10. ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)
10.1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМОВ ЛИШЕНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ПО ТВЕРСКОМУ РЕГИОНУ В 1918-1936 гг
Карпычева Елена Вячеславовна, к.и.н. Должность: старший преподаватель. Место работы: Первый профессиональный университет.
Аннотация: В статье рассматриваются механизмы лишения и восстановления избирательных прав, а также анализируются законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие избирательную систему в Тверском регионе в 1918 -1936 гг.
Ключевые слова: избирательное право; лишение избирательных прав; восстановление избирательных прав.
LEGISLATIVE AND NORMATIVE REGULATION OF THE PROCESSES OF DISFRANCHISEMENT AND
REINSTATEMENT IN THE REGION OF TVER IN 1918-1936
Karpycheva Elena Vjcheslavovna, PhD in history. Position: senior lecturer. Place of employment: First professional university.
Annotation: In the given article mechanisms of disfranchisement and reinstatement in the suffrage rights, legislative and standard acts, regulating the electoral system in the region of Tver (1918 - 1936).
Keywords: elective franchise; disfranchisement;
reinstatement in the suffrage rights.
Исследование проблемы лишения избирательных прав напрямую связано с процессами и явлениями, происходившими в советском государстве в период его становления, формирования аппарата власти, системы и механизмов регулирования и управления таковыми. С целью организации деятельности формируемой системы, аппарат власти принимает на себя ответственность за создание законодательной основы осуществляемой им политики, юридической базы, на основе которой должны работать механизмы, посредством которых эта политика будет осуществляться.
Особенность избирательной системы, действовавшей с момента установления Республики Советов до принятия Конституции СССР 1936 г., заключалась в том, что выборы проводились открытым голосованием на общих собраниях трудовых коллективов, общественных организаций, собраниях «неорганизованного населения» (домохозяек, пенсионеров и т.п.). Государством практически реализовывалась концепция «народного самоуправления», но она была направлена на обеспечение преимущественного положения рабочего класса «как победителя революции». Это прослеживается и в том, какие категории населения были лишены избирательных прав согласно Конституций РСФСР 1918 и 1925 гг.: служители культа, крупные земельные собственники, владельцы промышленных предприятий, частные торговцы, лица дворянского происхож-
дения, умалишенные, а также лица, приговоренные судом к наказанию в виде лишения свободы.
Изучение законодательных и подзаконных нормативных правовых актов центральных органов власти дает представление о правовой основе и механизмах осуществления процедур лишения и восстановления в избирательных правах в целом по стране, в том порядке и системе, которые представлял собой аппарат власти и который хотел бы, чтобы именно таким образом происходила их реализация. Другими словами, в ходе проведения данного исследования автору, посредством интенциального изучения и анализа законодательных источников, необходимо выявить перцепцию и саморефлексию государственного аппарата, проводимой им политики сегрегации в отношении определенных слоев населения. Это предоставит возможность оценить ситуацию, сложившуюся в стране к моменту принятия интересующих автора законодательных и подзаконных актов так, как ее оценивал и предпринимал известные шаги, с целью сохранения контроля над ситуацией, с точки зрения управления государством, аппарат власти.
В своем исследовании автор использовал как опубликованные, так и не опубликованные правовые и исторические источники. К опубликованным источникам относится комплекс документов, при помощи которых органы власти создали механизмы лишения и восстановления в избирательных правах, систему контроля над частной торговлей, с учетом ее видов и форм -это законодательные и подзаконные нормативные правовые акты центральных органов власти. Они публиковались в газетах «Известия», «Тверская правда», в Собрании Узаконений и Распоряжений РабочеКрестьянского правительства РСФСР (1926 г.)1 и в Собрании Кодексов РСФСР (1928 г.)2.
Итак, к каждым очередным выборам в центральные и местные органы советской власти избирательными комиссиями на основании соответственных законодательных и нормативных подзаконных актов - Конституций РСФСР 1918 г. и 1925 г., Инструкций по проведению выборов в Советы центральных и местных органов власти (ВЦИК, губисполкома, горсовета), составлялись списки граждан, которым запрещалось участвовать в выборной кампании.
Факт внесения в эти списки утверждался на заседании избирательной комиссии, которое оформлялось соответствующим протоколом. Затем решение избирательной комиссии утверждалось на заседании президиума соответственного органа власти (горсовета, РИКа, сельсовета и т.д.). Последний факт тоже фиксировался в протоколе. Граждане, лишенные избирательных прав, оповещались об этом факте, как правило, письменным уведомлением, направляемом по домашнему адресу. Кроме этого, общие списки лишенцев всех категорий, как правило, вывешивались для всеобщего обозрения в помещениях, где располагались избирательные комиссии и в иных «людных местах».
1 Собрание Узаконений и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства РСФСР. 1926 г. - М., 1926.
2 Собрание Кодексов РСФСР. 1928 г. - М., 1928.
3'2010
Пробелы в российском законодательстве
Также, согласно Инструкции по выборам в Тверской горсовет (1925 г.)3, эти списки должны были объявляться на общих выборных собраниях и публиковаться в местных периодических изданиях, что и осуществлялось, в частности, редакцией газеты «Тверская прав-
4
да» .
В то же время, согласно положениям указанных законодательных и подзаконных актов, этот механизм должен был быть типичен для всех регионов страны.
Главной же причиной, на основе которой, как следствие, формировались особенности реализации положений Конституций РСФСР 1918 и 1925 гг., в отношении лишения и восстановления в избирательных правах в Тверском регионе, было административнотерриториальное деление, произведенное на основании постановлений ВЦИК от 14 января 1929 г. Согласно этому постановлению, на территории РСФСР вводилось административно-территориальное деление краевого и областного подчинения: от 17 июня 1929 г. «О составе округов и районов Западной Области и их центрах» и от 30 августа 1929 г. «О составе округов и районов Московской области и их центрах»5.
Результатом принятия этих постановлений явилось деление бывшей Тверской губернии на округа и районы в составе областей: Московской, Ленинградской и Западной (с центром в г. Смоленске).
Но следует иметь в виду и тот факт, что лишение избирательных прав началось до административнотерриториального деления губернии. Таким образом, можно предположить, что с 1918 г. по 1929 г. механизмы лишения и восстановления избирательных прав в Тверском регионе имели несколько иной характер, чем в 1929 - 1935 гг. Другими словами, следует провести различение, во-первых, между механизмом лишения и механизмом восстановления в избирательных правах, т.к. первый, вероятнее всего, был единым по всей стране, а второй как раз мог иметь свои особенности, характерные для каждого отдельно взятого региона; во-вторых, между механизмом восстановления в избирательных правах, действовавшим на территории Тверского региона с 1918 г. по 1929 г., далее с 1929 г. по 1935 г. и с 1935 г. по 1936 г. (т.е. до принятия Конституции СССР 1936 г.). Эти механизмы, осуществлявшиеся в пространстве и времени, представляется возможным обозначить как разные факты, зафиксированные в совокупности исторических источников, посредством изучения и анализа которых стала возможной их реконструкция в наиболее максимальном объеме, с целью получения адекватной картины, отображающей различный характер процессов лишения и восстановления в избирательных правах в Тверской (Калининской) области. Так как «историк интересуется не понятием о постоянном пребывании того, что изменяется, а понятием об изменении в состояниях того, что пребывает, то есть понятием об изменении, действительно происходящем (или происходившем) во времени»6.
Из различных правовых источников, составляющих совокупность нормативно-правовых актов органов местной власти (инструкции губисполкома и Тверского горсовета по производству выборов в советы, цирку-
3Государственный архив Тверской области. Ф. Р - 640. Оп. 1. Д. 170. Л. 10.
4 //Тверская правда. 1926. 12 января.
5 Тверская губерния. Административно-территориальное деление (1917-1929 гг.). Справочник. - Тверь,1992. С. 7.
6 Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. - Спб., Вып. II.
1913. С. 296.
ляры и др.) автором выявлены свидетельства о факте наличия трех цепочек прохождения ходатайства о восстановлении в избирательных правах по Тверскому региону, существовавших и действовавших с 1929 г. по 1935 г. включительно, то есть до момента образования Калининской области.
Для районов, находившихся в составе Московской области, она выглядела так: местная избирательная комиссия, затем ходатайство рассматривалось в соответствующем РИКе или горсовете, потом, если следовал отказ, то лишенец подавал ходатайство в Тверской окружной исполнительный комитет.
Следующая инстанция, опять-таки, в случае отказа, Московский облисполком: сначала ходатайство рассматривалось в комиссии по разбору жалоб лиц, лишенных избирательных прав, при Мособлисполкоме, затем решение комиссии утверждалось президиумом исполкома. Последней инстанцией для лишенца, ходатайствующего о восстановлении в избирательных правах, был ВЦИК.
Для районов, находившихся, соответственно, в составе Ленинградской и Западной областей, цепочка представляется примерно, такой же, но с той разницей, что перед подачей ходатайства во ВЦИК оно рассматривалось в Ленинградском и Смоленском облисполкомах.
Такая ситуация в Тверском регионе продолжалась до 29 января 1935 г., когда было принято постановление ВЦИК об образовании Калининской области. Несколько ранее - 20 ноября 1931 г. - город Тверь был переименован в г. Калинин7.
Во вновь образованную Калининскую область, таким образом, были выделены из состава: Московской области - 26 районов; Западной области - 20 районов; Ленинградской - 58.
С 1935 г. по 1936 г., процесс подачи ходатайств на рассмотрение во ВЦИК уже проходил через Калининский облисполком.
Законодательные акты центральных органов власти в исследуемой сфере создавались, в том числе, для обеспечения правовой основы проведения государственной политики сегрегации граждан по социальному признаку. Подзаконные нормативные правовые акты -для формирования механизмов, при помощи которых должна была происходить реализация вышеназванных законодательных актов Союза ССР и республик.
Необходимо различать цели авторов подзаконных нормативных правовых актов центральных и местных органов власти, так как подзаконные акты центральных органов власти создавались для осуществления государственной политики по всей стране в целом, а местные - соответственно, по своему региону (учитывая при этом специфику и особенности, присущие только данному региону). В противном случае могли возникать дополнительные сложности в процессе функционирования механизмов лишения и восстановления в избирательных правах. «Дополнительные» потому, что, как правило, в ходе реализации законодательных и подзаконных актов всегда возникают «препятствия», причиной которых, в большинстве случаев, являются именно местные особенности, которые, при всем желании, не могут учесть авторы нормативноправовых актов центральных органов власти.
7 Свет Октября. Калининская область за 70 лет. События, факты, документы. - М., 1987. С. 83.
8 Там же. С. 84.
Именно таким образом, с точки зрения авторов анализируемых законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, должно было осуществляться правовое регулирование процессов лишения и восстановления в избирательных правах в целом по стране и, в частности, по Тверскому региону.
Можно прийти к выводу, что был создан механизм процедур лишения и восстановления в избирательных правах. Это было сделано таким образом, чтобы получить возможность реализации политики сегрегации определенных социальных слоев населения страны, например, частных торговцев, посредством отстранения их от участия в выборах в органы советской власти.
Хотелось бы завершить этот краткий экскурс в историю развития управленческих процессов на заре РСФСР и СССР проведением параллелей с современностью: в период значительных (а в ряде случаев и кардинальных) изменений общественного устройства государство неизбежно меняет (в том числе) и способы управления. Очевидно, подобные процессы происходят (и будут продолжаться в дальнейшем) в нашей стране. Так же как менялась избирательная система на заре Советской власти, так, видимо, и в условиях построения развитого рыночного общества происходит перманентное реформирование современного избирательного механизма и законодательства, регулирующего его, начало которому было положено принятием 12 декабря 1993 г. действующей Конституции РФ. В части 3 ее 32 статьи говорится, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Это правило в отношении недееспособных граждан никаких возражений не вызывает. Что же касается осужденных - здесь можно поспорить с позиций защиты прав человека и политических свобод данной категории граждан (как известно, по приговору суда в местах лишения свободы достаточно часто содержатся лица, осужденные за совершение преступлений, не являющихся тяжкими либо особо тяжкими - может быть их социальная реабилитация проходила бы скорее и успешнее, если бы они на время лишения свободы не лишались права избирать? - Конечно, это вопрос непростой и весьма дискуссионный - он требует глубокого специального изучения и дальнейшего обсуждения (с обращением к передовому зарубежному опыту).
Учитывая опыт экономически развитых стран, не безупречной представляется действующая в России система норм регулирования особенно направленных на защиту прав избирателей. Дальнейшего совершенствования требует нормативная база, определяющая правила и процедуры принятия законодательных и иных нормативных правовых актов, их государственной и общественной экспертизы, а также регулирование информационных ресурсов.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с изменениями, внесенными Федеральными Конституционными законами РФ от 30 декабря 2008 г. «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации»). -М.: Проспект, 2009. - 32 с..
2. Собрание Узаконений и Распоряжений РабочеКрестьянского Правительства РСФСР. 1926 г. - М., 1926.
3. Собрание Кодексов РСФСР. 1928 г. - М., 1928.
4. Инструкции по выборам в Тверской горсовет (1925 г.) (ГАТО. Ф. Р - 640. Оп. 1. Д. 170. Л. 10.).
5. Списки лишенных избирательных прав («Тверская правда». 12 января 1926 г.).
6. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. -Спб., Вып. II. 1913. С. 296.
7. Свет Октября. Калининская область за 70 лет. События, факты, документы. - М., 1987. С. 83.
8. Тверская губерния. Административнотерриториальное деление (1917-1929 гг.). Справочник. - Тверь,1992. С. 7.
Рецензия:
Статья весьма актуальна в свете реформирования избирательной системы России на настоящем этапе, так как изучение и анализ истории проблемы позволит более глубоко осмыслить все аспекты и учесть все ее особенности для того, чтобы сделать избирательный механизм демократичным, но при этом эффективным.
Автор достаточно полно проанализировала законодательные и нормативные акты, регулирующие и регламентирующие избирательное право на центральном и местном уровнях (конкретно по Тверскому региону) в 20 - 30 гг. хХ века. В статье рассмотрены все особенности административно-территориального деления названного региона и, в связи с ними, сложившаяся избирательная система и механизмы лишения и восстановления избирательных прав.
Новизна научного исследования состоит в том, что данный комплекс законодательных и подзаконных актов был впервые изучен и проанализирован с точки зрения выявления общих аспектов и особенностей развития норм избирательного права на региональном уровне и осмысления современных проблем, связанных с реформированием избирательной системы Российской Федерации.
Профессор Московского государственного областного университета доктор исторических наук, профессор В.В. Журавлев