Научная статья на тему 'Развитие корпоративной культуры в контексте глобализации'

Развитие корпоративной культуры в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
334
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / CORPORATE CULTURE / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ECONOMIC DEVELOPMENT / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Остапенко И.Г.

Корпоративная культура рассматривается в статье как одно из важнейших метацивилизационных оснований новейших социально-экономических процессов. Раскрываются некоторые положения современной корпоративной этики, включающей в себя принципы социальной ответственности в контексте инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Corporate culture is considered in the article as one of the most important reasons metacivilization latest socio-economic processes. Reveals some principles of modern corporate ethics, which includes the principles of social responsibility in the context of innovation.

Текст научной работы на тему «Развитие корпоративной культуры в контексте глобализации»

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

РАЗВИТИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

И.Г. Остапенко,

помощник начальника академии по финансово-экономической работе, начальник финансово-экономической службы.

Военная академия (г. Одесса) Научная специальность: 09.00.03 — История философии

Аннотация. Корпоративная культура рассматривается в статье как одно из важнейших метацивилиза-ционных оснований новейших социально-экономических процессов. Раскрываются некоторые положения современной корпоративной этики, включающей в себя принципы социальной ответственности в контексте инновационной деятельности.

Ключевые слова: корпоративная культура, экономическое развитие, глобализация, социальная ответственность, инновационная деятельность.

THE DEVELOPMENT OF CORPORATE CULTURE IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

I.G. Ostapenko,

assistant of the head of the academy for financial-economic work -head of Finance and Economic Service, Odessa military academy

Annotation. Corporate culture is considered in the article as one of the most important reasons metacivilization latest socio-economic processes. Reveals some principles of modern corporate ethics, which includes the principles of social responsibility in the context of innovation.

Keywords: corporate culture, economic development, globalization, social responsibility, innovation.

В настоящее время существенное влияние на развитие корпоративной культуры оказывают процессы глобализации. Глобализацию необходимо рассматривать как многоплановое и внутренне противоречивое явление современной эпохи с множеством прямых и обратных связей, в которых участвуют многонациональные и национальные коммерческие структуры, национальные государства и их учреждения, региональные многонациональные объединения, формальные и неформальные международные организации, чьи отношения характеризуются сочетанием острой конкуренции с растущими элементами взаимодействия и сотрудничества. Транснациональные корпорации стали главными организаторами экономической деятельности в интегрирующейся мировой экономике.

Формированию глобальной экономики способствовал целый ряд факторов. Важнейшими из них являются: во-первых, усилившаяся интеграция финансовых рынков; во-вторых, телекоммуника-

ционная революция, создавшая условия для осуществления корпорациями постоянных контактов со всеми странами мира и заключения сделок с партнерами, находящимися в любой точке земного шара; в-третьих, расширение сферы деятельности транснациональных корпораций; в-четвертых, отказ транснациональных корпораций и переход к гибкой системе использования рабочей силы, дающей возможность как транснациональным, так и национальным корпорациям приспосабливаться к постоянным изменениям в мировой экономике с целью удержания своих позиций и завоевания новых рынков; в-пятых, возросшая вовлеченность стран третьего мира в мировую торговлю, а так же в мировой инвестиционный процесс и международное разделение труда; в-шестых, резко усилившаяся взаимосвязь между странами, стала столь значимым фактором экономической жизни, что в настоящее время ни одна страна уже не может оставаться в стороне от мировой экономики, а успехи в между-

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

народной конкуренции являются условием успехов корпорации на национальном рынке.

Следовательно, основой процесса глобализации стали информационная революция и развитие телекоммуникационной системы, интернационализация производственных связей в высокотехнологичных отраслях на базе прямых иностранных инвестиций, формирование глобальных по масштабу и непрерывных по режиму работы рынков, в первую очередь финансовых. Информационная технологическая парадигма охватила все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменила ее масштаб, динамику и внутреннее содержание.

Информационные технологии изменили не виды деятельности, а их технологическую способность использовать в качестве прямой производительной силы то, что отличает человека от других биологических созданий, т.е. способность обрабатывать и понимать символы, генерируя новое знание. Такие изменения структуры современной экономики рассматриваются сегодня как глобальный структурный сдвиг, ознаменовавший переход от материальной к интеллектуальной экономике, экономике, базирующейся на знаниях.

Научные знания и специализированные уникальные навыки их носителей становятся главным источником и ключевым фактором развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического развития. Как отмечает В. Л. Иноземцев, в современной науке зреет понимание того, что общество стоит перед лицом нового изменения, которое несводимо к трансформации прежнего порядка, а представляет собой формирование нового социального устройства [Иноземцев, 1997: 34].

Глубина радикальных перемен, связанных с замещением труда знаниями, состоит в том, что в условиях, когда знания вовлекаются в практическую переработку ресурсов, именно знания, а не труд начинают выступать в качестве источника стоимости. Трудовая теория стоимости заменяется теорией стоимости, создаваемой знаниями. Основоположник этой теории Т. Сакайя подчеркивает, что мы вступаем в новый этап цивилизации, на котором движущей силой являются ценности, создаваемые знаниями [Сакайя, 1999: 367]. Как следствие, экономика превращается в систему, функционирующую на основе обмена знаниями и их взаимной оценки.

Замещение труда знаниями дает основание говорить о возможной замене трудовой деятельности новым типом активности, отличающимся значительными элементами творчества, ставить вопрос об исторической перспективе «классического» труда. Основоположники марксизма считали, что «классический» труд с развитием общества уступит место более высокому типу деятельности, а с выхо-

дом человека за рамки сферы собственно производства, в будущем социуме, произойдет уничтожение или устранение труда.

С замещением труда знаниями на первый план в деятельности современных корпораций выходит задача аккумулирования интеллектуального капитала, выявления, накопления и распространения информации и опыта, создания предпосылок для распространения и передачи знаний. Сердцевиной развития творческого потенциала работника становится система управления знаниями действующая в рамках корпоративной культуры.

Корпоративная культура представляет собой социальную оболочку производственных процессов и является общей основой формирования инновационного потенциала корпорации. Корпорации, фирмы превращаются в самообучающуюся систему, использующую свои предприятия в качестве лаборатории передового опыта и втягивающую в процесс поиска и открытий весь коллектив. Необходимо отметить и тот факт, что в условиях глобализации происходит софтизация экономики, которая означает доминирование в процессе производства информационных потоков над непосредственным взаимодействием с природой через обработку вещества природы и доведение его до потребителя.

Сегодня, в отличие от индустриальной эпохи, в развитых странах непосредственное воздействие на материальный предмет труда осуществляет гораздо меньшее число работников. Основная же часть человеческой активности представляет игру между людьми, продукт которой представлен знаниями и информацией. Знания и творческий потенциал работников становятся главным фактором эффективности экономической системы, без которого технический и экономический прогресс последней становится практически недостижимой задачей, вне зависимости от объема средств, инвестированных в производственное оборудование и технологию. Вовлекаемая в производительное потребление научная, экономическая, технологическая, организационно-управленческая информация, во многом предшествуя производственному процессу, определяя его соответствие меняющимся условиям производства, становится движущей силой инноваций, персонифицированным ресурсом.

Причины данного процесса вызваны ростом международной конкурентной борьбы, которая заставила корпорации принять меры по совершенствованию процессов производства и сократить экономические издержки. Экономический рост развитых стран, в настоящее время, характеризуется доминированием научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. В большинстве высокотехнологичных фирм, 20-40% добавленной стоимости может быть

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

отнесено на счет генерирования знаний. На долю новых знаний, воплощаемых в технологиях, образовании кадров и организации производства приходиться большая часть прироста ВВП высокоразвитых стран.

Следовательно, непрерывное внедрение новых технологий стало основным средством повышения эффективности производства, улучшения качества и услуг и, следовательно, ключевым фактором конкуренции. В современной экономике резко усилилась ценность интеллектуальных фондов компании по сравнению с ее материальными ресурсами и финансовым капиталом. Интеллектуальный капитал состоит из человеческого капитала, воплощенного в сотрудниках, персонале в виде их знаний, опыта, навыков, способностей к инновациям, а также общей культуре, философии корпорации, ее внутренних ценностях, и структурный капитал, включающий патенты, лицензии, торговые марки, базы данных, структуру сетей и др. факторы. Подсчитано также, что доллар, затраченный на исследования и разработки, приносит в восемь раз большую прибыль, чем доллар, вложенный в технику.

В конце XX столетия происходит значительное повышение уровня интернационализации научных исследований и разработок (НИР), проводиться политика оснащения зарубежных филиалов дополнительными мощностями, позволявшими проводить работы по конструированию и разработкам. В результате, возникла новая парадигма транснациональной инновационной деятельности, существенно отличающаяся от традиционной парадигмы интернационализации НИР предполагающей одностороннюю передачу технологии: концепции производства и базы технологических знаний генерируются в одном центре (материнская компания) и потом воспроизводятся на периферийных предприятиях.

Новая парадигма транснациональной инновационной деятельности характеризуется интенсивным взаимодействием рынка и технологии, наличием многих «центров знаний», как в центре, так и на периферии, двусторонним процессом передачи технологии, как между предприятиями, так и между различными функциональными и организационными единицами. Многие крупные ТНК участвуют в совместных международных научно-исследовательских проектах. В результате возникли новые формы осуществления научно-исследовательской деятельности с участием производителей, потребителей, а также университетов и исследовательских институтов.

Замена труда знанием ознаменовало переход общественного производства от материального к инновационному. В основе инновационного производства лежит использование новых знаний или новое использование знаний, воплощенных в техно-

логии, ноу-хау, новых комбинациях производственных факторов, структуре организации и управления производством, и позволяющих получать интеллектуальную ренту и различного рода преимущества перед конкурентами.

Из данного определения следует, что инновационное производство не новая сфера производства, а характер производственной деятельности, при котором центральная роль в производственном процессе смещается с механического использования информации к интеллектуальному, творческому. Переход от чисто материального к инновационному производству означает, что наряду с вещественной, осязаемой формой бытия общественного производства появляется «неосязаемая» форма, которую мы предлагаем называть антропоцентрической.

Суть антропоцентрической формы производства состоит в генерации знания. Генерация знания есть «эманация», творение знания путем переработки информации на основе общеизвестного знания. Источником генерации нового знания выступает интеллектуальная активность человека. Интеллектуальная активность представляет собой основанную на знании, осознанную, нравственно ориентированную способность собирать, накапливать и перерабатывать все нарастающие потоки информации.

Сама инновация зависит от двух условий, как интеллектуального потенциала человека, так и его способности к спецификации. Другими словами новое знание должно быть открыто, генерировано, а затем применено к специфическим задачам в конкретном организационном и производственном контексте.

Инновационное производство - это диалектическое единство материальной и антропоцентрической систем производства. Результатом первой выступает материальный продукт, результатом второй является интеллектуальный капитал, т.е. знания, которые могут быть использованы в организации, чтобы получать различного рода преимущества перед конкурентами. Как только инвестиции в исследования и развитие превысили инвестиции в основные фонды, компания превращается в структуру, в которой не только что-то производят, но и думают.

Следовательно, для корпораций XXI века характерна направленность на новаторство. Процесс вовлечения сотрудников в инновационный процесс передается на каждый уровень компании. Как отмечает О.С. Новикова, распространение в развитых странах теории формирования творческих стимулов не является благотворительностью общества, не дань моде, а ответ на неумолимое требование одной из основных закономерностей современного общественного развития - возвышение роли социального фактора и его обратного влияния на труд, технические и организационные структуры общества

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

[Новикова, 2004: 69]. Глобализация усилила спрос современных корпораций на такие репродуктивные качества личности, как самодисциплинированность, добросовестность, организованность, чувство ответственности. Появилась необходимость разработки нового принципа в подходе к пониманию ориентации на творческий труд, путей творческого развития человека.

Центральное место в глобальной экономике все больше занимает индивидуум, как свободный человек с высокой мотивацией к творчеству. В современном мире корпорации представляют собой не столько материальное производство, сколько сообщество, живой организм, требующий воспитания, защиты, мотивации, только тогда он будет выживать из поколения в поколение с пользой для других. В результате, в современной экономике и обществе беспрецедентное значение приобретают нематериальные ресурсы, а ключ к социально-экономическому прогрессу в информационную эпоху лежит в активизации интеллектуально-человеческого потенциала на всех уровнях социальной жизни, и, прежде всего на уровне отдельной корпорации, где необходим высокопрофессиональный подход к управлению человеческими ресурсами.

Связано это с тем, что, обретая новую роль в производственном процессе, работники интеллектуального труда уже не могут быть управляемы традиционными методами. В условиях, когда социальные отношения становятся сферой скорее личных устремлений, чем бюрократического регулирования, а воображение и творческий потенциал человека превращаются в безграничный ресурс для решения производственных задач, совместимость ценностей, мировоззрений и целей более важна, нежели детали конкретной коммерческой сделки. В связи с этим, в современной корпорации ни одна из сторон, ни работники, ни предприниматели, не являются ни «зависимой», ни «независимой», они «взаимозависимы». Учитывая, что работники выступают в качестве фактических собственников знаний, ими приходиться управлять, таким образом, как если бы они были членами добровольных организаций.

Сегодня основными инструментами укрепления и распространения корпоративных ценностей являются: социализация персонала в рамках общей кадровой политики фирмы, увязка лидерства, в первую очередь на уровне высшего руководства, с распространением корпоративной культуры, активная работа корпоративной идеологической машины и ее взаимодействие со средствами массовой информации.

В создании новой корпоративной культуры энергичные лидеры ведущих зарубежных компаний видят этический ресурс дальнейшего развития, достижения целей предпринимательства, объединения новаторского потенциала широких масс трудящих-

ся, преодоления сопротивления бюрократической «старой гвардии». Это объясняет и предпринимаемые корпорациями усилия в данном направлении.

В современных условиях руководство корпораций оказывается перед необходимостью приспосабливать корпоративную культуру к динамичным изменениям условий хозяйствования. Это ставит культурный элемент в ряд важнейших в системе инновационного управления персоналом. В отличие от локального, разрозненного характера «культурных» ориентиров в предшествовавшие десятилетия новизна современных подходов - в попытках синтетического использования арсенала идеологических средств и методов воздействия на персонал. Обращает на себя внимание, во-первых, активное привнесение во внутрифирменную практику пропагандистских инструментов; во-вторых, усиление взаимодействия корпоративных механизмов поддержания идейно-политических установок, морально-этических ценностей и жизненных ориентиров работников со средствами массовой информации.

Огромное значение в условиях глобализации представляет и эффективное управление процессом интернационализации глобализированной корпорации при сохранении корпорацией своей внутренней идентичности. Речь идет о выживании корпорации как единого делового организма в разных культурах, где реализуется ее деловая активность. Этот интернациональный вызов глобализированной деловой среды в современной корпорации был принят в том смысле, что успешность карьеры работников предприятия оказались в прямой зависимости от их личного опыта вхождения в чужую культуру.

Следовательно, в условиях глобализации на пути формирования корпоративной культуры многонациональной корпорации лежат барьеры, связанные с социокультурным разнообразием и пестротой персонала, сотрудников, имеющих разные культурные навыки как образовательные, профессиональные, так и национальные, конфессиональные, половые, возрастные и др. Проблема заключается в том, как сочетать разнокультурных людей, оптимизировать межличностные отношения в корпорации, снимать социальные конфликты, адаптировать работников к фирменному стилю.

Необходимо отметить, что значительное влияние на позитивные изменения корпоративной культуры на современном этапе развития мировой цивилизации оказывают социальные и экологические последствия глобализации.Крупные компании пришли к выводу о необходимости построения системы социальной ответственности, основанной на включении в нее всех основных участников деловой сферы, соблюдающих правила цивилизованного бизнеса. Транснациональные корпорации традиционный лозунг «старого» капиталиста «От процвета-

«Глобализация и её влияние на социально-политическое развитие современной России»

ния фирмы - к личному процветанию» дополнили идеологической фразеологией глобального охвата - «Через процветание фирмы - к объединению человечества». В результате, был создан образ самого международного концерна как наиболее прогрессивного социального института, отвечающего лучшим надеждам человека.

Действие глобальных объективных факторов постепенно привело к тому, что и крупные украинские компании пришли к выводу о необходимости построения иной системы социальной ответственности, основанной на включении в нее всех основных участников деловой сферы, соблюдающих правила цивилизованного бизнеса, принятые в развитых странах.

Социальная ответственность бизнеса - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества, социальная деятельность компании [Шихирев, 2002: 14]. Социально ответственная компания - компания, действующая по принципам социальной ответственности и осуществляющая комплекс социальных программ в приоритетных для нее направлениях. Социальные программы компании - добровольно осуществляемая компанией деятельность в социальной, экономической и экологической сферах, которая носит системный характер, связана с ее миссией и стратегией развития бизнеса и направлена на удовлетворение запросов различных заинтересованных в деятельности компании сторон.

Следовательно, произошел отказ от принципа, что любой бизнес создается для извлечения прибыли. Связано это с тем, что современный бизнес реализуется не в вакууме, а в определенной среде и успешным может быть только в устойчивых и прогнозируемых условиях. Создание таких условий возможно при тесном и продуктивном взаимодействии бизнеса с государством и обществом.

Изначальная конфликтность корпораций с обществом и государством привела к активизации социальной составляющей в корпоративной культуре. Практическими преимуществами социально ответственной корпоративной культуры компании является:

во-первых, укрепление репутации и имиджа компании. Добросовестная и социально ответственная практика ведения бизнеса приводит к укреплению репутации и имиджа компании в глазах широкой общественности и делового сообщества. Социально ответственное поведение компании проявляется в сокращении издержек взаимодействия с органами власти, а также способствует привлечению и удержанию персонала компании;

во-вторых, повышение эффективности ведения бизнеса. Социально ответственное ведение бизнеса находит непосредственное отражение в повышении эффективности компании. Компании, придерживающиеся социально ответственной практики ве-

дения бизнеса, получают такие преимущества, как повышение производительности труда персонала, сокращение операционных затрат, а также увеличение продаж и рост лояльности клиентов;

в-третьих, повышение инвестиционной привлекательности компании. Следование принципам этической, социально и экологически ответственной практики ведения бизнеса приводит к повышению инвестиционной привлекательности компании, что в свою очередь проявляется в улучшении финансовых показателей ее деятельности и открывает более свободный доступ к капиталу.

Таким образом, глобализация, острая конкуренция, необходимость поиска и эффективного внедрения инноваций определяют новые задачи и параметры функционирования корпоративной культуры/

Литература

1. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. -1997. - №10. - С. 34

2. Новикова О.С. Особенности управленческих парадигм XXI в / Стратегическое управление социально-экономическими и политическими процессами в регионе: история, современность, перспективы: Материалы научно-практической конференции. Вып. П. - Ростов - на - Дону - Пятигорск: 2004. - С. 69

3. Сакайя Т. Стоимость, создаваемая знаниями, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В. Л. Иноземцева. - М: 1999. - С. 367

4. Шихирев П. Социальная ответственность бизнеса - веление времени // Корпоративная этика и ценностный менеджмент. Сб. статей по материалам международной конференции «Корпоративная этика и ценностный менеджмент», 20-21 ноября 2002 г. - М.: 2003. - С. 14-15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.