Научная статья на тему 'Значение корпоративной культуры в условиях глобализации и изменения общественных процессов'

Значение корпоративной культуры в условиях глобализации и изменения общественных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
369
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALISATION / ТЕХНОСФЕРА / TECHNO-SPHERE / СО-ЦИОСФЕРА / ИНФОСФЕРА / INFO-SPHERE / КОРПОРАЦИЯ / CORPORATION / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALISATION / SOCIO-SPHERE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафаргалиев Эрнст Раисович

Значение корпоративной культуры в условиях глобализации и изменения общественных процессов. В статье выявлено значение корпоративной культуры при трансформации общественных процессов в условиях глобализации и взаимоотношениях работников и работодателей, связанных с социокультурным разнообразием персонала во внутрикорпоративной средеI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

mportance of Corporative Culture in the Conditions of Globalisation and Changes in Public Processes. The importance of corporative culture in the course of the public processes transformation in the conditions of globalisation and the relations between employees and employers connected with the socio-cultural diversity of personnel in the inter-corporative environment is elicited

Текст научной работы на тему «Значение корпоративной культуры в условиях глобализации и изменения общественных процессов»

СОЦИОЛОГИЯ РЕГИОНА

197

Э. Р. С АФ АР Г АЛИЕВ

ЗНАЧЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ИЗМЕНЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ

Ключевые слова: глобализация, техносфера, со-циосфера, инфосфера, корпорация, социализация

Key words: globalisation, techno-sphere, socio-sphere, info-sphere, corporation, socialisation

Современные процессы глобализации оказывают существенное влияние на развитие корпоративной культуры. Глобализацию необходимо рассматривать как многоплановое и внутренне противоречивое явление современной эпохи с множеством прямых и обратных связей1.

Необходимо отметить, что в условиях глобализации происходит «софтизация» экономики, которая означает доминирование в процессе производства информационных потоков над непосредственным взаимодействием с природой через обработку вещества природы и доведение его до потребителя2. Сегодня в отличие от индустриальной эпохи в развитых странах воздействие на материальный предмет труда осуществляет гораздо меньшее число работников. Основная же часть человеческой активности представляет «игру между людьми», продукт которой состоит из знаний и информации. Знания и творческий потенциал работников становятся главными факторами эффективности экономической системы, без которых технический и экономический прогресс последней становится практически недостижимой задачей вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологию. Вовлекаемая в производительное потребление научная, экономическая, технологическая, организационно-управленческая информация, во многом предшествуя производственному процессу

САФАРГАЛИЕВ Эрнст Раисович, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью Камской государственной инженерно-экономической академии (г. Набережные Челны).

ы

и определяя его соответствие меняющимся условиям производства, становится движущей силой инноваций, «персонифицированным» ресурсом, частью ноу-хау корпорации3.

В условиях глобальной интеллектуализации экономики все более заметным становится движение к новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Центральное место в глобальной экономике занимает индивидуум — свободный человек с высокой мотивацией к творчеству. В современном мире корпорации представляют собой не столько материальное производство, сколько сообщество, живой организм, требующий воспитания, защиты, мотивации. Только тогда он будет жить с пользой для других. В результате в современной экономике и обществе большое значение имеют нематериальные ресурсы, а ключом к социально-экономическому прогрессу в информационную эпоху является активизация интеллектуально-человеческого потенциала (ИЧП) на всех уровнях социальной жизни, особенно на уровне отдельной корпорации, где необходим высокопрофессиональный подход к управлению человеческими ресурсами.

Это связано с тем, что, играя новую роль в производственном процессе, работники интеллектуального труда уже не могут быть управляемы традиционными методами. В условиях, когда социальные отношения становятся сферой скорее личных устремлений, чем бюрократического регулирования, а воображение и творческий потенциал человека — безграничным ресурсом для решения производственных задач, совместимость ценностей, мировоззрений и целей более важна, нежели детали конкретной коммерческой сделки. В связи с этим в современной корпорации стороны (работники и предприниматели) не являются зависимыми или независимыми. Они взаимозависимы. Как отмечает П. Друкер, учитывая, что работники выступают в качестве фактических собственников знаний, ими приходится управлять так, как если бы они были членами добровольных организаций4.

Сегодня основными инструментами укрепления и распространения корпоративных ценностей являются социализация персонала в рамках общей кадровой политики фирмы; взаимодействие лидерства, в первую очередь на уровне высшего руководства, с распространением корпоративной культуры; активная работа корпоративной идеологической машины и ее взаимодействие со СМИ.

Подобная целенаправленная социализация, формирование преданности и чувства причастности к фирме впоследствии приносят значительные плоды. Ощущение общей цели и сопричастности персонала японских компаний вытекает из практики социализации, в ходе которой формируется совместная ответственность за выживание и развитие компании. Японским работникам постоянно внушается, что гарантия занятости зависит от экономического процветания фирмы, и все (рабочие, ИТР, менеджеры) должны вместе делать все возможное для обеспечения процветания компании в будущем. В создании и перестройке корпоративной культуры активно участвуют руководители — лидеры компаний.

В создании новой корпоративной культуры лидеры ведущих зарубежных компаний видят этический ресурс дальнейшего развития, достижения целей предпринимательства, объединения новаторского потенциала широких масс трудящихся, преодоления сопротивления бюрократической «старой гвардии». Это объясняет и предпринимаемые корпорациями усилия в данном направлении.

В современных условиях руководство корпораций оказывается перед необходимостью приспосабливать корпоративную культуру к динамичным изменениям условий хозяйствования. Это ставит культурный элемент в ряд важнейших в системе инновационного управления персоналом. В отличие от локального, разрозненного характера «культурных» ориентиров в предшествовавшие десятилетия новизна современных подходов заключена в попытках синтетического использования арсенала идеологических средств и методов воздействия на персонал. Обращает на себя внимание, во-первых, активное привнесение во внутрифирменную практику пропагандистских инструментов; во-вторых, усиление взаимодействия корпоративных механизмов поддержания идейно-политических установок, морально-этических ценностей и жизненных ориентиров работников со СМИ.

Жизненно важные ценности корпорации распространяются путем публикации книг и манифестов руководителей, их публичных выступлений и пресс-конференций, издания внутрифирменных газет и бюллетеней, видеокассет и плакатов, разучивания песен и гимнов компаний, активной работы профессиональных пропагандистов и социологов аппаратов вице-президентов по связям с общественностью и трудовым

отношениям. Анкетирования, обследования и многое другое позволяют оперативно отслеживать перемены в социально-политическом климате в компаниях, на предприятиях.

Особую роль в формировании трудового потенциала современной корпорации, прежде всего его инновационной составляющей, играет национальная культура, формирующая устойчивые поведенческие стереотипы работника. Исследователи отмечают, что сейчас во всем мире распространены прикладные социолого-антропологические исследования этнических особенностей рабочей силы, которые в последние десятилетия востребованы транснациональными корпорациями при организации производства. Из отдельных черт и характеристик специалисты синтезируют обобщенные портреты «типичного работника» — немца, голландца, русского, японца, араба и т. д. В соответствии с этими данными и планируется вывоз капитала, проектируется система трудовых стимулов, конструируется оптимальная отраслевая структура5.

Подчеркивается, что реалии современного мира и развитие глобальной экономики не погашают, а, напротив, усиливают культурное и институциональное разнообразие наций, обществ, стимулируя в то же время их взаимосвязь. Причины интереса корпораций к национальным особенностям культуры сотрудников вызваны тем, что эффективность производства обеспечивается не только технологическими достижениями, но и гармонией социальных внутрикорпоративных отношений, сбалансированностью социальных ценностей.

Таким образом, основная причина возникновения проблем во внутрикорпоративных взаимоотношениях в транснациональных корпорациях заключена в социокультурных и цивилизационных особенностях каждого участника хозяйственной деятельности, т. е. работодателя и работника. Так, иностранные корпорации, действующие на территории России, часто не стремятся учитывать в своей корпоративной культуре национальные особенности российской хозяйственной и трудовой культуры. Следовательно, в силу этого российские сотрудники иностранных корпораций лишены «духа корпоративности».

Большое значение в условиях глобализации имеет и эффективное управление процессом интернационализации глобализированной корпорации при сохранении корпорацией

своей внутренней идентичности. Речь идет о выживании корпорации как единого делового «организма» в разных культурах, где реализуется ее деловая активность. Этот интернациональный вызов глобализированной деловой среды, как отмечают А. С. Кустарев и X. Пирер, в современной корпорации был принят в том смысле, что успешность карьеры работников предприятия оказалась в прямой зависимости от их личного опыта вхождения в чужую культуру6.

Следовательно, в условиях глобализации на пути формирования корпоративной культуры многонациональной корпорации лежат барьеры, связанные с социокультурным разнообразием и пестротой персонала, сотрудников, имеющих разные культурные навыки (как образовательные, профессиональные, так и национальные, конфессиональные, половые, возрастные и др.). Проблема заключается в том, как сочетать разнокультурных людей, оптимизировать межличностные отношения в корпорации, ликвидировать социальные конфликты, адаптировать работников к фирменному стилю.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М.: Юристъ, 2001. С. 181.

2 См.: Денискина Е.В., Сычева И.Н. Эволюция факторов производства в экономической системе // Глобальные и региональные аспекты экономики: сб. докладов на Междунар. науч. конф. / под ред. А.А. Стриженко. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2001. С. 155.

3 См.: Комаров И. Интеллектуальный капитал // Персонал. 2000. № 5. С. 56.

4 См.: Drucker on Asia. A Dialogue Between Peter Drucker and Isao Nakauchi. Oxf., 1997. P. 148.

5 См.: Иванова С.Ю. Взаимодействие этнического и общечеловеческого в современной культуре // Вестн. Ставроп. гос. ун-та. 2000. № 23. С. 19; Кустарев А.С. Социальное время и социальная политика в XXI веке: специализированная информация / РАН ИНИОН, Центр социальных науч.-информ. исслед., Отд. социологии и социальной психологии. М., 2002. С. 17; Пирер X. Управление глобализированной компанией, или Менеджмент в информационную эпоху // Глобализация: контуры XXI века: реф. сб. / РАН ИНИОН. Центр науч.-информ. исслед. глобальных и региональных проблем, Отд. Восточной Европы. М., 2002. С. 245.

6 См.: Кустарев А.С. Социальное время и социальная политика ... ; Пи-рер X. Управление глобализированной компанией ...

Поступила 09.02.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.