Научная статья на тему '1. 15. Права человека в традиционном обществе Вьетнама'

1. 15. Права человека в традиционном обществе Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1280
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / УСТОЙЧИВОСТЬ ОБЫЧАЕВ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА / SUSTAINABILITY PRACTICES / REQUIREMENTS FOR HUMAN RIGHTS / HUMAN RIGHTS / TRADITIONAL VALUES / CONTINUITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хунг Дао Мань

В статье отмечается, что во Вьетнаме права человека установились и существуют в тесной связи с ценностями традиционного общества, осознанием и выполнением норм общечеловеческой морали и обычаев. Они являются прогрессивными, так как формируются под влиянием традиционных факторов вьетнамского общества, поэтому отдельные пережитки нелегко устранить или изменить. Это требует от политических лидеров осознание необходимости преемственности и пропаганды традиционных ценностей, что способствует обеспечению эффективной реализации прав человека во Вьетнаме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The human rights in traditional Vietnamese society

The article stresses that human rights in Vietnam have been established and are in close connection with the values of traditional society, the realization and implementation of norms of universal morality and customs. These features are progressive because they came from the traditional factors of Vietnamese society, which is why they are difficult to change. Political leaders are required to recognize the need for continuity and promote the values of traditional values and customs in order to promote the realization of human rights in Vietnam.

Текст научной работы на тему «1. 15. Права человека в традиционном обществе Вьетнама»

1.15. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ТРАДИЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ ВЬЕТНАМА

Дао Мань Хунг, аспирант. Место учебы: кафедра Теории и истории государства и права, Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина.

Аннотация: В статье отмечается, что во Вьетнаме права человека установились и существуют в тесной связи с ценностями традиционного общества, осознанием и выполнением норм общечеловеческой морали и обычаев. Они являются прогрессивными, так как формируются под влиянием традиционных факторов вьетнамского общества, поэтому отдельные пережитки нелегко устранить или изменить. Это требует от политических лидеров осознание необходимости преемственности и пропаганды традиционных ценностей, что способствует обеспечению эффективной реализации прав человека во Вьетнаме.

Ключевые слова: права человека, традиционные ценности, преемственность, устойчивость обычаев; обеспечение прав человека.

THE HUMAN RIGHTS IN TRADITIONAL VIETNAMESE SOCIETY

Dao Man Hung, postgraduate student. Place of study: Kazan state university named after V.I.Ulyanov-Lenin, Theory and history of state and law chair.

The article stresses that human rights in Vietnam have been established and are in close connection with the values of traditional society, the realization and implementation of norms of universal morality and customs. These features are progressive because they came from the traditional factors of Vietnamese society, which is why they are difficult to change. Political leaders are required to recognize the need for continuity and promote the values of traditional values and customs in order to promote the realization of human rights in Vietnam.

Keywords: human rights, traditional values, continuity, sustainability practices; requirements for human rights.

Формирование социально-культурной модели традиционного вьетнамского общества происходило под влиянием объективных факторов истории Вьетнама, которые проявляются в следующем:

1. Вьетнам расположен в тропической, муссонной зоне, богат горами, рисовыми полями, морем и животным миром. Природные условия являются благоприятными для развития сельского хозяйства; однако Вьетнам регулярно подвергается воздействию разрушительных стихийных сил (особенно наводнений, засухи и тайфунов). География Вьетнама очень важна, особенно в Юго-Восточной Азии. Моря, прилегающие к Тихому океану длинной береговой линией, имеют удобные порты на их берегах, где много полезных ископаемых. Поэтому иностранные войска часто вторгаются на территорию Вьетнама.

2. Традиционный способ владения общественной землей предполагает, что в ланге (деревне) владельцем земли являются крестьяне, которые управляют производством и распределением продукции между членами сельских общин (фермеров), и каждый из них имеет право на получение экономической выгоды по затраченному труду.

3. Чтобы преодолеть последствия природных катастроф, сохранить богатства каждой области, обеспечивать жизнь себе и семье, способствовать укреплению и защите страны, сохраняя культуру этнических групп, каждая работа должна соответствовать общинной задаче, а общины должны также объединять членов на основе прав и обязательств перед обществом. Если каждый будет думать только о правах и не думать об обязанностях, то в конечном итоге результат будет нулевым.

4. Личность тесно связана с общиной. В повседневном быту вьетнамцы редко едят из отдельных тарелок, зачастую беря еду с общего блюда, что символизирует единение, общность характера. Во Вьетнаме брак является не только делом супружеской пары, но и всей семьи, всех родственников. Свадебные и траурные обряды часто привлекают участие в них всего рода. Честь, бесчестье каждого человека влияют на других членов рода (ланга). Если в поселке есть несколько человек, успешно выдержавших экзамен, то радость испытывают все; наоборот, если есть хотя бы один преступник, то все испытывают чувство стыда.

5. Вьетнамцы альтруистичны и преисполнены человеколюбия, поэтому всегда презирают и критикуют тех, кто думает только о себе. Однако социальные группы в некоторых случаях устанавливают ряд ограничений, например, если личность не соблюдает моральные нормы, то ему могут объявить негласный бойкот.

Во Вьетнаме права человека устанавливаются и существуют на протяжении всей тысячелетней истории страны. В процессе борьбы против захватчиков и защиты страны от природных и социальных катаклизмов, права человека находили отражение в пословицах, поговорках, песнях и сказках.

Во-первых, в народном творчестве показана значимость человеческого достоинства, что подтверждает существование человека и дает оценку самому человеку, а в правовой сфере рассматривается как одно из естественных прав человека.

Вьетнамский народ имеет глубокие традиции уважения достоинства человека, рассматривая самого человека в качестве высшей ценности, потому что человек есть квинтэссенция мира, как во вьетнамской поговорке: «люди являются цветами земли». Вьетнамский народ по легенде возник как очень нежный «сын дракона, племянник отшельника», и хотя имущество, деньги для вьетнамцев представляют ценность, но все это не может сравниться с человеком. Вьетнамский народ всегда считал человеческую жизнь выше имущества: «человеческая жизнь дороже кучи золота», «один человек имеет цену более, чем десять очень дорогих вещей»... Поэтому в случае, когда необходимо жертвовать имуществом, чтобы сохранить людей, или когда нужно выбирать между человеком и имуществом, люди обязаны «жертвовать имуществом во имя народа». Когда происходят несчастные случаи (например, пожар, ограбление, кораблекрушение и т.п.), а люди теряют деньги, богатство, но никто не умирает, то все успокаивают себя, что «имущество ушло во имя спасения человека».

Вьетнамский народ придает большое значение достоинству человека, поэтому не только заинтересован в соответствующем отношении к живым, но и не менее важным является уважительное отношение к смерти: «Лучше умереть славной смертью в борьбе, чем влачить позорное существование под игом».

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ

Дао Мань Хунг

Во-вторых, в традиционном обществе Вьетнама придается большое значение личным выгодам, связанным с обществом, т.е. той пользе в рамках господствующей модели экономических, социальных и культурных отношений Вьетнама, которую извлекает человек из своей общественной деятельности.

Вьетнам является аграрной страной, в которой основу сельского хозяйства составляет возделывание риса. Жители страны - это, главным образом, крестьяне (фермеры, мелкие производители), число которых раньше достигало 90% от общего числа населения. В настоящее время насчитывается 70% населения, занятого в этой сфере. Крестьянин живет в ланге, который состоит из небольшого числа родов; каждый род имеет несколько семей; семья, как правило, состоит из трех поколений: семейной пары, их родителей и детей. Профессор Чан Куок Выонг так определил ценности традиционного общества: «Крестьянин (мелкое сельское хозяйство) - рис - ланг - традиции, нравы являются четырьмя структурными элементами цивилизации во Вьетнаме, социально-экономической и культурной моделью традиционного Вьетнама»1.

В-третьих, права человека связаны с осознанием и выполнением норм общечеловеческой морали. Эти ценности морали, этические нормы и принципы поведения должны соблюдаться как догма и выполняться в соответствии с обязательствами каждой личности перед членами семьи и обществом. Для вьетнамцев это проявляется на различных уровнях: это касается семьи, родственников и Родины.

В рамках данной статьи рассмотрим традиционный подход к пониманию прав человека в семейных отношений.

Главными членами семьи в родовых отношениях являются родители и дети, родные братья и сестры, муж и жена. Каждый из них находится в определенных отношениях родства и все они связаны вместе. Независимо от индивидуальных отношений, взаимоотношения между членами одной семьи строятся с учетом социального статуса, прав и обязанностей. Отношения между родителями и детьми являются одним из видов таких отношений. Родители для своих детей выступают в роли, ответственного лица, но у матери и отца роли различны: «Отца долг большой, как гора, а добродушная мать как поток воды из источника». Отец является столпом семьи: «В сиротстве жить - только слезы лить». Если отец совершил неблаговидный поступок, говорят: «Рыба гниёт с головы» или «Отец ел солёное, а сына жажда мучит». Но на детей большое влияние оказывает и мать: «Родной отец не дороже, чем кормящая мать». Родители несут ответственность за своих детей и всегда ждут от них добра: «Если сын умнее отца, то в семье радость». В свою очередь дети должны также нести ответственность за родителей. Об их отношениях с родителями в народе говорится так: «Старый бамбук дает молодые побеги», «Малому опора - отец, старому - сын».

Традиционная система взаимоотношений мужчины и женщины во Вьетнаме очень сложная. Несмотря на то, что дискриминация женщин и различия в их социальном статусе с мужчинами существуют с древности и в настоящее время изживаются, но даже сегодня наблюдаются отдельные негативные факты. В браке женщины не имеют права на свободный выбор жени-

1 Чан Куок Выонг. Изучение и размышление о культуре Вьетнама. - Ханой: Издательство «Этническая культура», 2000 г. - С. 135.

ха, потому что брак - это решение родителей и следование традиционному правилу, что «лодка послушна рулевому, а женщина - мужу». В результате чего существует много проблем в браке, например, ранний брак, многоженство. Кроме того, каждая семья хочет иметь сыновей, если родятся только дочери, считается, что семья несчастливая.

В семье кроме кровных родных детей могут быть и другие члены - невестка и зять. Вьетнамцы считают, что «невестка как родная, а зять как гость», потому, что после свадьбы мужчина уводит жену в свой дом. Он не общается с родителями жены как с родными родителям, а приходит к родителям жены во время праздников («гость» - значит не имеет права решать проблемы в семье жены). Наоборот, невестка должна нести ответственность за все работы в доме мужа, окружать заботой родителей мужа и рожать детей, чтобы продолжать род мужа. Хотя невестка играет важную роль в семье мужа, но она обычно редко бывает в хороших отношениях с матерью и сестрой мужа. Говорить об отношении между свекровью и невесткой, значит говорить о конфликте, заслуживающем порицания в традиционных взаимоотношениях Вьетнама: «Свекровь - хозяйка, невестка - слуга, они никогда не любят друг друга». С сестрой мужа отношения не лучше: «Враг в стране Нго не страшнее, чем сестра мужа».

В-четвертых, права человека регулируются обычаями и традициями, которые, в свою очередь претерпели сильное влияние Конфуцианства.

Права человека являются ответом на потребности, интересы, возможности личности. Но во Вьетнаме обычаи доминируют в области прав человека, поскольку даже закон признает, что обычай является одним из важных источников права. Во Вьетнаме есть поговорка: «Во всяком подворье - свое поверье», что означает наличие обычаев в каждой деревне, каждом районе и домене. Законы Вьетнама с древнейших времен по настоящее время признают существование и влияние обычаев и традиций на все стороны жизни людей. Гонг Дык Кодекс времен династии Ле (XV век) -

2

первый письменный кодекс Вьетнама , Закон времен

3

династии Нгуен (XIX век) устанавливают строгие правила, согласно которым «никто после смерти своего старшего брата не должен жениться на жене старшего брата, но после смерти своего младшего брата должен жениться на жене младшего брата. В случае отказа его ждет смертная казнь»; «если жена или муж умирает, то вдовец может жениться на младшей сестре жены, а вдова может выходить замуж за младшего брата бывшего мужа с обоюдного согласия»4.

В Конституции Вьетнама 1992 года (статья 5), Гражданском кодексе 2005 года (статья 4), Законе о браке и семье 2000 года (статья 3) закрепляются нормы, поощряющие уважение обычаев и нравов народа (особенно это важно в деревнях, где люди живут вместе и хорошо знают друг друга). Народ может не знать закон (императорский указ), но должен знать и следовать деревенскому обычаю. Влияние обычая сильно настолько, что «императорский указ отступает перед деревенскими обычаями». Деревенский обычай является результатом деревенского соглашения, существующе-

2 Куок Чиеу Хинь Луат. Уголовный закон династии Ле. - Ханой: Издательство «Национальная политика», 1995 г. - С. 47.

3 Академия социальной науки Вьетнама. Академия истории. -Ханой: Издательство Хие. 1993 г. - С. 308-309.

4 Энциклопедия вьетнамских обычаев. - Ханой: Издательство «Культура и информация», 1996 г. - С. 242.

го или в письменных документах (так называемые «Хуонг Иок» и «Хоан Иок»), или только в устных преданиях. В деревенском обычае ясно записаны права и обязанности каждого человека в деревне, чему люди должны следовать. Деревенский обычай выражает «демократию деревни», уважение прав человека, как члена общины и деревни, и показывает необходимость оказания помощи в практических делах пожилым людям, инвалидам, больным, нищим. Но деревенский обычай тесно связывает личность с общественными ценностями, нормами, включает ее в закрытое, обособленное общество. Поэтому права человека в общине, деревне, сообществе не могут выходить за рамки этой социальной группы. Например, деревенский обычай в вопросе защиты прав человека, а именно - в обеспечении прав женщин - устанавливает неравенство по сравнению с правами мужчин во всех сферах общественной жизни: в политических правах, экономических выгодах, социальной деятельности, в браке и семье.

Сказанное выше о правах человека в традиционном обществе имеет прямое отношение к пониманию прав человека в современном Вьетнаме. Эти ценности сформировались из традиционных устоев вьетнамского общества и глубоко проникли в сознание каждого человека, поэтому их нелегко изменить, тем более искоренить. Эти особенности требуют от политических лидеров ясно осознавать необходимость преемственности и пропаганды традиционных ценностей устоев, обычаев с тем, чтобы способствовать обеспечению реализации прав человека во Вьетнаме.

Как показывает анализ, традиции и обычаи вьетнамского общества, основанные на конфуцианстве, оказали сильнейшее влияние на формирование правовой культуры и правового сознания вьетнамцев в вопросе понимания ценности прав и свобод человека. Это привело к формированию традиционного типа понимания прав человека, для которого характерно: во-первых, единство между правами, выгодами каждого человека (простой человек, король, чиновник) и ответственностью, обязанностью перед обществом и благом нации, государства (при этом приоритетное место занимает благо государства, но и частные выгоды должны быть им защищены); во-вторых, это защита прав на землю, имущество и другие выгоды трудящихся; в-третьих, это расширение сферы влияния этических норм (уважение человеческого достоинства, критика неправильного поведения чиновников, мужчин в отношении женщин и т.п.); в-четвертых, это гуманное отношение к правонарушителям (особенно к женщинам, детям, пожилым людям, этническим меньшинствам, к малоимущим и одиноким людям).

Рецензия

на статью аспиранта кафедры теории и истории государства и права КГУ Дао Мань Хунга на тему «Права человека в традиционном обществе Вьетнама»

В статье аспиранта кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Казанского государственного университета Дао Мань Хунга проводится анализ некоторых традиций и обычаев, складывающихся на протяжении веков во вьетнамском обществе и до сих пор оказывающих сильнейшее влияние на формирование правового сознания и правовой культуры современных вьетнамцев, в частности на их понимание прав и свобод человека.

Дао Мань Хунг указывает на то, что формирование социально-культурной модели традиционного вьет-

намского общества происходило под влиянием различных объективных и субъективных факторов в истории Вьетнама, среди которых выделяются географическое положение Вьетнама, общинное землевладение, совместное ведение хозяйства, коллективная ответственность, распространение конфуцианства и др.

Несомненный интерес представляют примеры отражения традиционного понимания прав человека в народном творчестве (пословицах, поговорках, легендах и т. п.).

Сравнительно-правовой анализ позволил аспиранту сформулировать выводы о том, что влияние традиций и обычаев вьетнамского общества, основанных на конфуцианстве, привело к формированию традиционного типа понимания прав человека, для которого характерно: во-первых, единство прав и обязанностей, при доминирующем значении последних, что выражается в ответственности перед обществом и государством; во-вторых, защита прав на землю и иное имущество трудящихся; в-третьих, расширение сферы влияния этических норм во всех сферах общественной жизни; в-четвертых, гуманное отношение к правонарушителям (особенно к женщинам, детям, пожилым людям, этническим меньшинствам, к малоимущим и одиноким людям).

В целом представленная Дао Мань Хунгом статья отвечает предъявляемым требованиям, носит самостоятельный характер, выводы автора аргументированы и обоснованно изложены, поэтому статья может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель:

доцент кафедры теории и истории государства и права КГУ, к.ю.н. Бакулина Л.Т.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.