г
10, 11, 12...
Итогами 2010 года и своими прогнозами на 2011-й с «Бизнес-журналом» поделились 12 представителей различных рынков и индустрий.
Анатолий Карачинский
президент IBS Group
О хорошем
Для IBS Group весьма позитивным оказался подъем на западных рынках, где сосредоточена уже значительная доля нашего бизнеса. Пройдя нижнюю точку, развитые рынки начали демонстрировать быстрый рост.
Как это обычно случается во время кризисов, зарубежные компании стали проявлять повышенный интерес к наращиванию различных видов технологической экспертизы, чтобы выйти из рецессии и быть конкурентоспособными. С этой точки зрения динамика развития рынка ИТ за рубежом оказалась по итогам года довольно сильной.
При этом следует учитывать, что Россия вошла в кризис все-таки позже. Развитые страны ощутили на себе влияние спада уже в феврале-марте 2008 года, тогда как мы — в октябре-ноябре. Очевидно, что выход из кризиса происходит со сдвигом по времени.
Кроме того, нужно помнить, что ИТ — это сервисный сегмент рынка. А значит, от того, как чувствует себя реальный сектор экономики, зависит и состояние индустрии информационных технологий. Как, впрочем, и бизнес в других сервисных нишах, включая аудит, консалтинг, юридические услуги. Здесь даже не так важно, насколько высоки или низки цены на энергоносители. Именно реальный сектор, использующий технологии в качестве одного инструмента повышения эффективности, определяет «здоровье» сегмента ИТ.
О плохом
В широком смысле было много и хорошего, и плохого. Если говорить «о плохом», то в 2010 году российский рынок информационных технологий хотя
и вышел из стагнации, однако не демонстрировал ощутимого подъема: не падал, но и не поднимался. Отчасти это стало следствием «психологических» факторов, поскольку заказчики ИТ формировали бюджеты в конце трудного 2009 года, в нижней точке кризиса. Настроение было соответствующим, многие ждали «второй волны», а потому клиенты, планируя расходы на информационные технологии, действовали консервативно.
Впрочем, и в России заметно уже явное оживление. Самые продвинутые компании задумываются о том, что они будут делать после кризиса, всерьез готовятся к конкурентной борьбе. Так что рынок восстанавливается.
О будущем
Мы оптимистически оцениваем перспективы 2011 года, поскольку уверены, что российский рынок ИТ начнет расти. Уже появляются хорошие, разумные проекты. Кроме того, нам нравится, что ведущие технологические компании в стране начинают обретать статус публичных. Mail.Ru уже на бирже, в 2011 году, скорее всего, выйдет на IPO и «Яндекс». Все это привлекает дополнительное внимание к российскому технологическому рынку.
Что же касается рынка ИТ на Западе, то он может продемонстрировать просто сумасшедший рост. Ведь мир стоит на пороге новой технологической революции. Причем я бы сказал, что там она уже разворачивается. Как и любая другая технологическая революция, нынешняя потребует смены прежней технологической платформы, что и происходит. А любая такая смена для поставщиков ИТ-сервисов — это новые заказы, масштабный девелопмент: нужно много разрабатывать, переписывать много программного кода, реализовы-вать новые идеи.
Все это очень хорошие новости. Даже несмотря на то, что экономика развитых стран будет расти медленно, мы все равно полагаем, что у нас будет очень много работы в ближайшие пять лет. В России этот процесс, по моим оценкам, может начаться годика через два. Все-таки наша страна еще отстает от глобальных трендов. Некоторые очень умные уже сейчас начинают обсуждать и запускать новые проекты. Но,
г
к сожалению, их пока очень мало. Но и все остальные будут «подтягиваться» — по мере того как в мире станет разворачиваться смена поколений ИТ.
К сожалению, приходится признать, что в России все еще отсутствуют внятные, профессиональные технологические прогнозы. Большинство доступных, увы, непрофессионально. Однако ясно, что впереди нас ожидают существенные изменения. Заказчики будут наращивать траты на информационные технологии, компьютерный парк обновится, на смену привычным ПК придут другие устройства. Изменится и парадигма разработки программного обеспечения (сегодня уже можно видеть, каким оно будет). В совокупности все это способно привести к смене ландшафта на рынке. Некоторые разработки, товары и услуги, на которых сегодня удается зарабатывать, перестанут быть интересными для потребителей. Зато появятся новые направления и ниши. ■
О хорошем
Год показал, что еще есть порох в пороховницах! Как у нашей компании, так и у народа в целом. Если говорить о формальных показателях, то с очевидностью выросла потребительская активность населения. Так, по сравнению с кризисным 2009 годом продажи нашей компании выросли на 20%.
В целом год для Sela был очень удачным. Я бы сказал, просто великолепным. Нам удалось провести полную реструктуризацию всех подразделений компании, включая Санкт-Петербург, Москву, Китай, Израиль, а также вывести на рынок новый формат магазинов 8е1а, уже представленный в столичном торговом центре «Европейский». Кроме того, мы выработали новую стратегию позиционирования торговой марки и сформировали «ДНК бренда». Наконец, мы закрыли все убыточные подразделения, показатели которых по итогам 2009 и 2010 года нас не устраивали. В итоге сегодня у нас практически нет нерентабельных магазинов (есть некоторое количество недостаточно рентабельных, но не убыточных). Это очищение для нас — главный позитивный результат 2010 года.
О плохом
Я из тех, кто считает стакан наполовину полным. Оценивая отрицательные итоги, напомню старую притчу. У одного человека была лошадь, и все ему завидовали. А потом эта лошадь убежала, и все его жалели. Затем лошадь вернулась и привела с собой коня.
И опять все завидовали. Однажды сын этого человека сел на коня, упал и сломал ногу. И все жалели парня. Но вскоре началась война. Всех молодых забрали в армию, а хромого оставили. И все опять завидовали...
Так вот, один и тот же процесс можно воспринимать и как позитивный, и как негативный. Все зависит от внутреннего психологического настроя!
О будущем
Главный критерий востребованности нашего бизнеса и той работы, которую мы делаем, — рост продаж. В планах на 2011 год мы ожидаем тридцатипроцентного роста. Это существенно выше ожидаемых показателей по рынку в целом. Как нам кажется, мы модернизировали многие бизнес-процессы. Действительно ли это так — покажет время. Но мы считаем, что подготовили такие бизнес-процессы и такие новые технологии, которые раньше в российском ритейле не были реализованы в полной мере.
Еще до наступления нового года у нас было около сорока партнерских заявок на открытие новых магазинов. Конечно, есть и планы по открытию собственных торговых точек — примерно по магазину в месяц. Но, разумеется, очень хотелось бы, чтобы результат 2011 года превзошел наши ожидания. ■
& 1 ш4 Андрей Коркунов вице-президент ОПОРЫ РОССИИ и президент ОАО «АНКОР БАНК СБЕРЕЖЕНИЙ»
О хорошем
Для бизнеса этот год прошел, конечно же, заметно более удачно, чем прошлый. С точки зрения банкира могу сказать, что потребительский сектор (и продовольственный рынок в частности) с очевидностью начал наращивать обороты. Правда, происходит это не такими быстрыми темпами, как хотелось бы. Но положительная динамика все-таки наблюдается.
Надо сказать, что для финансового рынка год тоже оказался довольно позитивным. Наконец-то началось оживление в области ипотечного и потребительского кредитования. Вероятно, потребители снова почувствовали признаки стабильности, что заставило их опять обратиться за кредитами и на стиральные машины, и на квартиры.
О плохом
Как банкир я не вижу, чтобы восстанавливался строительный сектор, который по-прежнему стагнирует и не предлагает перспективных проектов. Таким образом, мне, например, невыгодно кредитовать строительство даже небольших объектов, не говоря уже о крупных. Не
г
растет и производственный сектор. Скорее, он еле-еле «теплится». Особенно это касается малого и среднего бизнеса, который, несмотря на поддержку государства в период кризиса, не обнаружил в минувшем году всплеска активности. Это тревожный сигнал.
О будущем
На мой взгляд, 2011-й не откроет значительных перспектив для такой важной части экономики, как малый и средний бизнес. Более того, есть даже признаки снижения предпринимательской активности. Я имею в виду увеличение единого социального налога с 1 января 2011 года. Изменение этой цифры (с 14 до 34%), наверное, будет не слишком заметно для крупного бизнеса, но малый и средний (даже несмотря на решение предоставить некоторым категориям малых предприятий льготные условия перехода на новые ставки) разницу почувствуют сразу. Можно даже сказать, что это событие одним махом способно перечеркнуть все наши достижения за последние годы.
Так, например, совершенно очевидно, что с увеличением выплат «белые» зарплаты снова уйдут в тень. Вследствие этого заметно снизятся возможности людей, связанные с получением кредитов. Кроме того, малые и средние компании будут вынуждены снова вернуться к «серым схемам», в связи с чем уменьшится степень их прозрачности. А значит, они не смогут использовать заемные деньги. Все это автоматически станет препятствием для расширения бизнеса. Последствия для малого и среднего бизнеса могут быть катастрофическими. ■
О хорошем
Я оптимист — и потому склонен во всем видеть позитивные импульсы. Да, в 2010 году разорилось очень много компаний. Но это были бестолковые и неэффективные компании, на смену которым приходят собственники нового формата. Люди, мыслящие совершенно иными категориями. Какими? Прежде всего — в отличие от людей докризисного периода, — они понимают, что зарплату нам приносит покупатель!
Кроме того, меня очень обнадежил тот факт, что власти второй год подряд говорят о модернизации. Если раньше мне казалось, что это популизм, то сейчас возникло ощущение, что это не пустые слова. Каких-то целенаправленных действий, конечно же, не наблюдается, но слова уже обрели вес.
О плохом
Плохое? Вероятно, это — все остальное. Но повторю: я оптимист. Год был крайне трудный. Всего лишь единицы компаний в 2010-м показали прибыль. В общем и целом все рынки сократились, конкуренция заметно выросла, а покупатель стал привередливей. Прежде чем заглянуть в свой кошелек, он думает уже не два раза, а три. Но это ведь тоже положительные симптомы. Остаются сильнейшие! Что касается лично меня, то, находясь в инновационном сегменте, я мало завишу от российской экономики. Хоть я и живу в России, но мой бизнес экстерриториальный: и капитал, и клиенты у меня западные. Таким образом, меня, слава богу, минуют вопросы, связанные с ЕСН и прочими неприятными локальными событиями.
О будущем
Прежде всего мне кажется, что в будущем году появятся инновационные проекты с международным потенциалом, и страна постепенно перестанет быть придатком нефтегазовой отрасли. В ушедшем году появились, наконец, нормальные технопарки и бизнес-инкубаторы. Не чиновничьи, жизнеспособность которых заключается в выкачивании правительственных грантов, а настоящие, родившиеся в рыночных условиях. Таких мало — примерно 2-3%. Но есть все шансы, что в 2011-м их станет больше, и они вырастят первое поколение нормальных посткризисных предпринимателей.
Минувший год принес нам и реальных бизнес-ангелов. Многие поняли, что такое венчурные деньги. Очевидно, что эта прослойка будет еще больше нарастать. И это на пользу российской экономике. В этой связи я, кстати, надеюсь и на первый российский венчурный фонд РОСНАНО. Возможно, в наступившем году он, наконец, начнет заниматься не популизмом, а бизнесом. ■
Григорий Куликов
председатель совета директоров холдинга «МИЭЛЬ»
О хорошем
Если задуматься о том, какие позитивные ощущения принес 2010 год, то у меня, как ни странно это звучит, возникает ассоциация с шахтерскими работами. Вот трудились-трудились в тяжелом 2009-м, а год спустя вышли из забоя на поверхность, на солнечный свет.
Для рынка недвижимости все было стабильно и позитивно — со спросом, с деловой активностью... Этот сегмент в ушедшем году проявил себя на удивление
К
Сергей Выходцев
президент компании velle
г
бодро. Первое полугодие по объему сделок вообще стало рекордным за всю, так сказать, «историю наблюдений». Их было точно больше, чем за аналогичный период и 2009-го, и 2008-го, и даже 2007-го. Безусловно, сработал некий эффект «отложенного спроса». А раз он сработал — мы и получили ощущение выхода на поверхность, на солнечный свет.
О плохом
Для меня безусловным разочарованием 2010 года стало отсутствие существенных улучшений во взаимодействии власти и бизнеса. По моим ожиданиям, в условиях улучшения бюджетных показателей и некоего успокоения от турбулентности и катаклизмов они, по идее, должны были стать более конструктивными и прозрачными. Однако декларированные намерения со стороны власти пока не превратились в какие-то реальные, заметные позитивные шаги и сдвиги.
О будущем
Мои ожидания от 2011 года такие же, как и от любого другого. Это вера в наши собственные силы и возможности, в нашу собственную энергию и в здравый смысл. За нас никто ничего не сделает, с неба ничего не свалится. Солнце светит, снег падает, летом — жара, зимой — холод, а все остальное зависит от нас. ■
1 Алексей Семенов вице-президент McDonald's в России
О хорошем
Невзирая на все перипетии, год был успешным для компании. Рынок питания вне дома снова пошел вверх, и мы не просто стали подниматься вместе с ним, но и в чем-то его опередили. Успешно завершился ряд крупных проектов. А главное, открывались новые рестораны, в том числе и в не охваченных ранее регионах, шла реконструкция действующих предприятий.
Нам удалось внедрить ряд новых концепций обслуживания. Например, мы начали прием платежных карт. Продолжалась модернизация условий труда и отдыха сотрудников. Одновременно стартовали новые, не менее грандиозные и масштабные проекты, причем не только в рамках нашей компании, но и у поставщиков. Пожалуй, главный итог этого года состоит в том, что подлинно успешным может быть только тот бизнес, который строится правильно и на долгий срок.
О плохом
Конечно, минувший год стал «погодным» лидером. Такое лето, думаю, все мы запомним надолго.
Безусловно, сложившаяся ситуация повлекла за собой необоснованный рост цен на продукты и услуги. В данном случае нам стоило больших усилий поддерживать цены в ресторанных меню на доступном для посетителей уровне, при этом сохраняя высокое качество продукции.
О будущем
Оно, несомненно, представляется светлым и динамичным. Уверен, что в наступившем году мы откроем еще больше новых ресторанов как в новых регионах, так и в тех, где мы уже есть. Рынок питания вне дома продолжит свой рост. Вызов для отрасли будет, скорее всего, со стороны продолжающегося роста цен на продукты питания во всем мире и дальнейшей глобализации, создающей дополнительное давление на внутренний рынок. Рынок труда, надеюсь, будет более или менее стабилен. ■
А
О хорошем
Прошедший год был не слишком удачным для отрасли, но если все-таки вспомнить хорошее, то — летняя жара заметно сказалась на росте потребления кваса. В частности, продажи кваса «Очаково» увеличились на 68%. Надо сказать, что наши транснациональные конкуренты стали тоже уделять больше внимания этому сегменту, вкладываясь в продвижение и рекламу. И это довольно хороший тренд. Активность игроков развивает сегмент, увеличивая спрос на потребление этого натурального продукта. Не может также не радовать, что люди отдают предпочтение именно натуральным напиткам, исконно русским.
О плохом
В целом год был очень тяжелым. Начался он с троекратного повышения акцизов на пиво, что сразу же сказалось на отрасли. За год рынок пива «упал» на 10%. И, что характерно, параллельно рынок водки вырос на 8,4%. Но к концу года легче не стало: начался новый виток попыток приравнять пиво к алкогольной продукции. Соответствующие поправки к закону, которые инициировал депутат Виктор Звагельский, прошли первое чтение в Госдуме и наметили довольно неприятные тенденции 2010 года.
Надо сказать, что в разработке этого закона не принимали участие пивные компании. Игроки этого сегмента к обсуждению допущены не были. Что касается стратегии развития в условиях законодательных
Алексей Кочетов
президент компании «Очаково»
г
изменений, то пивным компаниям можно рассчитывать только на диверсификацию (у нас очень широкий портфель продуктов, и он будет расти), а также изменения в работе с дистрибьюторами. Например, мы в будущем году планируем перейти на систему CRM; таким образом, в каждом дистрибьюторском центре будет работать наш торговый представитель, отвечающий за всю продукцию «Очаково».
О будущем
Наверное, мои прогнозы будут отталкиваться от последствий регулирующих пивную отрасль поправок, которые могут повергнуть ее в глубокий кризис. Если закон будет принят, мелкие компании, очевидно, разорятся — не выдержав предложенной системы лицензирования. Удар получат и крупные компании, которым придется увольнять людей. Пострадают и смежные отрасли — ритейл (особенно малый бизнес), сельское хозяйство (сократятся закупки солода и ячменя), транспортные компании и др. В результате мы увеличим безработицу и выведем чиновничью коррупцию на новый виток развития. При этом подобная несбалансированная политика приведет к дальнейшему росту рынка водки. Особенно это неприятно в той связи, что подрастающее поколение, которое, в общем-то, не ориентировано на потребление крепкого алкоголя, в силу экономии может изменить свои предпочтения. ■
заслуженно получает «природную ренту», которую следует «изымать».
Немало вопросов вызывают и планы повышения налогов. У нас нет сверхприбылей. Почти все, что мы зарабатываем, инвестируется в развитие производства, тратится на социальные расходы, новые проекты и обеспечение дальнейшего роста компании. Что произойдет, если у нас будут забирать больше денег? Мы вынуждены будем меньше инвестировать, сократить социальные программы, станем медленнее расти.
Я неоднократно высказывался по поводу увеличения налоговой нагрузки. Рост социальных налогов в 2011 году — не только состоявшийся факт, но и тревожный сигнал. Экономика страны, да и наша отрасль пока не могут похвастаться идеальным состоянием. Нам нужно развиваться, а дальнейшее наращивание налогового бремени способно привести к сдерживанию роста.
о будущем
Нынешнее оживление, последовавшее за кризисным падением рынков, может оказаться очень неустойчивым. Риск нового спада остается. И все мы должны быть готовы к этому. Но это не значит, что надо ждать «катастрофы». Маловероятно повторение спада по сценарию конца 2008 года. Однако нужно быть готовым к нестабильности и флуктуациям. ■
1
Андрей Даниленко
председатель правления Национального союза производителей молока, президент ГК «Русские фермы»
О хорошем
В 2010 году компания продемонстрировала высокую финансовую устойчивость, улучшила финансовые показатели. Если же оценивать итоги кризиса в целом, то, как известно, любой кризис — это не только новые проблемы, но и новые возможности. ОАО «Северсталь» удалось эти возможности использовать — за счет снижения издержек и реструктуризации управления. Так что сегодня компания стала более сильной. И то, что мы наблюдаем ныне, — уже не кризис и даже не его последствия, а попросту новые экономические условия работы.
О плохом
Технологические процессы, используемые в стальной отрасли, не просто дороги. Они еще и очень сложны — сложнее, чем во многих других сегментах рынка. Вот почему я считаю несправедливыми периодически звучащие высказывания о том, что металлургия не-
о хорошем
Год был очень тяжелый. Но по некоторым прогнозам он должен был оказаться еще хуже! К счастью, они не оправдались. Если говорить о нашей отрасли, за этот год стабилизировались цены на молочном рынке, увеличился объем господдержки. Кроме того, нам удалось создать реально действующее, сильное отраслевое объединение «СОЮЗМОЛОКО», которое находится в плодотворном диалоге с государством.
Лично для себя в этом году я сделал ряд важных выводов. Я понял, что живу в правильное время, в правильной стране, и мне очень повезло. Возможно, это покажется парадоксальным, но это так. Как ни печально, перспективы российской экономики заключаются как раз в ее неразвитости. А риски в нашей стране сопровождаются большими возможностями. Главное — помнить, что дорогу осилит идущий. Концентрация на собственной эффективности, консервативный подход к ведению бизнеса, разумные темпы роста и упорный труд — вот принципы, которыми я руководствуюсь.
г
О плохом
Наверное, самой большой проблемой и для меня, и для моих коллег была необходимость решить, что делать дальше со своим бизнесом в условиях погодных аномалий лета 2010 года и последствий кризиса. Продавать ли (полностью либо частично) — или все-таки попытаться его сохранить, и если да, то каким образом? У многих были надежды на более радикальную господдержку в условиях засухи, которые оправдались не полностью, зато избавили бизнес-сообщество от иллюзий. Мы оказались перед фактом: кризис носит системный характер, а выход из депрессии будет очень-очень долгим. И почти все находятся в одинаково непростой ситуации, когда необходимо принимать радикальные решения о том, что делать — сдаваться или выкарабкиваться.
О будущем
В следующем году ситуация медленно, но верно будет улучшаться. Это связано скорее не с экономическими, а с психологическими причинами. Бизнес перестал бояться непредсказуемости — а значит, начнутся новые инвестиционные проекты. Сейчас условий для этого практически нет, так что нужна «перезагрузка», которая обязательно произойдет. Предприниматели в нашей стране привыкли жить как на войне: год идет за три. Но у такого ускоренного темпа есть и позитивные последствия: мы можем делать выводы не в конце жизни, когда поздно что-то менять, а по ходу дела, в «рабочем порядке». ■
О плохом
Из отрицательных моментов мы могли бы отметить запоздалое начало продаж iPhone4 и iPad в России, что вызвало их дефицит на рынке. Кроме того, изменилась расстановка сил: компания «Билайн» в этом году сдала свои позиции и оказалась на третьем месте. Как негативную тенденцию для рынка можно оценить решение Росохранкультуры, которое аккредитовало Российский союз правообладателей на сбор авторских отчислений с производителей и импортеров техники, а также чистых носителей.
О будущем
В 2011 году мы ожидаем стремительного роста продаж смартфонов: к 2012-му их доля на мировом рынке увеличится как минимум до 30%. Вместе с тем продолжит свое восхождение ОС Android: через год эта операционная система может быть установлена на 40% смартфонов в мире. В 2011-м продолжится рост количества российских пользователей мобильного Интернета и расширение географии этой услуги: специалисты предсказывают улучшение и стабилизацию качества, а также падение цен. Между тем доходы операторов от мобильнета в наступившем году в России могут достигнуть трех миллиардов долларов. Еще один тренд сопровождается ментальными изменениями: российские потребители постепенно начнут превращать свой телефон в кошелек, оплачивая с его помощью проезд в транспорте и покупки в магазинах. ■
Максим Ноготков
президент группы компаний «Связной»
Максим Протасов
член правления Руспродсоюза, председатель совета директоров холдинга «ПомидорПром»
О хорошем
Для нашего рынка год оказался довольно продуктивным и наметил несколько серьезных тенденций. Во-первых, мы увидели существенный всплеск интереса потребителей к новым продуктам. Так, по итогам 2010-го из 1,2 млрд произведенных телефонов примерно половина пришлась на смартфоны. Во-вторых, заметно повысился спрос на дополнительные финансовые услуги игроков рынка связи: погашение кредитов, денежные переводы, прием платежей. В-третьих, мы наблюдаем заметный рост подключения к широкополосному доступу в Интернет по всей России. В целом, по мнению сотовых операторов, темп развития неголосовых услуг сейчас выше, чем голосовых: в минувшем году на них пришлось около 20% выручки операторов, а в 2011-м этот показатель удвоится.
О хорошем
2010-й получился уникальным. Вступил в силу Закон о торговле, который затронул всех и каждого из участников продуктового рынка. Вне зависимости от тех или иных «плюсов» и «минусов» закона само его появление стало хорошим поводом для ритейла и поставщиков сесть наконец-то «за стол переговоров».
Прежде постоянного конструктивного диалога между нами не было. В минувшем году в силу необходимости выработать общую позицию и отстаивать интересы «класса» поставщиков (как таковых, независимо от производимой ими продукции) было создано межотраслевое объединение «Руспродсоюз». Оно стало платформой для активного взаимодействия с ритейлом — для того чтобы путем саморегулирования предложить законодательной и исполнительной власти новые, более рабочие формулировки закона.
О плохом
Год для продовольственного рынка выдался довольно тяжелым. В том числе и благодаря Закону о торговле. Ведь законодательные изменения, которые повлекли за собой пересмотр ассортиментных матриц розничных сетей, учетных документов и т. п., пришлись на кризисный период.
Минувший год, как мы помним, был еще и неурожайным. То есть крайне неблагоприятным для производителей большинства регионов страны. Сократился урожай практически всех культур — от уже печально известной нам с вами крупы до овощей. Многие агро-производители потеряли более половины урожая. (Впрочем, что говорить об овощах, если даже люди не выдерживали такой жары!) По цепочке сократились объемы продукции, производимой сельхозпе-реработчиками. К слову, в «ПомидорПроме» в этом году объемы перерабатываемых овощей выросли на 65%. Возможно, на это повлиял тот факт, что переработчиков стало меньше... Но в целом производство продуктов в стране сократилось, что привело к росту импорта и повышению уровня цен.
О будущем
Сделка между компанией «Вимм-Билль-Данн» и PepsiCo стала отражением важной тенденции, связанной с увеличением доли иностранных компаний на российском рынке. Очевидно, что тренд, связанный с подобными сделками, продолжится.
Продовольственный рынок — один из самых сложных и технологичных. Зато он в итоге довольно предсказуем и цивилизован, что является важным критерием для прихода в сегмент иностранных игроков. Если говорить о текущей ситуации на рынке, уже с середины года мы увидели рост продаж, покупатель стал расширять потребительскую корзину. Если не произойдет непредвиденных макроэкономических изменений, по итогам 2010-го можно ожидать достижения уровня продаж докризисных лет. ■
Самвел Аветисян
управляющий партнер агентства «Архидея», преподаватель ГУ ВШЭ
О хорошем
Если говорить об ощущениях от рынка, то ярко выраженных катаклизмов не было. Все, в общем-то, стабилизируется. Не могу сказать, что этот год меня впечатлил с точки зрения профессии. Зато проявились новые тенденции, связанные с очевидным перераспределением рекламных и маркетинговых бюджетов в пользу нью медиа.
Интернет и реклама в социальных сетях становятся все более важными ресурсами для воздействия на потребителей. Еще одна тенденция, проявившая себя в 2010-м, тоже связана с тотальной виртуализацией, которая делает мир все более прозрачным, — поэтому нет смысла заниматься хранением тайн. Главным залогом безопасности становится максимальная открытость. Доказательством этого для меня стала история с главой ресурса WikiLeaks Джулианом Ассанжем.
Недавно представители двух торговых сетей рассказывали мне почти одними и теми же словами о том, как любая секретная информация через несколько дней попадает к конкурентам. И чем больше затрачено усилий на хранение секретных сведений — тем это быстрее происходит! Отсюда мораль. Вероятно, не нужно заниматься вопросами конфиденциальности: безопасность заключается... в отказе от нее. В этой связи вопрос: а нужны ли отделы безопасности? Подобные тренды способны изменить и бизнес-культуру, и культуру поведения вообще.
О плохом
Вообще, за исключением событий в моей личной жизни, год был серым, никаким. Если посмотреть на рынок маркетинга и рекламы — все те же лица, все та же реклама. Шло тупое освоение бюджетов. Застой. Ни перемен, ни свежей крови. Возможно, это время накопления потенциала, переходный этап перед качественным изменением маркетинговой парадигмы.
О будущем
Нас ждет дальнейшая виртуализация. В сетях мы будем проводить все больше времени. Изменится бизнес-этикет. Утратят смысл визитные карточки. У меня, например, их уже нет, партнеров я прошу найти меня в «Фейсбуке». Все мы там будем! Вот возможный слоган для социальных сетей!
С другой стороны, офлайн обретет новую ценность, станет своего рода «хенд-мейдом». И реклама изменится. С одной стороны, на массовом рынке она окончательно обнаружит свою громоздкость и неповоротливость. С другой — станет узконаправленной и очень дорогой. Штучной, как «Роллс-Ройс». Такая. специальная реклама для Иваниваныча. Масс-маркетинг же будет перемещаться в сеть. Вслед за людьми. А если останется — то в тех случаях, когда требуется задействовать, например, тактильность.
Лет пять назад я говорил о том, что жду, когда умрет маркетинг — для того чтобы возродиться в новом качестве. И это уже происходит. Манипулируемое лицо если и догадывается, что с ним «что-то делают», то уж точно не понимает цели происходящего и не распознает источник манипуляции. В Интернете, в социальных сетях человек никогда не может быть до конца уверен, «обрабатывают» его или нет. Недавно в разговоре с клиентом я придумал новый термин — instant-маркетинг. Быстрорастворимый маркетинг, 1М. Я уверен, что он изменит и рыночный, и маркетинговый ландшафт. Ближайшие два года — возможно, слишком ранний прогноз. Но очевидно, что речь здесь идет о ближайшем будущем. ■