Научная статья на тему '1. 2. Развитие представлений об обеспечении безопасности органов предварительного расследования в зарубежных странах'

1. 2. Развитие представлений об обеспечении безопасности органов предварительного расследования в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
332
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / REPRESENTATIONS ON SECURITY / SAFETY / BODIES OF PREINVESTIGATION / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьев А. Ю.

В данном разделе автор рассматривает развитие представлений об обеспечении безопасности органов предварительного расследования за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьев А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

1.2. DEVELOPMENT OF REPRESENTATIONS ON ENSURING OF SECURITY OF PREINVESTIGATION BODIES IN FOREIGN COUNTRIES

In this section, the author considers the development of representations on ensuring of security of the bodies of preinvestigation abroad.

Текст научной работы на тему «1. 2. Развитие представлений об обеспечении безопасности органов предварительного расследования в зарубежных странах»

Юридические науки

№ 8-1. - 2016

УДК 34

1.2. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ОРГАНОВ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ

СТРАНАХ

А.Ю. Афанасьев, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия),

e-mail: [email protected]

Аннотация. В данном разделе автор рассматривает развитие представлений об обеспечении безопасности органов предварительного расследования за рубежом.

Ключевые слова: представления об обеспечении безопасности, безопасность, органы предварительного расследования, зарубежный опыт.

1.2. DEVELOPMENT OF REPRESENTATIONS ON ENSURING OF SECURITY OF PREINVESTIGATION BODIES IN FOREIGN COUNTRIES

Abstract: In this section, the author considers the development of representations on ensuring of security of the bodies of preinvestigation abroad.

Keywords: representations on security, safety, bodies of preinvestigation, foreign experience.

Противодействие органам предварительного расследования происходит не только в нашей стране, но и в зарубежных странах. Проблемы защиты лиц, участвующих в уголовном судопроизводстве, впервые получили законодательное закрепление и активно применялось в Соединенных Штатах Америки и Италии еще в 70-е годы ХХ столетия.

Отличительной чертой системы органов расследования в США является децентрализация государственной функции дознания и предварительного следствия, наделение ей различных учреждений исполнительной власти, не связанных между собой узами подчиненности. Это своеобразие организации расследования по уголовным делам вытекает из особенностей американской государственности и, в частности, из принципа федерализма [5, С. 6]. Как и в России осуществляют защиту не только лиц, осуществляющих предварительное расследование, но и внедренных в преступные группы или сообщества штатных сотрудников - «секретных агентов», «кротов». В соответствии с «Указаниями генерального Прокурора США по тайным операциям ФБР» 1987 года «секретный агент» — это штатный сотрудник, работающий под руководством и контролем ФБР в определенном расследовании, чьи отношения с Бюро скрываются от третьих лиц в ходе операции путем использования прикрытия или вымышленных установочных данных. «Тайная операция» — операция негласного расследования, в которой используется «секретный агент» и обычно заканчивается судебным процессом с агентом, выступающим в качестве главного свидетеля обвинения. На него полностью распространяется программа защиты свидетелей, которую осуществляет Служба судебного исполнения США. Для принятия решений об организации защитных мероприятий на имя помощника прокурора штата или округа направляет конфи-

денциальный запрос на разрешение применения мер защиты, в котором подробным образом обосновывается необходимость в применении мер защиты и дается характеристика свидетеля [3]. В случае если штатный сотрудник внедряется в банду, то его история из базы данных сотрудников полиции может быть полностью стерта в соответствии с законом «О контроле за организованной преступностью» 1970 года. Защита лиц, осуществляющих расследование, возложена на Бюро Расследований, в которое входит 3 Секция розыска (собирает, анализирует информацию об организованной преступности, терроризме). Она занимается расследованием угроз полицейским, а также вопросами общественной безопасности. Достаточно подать заявление в Отдел Внутренней Безопасности (отдел внутренних расследований). Звонок, сделанный из вне управления может быть попросту игнорирован. При нападении на полицейского и нанесении ему физических травм, наказание от года тюрьмы. При умышленном убийстве полицейского наказание по законам Нью-Йорка -от 25 лет до пожизненного, а в некоторых штатах - смертная казнь (н-р, Нью-Джерси, Огайо). Последнее является одним из тягчайших преступлений. К примеру, согласно российскому законодательству за посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование наказание составляет от 12 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы, либо смертная казнь (не применяется по причине введения моратория).

В странах Европы стадии возбуждения уголовного дела не придается особого значения, точнее, такой стадии вообще не предусматривается. Например, «английским юристам, участвующим в производстве по уголовным делам, неведомы такие специально обособленные и имеющие свои специфические задачи стадии, как стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования» [1, С. 45].

Во Франции согласно статье 15 УПК 1958 года расследование преступлений возложено на судебную полицию, которая осуществляет дознание. По уголовно-процессуальному кодексу Франции, обязанность по установлению обстоятельств совершенного преступления возложена на суд, прокуратуру, судебную полицию [4, С. 13]. Также компетенция полиции определена Законом Франции №81-82 от 2 февраля 1981 года «Об усилении безопасности и защиты свободы личности». Предварительное следствие, обычно осуществляемое после полицейского дознания, проводится следственным судьей (обязательно по делам о тяжких преступлениях), может быть проведено по делам об уголовных деликтах и лишь в исключительных случаях проводится по делам о проступках. В уголовном процессе Франции следственный судья является единственным следственным органом первой инстанции. Независимое процессуальное положение позволяет следственному судье контролировать деятельность органов дознания по соблюдению законности и обоснованности принимаемых решений по любым уголовным делам. Защиту полицейских при осуществлении ими своих профессиональных обязанностей осуществляет Служба защиты высокопоставленных лиц главного управления национальной полиции МВД Франции. Служба включает направление лиц, находящихся под угрозой.

В отличие от Российской Федерации в США, в Германии отсутствует формальное возбуждение уголовного дела, и полицейские наделены правом производства следственных действий [2]. Поэтому на законодательном уровне существуют нормы защиты и безопасности прежде всего лиц, осуществляющих правосудие, а не предварительное следствие.

Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1996 г. № 76 «О модельном уголовно-процессуальном кодексе для государств - участников Содружества Независимых Государств» в статье 135 предусматривает, что следователь, дознаватель находятся под защитой государства и имеют право на принятие мер их защиты от действительной или предполагаемой угрозы совершения в отношении них запрещенного уголовным законом деяния.

Проблемы безопасности лиц, осуществляющих предварительное расследование, существуют не только в России. Даже несмотря на то, что на финансирование защиты и безопасности за границей тратятся суммы в разы выше, и программы защиты появились намного раньше. 12 октября 2010 года Национальное собрание Франции приняло законопроект, который предполагает лишать французского гражданства иммигрантов за убийство представителей властей. Согласно законопроекту, французского гражданства будут лишать за убийство или покушение на полицейских, жандармов, пожарных и прокуроров тех иммигрантов, которые получили его не более 10 лет назад и располагают также гражданством другой страны. Мы считаем данный законопроект неприменимым к Российской Федерации, так как соглашения о двойном гражданстве действуют только с двумя государствами - Туркменистаном и Таджикистаном. Анализ зарубежного законодательства показал, что за преступления против правосудия или против предварительного расследования в большинстве стран наказание в виде пожизненного лишения свободы.

Таким образом, учитывая положительный зарубежный опыт, а также выводы, изложенные в предыдущем параграфе, с чем мы согласны, приходим к предложению, что органы обеспечения безопасности участников уголовного процесса имеют свои специфические особенности организации построения, и их система особенна и индивидуальна. Кроме того, как показывает зарубежный опыт, а также результаты проведённого исследования, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования в этой части отечественного законодательства. А именно, где за посягательство на жизнь судьи или лица, осуществляющего расследование уголовного дела предусмотрено пожизненное лишение свободы считаем необходимым внести изменения в статью 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации, в частности исключить слова «лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет» оставив «наказывается пожизненным лишением свободы или смертной казнью».

Литература:

1. Гуценко К.Ф. и др. Уголовный процесс западных государств. - М.,2001.

2. Ларичев В.В. Предварительное расследование преступлений в США и Германии: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.09: Москва, 2004. - 189 а

3. Ромодановский К.О. Сравнительный анализ законодательств различных стран в области государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // Российский следователь. - 2005. - № 10. - С. 44-46.

4. Сергеев А.Б. Предварительное расследование в европейских странах и США. - Челябинск, 1998.

5. Служба маршалов США: организация, функции, деятельность. - Москва, 1998.

References:

1. Gucenko K.F. i dr. Ugolovnyj process zapadnyh gosudarstv. - M.,2001.

2. Larichev V.V. Predvaritel'noe rassledovanie prestuplenij v SShA i Germanii: Dis. ... kand. jurid. nauk: 12.00.09: Moskva, 2004. - 189 c.

3. Romodanovskij K.O. Sravnitel'nyj analiz zakonodatel'stv razlichnyh stran v oblasti gosudarstvennoj zashhity poterpevshih, svidetelej i inyh uchastnikov ugo-lovnogo sudoproizvodstva // Rossijskij sledovatel'. - 2005. - № 10. - S. 44-46.

4. Sergeev A.B. Predvaritel'noe rassledovanie v evropejskih stranah i SShA. - Cheljabinsk,

1998.

5. Sluzhba marshalov SShA: organizacija, funkcii, dejatel'nost'. - Moskva, 1998.

— • —

Сведения об авторе

Алексей Юрьевич Афанасьев, адъюнкт адъюнктуры, Нижегородская академия МВД России (Нижний Новгород, Россия).

— • —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.