Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ'

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
экономика / миграция / мигранты / рабочая сила / эмигранты / работа / economy / migration / migrants / labor / immigrants / work

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаренко Д.В., Картамышева К.В., Есипова О.В.

В данной работе рассмотрены основные понятия трудовой миграции, проведен анализ текущего состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LABOR MIGRATION IN RUSSIA

In this paper, the basic concepts of labour migration, the analysis of the current state.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ»

Список литературы

1. Иринина Ю.С., Есипова О.В. ВВП стран мира. Анализ страны и ее соседних государств // Сборник статей Международной научно-практической конференции Наука XXI века: теория, практика, перспективы. — 2014. — С. 65-68.

2. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика: учебное пособие / Т.Б.Кузнецов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 458 с.

3. Народное хозяйство Казахстана: статистический сборник. - Алма-Ата: Казахстан, 1980.

4. Народное хозяйство РСФСР: статистический ежегодник. - М.: Государственное статистическое издательство, 1991.

5. Официальный сайт Министерства Национальной Экономики Республики Казахстан [Электронный ресурс]. URL: http://stat.gov.kz/ (дата обращения: 2.05.2016).

6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL:

http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения: 2.05.2016).

7. Смирнов С.В. Динамика промышленного производства в СССР и России: Часть I. Опыт реконструкции, 1861-2012 // Вопросы экономики. -2013. - №7. - С. 138-153.

8. Шумпетер Й. Теория экономического развития. [Текст]/Й. Шумпетер. - М.: Прогресс, 1982.

Гончаренко Д.В.

магистрант; Картамышева К.В. магистрант; Есипова О.В.

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики, Институт экономики и управления Самарский национальный исследовательский университет им.

академика С. П. Королева, г. Самара

АНАЛИЗ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ

ANALYSIS OF LABOR MIGRATION IN RUSSIA

Goncharenko D. V.,

undergraduate; Kartamysheva K. V., undergraduate;

Esipova O. V.,

Ph.D of Economic, associate Professor, Department of Economics, Institute of Economics and management, Samara national research University named after academician S. P. Korolev, Samara

АННОТАЦИЯ

В данной работе рассмотрены основные понятия трудовой миграции, проведен анализ текущего состояния.

ABSTRACT

In this paper, the basic concepts of labour migration, the analysis of the current state. Ключевые слова: экономика, миграция, мигранты, рабочая сила, эмигранты, работа. Keywords: economy, migration, migrants, labor, immigrants, work.

Сегодня отличительной особенностью мировой экономики является тесное международное сотрудничество и как следствие разрушение национальных границ и глобализация экономической системы. В качестве одной из форм подобного типа сотрудничества выступает трудовая миграция. Под данным определением понимается совокупность территориальных перемещений людей из одной страны в другую, связанных с занятостью и поисками работы. На сегодняшний день, по оценкам Международной организации по миграции (МОМ) около 35 миллионов человек работают в стране, отличной от страны их рождения, что составляет около 1,5% всей рабочей силы в мире. Большая часть из них принадлежит рабочим специальностям, служащих и управленцев меньшинство. [1]

Таким образом, в трудовой миграции можно выделить два типа мигрантов: высококвалифицированные специалисты и неквалифицированная рабочая сила с низкой заработной платой (в том числе нелегальные или вынужденные переселенцы). Высококвалифицированная трудовая миграция представляет собой лишь небольшой процент из числа мигрантов. Этот вид рабочих наиболее востребован среди принимающих стран, которые в свою очередь разрабатывают специальные виды стимулирования для привлечения специалистов, часто в конкретных категориях, например, таких как врачи или программисты. Однако значительное переселение профессионалов за границу может принести экономические издержки для родной страны эмигрантов. Одним из факторов является то, что государство теряет специалистов, на обучение которых были потрачены бюджетные средства. Так же прибавляется

потеря налоговых поступлений от тех, кто хочет жить и работать за рубежом и значительная потеря квалифицированных рабочих (многие из которых могут быть моложе и, следовательно, более географически мобильны), которая приводит к нехватке рабочей силы в стране отправителя, оказывая восходящее давление на уровень заработной платы.

Мобильность рабочей силы стала одной из ключевых особенностей мировой экономики и глобализации. Отмечают множество факторов, оказывающих влияние на распространение трудовой миграции, среди которых можно выделить следующие:

1. Различия между заработной платой для эквивалентных рабочих мест;

2. Получение доступа к системе льгот принимающих стран, а именно государственное образование, жилье и здравоохранение;

3. Различия в предложениях на рынке труда, особенно среди молодого населения;

4. Возможность путешествовать, изучать новый язык, совершенствовать свои навыки и квалификацию;

5. Желание избежать репрессий и коррупции в стране происхождения;

6. Нежелание людей в рамках отечественной экономики принять определенные низкооплачиваемые рабочие места;

7. Войны и международные конфликты

Согласно исследованиям, из всех факторов

главной причиной миграции трудящихся является экономический кризис. Невозможность достойного заработка внутри своей страны заставляет людей искать более выгодные условия. Данный фактор так же признается решающим в принятии решения переехать за рубеж среди жителей России, число которых на протяжении последних лет увеличивается.

Так, по данным Росстата и ГУ МВД России по миграции ежегодно выезжает на работу за границей около 60 тысяч россиян, большую часть из которых составляют мужчины в возрасте от 30-50 лет. В 2014-2015 году число российских трудовых мигрантов немного сократилось во многом из-за более высокой стоимости билетов - всего за 2015 год в трудовых целях за рубеж уехало 57 тысяч россиян. [3] Страны - реципиенты трудовых мигрантов из России в 2015 году можно увидеть на рисунке 1.

28%

1%

1% 2% 2%

13%

11%

| Китай Германия Грузия США | Израиль | Эстония | Латвия | Финляндия Литва Канада |Греция | Др. страны

Рисунок 1- Страны-реципиенты трудовых мигрантов из России в 2015 году.

Проведя анализ полученной диаграммы можно заметить, что среди основных стран для работы мигранты из РФ отдают предпочтение странам Европы - на них приходится свыше 30%. Особой популярностью пользуется Китай-28%, Германия-13%, Грузия-11% и США-4%. Вместе с тем подавляющее большинство трудовых мигрантов составляют моряки, выезжающие для работы на судах под иностранными флагами. По данным ведомства, чаще всего они устраиваются на работу в страны-офшоры - Кипр, Багамы, Антигуа и Барбуда, Либерию, Мальту, Маршалловы острова. Востребованы за рубежом представители различных профессий: помимо представителей морских профессий, пользуются спросом услуги инженеров, технологов, представителей рабочих специальностей, повара и пекари, а также различные руководители, директора и менеджеры.

Кроме того, в последнее время наметился тренд на переселение многих наших соотечественников за рубеж на постоянное место жительства. По данным Министерства иностранных дел РФ, в середине 2015 года сегодня за рубежом проживает свыше 2 млн. русских эмигрантов. Ежегодно страну покидает ещё около 50 тысяч человек. В свою очередь, по данным ООН число выходцев из России, проживающих за границей составляет гораздо больше - свыше 10,6 млн. человек.

В свою очередь Россия является перспективным рынком труда для мигрантов из стран СНГ, Китая, Грузии и ряда других государств. Несмотря на то, что девальвация рубля и падение реальных заработных плат в 2014 г. привели к заметному сокращению желающих продолжать работу в России, поток прибывающих граждан в РФ к концу 2015 года вновь возобновился. При низких заработных платах и колоссальной безработице в странах Цен-

тральной Азии Россия по-прежнему остается единственным шансом для заработка, так как альтернативного рынка труда для мигрантов Центральной Азии, так и не появилось, а страны Ближнего востока, куда многие также уезжали работать, сегодня стали опасны. Поэтому, даже несмотря на кризис по данным главного управления по вопросам миграции МВД России на ноябрь 2016 года, на территории страны отмечено 9,87 млн иностранных граждан и лиц без гражданства. Подавляющая часть из них трудовые мигранты из стран ближнего зарубежья, а также украинские беженцы, которые продолжают прибывать, хотя и меньшими темпами

1% 1% 2%

5%

по сравнению с прошлым годом - в 2015 году в территориальных органах ФМС России получили временное убежище 149,6 тысяч человек (в 2014 году более 250 тысяч человек). [2]

Всего по данным Росстата за 2015 год в страну прибыло 598,8 тысяч человек, при этом их численность увеличилась на 13,5% по сравнению с 2014 годом. Если проанализировать данную статистику более подробно, то можно заметить, что основными донорами рабочей силы для России являются следующие страны: Украина (35%), Узбекистан (13,0 %), Казахстан (12 %), Таджикистан (8,0 %) и Армения (8 %) (рис. 2).

| Украина | Узбекитан | Казахстан | Таджикистан | Армения

| Республика молдова | Киргизия | Азербайджан | Беларусь Китай Туркмения

| Грузия | Др.страны

Рисунок 2 - Наиболее крупные экспортеры рабочей силы в Россию в 2015 году

Следует отметить, что поток трудовых мигрантов в Россию создает целый ряд социально-экономических последствий. С одной стороны, мигранты заполняют не престижные ниши на рынке труда и утраиваются на работы с тяжелыми условиями труда, на которых местные жители часто отказываются работать. Так же, благодаря трудящимся-мигрантам, в принимающих странах растут и развиваются целые сектора экономики. В качестве примера можно привести рост строительной отрасли в крупнейших городах России, в основном за счет использования дешевой рабочей силы из-за рубежа. Кроме того, трудящиеся-мигранты вносят вклад в российскую экономику, тратя часть своих доходов на питание, проживание, а также некоторые услуги. По статистическим данным на труд мигрантов в 2015 году приходилось 7% ВВП г.

С другой стороны, трудовая миграция также имеет ряд негативных последствий для принимающей страны: она стимулирует рост теневой экономики, снижение заработной платы и приводит к формированию замкнутых этнических кланов. Исследования показывают, что почти каждый сектор экономики в России использует труд мигрантов, в том числе и нелегальных. Рабочие-мигранты живут в плохих условиях, получают гораздо более низкую заработную плату, и страдают от эксплуатации ра-

ботодателей, которые нарушают их права человека. Так же работодатели, за редким исключением, не вкладываются в социальные проекты, направленные на интеграцию мигрантов в общество. Более того они не берут на себя ответственность за предоставление медицинской страховки или доступа к социальным услугам для трудящихся-работников. Вместо этого, правительство несет основную нагрузку по уходу за трудящимися мигрантами и членами их семей, в сфере образования, здравоохранения и пенсионного обеспечения. Исследования показывают, что 10-20% мигрантов приезжают в Россию со своими детьми, более 90% из них посещают государственные школы. Такие дети составляют 10% всех студентов в Москве, 12% в Московской области, и 3% в Санкт Петербург. Одной из главных проблем, однако, является отсутствие единой государственной программы, направленной на интеграцию этих студентов в социальном и культурном отношении [4].

Таким образом, при правильном управлении, трудовая миграция имеет далеко идущие возможности для мигрантов, их стран происхождения и назначения, а также для работодателей. В результате, все большее количество стран просматривают международную трудовую миграции в качестве составной части их национальных стратегий в области развития занятости. Поэтому упорядоченная и

хорошо управляемая трудовая миграция может облегчить дефицит рабочей силы и способствовать международной мобильности населения.

Список литературы

1. Международная организация по миграции - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: https://www.iom.int (дата обращения 07.12.2016).

2. Миграционные итоги 2015 года -[Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.провэд.рф (дата обращения 08.12.2016).

3. Федеральная служба государственной ста-тистики-[Электронный ресурс] - Режим доступа. -URL: http://www. http://www. gks.ru (дата обращения 08.12.2016).

4. Чепрова А.О., Есипова О.В., Безработица в России, сравнительный анализ со странами Европы // Актуальные вопросы экономических наук Материалы III Международной научной конференции. 2014. С. 23-26

Каширская Л.В.

Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Национальная безопасность», ФГБОУ

ВО «Астраханский государственный университет», Россия

НАЛОГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА КАК СПОСОБ УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ ПО НАЧИСЛЕНИЮ И УПЛАТЕ НАЛОГОВ

TAX EXAMINATION AS THE WAY OF SETTLEMENT OF DISPUTES ON CHARGE AND

PAYMENT OF TAXES

Kashirskaya L. V.,

Doctor of economics, associate professor, professor of chair «National security», FGBOU VO «The Astrakhan state university», Russia

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы использования в деятельности правоохранительных органов, государственных организаций и коммерческих предприятий налоговой экспертизы. Сделан вывод, что в сложившейся системе налоговой экспертизы четко выделяется ряд направлений, нуждающихся в существенных изменениях. Исследована динамика налоговых платежей, осуществлен анализ показателей налогового контроля крупнейших налогоплательщиков отдельно взятого региона Российской Федерации, приведена методика осуществления налоговой экспертизы, осуществляемой в целях профилактики налоговых правонарушений и решения споров по начислению и уплате налогов между налогоплательщиками и контролирующими органами.

ABSTRACT

In article questions of use in activity of law enforcement agencies, state organizations and commercial enterprises of tax examination are considered. The conclusion is drawn that in the developed system of tax examination a number of the directions needing essential changes accurately is allocated. Dynamics of tax payments is investigated, the analysis of indicators of tax control of the largest taxpayers of separately taken region of the Russian Federation is carried out, the technique of implementation of the tax examination which is carried out for prevention of tax offenses and the solution of disputes on charge and payment of taxes between taxpayers and supervisory authorities is given.

Ключевые слова: налоговая экспертиза, государственный финансовый контроль, налоговые поступления, налоги, налоговый контроль, крупнейшие налогоплательщики, контролирующие органы.

Keywords: tax examination, state financial control, tax revenues, taxes, tax control, the largest taxpayers, supervisory authorities.

Анализ динамики налоговых поступлений и налоговых правонарушений в стране свидетельствует об их серьезных изменениях. Несмотря на то, что результаты анализа показывают снижение уровня налоговых преступлений, не возможно однозначно говорить о том, что их действительно стало меньше, поскольку одни преступления со временем заменяются другими или находятся иные формы и способы сокрытия и неуплаты налогов, что в свою очередь приводит к компенсации роста одних и спадом других. В результате в целом по всем видам нарушений экономической направленности происходит значительный рост, а причиняемый ими ущерб исчисляется миллионами рублей.

Рассмотрим налоговые платежи отдельных крупнейших налогоплательщиков одного из регионов Российской Федерации.

В соответствии с Приказом ФНС России [1], крупнейшими налогоплательщиками, подлежащими администрированию на региональном уровне считаются те из них, чей суммарный объем полученных доходов исчисляется в пределах от 1 до 20 млрд. руб. включительно. При этом должно выполняться одно из следующих условий:

- активы составляют сумму в пределах от 100 млн. до 20 млрд. руб. включительно;

- суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов находится в пределах от 75 млн. до 1 млрд. руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.