства и английской Ост-индской Компании, которые действовали вплоть до начала первой англо-сикхской войны 1845-1846 гг.
Список литературы
1. Aitchison C.U. A collection of treaties, engagements and sanads, relating to India and neighboring countries. Vol. I. Calcutta, 1931.
2. Cunningham J.D. A history of the Sikhs. From the origin of the nation to the battles of the Sutlej. Calcutta, 1903.
3. Gough Ch., Innes A. The Sikhs and the Sikh wars: the rise, conquest, and annexation of the Punjab state. London, 1897.
4. Griffin L. Ranjit Sigh. Oxford, 1892.
5. Prinsep H.T. Origin of the Sikh power in the Punjab and political of Maharaja Ranjeet Singh. (Repr. 1834). Punjab, 1970.
6. Демичев К.А. Политика Великобритании в Панд-жабе в XIX в.: сущность, основные направления и региональные особенности: Автореф. дис... канд. ист. наук. Н.Новгород, 2007.
7. Семенова Н.И. Государство сикхов. М., 1958.
8. Фурсов К.А. Держава-купец: отношения английской Ост-Индской Компании с английским государством и индийскими патримониями. М., 2006.
15 См.: Ibid.
16 См.: Cunningham J.D. Op. cit. P. 433-434.
Рецензия
на статью В. М. Большаковой
на тему: «Нормативно-правовое регулирование англо-сикхских отношений в первой четверти XIX в.»
Статья В.М. Большаковой посвящена малоизученной проблеме в истории государства и права зарубежных стран - нормативно-правовому регулированию англосикхских отношений в первые два десятилетия XIX в.
Рецензируемая работа носит оригинальный характер, проявляющийся не только в самой постановке проблемы, но и круге источников, на которых опирается автор. Все использованные источники были опубликованы на английском языке и на русский язык ранее не переводились.
Полагаем, что В.М. Большакова полностью права в том, что в начале XIX в. англичан устраивало существование сильного сикхского государства, и верно видит причину этого в том, что Панджаб являлся буфером между владениями Ост-индской Компании и Средней Азией и Афганистаном, откуда исходила угроза постоянных вторжений.
Следует отметить хорошие аналитические способности автора статьи, особенно проявляющиеся при анализе текста англо-сикхского договора 1806 г. Правильным представляется вывод В.М. Большаковой о том, что указанный договор был выгоден не только для англичан, но и для сикхов.
Полагаем, что статья В.М. Большаковой на тему «Нормативно-правовое регулирование англо-сикхских отношений в первой четверти XIX в.» является самостоятельно выполненной интересной научной работой, и рекомендуем ее к публикации в издании, рекомендованным ВАК Минобрнауки России для публикации результатов диссертационного исследования.
Рецензент:
профессор Нижегородской академии МВД России
доктор юридических наук,
кандидат исторических наук, профессор.А. Демичев