Научная статья на тему 'Из истории создания музея деревянного зодчества в городе Томске'

Из истории создания музея деревянного зодчества в городе Томске Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
545
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕРЕВЯННОЕ ЗОДЧЕСТВО / СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО НАСЛЕДИЯ / ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ СИБИРИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Герасимов Александр Петрович

В статье рассматривается история возникновения и формирования Музея деревянного зодчества в Томске с 1994 по 2005 г. Раскрывается первоначальная концепция развития постоянной экспозиции в особняке гражданского инженера А.Д. Крячкова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

History of Foundation of the Museum of Wooden Architecture in Tomsk

The article deals with history of emergence and formation of the Museum of Wooden Architecture in Tomsk from 1994 to 2005. The first conception of development of the museum’s permanent exhibition in a mansion of civil engineer A.D. Kryachkov is revealed here.

Текст научной работы на тему «Из истории создания музея деревянного зодчества в городе Томске»

Рис. 5. Экспозиции историко-промышленного музея «Толчельня», р.п. Сузун, Новосибирская область

УДК 72.035

ББК Г371

А.П. Герасимов, г. Томск

Из истории создания Музея деревянного зодчества в городе Томске

Аннотация

В статье рассматривается история возникновения и формирования Музея деревянного зодчества в Томске с 1994 по 2005 г. Раскрывается первоначальная концепция развития постоянной экспозиции в особняке гражданского инженера А.Д. Крячкова.

Ключевые слова: деревянное зодчество, сохранение национального наследия, история музеев Сибири.

К 20-летию образования Музея деревянного зодчества в Томске

В России насчитывается около двадцати семи музеев деревянного зодчества. Для такой огромной страны, возможно, это и малое количество, но все они создавались с одной целью — сохранить наше историческое прошлое. Архитектурным наследием, которым обладают сибирские города Тобольск, Омск, Тюмень, Томск, Красноярск, Иркутск и др., необходимо дорожить. В исследованиях по деревянному зодчеству остается достаточно много невыяс-

ненных вопросов о его происхождении, этапах распространения, стилях и направлениях, что представляет большой интерес для исследователей, как в России, так и за рубежом.

В этом году «Музею деревянного зодчества» в Томске исполняется 20 лет. Путь, который музей прошел за это время, интересен как со стороны формирования самого музея, пополнения его коллекций, так и тех событий, которые происходили в течение этого срока.

Музей деревянного зодчества сформировался как филиал Томского областного художественного музея и предназначался для просвещения и духовного развития жителей нашего города и области. В своей работе филиал осуществлял следующие функции:

— проведение научно-исследовательских изысканий по вопросам градостроительства городов Томской области,

— изучение памятников архитектуры деревянного зодчества и их фотофиксация;

— изучение творчества сибирских архитекторов периода Х1Х-ХХ вв., прежде всего г. Томска, сбор архивных данных и документальных источников их жизни и деятельности;

— создание коллекции архитектурных фрагментов, их описание, научная паспортизация и хранение;

— организация научно-просветительской деятельности;

— создание постоянной экспозиции «Деревянное зодчество Томска и Томской области»;

— проведение временных выставок живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, художественной фотографии, частных коллекций.

Важными сторонами деятельности музея являлись:

— разработка и проведение лекций по теории и истории русского и зарубежного искусства;

— проведение экскурсий по историческим местам и архитектурным памятникам Томска, по постоянной экспозиции музея, первый зал которой функционировал на втором этаже;

— разработка общеобразовательных программ с учетом интересов разных аудиторий: местных жителей и приезжих, россиян и иностранцев, интерпретация архитектуры для людей разных возрастных групп, интересов и способностей.

Были определены основные принципы и направления: тип музея — научно-исследовательский, профиль музея — искусствоведческий, направление музея — архитектурно-художественное.

Из истории создания музея и первых экспозиций. Музей деревянного зодчества основан в доме-особняке (бывшей усадьбе) архитектора Андрея Дмитриевича Крячкова — памятнике архитектуры федерального значения. Кроме того, что уникально само здание, представляющее региональный модерн начала XX столетия, особняк архитектора — единственный в России, где располагается музей архитектуры.

В 1994 г. при Томском областном художественном музее был создан отдел для сбора и изучения деревянного декора и фотофиксации деревянных строений, который работал в одной из комнат мансардного помещения в доме архитектора по пр. Кирова, 7. На заседании научного реставрационно-художественного совета при комитете по культуре и туризму администрации Томской области (протокол №2 от 29 марта 1995 г.) было принято решение создать творческую группу для разработки научной концепции музея под названием «Музей истории и градостроительства г. Томска». В конце 1995 г. согласно приказу председателя комитета по куль-туре и туризму В.И. Щербакова №341 от 29.11.1995 г. отделу был присвоен статус филиала, а в декабре было утверждено название — «Музей деревянного зодчества». (№212 от 04.12.1995 г.)

Музей открылся для посетителей 25 ноября 1996 г. первой экспозицией, посвященной 120-летию со дня рождения архитектора А.Д. Крячкова. Необходимо отметить, что большую помощь при создании первой экспозиции, посвященной выдающемуся гражданскому инже-

260

неру-архитектору А.Д. Крячкову, оказал декан архитектурного факультета Томского архитектурно-строительного университета Валерий Геннадьевич Залесов.

Экспозиция, посвященная деревянной архитектуре Томска, открылась 3 сентября 1997 г. В ней были показаны элементы архитектурных деталей деревянных домов, характеризующие этапы развития деревянного зодчества. Экспозиция была построена по историко-хро-нологическому принципу и частично включала в себя следующие темы: эволюция развития деревянного зодчества в Томске, конструктивные особенности деревянного дома, этапы перерастания крестьянского жилища в усадьбу городского типа, типология деревянных строений и особенности городской усадьбы (особняка, купеческого и доходного домов). Впервые раскрывался вопрос подверженности деревянной городской архитектуры стилевым направлениям: барокко, классицизму, эклектике и модерну.

В 1998 г. открывается выставка «Русская горница» и коллекция чугунного литья Г.П. Бурцева, впоследствии переданная в дар музею. В 1999-2001 гг. формируется первый зал постоянной экспозиции. В сентябре 2002 г. к нему присоединяется зал с воссозданным макетом Томской крепости первой половины XVII в. (автор В.А. Коковихин) и акварельными работами писателя и исследователя Томской старины В.Д. Славнина.

На всем протяжении существования музея в нем проходили временные выставки художников, архитекторов, студентов Томского государственного архитектурно-строительного университета, народных мастеров, показывались собрания из частных коллекций.

Характеристика фондового собрания. Концепция любого музея прежде всего разрабатывается с перспективой развития и связана с его деятельностью, спецификой и направленностью фондового собрания, то есть его коллекции.

Поводом для создания коллекции Музея деревянного зодчества послужила проблема сохранения культурного наследия Сибири и, в частности, города Томка с его исторически сложившимися зонами деревянной застройки. Общественность и сотрудники областного художественного музея столкнулись с проблемой безвозвратной утраты деревянных зданий и их резьбы, которая представляла несомненную ценность для истории развития города — истории его архитектуры.

Коллекция музея с самого начала стала формироваться по нескольким направлениям и определилась по видам материала, отвечающего в большей степени архитектурно-художественному направлению. Одновременно встал вопрос исследования орнамента, его связи с конструктивными особенностями самих здании и историей градостроительства.

На 1999 г. фонд составлял 3259 единиц хранения. Архитектурная коллекция — 159 ед. хр. — содержала элементы экстерьера деревянных зданий Томска периода XIX — начала XX вв. Деревянный орнамент представлен наличниками, пилястрами, солярными знаками, элементами карнизов, фризов, балясинами и т.д. Сбор коллекции происходил с разбираемых и сгоревших домов исторических зон города — Воскресенской горы, Песков, Болота, Верхней Елани, Нижней Елани, Юрточной горы, Уржатки, Кирпичей, Татарской слободы.

Развитие деревянной архитектуры шло параллельно с каменным строительством, поэтому деревянная резьба, первоначально как народная, широко применялась архитекторами города и отразила все стилистические направления XIX-XX вв. — барокко, классицизм, эклектику и модерн. Коллекция отличалась многообразием содержания орнамента и включала следующие виды: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный (в единственном числе). По технике исполнения резьба представлена самой древней — глухой, а также объемно-накладной, сквозной, прорезной, точением. Архитектурная коллекция музея на тот момент времени не имела аналогов в России.

Коллекция этнографии (237 ед. хр.) содержала предметы середины XIX — первой полови-

261

ны XX в., которые принадлежали горожанам различных социальных групп.

Историко-культурную ценность для музея представляла коллекция копий документов губернских и городских архитекторов Томской губернии конца XIX — начала XX в.: П.П. Ба-рановича, П.Ф. Федоровского, К.К. Лыгина, В.Ф. Оржешко, А.И. Лангера и др. Особенно выделялся фонд архитектора А.Д. Крячкова (ок. 500 ед. хр.).

Коллекция произведений живописи и графики составляла 16 единиц и была представлена работами самодеятельных художников и студентов Томского государственного архитектурно-строительного университета.

Фотофонд и фонд негативов состояли из фотографий деревянных и каменных построек Томска.

Фонд письменных источников (882 ед. хр.) включал копии архивных документов — проектов деревянных построек, документов по истории градостроительства Томска XIX-XX вв.

История комплектования фондов. Первый этап комплектования архитектурной коллекции относится ко времени формирования музея и охватывает три года (1994-1996 гг.). Из экспедиций, совершаемых сотрудниками Томского художественного музея, стали поступать декоративно-конструктивные элементы с домов города. К ним относятся: аттик, наличник, пилястры, часть рустованной обшивки дома по ул. Кузнецова, 13. Построенный по типовому проекту в середине XIX столетия, дом являлся образцом позднего классицизма; в то же время ав-тор проекта использовал в его оформлении народные мотивы, включив в конструкцию аттика солярный знак, а в плоскость надоконной доски цветочные розетки. С переулка Песочного, 36, поступил наличник дома (1830-1850-х гг. постройки) с глухой скобчатой резьбой и орнаментом в виде люнета. Одновременно стали поступать наличники и пилястры домов, датируемых второй половиной XIX в. (ул. Дзержинского, 21, 1892 г.; ул. Татарская, 9, ул. Загорная, 17, ул. Нахановича, 12, ул. Шишкова, 13); началом XX столетия — два наличника с ул. Свердлова, 41. В 1994 г. свою коллекцию деревянного орнамента передал томский художник Г.П. Бурцев.

Второй этап комплектования связан с периодом открытия филиала и первых экспозиций музея (1996-1998 гг.). В это время в фонд музея поступило около 40 экспонатов: деревянный декор периодов классики и эклектики с домов пер. Нечевского, 20 (первая половина XIX в.) и ул. Обруб, 2 (вторая половина XIX в.). Модерн был представлен экспонатами с домов по ул. Соляная, 6 и пер. Батенькова, 14. Кроме того, коллекция пополнилась дарами жителей Томска.

Третий этап комплектования относится к 1999-2000 гг., 2002-2004 гг. и насчитывает 70 элементов деревянного декора (наличники, фрагменты фризов, карнизов, солярных знаков). Это дома середины XIX в.: пр. Фрунзе, 16/1 (дом Хромова), пр. Ленина, 3; второй половины XIX в. — дома с пр. Ленина, 123/1, ул. Бакунина, 10; конца XIX в. — с ул. Киевской, 61, и ул. Карташова, 20 и т.д.

Концепция филиала включала научное проектирование постоянной экспозиции. Современное музейное проектирование предполагает постепенное освобождение музейного дела (и прежде всего экспозиционно-выставочной деятельности) от жестких методологических рамок, которые задавались ранее и за которые музей не имел права выходить в своей деятельности.

Проектирование экспозиции в мемориальном комплексе или здании всегда имело определенные трудности. Дом-особняк сибирского архитектора А.Д. Крячкова по своей объемно-пространственной структуре и оформлению фасадов сам обладает архитектурной и художественной ценностью. Целью постоянной экспозиции является интеграция прошлого в настоящего, сохранение архитектурного наследия Сибири и активизация мышления и воображения посетителя. В музее предполагалось дать целостную картину развития архитектуры, в частности, деревянного зодчества, как неотъемлемой слагаемой русского искусства. Сюжетная коллизия, потенциально заложенная в музейный предмет, неотрывно связана с определенными событиями жизни общества и города. Поэтому постоянная экспозиция

262

должна разворачиваться как единое целое: мемориальная усадьба архитектора — история градостроительства города — деревянное зодчество — деревянный декор как основа художественного творчества в русском искусстве (рис. 1-5). При этом деревянное зодчество должно быть показано по этапам своего развития, первоначально как народное, постепенно перерастающее в профессиональную архитектуру с ее историческим развитием и стилистическими направлениями, то есть в совокупности основных черт и признаков архитектуры данного времени и данного периода, проявляющихся в особенностях ее функциональной, конструктивной и художественной сторон. Возник вопрос, по какому принципу строить будущую музейную экспозицию?

Экспозиция, созданная в подлинном пространстве дома-особняка, построенного архитектором по собственному проекту, имеет особое значение. Дом архитектора — главный экспонат и полноценный «музейный предмет». Поэтому наиболее приемлемым принципом является комплексно-тематический, состоящий из:

1) мемориального комплекса, посвященного жизни и деятельности архитектора А.Д. Кряч-кова;

2) комплекса, посвященного зарождению и развитию деревянного зодчества Томской губернии.

В свою очередь, на основе принципов научности и предметности второй комплекс должен был сохранять историко-хронологический порядок и искусствоведческие принципы развития архитектуры в России.

Важнейший вопрос в проектировании музейной экспозиции — выбор метода проектирования. Фонды музея, представленные в основном элементами декоративного убранства деревянных домов, не дают полного представления о ее ценности. Поэтому предлагался му-зейно-образный метод построения экспозиции, где недостаточно аттрактивные экспонаты, дополненные научно-вспомогательным материалом и музейным оборудованием, создадут необходимое эмоциональное воздействие. Одновременно необходимо использовать другие способы для выявления сведений об экспонатах, их связь с конструктивными особенностями зданий и первоначальной средой, с документальными сведениями — архивными документами (проектами, планами, чертежами), то есть должна быть решена проблема художественной образности и научного содержания экспозиции. Частично используемый образно-сюжетный метод дает синтез элементов архитектуры, живописи и дизайна. Кроме того, сюжетно-экспо-зиционная зона должна охватывать все помещения музея, включая вспомогательные: фойе, коридоры, лестничные площадки. Экспозиция должна быть многоуровневой, рассчитанной на глубокое и неоднократное прочтение.

Предложения к тематической структуре постоянной экспозиции. Городская усадьба как основа градостроительства города (XIX — начало XX в.). Мемориальный комплекс — усадьба архитектора А.Д. Крячкова — представляет собой объемно-пространственную композицию, в которую входят дом-особняк, амбар (завозня), архитектура малых форм. Инте-рьерная композиция, расположенная в трех залах 1-го этажа (гостиная, спальня, кабинет), объединяет экспонаты, научно-вспомогательный материал и включает разные типы музейных источников: вещественные, письменные, изобразительные.

Разделы экспозиции:

1. Деревянное зодчество. Выделение данного раздела необходимо для формирования у посетителей первичного представления о дереве как строительном материале, о происхождении первых деревянных жилищ, о конструктивных особенностях сруба.

2. Оборонное строительство в Сибири. Крепость на Томи как форпост дальнейшего освоения сибирских земель.

3. Происхождение орнамента и его истоки в деревянном зодчестве Томска. Древнерусская мифология и орнамент. Влияние европейской культуры, культур северных и среднеазиатских народов на формирование «томского деревянного стиля».

4. Переустройство планировочной структуры города на регулярную основу. Начало градостроительства. Архитектура Томска XVIII — первой половины XIX вв., формирование усадьбы как ячейки градостроительства. «Типовые и образцовые» проекты деревянных домов и применение их в Томске. Строгость орнамента эпохи классицизма.

5. Деревянная архитектура Томска второй половины XIX в. Типологические и стилевые особенности деревянных строений периода эклектики. «Русский стиль» в оформлении фасадов. Орнамент как основной акцент доходных домов, источники его мотивов.

6. Особенности «нового стиля» в архитектуре города начала XX в. Модерн в деревянной архитектуре и его основные направления. Разнообразие объемно-пространственных решений в строительстве особняков и общественных зданий Томска.

7. Перспективы развития деревянного строительства в сибирском регионе XXI в. Экология и жизнедеятельность человека. Данный раздел является завершающим в постоянной экспозиции и должен воздействовать на эмоциональные чувства посетителя, на его сопричастность к природе.

8. Открытое фондохранение коллекции музея деревянного зодчества.

9. Временные выставки. Организация выставок: проектов зданий современных архитекторов и студентов архитектурного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета, произведений живописи и графики томских художников, народных мастеров. Данная деятельность поможет сделать более насыщенной и яркой жизнь музея [1].

В настоящее время «экспозиции музея размещаются на втором этаже и в мансарде, где находится шесть изолированных комнат, ведущих в коридор. Фонд музея включает более 200 экспонатов основной части и 300 объектов временного хранения. В основе экспозиций лежат редчайшие фрагменты домов: карнизы, пилястры и многие другие объекты резного декора и внутренних интерьеров. Также здесь можно найти коллекцию чугунного печного литья» [2].

«В залах музея представлена экспозиция в форме последовательного рассказа об истории деревянного строительства и развития архитектурного декора. В основе экспозиций лежит коллекция «Музея деревянного зодчества». Это многочисленные деревянные фрагменты домов, в основном наличники окон, пилястры, карнизы и другие образцы резного декора. Вниманию посетителей предлагаются выставки работ мастеров по художественной обработке дерева...» [3].

В заключение необходимо заметить, что со временем изменяются не только определенные концепции развития музеев, но и люди, которые их создают. В дальнейшем «Музей деревянного зодчества» развивался, но получил статус «отдела Томского областного художественного музея с экспозицией «деревянного декора». Надеемся, что музей будет усовершенствоваться и дальше.

Список использованных источников

1. Герасимов А.П. Научная концепция постоянной экспозиции музея деревянного зодчества // Теория и практика развития в художественных музеях Сибири. Материалы региональной научно-практической конференции (5-10 октября 2004 г.). — Томск: Изд-во Томского ун-та, 2005. — С. 33-39.

2. URL: www/101hotels/ru/man/cites/Tomsk.

3. Сайт отдела Томского областного художественного музея - Музея деревянного зодчества [Электронный ресурс]. — URL: artmuseumtomsk.ru/page/137.

Рис. 1. Дом усадьбы гражданского инженера А.Д. Крячкова, пр-т Кирова, 7 (бывшая ул. Садовая, 5): а) Снимок из фонда Музея истории архитектуры Сибири им. С.Н. Баландина НГАХА. ФК. Оп. 1. Л.

18. Ф. 2; б) Фотография автора. 2015 г.

Рис. 2. План полуподвала с разметкой музейных зон. Выполнен автором

ТТ -И А Н Г-го ЭТА Е А

ВЫХОД

Спальня.

Раздел I.

Мемориальные комнаты

А.Д.Крячкова,

Г

Научно-

просветительский отпел,

1

ЗАД

временных выставок.

К .Д.Кюлчков и ег>о совпеменники , Иасмянивя экспозиция членов Томского пАпгрол В в диоитаяк-й худо-чес г* .

Кабинет.

Начало осмотра

Зпроядение деве важного зодчестич ня Рус*

Конструктивнее основу

дерявяиного дона.

Основание т.Томска. Символик« и мифе тогя и дере в я и ком дека}*»

Рис. 3. План 1-го этажа с разметкой музейных зон. Выполнен автором

Рис. 4. План 2-го этажа с разметкой музейных зон. Выполнен автором

п л * н н а с р. Р д и

Рис. 5. План мансарды с разметкой музейных зон. Выполнен автором

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.