Искусствоведение список научных статей
-
«Галина Борисовна кому попало не снится»
Рецензия на спектакль «Тарас Бульба» екатеринбургского Коляда-Театра. Автор статьи считает эту интерпретацию новаторской, поскольку в спектакле Николая Коляды трагически сталкиваются обреченные на непонимание мужской и женский миры. В Екатеринбурге весной 2022 г. появился спектакль, в котором...
2023 / Евгения КузнецоваВАК -
Гайст-тема как значимое отсутствие музыки фильма
Статья посвящена рассмотрению специфики фильмов, в которых музыка может не составлять существенную часть саундтрека, являясь иногда лишь в нескольких секундах звучания, или вообще отсутствовать в фонограмме, однако при этом оказывать сильное влияние на создание кинообраза. Речь идет о музыкальном...
2023 / Михеева Юлия ВсеволодовнаВАК -
«Обыкновенная история» в театре «Сфера» – русский роман об «успехе»
Премьера спектакля по роману И.А. Гончарова «Обыкновенная история» в Московском драматическом театре «Сфера» состоялась в 2014 г. За время своего существования на сцене театра спектакль получил признание со стороны художественных критиков (одна из рецензий была написана Львом Анненским) и...
2023 / Елена ЯнушевскаяВАК -
Трагическая клоунесса
Прошлый театральный сезон принес Олесе Железняк три крупные роли, в которых она проявила себя как блистательная драматическая актриса. Выход за рамки привычного амплуа удается далеко не всем. О том, как комическое соседствует с трагическим, рассуждаем на примере трех недавних работ артистки.
2023 / Валерия ГуменюкВАК -
Концерт в голливудских короткометражных мультфильмах «золотой эры»
Статья посвящена феномену концерта в голливудской анимации 1930–1950-х годов. Концерт как символ академической музыкальной культуры был хорошо знаком американской киноаудитории. В статье прослеживается, как создатели мультфильмов переосмысляют основные элементы концертного ритуала, опираясь, с...
2023 / Сапегина Татьяна АнатольевнаВАК -
Сладкоголосая птица театра «Суббота». Творческий портрет петербургской актрисыСофьи Андреевой
Почти десять лет служит в петербургском театре «Суббота» актриса Софья Андреева. Сочетание ее актерской природы с вокальной одаренностью способствовали рождению на свет ряда заметных ролей в произведениях Гельмана, Гоголя, Островского, Шекспира, Сэлинджера, Уайлдера и других авторов, чьи...
2023 / Екатерина ОмецинскаяВАК -
Идея «творящей формы» в эстетике русского авангарда 1920-х годов
1920-е годы в России — время кризиса утопического мышления в теоретической эстетике и в искусстве. Утопизм авангардного проекта состоял в неосуществимости возложенной на искусство миссии тотального преобразования реальности и человека эстетическими средствами воздействия. Ключевой идеей...
2024 / Устюгова Елена НиколаевнаВАК -
«Старые кони» борозды не портят
Статья-обзор посвящена прошедшему 247-му сезону Большого театра России (2022/23) и ставит вопрос о том, как и почему главными событиями сезона театра стали спектакли текущего репертуара.
2023 / Константин ЧеркасовВАК -
Самоопределение «без маски» в исполнительстве и его восприятии в 1960–1980-е
Данная работа содержит попытку осмысления источников, эволюции и итогов феномена личностной искренности в советском исполнительском искусстве 1960-1980-х. Речь идет о трех взаимодополняющих треках (стиль, вид и способ восприятия) развития советской художественной культуры, которые определяли выход...
2024 / Тульчинский Григорий ЛьвовичВАК -
Смеховое начало и комизм в советской кинокомедии 1960–1970-х
Автор статьи отмечает влияние изысканий отечественных фольклористов и историков культуры на интерпретацию искусства XX века. Фиксирует научную тенденцию поиска в современном искусстве, в том числе советской кинокомедии, прежде всего архетипических ситуаций и образов. Отмечает значимость концепций...
2024 / Сальникова Екатерина ВикторовнаВАК -
Прах коммуникации
Статья об итальянском режиссере Ромео Кастеллуччи, работающем на стыке театра и современного искусства, радикальном экспериментаторе, исследователе темных сторон бытия и возможностей коммуникации в театре. Анализ постановок Ромео Кастеллуччи в Европе и России, в том числе в музыкальном театре.
2023 / Мария ХализеваВАК -
Василий Гущинский — последний «босяк» на эстраде
Статья посвящена утверждению и развитию эстрадного фельетона в 1920-1930-х годах на примере творчества В.В. Гущинского. На дореволюционной эстраде большой популярностью пользовались куплетисты, выступающие в образах «босяков». После революции Василий Васильевич Гущинский (1893-1940) продолжает...
2024 / Сариева Елена АнатольевнаВАК -
Обыкновенное чудо Алексея Франдетти
Портрет одного из самых именитых молодых режиссеров России – Алексея Франдетти, автора пятидесяти музыкальных спектаклей и шоу, работающего в разных городах и театрах, недавно возглавившего «Ленком Марка Захарова». Анализируя постановки Франдетти, автор статьи приходит к выводу: режиссер мастерски...
2023 / Екатерина КретоваВАК -
О живописных претекстах у Тарковского
В обширной теме «Тарковский и живопись» есть общие места, такие как цитирование режиссером картин П. Брейгеля или Леонардо да Винчи, но есть и менее изученные аспекты. К последним относится метод работы А. Тарковского с изображением, базирующийся на принципах живописи старых мастеров; неявные...
2024 / Двинятина Жамила РузмаматовнаВАК -
Метаморфозы жанра: от инсценировки к адаптации. Опыт британской сцены
Современные тексты часто создаются на основе известных пьес и прозы. Традиция профессионального переноса прозы восходит к Э. Золя. Достоевский отмечал неизбежные потери переноса прозы на сцену. Однако инсценировки долгое время были популярны. Постдраматический театр внес коррективы, дав свободу...
2023 / Галина КоваленкоВАК -
Рыцарь печального образа. Пьеса М.А. Булгакова «Дон Кихот». Персонажи, актеры, современники о спектаклях
Пьеса М. А. Булгакова «Дон Кихот» по роману М. де Сервантеса, написанная по заказу театра им. Евг. Вахтангова, создавалась в недолгом промежутке между окончанием романа «Мастер и Маргарита» и началом работы над пьесой об И.В. Сталине («Батум»). Статья посвящена двум спектаклям по пьесе М.А....
2024 / Гудкова Виолетта ВладимировнаВАК -
А.В. Луначарский и Е.К. Малиновская: к истории взаимоотношений руководителей советского искусства
В статье рассматриваются взаимоотношения двух видных руководителей советского искусства — народного комиссара просвещения РСФСР А.В. Луначарского и Е.К. Малиновской, управлявшей в 1919-1924 годах московскими академическими театрами. На материале фондов из шести архивов показана сложная динамика...
2024 / Гордеев Пётр НиколаевичВАК -
Ловушки для «Парсифаля»: опыты сценического прочтения мистерии Вагнера в XXI в. Херхайм – Лауфенберг – Шайб – Черняков – Серебренников
Христианское мировоззрение Рихарда Вагнера всегда было объектом идеологических манипуляций, намеренных фальсификаций, невежественной критики и скрытой цензуры с позиции политкорректности. В статье рассматривается, как идеи Вагнера, заложенные им в христианскую мистерию «Парсифаль», и ее базовая...
2023 / Михаил ПащенкоВАК -
Зритель спектакля «Город на заре»
Феномен Государственной московской театральной студии под руководством Алексея Арбузова и Валентина Плучека, в феврале 1941 года выпустившей спектакль «Город на заре» о строительстве Комсомольска-на-Амуре, можно рассматривать с разных сторон. Один из самых существенных ракурсов — тема отношений...
2024 / Машукова Александра ВладимировнаВАК -
Доосмысляя. (Московский Камерный театр в осмыслении русского зарубежья. 1922– 1936. Том 1: 1922–1929 / сост. С. Сбоева. – М.: АРТ, 2023. – 624 с., ил.
Рецензия на двухтомник «Московский Камерный театр в осмыслении русского зарубежья, 1922–1936», который представляет собой собрание материалов, существенно расширяющих представления не только об истории Камерного театра (1914– 1949), но и об истории советского театра в целом и об истории страны. Под ...
2023 / Александра ФилипповаВАК