Научная статья на тему 'Звездная система – Государственный литературный музей'

Звездная система – Государственный литературный музей Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
253
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Звездная система – Государственный литературный музей»

НАУЧНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ

Е.Д. Михайлова

ЗВЕЗДНАЯ СИСТЕМА -ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ

Михайлова Елена Дмитриевна - заместитель директора Государственного литературного музея по научной работе, заслуженный работник культуры.

Представьте себе, что вы идете по Новому Арбату и вдруг в глубине, за «Домом книги», замечаете маленький особнячок с мансардой, напоминающий о Москве далеких времен. Подойдя, вы увидите титульную доску, гласящую: «Министерство культуры РФ. Государственный Литературный музей. Дом-музей М.Ю. Лермонтова». Зайдя в него, вы узнаете, что здание не просто памятник типовой архитектуры «послепожарной» (1812) Москвы, но здесь, в начале 30-х годов XIX в. жил юный Лермонтов, студент Московского университета. Пройдя по залам, вы окунетесь в атмосферу жизни Лермонтова той поры, в мир его интересов и раннего творчества.

А если, выйдя из музея Лермонтова, вы пойдете направо по улице Молчановка, на которой он стоит, то прямиком выйдете к особняку под № 17 по Трубниковскому переулку. Здесь когда-то жил художник и коллекционер древнерусской живописи И.С. Остроухов, а ныне здесь находятся выставочные залы Государственного Литературного музея и работает отдел литературы ХХ-ХХ1 вв. В его стенах проходят самые разные выставки из фондов музея и выставки из собраний художников и коллекционеров в серии «Литература и художник».

И далее, пройдя Новый, а затем и Старый Арбат, вы выходите к переулку Сивцев Вражек, где на ампирных особняках вы вновь прочтете на титульных досках: «Государственный литературный музей». В одном из них, невысоком, с мансардой, под № 27, жил между ссылкой и эмиграцией А.И. Герцен. Потом дом был передан Литературному музею, а 6 апреля 2012 г. после масштабных реставрационных работ к 200-летнему юбилею писателя «Дом-музей А.И. Герцена», обновленный, похорошевший, вновь открыл свои две-

ри. Сохраняя обаяние давнего времени, новый вариант экспозиции раскроет историю жизни и творчества одного из крупнейших мыслителей и общественных деятелей XIX в., требующих глубокого осмысления в веке XXI.

В особняке напротив под № 30а, в середине 1850-х некоторое время жил со своей семьей С.Т. Аксаков. Здесь бывал Н.В. Гоголь, читал свои произведения. С выставки к 175-летию со дня рождения Гоголя освоение этого дома и начинал в 1984 г. Государственный литературный музей. Ее сменила экспозиция «Альманах русской литературы 1840-1880-х», широко представлявшая коллекцию Литературного музея той эпохи. Однако после второй реставрации дом был оборудован под хранение изобразительных материалов, так как других площадей для хранения фондов, отвечающих современным требованиям, у музея не было.

На Рождественском бульваре на доме 16 можно вновь встретиться с титулом Государственного литературного музея. Здесь, в бывшей квартире Демьяна Бедного, поэта и библиофила, расположились книжные фонды музея, основанием которых послужила его библиотека, включавшая около 35 тыс. наименований и переданная им музею в конце 1930-х. Сегодня здесь хранятся более 450 тыс. книжных и журнальных сокровищ от первопечатных книг Ивана Фёдорова до изданий сегодняшнего дня.

Очередную титульную доску со знакомым названием «Государственный литературный музей» можно увидеть и на Петровке. Здесь, в «Нарышкинских палатах» Высоко-Петровского монастыря, расположилась дирекция Музея, и проводятся самые значительные, как правило, долгосрочные выставки. Сегодня работает выставка «Немое красноречие вещей. Мемории писателей в собрании Государственного литературного музея». Открыта выставка в дни празднования 75-летия основания Музея в ноябре 2009 г.

Так что же такое сегодня «Государственный литературный музей»? Ответить коротко, на этот вопрос невозможно, потому что сегодня:

- это 700 тыс. единиц хранения, в числе которых рукописи и книги, личные вещи литераторов и бытовая типология прежних эпох, документы и записи авторского чтения стихов и прозы, портреты писателей в живописи, графика и фотографии, виды мест, связанных с писательскими судьбами и фотофиксация литературных вечеров и многое, многое другое. Отметим, что:

- ежегодное пополнение фондов - не менее 2 тыс. единиц хранения;

- это три постоянные историко-литературные экспозиции;

- десять мемориальных музеев. Они открыты в домах, связанных с судьбами М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.И. Герцена, В.Я. Брюсова, А.Н. Толстого, М.М. Пришвина, А.В. Луначарского, К.И. Чуковского, Б.Л. Пастернака;

- это от 30 до 40 выставок в течение года - юбилейных и тематических, -организуемых в выставочных залах музея, как на основе своих фондов, так и

в содружестве с другими музеями, архивами, художниками и коллекционерами;

- это активное участие в развитии сети литературных музеев России и широкая международная деятельность - выставочная и в рамках Международного комитета музеев (1СОМ);

- это высокопрофессиональный коллектив, обеспечивающий комплектование коллекции, создание экспозиций и временных выставок, организацию вечеров и научных конференций, разработку новых и часто совершенно неожиданных форм работы с детьми и совместное с высшими и средними учебными заведениями проведение литературных и музыкальных фестивалей.

Началом формирования музейной коллекции можно считать 1912 год, когда Мария Павловна Чехова передала наследие своего великого брата в Румянцевскую библиотеку с условием организации музея А.П. Чехова. Первоначально «Выставка А.П. Чехова» пополнялась новыми материалами как из семейной коллекции, так и из других источников, куда после революции влились материалы ряда писателей - Короленко, Вересаева и др.

Как учреждение культуры Государственный литературный музей создан приказом Народного комиссариата просвещения РСФСР № 526 от 16 июля 1934 г. на базе Центрального музея художественной литературы, критики и публицистики (приказ Наркомпроса 1933) и Литературного музея при Всесоюзной библиотеке им. В.И. Ленина.

Появлению этого приказа предшествовала огромная организационная работа, ее инициатором и главной движущей силой стал Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Создание Музея истории русской литературы было его давнишней мечтой, идею об осуществлении которой он выдвигал еще при жизни В.И. Ленина, будучи управляющим делами Совнаркома.

В 1930 г. Библиотеке, носящей уже имя В.И. Ленина, В.В. Маяковский передал в дар материалы выставки «20 лет работы», собранные поэтом с помощью молодых энтузиастов, создавших «Бригаду Маяковского». Войдя в состав «Литературного музея им. А.П. Чехова», фонд оставался самостоятельной его частью.

К этому времени по инициативе Бонч-Бруевича был организован Центральный музей художественной литературы, критики и публицистики, чья коллекция тоже вошла в состав фондов ГЛМ, как и небольшое собрание по литературе Серебряного века, скомплектованное при Союзе писателей. Эти коллекции стали основой фондов Государственного литературного музея. Дальше началась фантастическая работа по их пополнению.

Как гласит музейная легенда, Владимир Дмитриевич вел собирательскую работу «широким неводом». Прекрасно зная историю России, он направлял сотрудников в те семьи, по тем фамильным гнездам, где могли сохраняться материалы, связанные с историей литературы. Бывали случаи, когда его гон-

цы не находили ничего, с их точки зрения, интересного в обследуемом ими архиве - например, в одной из семей не сочли достойной внимания, показавшуюся им чисто бытовой, переписку, хранящуюся в бельевой (!) корзине. Выяснив имена корреспондентов семьи, Бонч-Бруевич распорядился - берите на закупку корзину целиком. В корзине, на самом дне, обнаружили шесть писем А.С. Пушкина! К концу 1930-х годов музей обладал уникальной коллекцией материалов по истории отечественной литературы, включавшей около 3 млн. архивных документов, 100 тыс. произведений изобразительного искусства, 130 тыс. томов книг.

Часто, экономя музейные средства, Бонч-Бруевич вынужден был жестко «торговаться» с владельцами. Сохранилась, скажем, переписка, повествующая о том, как нелегко далась покупка архива и портретов семьи декабриста В.П. Ивашева. Бонч-Бруевич выглядит в ней просто скрягой. А пройдет немного лет, и директору музея, собравшему коллекцию в 3 млн. 230 тыс. единиц хранения, поставят в вину то, что он поддерживал дворянские семьи, покупая у них архивы и произведения искусства. И это станет одной из зафиксированных причин его отставки с поста директора музея в предвоенный, 1940 год.

Создавая музей, В.Д. Бонч-Бруевич сразу определил его задачи: собирать, изучать собранное, вводить в научный оборот, публикуя и организуя выставки и экспозиции. Первые выставки ГЛМ, посвященные литературе XVIII в., а также Грибоедову и Тютчеву, проходили в 1937 г. При музее было создано издательство, главным редактором которого Владимир Дмитриевич оставался до его ликвидации в 1951 г. Однако публиковать комплектуемые под его руководством материалы В.Д. Бонч-Бруевич начал с 1932 г. Это были легендарные «Звенья» - сборники материалов и документов по истории литературы, искусства и общественной мысли. Соредактором первых томов наряду с В.Д. Бонч-Бруевичем был А.В. Луначарский. Всего было издано восемь томов, последний датируется 1951 г., т.е. годом ликвидации издательства Государственного литературного музея и фактического прекращения его публикаторской деятельности. Забегая вперед, скажу, что к регулярной публикаторской работе Музей вернется лишь в 1980-е годы, издавая сборники научных трудов сотрудников, посвященные вводу в научный оборот материалов фондов и проблемам музейной деятельности. Сегодня они выходят в формате ежегодного альманаха «Звено» - скромного возвращения к задачам, поставленным первым директором Музея.

Наряду со «Звеньями» в 1936-1948 гг. издавались не менее известные в истории литературоведения «Летописи» ГЛМ, в каждой книге которых публиковались ранее неизвестные материалы о Пушкине и Л.Н. Толстом, переписка Александра Блока и Андрея Белого, былины М.С. Крюковой и сказки

И.Ф. Ковалёва, письма к А.В. Дружинину и материалы поэта, участника заговора против Павла I, героя войны с Наполеоном С.Н. Марина.

Учитывая огромный масштаб задачи, Бонч-Бруевич привлекал к осуществлению этих изданий большой круг ведущих филологов: М.А. Цявловского, Л.Б. Модзалевского, Ю.Г. Оксмана, Л.П. Гроссмана, Д.Д. Благого, Н.К. Гудзия, С. Н. Дурылина и др.

Силами своих сотрудников Музей стал выпускать каталоги фондов -«Бюллетени», имевшие большое научно-справочное значение, а также материалы просветительского характера - серии портретов писателей, разработки литературных выставок, путеводители по музеям и литературным местам.

Однако ход этой работы был жестко нарушен постановлением 29 марта 1941 г., по которому рукописный фонд музея был передан в ГАУ НКВД СССР для организации Центрального государственного литературного архива (ЦГЛА - ныне РГАЛИ), чему предшествовали длительные проверки деятельности музея и его директора, в работе которого были усмотрены «идеологические извращения». Подробнее эти горькие страницы судьбы Литературного музея детально изложены в статье А.А. Ширяевой в сборнике «Магический кристалл литературы. Исследования. Находки. Публикации», изданном к 70-летию Государственного литературного музея в 2004 г.

Музей постепенно возвращал свое право на комплектование рукописных материалов в годы Великой Отечественно войны, когда его сотрудники (П.Л. Вайншенкер, К.М. Виноградова, К.С. Павлова, Н.П. Анциферов и др.) выезжали с лекциями на фронт, проводили беседы в воинских частях. Это дало возможность собрать фронтовой фольклор как оригинальное творчество, так и фронтовые переделки наиболее популярных песен и стихов. В то же время были собраны многочисленные письма читателей-фронтовиков к писателям, поэтам, чье творчество сыграло большую роль в военные годы - Твардовскому, Симонову, Суркову, Эренбургу, А. Толстому, Шолохову. И те, и другие материалы были выпущены в двух скромных изданиях в 1944 г. А коллектив постепенно, сначала исподволь, а потом, получив официальное право, стал собирать свой рукописный фонд, который сегодня составляет более 77 тыс. писательских рукописей и документов.

Невольно мы подошли к разговору о том, как в наши дни Государственный литературный музей использует свои фонды, насколько, имея десять мемориальных экспозиций, стационарные и временные выставки, отвечает задаче раскрытия истории русской литературы. Что необходимо для воплощения мечты В.Д. Бонч-Бруевича о создании Музея истории русской литературы?

Создание столь масштабной экспозиции требует соответственных площадей. Но Литературный музей не только никогда не имел здания, где бы мог развернуть полноценную экспозицию, но и многократно вынужден был ме-234

нять свое местоположение. Первые свои выставки Музей представлял в одном из зданий, принадлежавших Библиотеке им. В.И. Ленина, затем получил в свое распоряжение дом на Моховой, с которым связано не только создание ряда выставок, но и ряд легенд, передаваемых из поколения в поколение. Например о том, как работая в Ленинской библиотеке, забегали на «огонек» многие ученые, в том числе Ираклий Андроников. Или о том, что какое-то время в одном из служебных помещений жил сотрудник музея, литературовед Н.Л. Степанов. А вернувшийся из ссылки его друг, поэт Николай Алексеевич Заболоцкий, ночевал в его комнате на письменном столе.

Но в 1949 г. здание было передано для организации «Музея М.И. Калинина». Литературному музею предложили переехать в двухэтажный особняк на Якиманке, тогда носившей имя Георгия Димитрова. Купеческий особняк, имевший прекрасную анфиладу залов на первом этаже в 1200 м2, пережил смену целого ряда экспозиций и выставок, каждая из которых несла на себе следы своего времени и творческих поисков коллектива. Здесь прошли юбилейные выставки Максима Горького (1951), Н.В. Гоголя (1952, 1959), И.С. Тургенева (1958), Л.Н. Толстого (1958), В.Г. Белинского (1961), А.И. Герцена (1962), В.В. Маяковского (1963). Особо памятна выставка к 150-летию М.Ю. Лермонтова, на которой экскурсии шли одна за другой, не более чем с 30-минутным перерывом.

Настоящим событием было открытие в 1965 г. выставки Сергея Есенина, долгие годы бывшего «опальным» и фактически выключенным из официальной истории советской литературы. На этой выставке впервые были представлены многие автографы поэта из его архива, бережно хранимые его последней женой С. А. Толстой-Есениной и поступившие в музей после ее смерти.

Наряду с монографическими на Якиманке прошел ряд интереснейших тематических выставок: три экспозиции по истории литературы - «Советская литература 1917-1941» (1952), «Советской литературе 40 лет» (1957) и «История литературы ХХ века» (1967). Последняя выставка явилась примером выработки инновационных подходов к созданию историко-литературных экспозиций, ставших со временем в музейном деле почти аксиомами.

Каковы же эти подходы?

Во-первых, разработан «проблемно-хронологический» принцип экспозиционного рассказа. Процесс развития литературы разворачивался периодами, определяемыми как историческими сдвигами, так и наиболее характерными явлениями самой литературы. Материалы того или иного писателя давались не монографически в контексте экспозиции, как это было прежде, а размещались с учетом хронологии. При этом в каждом разделе выделялась фигура автора (или тех авторов), творчество которого было наиболее характерно для того времени. Так, в разделе предреволюционной литературы («Серебряный век») на первом плане - Александр Блок; в разделах литературы эпохи рево-

люции и 1920-х - Владимир Маяковский, в 1930-е - Михаил Шолохов, в зале Великой Отечественной войны - Александр Твардовский, Константин Симонов, Илья Эренбург и т.д. Эта позиция повлияла впоследствии и на решение юбилейных персональных выставок, где широко стали использоваться материалы, вводящие «героя» в круг литературы его времени. Очень показательной в этом отношении стала выставка к 100-летию Александра Блока (1980).

Во-вторых, материалы, используемые в экспозиции, должны соответствовать времени, о котором повествуется, что создает соответственный стиль, дает возможность ощутить эстетические нормы эпохи. Любые исключения лишь подчеркивали строгость соблюдения этой установки.

Наконец, третья установка заключалась в том, что при отборе текстов, определяющих смысл того или иного раздела или даже отдельной витрины, организаторы опирались на писательское слово, при этом максимально используя текстовые возможности самих музейных предметов - авторской рукописи, раскрытой книги, книжной обложки, плаката, афиши; минимально -специально подготовленного шрифтового текста.

Эти подходы нашли отражение в экспозиции «Русская литература ХХ века». Ей пророчили долгую жизнь, так как она давала возможность проводить экскурсии по разнообразной тематике. Взрослые группы обычно просили сделать обзор всей экспозиции, для учащихся (школа, ПТУ, техникумы, ВУЗ), как правило, требовались экскурсии по отдельным периодам истории литературы или по творчеству отдельных авторов. Посещаемость экспозиции была очень высокая. Особым спросом в те годы пользовались темы «Маяковский», «Литература Великой Отечественной войны», «Современная литература», где шел разговор о творчестве авторов, произведения которых в конце 1960-х - начале 1970-х будоражили общественное сознание. Достаточно вспомнить имена В. Быкова, Ф. Абрамова, В. Белова, Ф. Искандера, А. Солженицына.

Коллектив надеялся, что экспозиция проработает в старом особняке до времени переезда Музея в новое здание, строительство которого было запланировано на начало 1970-х около церкви Ивана Воина, так как старое здание попадало по проекту расширения ул. Димитрова (Якиманки) на «красную черту». Пятая мастерская Моспроекта активно работала над проектом здания музея, которое должно было вместить экспозиционные площади и зрительный зал, помещения для дирекции и научных сотрудников, специализированные фондовые помещения и комнаты реставраторов. Эскиз экстерьера будущего музея был в 1970 г. опубликован в газете «Правда». Однако судьба распорядилась иначе...

Весной 1972 г. Москва готовилась к приезду Президента США Ричарда Никсона. Почему-то в ряде мест, мимо которых пролегал его путь с аэродрома, вместо старых домов разбивали газоны. Коснулось это и музейного 236

здания на Якиманке. В срочном порядке за одну неделю коллектив демонтировал экспозицию, перевез экспонаты в соответствующие фондовые отделы. Книги уехали на Рождественский бульвар, живопись и графика - в Хрущёвский пер., рукописи - на ул. Весниных (ныне Денежный пер.). А дирекция и коллектив - на Ленинский проспект, осваивать выделенные музею помещения общей площадью около 100 м2, ранее занимаемые детским садом.

В 1973 г. сюда переместили выставку Маяковского «20 лет работы», первоначально организованную в тех самых комнатах Союза советских писателей, где в 1930-м ее открывал поэт, ежедневно общавшийся с посетителями. Как ни дико покажется сегодня, выставка, ставшая настоящим культурным событием, вызвала нарекания у руководства. Дело в том, что шла «антибри-ковская компания», был закрыт мемориальный музей Маяковского в Гендри-ковом переулке, в комментариях к 12-томному изданию Маяковского, выпущенному издательством журнала «Огонёк», против имени Л.Ю. Брик стояло всего два слова - «знакомая Маяковского». Потому при переносе выставки в стены Литературного музея от нас потребовали снятия ряда материалов, в том числе афиши «Закованная фильмой», невзирая на то, что автором сценария, афиши и исполнителем роли главного героя был Маяковский. В роли героини фильма снималась Лиля Брик, а ее портрет смотрел со знаменитого издания поэмы «Про это». Положение спас К.М. Симонов, инициатор реконструкции авторской выставки Маяковского и ее куратор. Выступив на заседании ЦК партии, членом которого он являлся, Симонов заявил о невозможности нарушения авторского замысла поэта, который и в экспозиционном деле проявил себя как высокий профессионал. А выставка впоследствии экспонировалась Литературным музеем во многих странах: Франции, Италии Мексике и Австралии.

Параллельно с работой на Ленинском проспекте Музей осваивал выставочные площади Нарышкинских палат, которые в 1968 г. были предоставлены Музею для организации юбилейной выставки А.М. Горького. За ней последовали юбилейные выставки Н.А. Островского и к 150-летию восстания декабристов. Помещение было окончательно закреплено Министерством культуры РСФСР за Литературным музеем. К началу 1976 г., на Петровку 28, перебралась и дирекция музея. Этот адрес и по сей день остается официальным адресом музея, а залы Нарышкинских палат - местом проведения наиболее значительных выставок и долгосрочных экспозиций, о чем уже говорилось выше.

Перечисление всех выставок, посвященных отдельным периодам русской и советской литературы, или писательским юбилеям, которые прошли на этой территории, заняло бы много места. Каждая из них свидетельствовала и о новых поисках в искусстве экспозиции, и о верности коллектива лучшим традициям, и все они лишний раз подчеркивают право и необходимость об-

ретения Государственным литературным музеем достойного здания для основной экспозиции по истории русской литературы.

В последние годы этот вопрос стоит особенно остро, так как по указу Президента России 1994 г. Музей должен передать помещение Нарышкинских палат возрожденному Высоко-Петровскому монастырю с условием предоставления музею другого здания. Сегодня Министерство культуры пытается решить этот вопрос, передав на баланс музея купеческий особняк, выстроенный основателем морозовской династии в Шелапутинском переулке (район Таганки). Особняк требует серьезной реставрации, которую финансирует и курирует министерство. Правда, в особняке все те же 1200 м2 экспозиционной площади и, обдумывая проект будущей экспозиции хотя бы в рамках классической литературы, коллектив разрабатывает широкую тематику мультимедийных программ. Однако, наличие современных технологий отнюдь не решает всех проблем музея, если вспомнить о том, что, разрабатывая проект идеального музейного здания «Гипротеатр» вышел на цифру в 15 000 м2.

Сегодня рассматривается еще одна возможность размещения Государственного литературного музея - в доме № 37 по Арбату. В этом случае «метрополия» ГЛМ оказалась бы в центре целой музейной территории. Ведь рядом расположены и мемориальные музеи, входящие в состав ГЛМ, и Государственный музей А.С. Пушкина с его филиалами - Музеем-квартирой Пушкина и Музеем Андрея Белого. Дом - памятник архитектуры XVIII-XIX вв., тесно связан с пушкинским окружением. Поэт бывал здесь у мемуариста Д.Н. Свербеева, затем дом последовательно принадлежал В.А. Бобрин-скому, состоявшему под секретным надзором за связь с декабристами; актрисе Е.С. Семеновой, К.А. Нарышкину.

И размер дома превышает размеры особняка в Шелапутинском переулке. Эту идею, вынашиваемую музейным сообществом уже много лет, поддерживает и Министерство культуры Российской Федерации. Министерство обороны, кажется, готово для переговоров на эту тему. Директор ГЛМ М.С. Гомозкова «озвучила» ее на встрече В.В. Путина с руководителями ведущих музеев, прошедшей в Саратове в апреле 2012 г. Владимир Владимирович дал поручение рассмотреть вопрос. Будем надеяться на скорое положительное разрешение этой проблемы.

Создавались музеи в разные годы и требовали каждый раз огромных усилий всего коллектива. Они разнообразны и по своей структуре - среди них есть чисто мемориальные, сохраняющие подлинный мир быта писателя (музеи А. Толстого, К. Чуковского, Б. Пастернака, А. Луначарского), или реконструирующие его мир - мемориальные музеи М. Лермонтова, Ф. Достоевского. Есть музеи, сочетающие мемориальную и историко-литературную части экспозиции, - Дом-музей А. Чехова, Музей литературы Серебряного века 238

с мемориальным кабинетом В. Брюсова. Музей А. Герцена располагает историко-литературной экспозицией с вкраплением мемориально-бытовых интерьеров.

Своими спутниками - мемориальными домами писателей - Литературный музей обрастал постепенно, начиная с 1940 г., когда в его состав вошел Музей Ф.М. Достоевского (ул. Достоевского, 2), организованный на основе коллекции, переданной государству А.Г. Достоевской. В 1954 г. на Садовой Кудринской ул., 6, в доме, где с августа 1886 г. по апрель 1890 г. жил А.П. Чехов, был открыт Дом-музей писателя. Директором ГЛМ в то время был Б.М. Козьмин. В 1965 г. первые посетители вошли в Мемориальный кабинет А.В. Луначарского, экспозиция которого создавалась под руководством директора тех лет А. Д. Тимрота.

Но настоящей «звездной системой» Литературный музей стал при Н.В. Шахаловой, руководившей коллективом 34 года (с 1972 г. до последнего дня своей жизни - 30 сентября 2006 г.).

Один за другим ГЛМ вводил в свой состав новые мемориальные музеи:

1976 г. - Музей А.И. Герцена (пер. Сивцев Вражек, 27).

1980 г. - Дом-музей М.М. Пришвина (д. Дунино, Звенигородского района).

1982 г. - Дом-музей М.Ю. Лермонтова (ул. Малая Молчановка, 2).

1983 г. - «Дом Аксаковых» с экспозицией «Альманах литературной жизни 1840-1880-х годов» (пер. Сивцев Вражек, 30а).

1984 г. - Экспозиция «Русская литература ХХ века» (ныне - выставочные залы ГЛМ, Трубниковский пер., 17).

1987 г. - Музей-квартира А.Н. Толстого (ул. Спиридоновка, 2).

1990 г. - Дом-музей Б.Л. Пастернака (п. Переделкино, ул. Павленко, 3).

1996 г. - Дом-музей К.И. Чуковского (п. Переделкино, ул. Серафимовича, 3).

1999 г. - Музей литературы Серебряного века с мемориальным кабинетом В.Я. Брюсова (проспект Мира, 30).

Наталия Владимировна Шахалова при жизни стала легендой музейного мира, и ее имя остается столь же значительным для истории Государственного литературного музея, как имя его основателя - Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.