Научная статья на тему 'Значение гуманитарного сотрудничества стран ШОС и интересы России'

Значение гуманитарного сотрудничества стран ШОС и интересы России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1621
280
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС / РОССИЯ / КИТАЙ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНТЕРЕСЫ / "НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ" / КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / НАРКОУГРОЗА / ДЕГРАДАЦИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ЭКОЛОГИЯ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ / SCO / Russia / China / humanitarian cooperation / foreign policy interests / public diplomacy / cultural ties / illegal migration / health care / education / drug threat / environmental degradation / ecology / prevention of ethnic conflicts

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сафронова Елена Ильинична

В статье дается авторское определение понятия «гуманитарные интересы» страны, анализируются особенности гуманитарного сотрудничества государств-членов ШОС, приводятся факторы как благоприятствующие, так и тормозящие его развитие. Автор анализирует российские гуманитарные интересы на «шосовском» направлении и выдвигает целый ряд предложений по диверсификации сфер гуманитарного взаимодействия на пространстве ШОС, а также оптимизации усилий по уже существующим его векторам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIGNIFICANCE OF THE SCO HUMANITARIAN COOPERATION AND RUSSIA"S RELEVANT INTERESTS

The article presents the author"s definition of “humanitarian interests" of a country, analyzes parameters of humanitarian cooperation of the SCO member states, as well as factors favoring and hindering its development. The author describes Russia"s humanitarian interests in the “SCO direction” and sets out a number of proposals to diversify areas of humanitarian cooperation in the SCO, as well as efforts to optimize already existing ones.

Текст научной работы на тему «Значение гуманитарного сотрудничества стран ШОС и интересы России»

Значение гуманитарного сотрудничества...

183

Е.И. Сафронова'

ЗНАЧЕНИЕ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН ШОС И ИНТЕРЕСЫ РОССИИ* **

Аннотация. В статье дается авторское определение понятия «гуманитарные интересы» страны, анализируются особенности гуманитарного сотрудничества государств-членов ШОС, приводятся факторы как благоприятствующие, так и тормозящие его развитие. Автор анализирует российские гуманитарные интересы на «шосовском» направлении и выдвигает целый ряд предложений по диверсификации сфер гуманитарного взаимодействия на пространстве ШОС, а также оптимизации усилий по уже существующим его векторам.

Ключевые слова: ШОС; Россия; Китай; гуманитарное сотрудничество; внешнеполитические интересы; «народная дипломатия»; культурные связи; нелегальная миграция; здравоохранение; образование; наркоугроза; деградация окружающей среды; экология; предотвращение межэтнических конфликтов.

Постановка проблемы. Под гуманитарными интересами автор понимает такую группу интересов страны, при реализации которых может быть обеспечен компромисс между проблемой достижения социального благосостояния населяю-

* Сафронова Елена Ильинична, к. э. н., в. н. с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

** Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 14-27-21002.

184

Международные отношения КНР

щих ее людей и конкретными политическими, экономическими и военными интересами государства как регулирующего и надзирающего института. Здесь следует заметить, что интересы государства (как управляющей надстройки) и интересы нации (как совокупности населяющих страну людей) могут разниться. Поэтому видится некорректным употреблять понятие «государственный интерес» в качестве синонима интересу национальному. При раскрытии заявленной темы автор охарактеризует гуманитарные интересы России в ШОС, отвечающие устремлениям и простого населения, и официальных властных структур нашей страны.

В принципе гуманитарное сотрудничество (ГС) направлено на то, чтобы выработать у взаимодействующих сторон сходный, неантагонистический, а по возможности — совпадающий взгляд на человеческие ценности. И в то же время успех гуманитарного сотрудничества обусловливается степенью уже имеющегося на конкретный момент единства в восприятии окружающего мира странами-партнерами. В отличие от Запада, всем членам ШОС в политическом плане свойственен четко выраженный этатизм, при котором институт государства выступает регулятором общественных отношений и во многом сакрализируется. В экономическом же плане для них характерно сохранение (в разной мере) элементов административно-командной экономики. Поэто-му-то развитие гуманитарных отношений на пространстве Организации идет не столько как спонтанная манифестация интереса граждан страны к культуре и образу жизни обитателей го-сударств-соседей, сколько как управляемый сверху процесс. На уровне простого же населения ШОС гуманитарное общение является вторичным, сопутствующим элементом экономических интересов граждан (в основном участников «челночного» туризма и бизнесменов средней руки).

Гуманитарному сотрудничеству между странами ШОС, несомненно, благоприятствуют серьезные исторические предпосылки. Это — наличие пока еще не распавшегося общего культурно-образовательного пространства России и центральноазиатских стран — членов Организации, с одной стороны, и многовековые традиции контактов Китая (по древнему — «Шел-

Значение гуманитарного сотрудничества...

185

ковому пути») с народами стран Центральной Азии (ЦА) и тесное соседское взаимодействие народов ЦА между собой — с другой. Российско-китайские культурные связи также имеют свои наработки и традиции, заложенные еще в советский период.

Несмотря на наличие предпосылок для успешного ГС на пространстве ШОС, здесь есть и препятствия. Так, центральноазиатским странам — членам ШОС присуща, если так можно выразиться, недоработанность проекта по формированию их государственно-национальной идентичности. С одной стороны, они, стремясь утвердить свою независимость и продемонстрировать самостоятельность собственной внешней политики, порой отходят от российского политико-экономического «русла», следуя так называемому многовекторному международному курсу, носящему порой антироссийскую направленность. Но с другой стороны, этим государствам никак не выгодно вступать в конфронтационные отношения с Россией. И даже на уровне правящих центральноазиатских элит не всегда наблюдается консенсус по вопросу интенсивности отношений с РФ, что сказывается на всем спектре связей с Россией, в том числе и в гуманитарной сфере.

С сожалением можно констатировать, что текущее развитие российско-украинских отношений не только обеспокоило страны Центральной Азии, но и на неофициальном уровне нанесло определенный ущерб имиджу России1.

Однако так или иначе, успешное развитие межстрановых социально-гуманитарных отношений отвечает интересам РФ и партнерствующих государств, поскольку оно создает некий фундамент доверия, способствующий повышению эффективности их экономических инициатив и плодотворности сотрудничества в поддержании безопасности. А в условиях глобализации межстрановые связи в области культуры и межличностного общения в принципе приобретают особое значение, ибо если не предложить стране-соседу свой перспективный гуманитарный проект, то это быстро и споро сделает Запад, что не отвечает интересам РФ.

В плане российско-китайских отношений российский исследователь В.Л. Ларин считает вопрос о состоянии гуманитарных

186

Международные отношения КНР

связей двух стран гораздо более важным, нежели совершенство их экономических отношений, поскольку пока «самое слабое звено» их стратегического партнерства он усматривает в отсутствии общественно-политической опоры последнего2. А через развитие гуманитарных контактов как раз и происходит вовлечение простых людей в формирование событий международного значения и, таким образом, — в создание такой массовой социальной опоры. В итоге «народно-гуманитарная» дипломатия выступает как средство ликвидации отчужденности рядовых граждан от высокой внешней политики, творимой в закрытых официальных кабинетах3. По идее, это должно соответствовать государственным интересам РФ на пространстве ШОС (но, как представляется, не в ближайшее время).

Стоит подчеркнуть, что успех развития ГС напрямую связан с проблемой совершенствования взаимной дипломатической культуры сотрудничающих сторон. Продолжительный опыт успешного гуманитарного взаимодействия способен привести к формированию и/или дальнейшему утверждению в дипломатической культуре общих ценностей, норм и стереотипов. Последнее обстоятельство положительно сказывается на состоянии их (стратегического) партнерства, ибо обеспечивает расширение общей понятийно-категориальной базы последнего и совершенствование дипломатического языка общения4. И это, несомненно, вписывается в круг гуманитарных интересов РФ на «шосовском» направлении.

Намерение развивать ГС констатируется практически во всех документах ШОС, но, тем не менее, гуманитарное взаимодействие стран-участниц по-прежнему строится в основном на уровне двусторонних отношений. Такое положение дел объясняется достаточно просто: ГС редко становится центральным направлением в работе многопрофильных международных организаций, особенно если последними заявлены более глобальные и значимые с точки зрения безопасности и экономики приоритеты. Кроме того, проведение коллективных гуманитарных акций подразумевает создание совместного фонда и механизма финансирования соответствующего сотрудничества. А если таковых не существует даже для обеспечения ключевых мероприя-

Значение гуманитарного сотрудничества...

187

тий, то их отсутствие на цели гуманитарного взаимодействия тем более не удивительно. По этой же причине гуманитарная кооперация стран — участниц ШОС пока не имеет постоянной организационной основы5.

Отвечает ли интересам России придание гуманитарному сотрудничеству в рамках ШОС организованного институционально-постоянного начала? И да и нет. Да — потому, что организационная упорядоченность дает возможность лучшего мониторинга гуманитарной активности других стран-членов на пространстве Организации. При возникновении явного перевеса в этого рода деятельности в пользу государства-партнера другая страна-участница получает возможность быстро отследить направления и последствия подобной активности и принять меры по упрочению собственных позиций в гуманитарно-кооперационной сфере. С другой стороны, необходимость согласования каждого гуманитарного мероприятия со странами-партне-рами замедляет скорость гуманитарного реагирования отельной страны и при определенных условиях даже ограничивает его рамки и масштаб. Поэтому еще одним гуманитарным интересом РФ в контексте ШОС представляется изыскание такого соотношения меры и качества гуманитарной деятельности, которые благоприятствовали бы реализации государственных интересов России в достаточной, но не обременительной в финансовом отношении мере.

Основным гуманитарным интересом РФ в ШОС, на наш взгляд, является сохранение если не единого, как в советские времена, то хотя бы общего (с центральноазиатскими странами) культурно-образовательного пространства (ОКОП). Наличие такого пространства — важнейшее конкурентное преимущество России на территории ШОС по сравнению с Китаем. И не потерять это преимущество — прямая задача и интерес нашей страны. Само наличие культурно-образовательного пространства чрезвычайно важно для перспектив совместного будущего как такового.

Однако пока практически на всей постсоветской территории распад некогда единого культурно-информационного пространства так и не был остановлен. Главным образом он прояв-

188

Международные отношения КНР

ляется в сужении области применения русского языка. До сих пор в ряде стран ЦАР сокращается радио- и телевещание на русском языке, а также учебное время на изучение русского языка и литературы в школьных программах, что ограничивает возможности выпускников для поступления в российские вузы; свертываются программы поддержки развития национальной культуры этнических меньшинств6. Молодежь, даже если еще и может говорить по-русски, то писать на русском языке уже практически не умеет.

Проведение на местах языковой политики, зачастую в форме жестких административных мер, воспринимается одной частью русскоязычных, прежде всего русскими, как стремление «титульных» этносов побудить их покинуть страну, другой — как политический демарш, направленный на обострение межэтнической ситуации7.

Ныне страны ЦАР стоят перед проблемой стагнирующего культурного и образовательного уровня населения, что во многом было вызвано миграцией высокопрофессиональных русскоязычных специалистов, сужением ОКОП, а также элементарной нехваткой государственных средств на поддержание науки, культуры и образования.

Сейчас в гуманитарной практике России в отношении центральноазиатских членов ШОС наблюдается возвращение к прежним, уже испытанным временем формам культурного взаимодействия. Главной здесь остается взаимное проведение Дней культуры и памятных дат; трансляция некоторых программ российского телевидения; принятие мер по расширению общего образовательного пространства. Так, в государствах региона открыт ряд так называемых Славянских университетов, обучение в которых ведется по планам, составленным с учетом российских образовательных стандартов. В целом можно сказать, что задача поддержания если не единого, то хотя бы общего для России и государств Центральной Азии культурно-образовательного пространства не забыта. (Советская модель в свое время послужила основой для образовательных систем всех стран ШОС, включая Китай.) Однако этого, по всей видимости, не достаточно.

Значение гуманитарного сотрудничества...

189

Проблема миграции населения (в том числе и нелегальной) присутствует в международных отношениях всех стран ШОС. Остроту ей придают коррупция и иные нарушения законности со стороны сотрудников милиции, таможни и пограничных служб. Ввиду этого, оптимальное регулирование этой проблемы (о полном ее решении пока речь не идет), несомненно, представляет собой еще один гуманитарный интерес РФ в контексте ШОС.

Появление проблемы миграции обусловлено центробежными тенденциями в молодых независимых странах, повлекшими за собой резкое ухудшение социального и экономического статуса русскоязычных, и ослаблением государственного контроля над процессами занятости. Экономический спад привел к массовому росту безработицы в центральноазиатских странах, и так обладающих трудоизбыточным населением.

По оценке автора, среди официально зарегистрированных в России беженцев или вынужденных переселенцев примерно 70 % составляют русскоязычные, из них 60 % — русские. Из всех стран ШОС основные потоки мигрантов идут именно в Россию. По ряду понятных причин Россия обречена на то, чтобы принимать мигрантов, точно так же, как страны ЦАР и Китай обречены на то, чтобы отдавать трудоизбыточное население, проживающее к тому же на ресурсодефицитных территориях. Думается, что интересам России отвечала бы координация экспорта рабочей силы в рамках ШОС, которая практически неизбежно делает коллективным и транспарентным контроль за миграционными процессами. ШОС могла выступить механизмом добровольного согласования деятельности национальных агентств и служб по делам мигрантов, а также соответствующего внутреннего законодательства и двусторонних межгосударственных соглашений по вопросам трудовой миграции .

Следует также изучить опыт Китая по организации мелкого семейного предпринимательства, обладающего, как оказалось, большим потенциалом по поглощению значительных масс избыточной рабочей силы. Особенно этот опыт может быть полезен в сельском и поселковом хозяйстве, а также в сфере услуг. Это не только сгладит проблему безработицы в некоторых рай-

190

Международные отношения КНР

онах ЦАР, но и послужит предпосылкой для постепенного формирования в регионе среднего класса, а также станет средством смягчения межэтнической напряженности и проблемы нелегальной миграции на территорию России9.

По опросам, проведенным в рамках проекта «Евразийский монитор-9»10, Россия является наиболее привлекательной страной для поиска работы: в РФ выразили желание трудоустроиться 52 % опрошенных жителей Таджикистана, 43 % — Узбекистана, 37 % — Кыргызстана. Как показало исследование, гипотеза о том, что наличие гуманитарных интересов всегда позитивно влияет на отношение граждан к другим странам, подтверждается не всегда. Скорее имеет место обратная ситуация — отношение к стране, вызванное ее экономической привлекательностью, влияет на уровень гуманитарного интереса к ней.

Обнаружена и взаимосвязь между уровнем знакомства с культурой других стран с уровнем готовности населения к союзам и объединениям с этими странами (т. е. уровнем интеграционных настроений). Чем больше в стране респондентов, декларировавших свое знакомство с культурой другой страны, тем выше уровень интеграционных настроений (поддержки вступления своей страны в союзы и объединения)11. Одним из важных факторов, влияющих на базовые параметры «интереса к стране», является восприятие другой страны как дружественной или враждебной. Граждане Казахстана в основном расположены к России (67 %), около 50 % даже не против создания союза с ней, однако довольно много жителей Казахстана считают дружественными и Кыргызстан (27 %), и Узбекистан (20 %)12.

Жители Кыргызстана назвали дружественными странами Россию (74 %), Казахстан (57 %) и Узбекистан (34 %). А возможность союза они чаще рассматривают с Россией (72 %) и Казахстаном (37 %).

Респонденты из Таджикистана назвали дружественными Россию (89 %), Казахстан (61 %), Кыргызстан (44 %) и Узбекистан (40 %). Что касается интеграционных интенций, то 73 % стремятся к союзу с Россией, 45 % — с Казахстаном, по 25 % — с Кыргызстаном и Узбекистаном.

Значение гуманитарного сотрудничества...

191

Жители Узбекистана считают дружественными Россию (78 %) и Таджикистан (35 %)13.

По результатам этого исследования можно констатировать, что центральноазиатские члены ШОС (Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан) близки по уровню интереса граждан к России и друг к другу, а также по восприятию ими своих соседей по ЦА как дружественных. Но именно Россия по-прежнему является для многих респондентов наиболее предпочтительным интеграционным партнером. РФ привлекает население ЦА и в

14

культурном, и в экономическом планах .

В связи с этим можно сказать, что Китай находится на некоторой дистанции от основного гуманитарного ядра ШОС. В КНР это понимают и предпринимают наиболее энергичные усилия по активизации гуманитарного взаимодействия в рамках Организации.

В настоящее время гуманитарное сотрудничество ШОС носит коллективный характер лишь по немногим направлениям. В свое время страны — члены Организации подтверждали совместную готовность внести вклад в мирное восстановление Афганистана и Ирака, реализацию там гуманитарных проектов и оказание медицинской помощи, как собственными поставками, так и предоставлением транспортных коридоров для поставок других государств и международных организаций (в случае Афганистана); в строительство дорог и коммуникаций (в Иране)15.

А российская активность в Исламской Республике Афганистан (ИРА) в постсоветский период неизбежно несет на себе значительную морально-гуманитарную нагрузку. Афганское направление имеет чрезвычайное гуманитарное значение для РФ и всей ШОС, ибо ИРА остается основным внешним источником наркоугрозы для России: большинство наркотиков опийной группы (в том числе героина), употребляемых в РФ и транзитируемых через ее территорию, имеет афганское происхождение16. Кроме того, сама ситуация в Афганистане до сих пор таит в себе и опасность дестабилизации политического положения в южном секторе ШОС. В ЦА существует несколько районов, где слабы позиции центральной власти. В общем объеме транспортировки наркотиков через ЦА ведущие места занимают Таджикистан и

192

Международные отношения КНР

Кыргызстан. В Узбекистане наркобизнесом занимается значительная часть населения. Гарантией продолжения преступного бизнеса становится чрезвычайная коррумпированность правоохранительных органов17. В 80 % выявленных фактов героин в РФ поставлялся из Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Из ЦА в Россию поступает также марихуана и гашиш18.

Ныне наметилась четкая тенденция втягивания в афганский наркотрафик и территории КНР. Так, канал распространения наркотиков отслежен на Памире, на стыке границ Таджикистана, Китая и Афганистана. Уже с конца 1990-х годов здесь ведется бартерная торговля: афганские опий и героин обмениваются на товары первой необходимости19.

По данным китайских спецслужб, имело место активное сращивание преступных группировок центральноазиатских государств с наркомафиозными структурами КНР20. И если китайские власти будут вынуждены пойти на наращивание в регионе антинаркотического военного контингента, то это приведет к возникновению нового очага напряженности в ЦА21. Поэтому расширение участия России в борьбе с наркотрафиком представляются важным гуманитарным интересом страны на территории ШОС22.

Гуманитарным интересам РФ в зоне ответственности ШОС отвечает и долгосрочная помощь России Афганистану. Решить проблему блокирования наркопроизводства в ИРА в принципе невозможно до тех пор, пока не будут найдены пути создания на территории страны не менее выгодных, но легальных производств: промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры и торговли. В этом смысле участие в восстановлении экономики Афганистана напрямую продиктовано жизненно важными интересами безопасности России, хотя афганская социально ориентированная реконструкция является крайне сложной, практически невыполнимой в обозримой перспективе задачей.

Другой коллективной проблемой стран ШОС, разрешение которой соответствует гуманитарным интересам России, является деградация экологической среды.

В странах — центральноазиатских членах ШОС не снижается, а в отдельные годы растет уровень смертности населения в

Значение гуманитарного сотрудничества...

193

трудоспособном возрасте из-за ухудшения экологической обстановки, особенно в зоне узбекского Приаралья23. Среди причин смертности здесь на 1-м месте стоят болезни системы кровообращения, на 2-м — органов дыхания, что стало следствием изменения структуры сельскохозяйственного производства24.

В КНР загрязнение атмосферы в городах, ставшее причиной преждевременной смерти более 2 млн человек в середине 1990-х годов, может быть расценено как сугубо национальная проблема, но вот выбросы сернистого ангидрида (причина кислотных дождей) становятся уже региональной проблемой, поскольку она затрагивает интересы соседних стран. И уже к проблемам глобального характера относится большой объем выбросов двуокиси углерода в Китае — причины климатических изменений25.

Здесь можно отметить, что интересам РФ соответствовало бы развитие в рамках ШОС природоохранного сотрудничества, прежде всего в сферах, не требующих больших инвестиций26. Видимо, целесообразно создать общую базу данных, включающую список приоритетных проблем на стыке экологии и безопасности по особым разделам: горячие промышленно-производственные точки, земельные ресурсы, водные ресурсы с проблемами вододеления и водопользования, вопросы взаимосвязи климатических изменений и природных бедствий.

Весьма важным для России представляется сотрудничество стран ШОС в области здравоохранения11. Снижение уровня жизни в ЦАР привело к уменьшению средней продолжительности жизни и повышению эпидемиологических рисков. Эпидемии инфекционных заболеваний — туберкулеза, гепатита, брюшного тифа и холеры — стали почти обычным явлением в Таджикистане. А Казахстан еще недавно почти возглавлял список государств мира по заболеваемости и смертности от туберкулеза и бруцеллеза.

Состояние лечебной базы больниц в ЦА из-за нехватки средств зачастую является неудовлетворительным, наблюдается острый дефицит квалифицированных кадров, информированность среди профессионалов-медиков невысока, а осведомленность высокоуязвимых к заболеваниям групп населения вообще оставляет желать много лучшего. Во многих сельских боль-

194

Международные отношения КНР

ницах нет условий для изоляции контагиозных пациентов, а оборудование для качественной стерилизации хирургических инструментов может отсутствовать или быть неисправным. В то же время зачастую больного навещают многочисленные родственники из других населенных пунктов, разбросанных по достаточно обширной местности. Все это повышает риски возникновения внезапных эпидемий с широким географическим ох-28

ватом.

Другим важным фактором распространения заболеваний (во всем мире) является сама глобализация мировой экономической жизни, сопряженная с расширением возможностей для перемещения людей, индустриализацией и интернационализа-цей торговли продовольствием. При массовом производстве и переработке продуктов питания, при поставке замороженных продуктов и полуфабрикатов повышается вероятность обширных эпидемий во многих местах. Поэтому особо остро для РФ встает вопрос о качественности санитарного состояния экспортно-импортных продуктов питания, о здоровье скота, содержащегося в приграничных районах и служащего сырьем для мясной и молочной промышленности. Думается, внимание этому вопросу должен в первую очередь уделить Китай, который является не только крупным экспортером продовольствия, но и третьим по объему мировым донором продуктов питания29.

Прозрачные границы и большая численность мигрантов увеличивают угрозу распространения инфекционных заболеваний. Водители грузовых автомобилей, бездомные, рабочие-мигранты и т. д., относясь к уязвимым группам, требуют особого медицинского контроля.

Серьезную гуманитарную проблему представляет собой сохраняющийся в странах ШОС потенциал конфликтов на субъективно-национальной почве, т. е. не зависящий от таких объективных трудностей, как, например, дефицит природных ресурсов. В некоторых государствах Организации реально существует социально-гуманитарная проблема дискриминации некоторых эт-

« 30

носов со стороны «титульных» национальностей .

В формировании антирусских настроений в ЦАР определенную роль играет установка некоторых местных элит на приори-

Значение гуманитарного сотрудничества...

195

тетное развитие собственной национальной культуры для скорейшей ликвидации «культурной зависимости» от России как преемника атеистического СССР. Курс на национальное возрождение порой приводит к сокращению числа русских культурно-просветительных учреждений. Есть данные, что доступ к большинству престижных мест в государственном секторе Кыргызстана (госаппарат, банки, налоговая, таможенная службы, правоохранительные, судебные органы и т. п.) для некиргизов сильно затруднен. И именно здесь, видимо, наиболее сильно

31

проявляется дискриминация русскоязычных .

Ранее высокий социально-политический статус русской эт-ногруппы вытекал не только из ее «более продвинутой культу-

32

ры» , но и поддерживался центральной властью, поскольку русским отводилась важная политико-социальная и экономическая роль как элемента интеграции и баланса в сложных межэтнических отношениях в ряде республик. Сейчас, когда статус русских и их количество по причине миграции изменились, русская этногруппа становится одной из причин и объектов социально-политических и межэтнических проблем33.

Не все благополучно в отношении к другим этногруппам и в России. Так, «крайнюю озабоченность» ущемлением прав соотечественников — трудовых мигрантов, находящихся на территории РФ, выражает Таджикистан34. Недоумение по поводу стиля общения правоохранительных органов России с предприни-мателями-гражданами Китая высказывалось и в прессе КНР.

Таким образом, корректная, дипломатически выдержанная защита интересов своих граждан, тем более той их части, которая имеет полноценное официальное гражданство, также могла бы внести свой вклад в дело улучшения межнационального климата в Организации, что тоже отвечает интересам России.

В связи с вышеизложенным, видимо, следует высказать ряд рекомендаций, реализация которых могла бы способствовать оптимизации гуманитарных позиций России на пространстве ШОС.

В плане поддержания ОКОП представляется полезной активизация деятельности образовательных учреждений типа «Университетов ШОС» в целях подготовки истинных профессиона-

196

Международные отношения КНР

лов — специалистов-синологов, а в Китае и РФ — русистов и экспертов по странам ЦАР, которых пока катастрофически не хватает. Из-за дефицита специалистов высшей квалификации проистекают недооценка и недоверие друг к другу. Китайские исследователи полагают, что многие крупные проекты сотрудничества тормозятся именно из-за культурного недопонимания, и по этой же причине с трудом набирает обороты двустороннее

« 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

инвестиционное взаимодействие, часты торговые трения .

Для реального культурно-гуманитарного сближения стран ШОС только лишь открытия новых «информационно-культурных центров» явно не достаточно. Нужна комплексная, широкомасштабная и долговременная программа работы с населением стран-партнеров. К сожалению, именно в этом Россия традиционно не сильна. Официальная гуманитарная политика РФ строится на взаимодействии с элитами других государств, причем даже не со всеми, а только властными. Работа в сфере рядового человеческого общения или не ведется вовсе, или ведется крайне редко. А ведь работа с широкими слоями населения (собственно, именно это и называется «гуманитарной политикой») является важным аспектом внешней политики страны как таковой36. По сравнению с РФ китайцы демонстрируют большую готовность работать с простыми гражданами, настойчиво наращивая при этом пока еще небольшой, но действенный опыт.

Представляются целесообразными разработка и проведение согласованной в рамках ШОС культурно-просветительской политики, направленной на формирование позитивного восприятия представителей этносов-соседей. Здесь могут быть использованы как традиционные формы культурных контактов (Дни и Годы культуры на территориях друг друга, конкурсы — например, на лучшее знание русского языка и т. д.), так и гуманитарно-экономические (создание совместных малых трансграничных предприятий, пунктов распределения питьевой воды и медикаментов, передвижных магазинов-автолавок, на легальном основании осуществляющих продажу или же бартерный обмен продукцией этносов-соседей)37.

Для упрочения гуманитарных позиций РФ в ШОС видится полезным активное привлечение «мозгов» из стран — членов

Значение гуманитарного сотрудничества...

197

ЦАР, при создании таких условий, благодаря которым именно высококвалифицированные специалисты переезжали бы в Россию. Причем эту работу можно начать с молодежи: отслеживать талантливых школьников и студентов и предоставлять им льготы (выделять гранты) при поступлении в российские вузы38.

Россия могла бы также организовать в ЦАР сеть гимназий с углубленным изучением русского языка. Юридически создавать русские частные гимназии должны, конечно же, граждане-меценаты принимающих государств, но Россия могла бы оказывать им посильную гуманитарную, материальную и моральную

39

поддержку .

Следует расширить на пространстве ШОС сеть российских СМИ, в том числе и электронных, хотя бы в тех масштабах, которые не касались бы принимающим странам «угрожающими».

Крайне полезной была бы организация совместных научных проектов в области исследования экономического и гуманитарного состояния стран-партнеров, проведение «инвентаризации» взаимных социо-культурных устремлений граждан ШОС; выявление их содержания, приоритетов, а также наиболее заинтересованных в сближении социально-демографических групп; определение сходств и различий в интеграционных ожиданиях граждан разных стран, базирующихся на общих гуманитарных интересах. Результатом проекта могла бы стать карта «шосов-ского» пространства, основанная на близости социо-культур-

40

ных интересов населения соответствующих государств .

В сфере образования также видится полезным согласование стандартов «внутришосовского» образования с международными стандартами, обеспечение конвертируемости дипломов не только на уровне Организации, но и на широком интернациональном уровне, но без утраты преимуществ и наработок старой, доказавшей свою состоятельность образовательной системы советского образца.

В плане борьбы с наркотрафиком было бы небесполезным рассмотрение вопроса о целесообразности присоединения ШОС (как международной организации или отдельных ее членов) к проекту Международной программы ООН по контролю за наркотиками (UNDCP), действующему для Узбекистана, Кыргыз-

198

Международные отношения КНР

стана и Таджикистана с 1997 г. и направленному на укрепление силовых антинаркотиковых структур ЦАР, дальнейшее развитие приграничного взаимодействия. Этот вопрос обретает особую актуальность в свете вывода большей части американского воинского контингента из Афганистана.

В области здравоохранения приведенные выше факты диктуют необходимость неотложного взаимодействия стран ШОС в соответствующей сфере.

Поскольку здравоохранные усилия в основном предпринимаются в индивидуальном порядке, без подключения ресурса коллективности, то необходима активизация именно совместных разработок. Возможных, точнее реально достижимых, векторов сотрудничества здесь из-за ограниченности средств не так уж и много, но они есть. Так, ЦА остро нуждается в техническом содействии. Например, в обучении лаборантов для эффективного выявления случаев мультирезистентного туберкулеза; в подготовке врачей и фельдшеров-фтизиатров; консультировании медицинских учреждений; проведении действенного эпидемиологического мониторинга; повышении ответственности санитарного контроля в пунктах пересечения границ. Видятся целесообразными такие, не требующие объемного финансирования, коллективные мероприятия, как обмен данными по заболеваемости, создание механизма срочного оповещения стран-соседей о повышении эпидемического риска, медицинский мониторинг состояния воды и почв в приграничных районах, обмен опытом между специалистами-инфекционистами и обмен вакцинами. Снабжение населения наглядными печатными пособиями, направленными на профилактику заболеваний, также представляется полезным. Помощь РФ в данном направлении не только снизила бы здравоохранную напряженность в ЦА, но и прямо соответствовала бы интересам самой России.

И по-прежнему остается актуальной задача по укреплению оперативных и правовых механизмов по оказанию международной помощи в случае гуманитарных бедствий на основе непрерывного согласования руководящих принципов, включая те, которые касаются межгосударственного содействия и регулирования международной помощи в случае природных и техноген-

Значение гуманитарного сотрудничества...

199

ных бедствий и первоначальной помощи в деле восстановления

41

здоровья населения .

Автор согласен с мнением российского исследователя Е.А. Степановой, полагающей, что Россия пока еще не является ведущей «гуманитарной державой» и крупным донором в области гуманитарной помощи и социально-экономического развития стран, регионов и постконфликтных зон. Причинами этого предстают объективные трудности и структурные недостатки российской модели ведения гуманитарной деятельности, особенно по завершении ее острой стадии (после возникновения разного рода чрезвычайных ситуаций), а также ограниченность финансирования, отсутствие долгосрочных программ помощи и кредитования, слабый менеджмент и недостаточное участие в этой деятельности как российского бизнеса, так и государственных органов, занимающихся проблемами экономического развития. Пока основную роль в российских гуманитарных операциях за рубежом играют государственные структуры «силового блока» — МЧС и МО РФ. Однако уже сейчас РФ способна предоставлять услуги чрезвычайного гуманитарного реагирования на самом высоком уровне, а при необходимости российские службы могут эффективно работать в качестве подрядчиков и субподрядчиков в рамках международных гуманитарно-восстановительных проектов42.

На стадии более долгосрочного восстановления инфраструктуры и экономики не меньшая проблема — недостаточная подготовка и небольшое число российского гражданского персонала, пригодного для решения задач постконфликтного восстановления мира (за исключением, пожалуй, медицинских работников). Стимулирование развития гражданских ресурсов в области решения гуманитарно-восстановительных (а в перспективе — и более широких задач социально-экономического развития) должно стать одним из главных долгосрочных интересов России в гуманитарной сфере43, в том числе и на пространстве ШОС.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Гуманитарное сотрудничество в рамках любой организации может быть эффективным только тогда, когда оно реально обеспечивает об-

200

Международные отношения КНР

ратную связь каждой участвующей в нем стороны с простыми людьми — «реципиентами» гуманитарной помощи или культурно-образовательной активности. Та или иная международная организация может обеспечить себе длительную поддержку и соответственно — реальную возможность успешно реализовывать свои высшие, политико-стратегические цели лишь при условии, что простой человек на деле ощутит полезность подобной международной структуры для себя и для своей семьи. Эффективность гуманитарного сотрудничества можно оценить и тем, насколько быстро оно обеспечивает развитие системы горизонтальных связей, прежде всего на уровне межчеловеческого общения и/или по линии «народной дипломатии».

Показателем эффективности гуманитарной кооперации можно назвать и интенсификацию политического диалога на межгосударственном уровне, переход к таким ценностным ориентациям, как оперативность, доступность и «целевая точность» гуманитарной помощи, априорная позитивная толерантность к культуре и традициям другого народа.

В случае государств — членов ШОС взаимодействие в гуманитарной сфере имеет характер немаловажного элемента их общестратегического партнерства. ГС путем укрепления межчеловеческих связей и ознакомления людей с жизнью других народов придает национальной самобытности международное звучание и тем самым вносит особый вклад в укрепление взаимопонимания между странами, а следовательно — в сбережение людского потенциала партнерствующих государств.

Если кратко сформулировать задачу и смысл гуманитарной деятельности России в ШОС, то это — тактичное озвучивание и несиловое лоббирование ее политических и экономических интересов на пространстве Организации.

Примечания

1 См., в частности: URL: http://expert.ru/expert/2014/19/kto-druzhit-tot-i-tsel/

2 URL: http://russian.china.org.cn/Sci-Edu-Cult/txt/2005-06/27/content_2 180831.htm

Значение гуманитарного сотрудничества...

201

3 Подробнее см.: Сафронова Е.ЖНекоторые итоги гуманитарного взаимодействия стран-членов Шанхайской организации сотрудничества за пять лет ее существования / Шанхайская организация сотрудничества: к новым рубежам развития. М.:ИДВ РАН. 2008. С. 161—183.

4 Подробнее см.: Сафронова Е.И. Указ. соч. С. 165—166.

5 Подробнее см.: Сафронова Е.И. К вопросу о необходимости развития гуманитарного сотрудничества в контексте ШОС / Китай в мировой и региональной политике. М.:ИДВ РАН. 2005. С. 95—119.

6 Курганская В. Казахстан: языковая проблема в контексте межэтнических отношений. URL: http://www.ca-c.org/joumal/cac-06-1999/kurganskaja. shtml

7 Курганская В. Указ.соч.

8 Сафронова Е.И. К вопросу о необходимости... С. 111, 112.

9 Там же.

10 См. ЕМ-9. Чем мы интересны друг другу? Перспективы гуманитарной коммуникации стран СНГ. URL: http://www.eurasiamonitor.org/rus/ research/event-133.html; Задорин И.В. Интересны ли мы друг другу? Гуманитарная коммуникация населения стран СНГ как третье основание интеграции. URL: http://www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/1/Zadorin _Interesny_li_my_drug_drugu_EM-9_11-08.pdf

11 Там же.

12 Там же.

13 ЕМ-9. «Чем мы интересны друг другу? Перспективы гуманитарной коммуникации стран СНГ». URL: http://www.eurasiamonitor.org/rus/resear ch/event-133.html и Задорин И.В. Интересны ли мы друг другу? Гуманитарная коммуникация населения стран СНГ как третье основание интеграции. URL: http://www.zircon.ru/upload/File/russian/publication/1/Zadorin_Int eresny_li_my_drug_drugu_EM-9_11-08.pdf

14 Там же.

15 Подробнее см.: Сафронова Е.И. Направления и проблемы гуманитарного сотрудничества государств-членов ШОС // Россия и Китай в Шанхайской организации сотрудничества. М., 2006. С. 55—72; Сафронова Е.И. Некоторые аспекты гуманитарного взаимодействия стран-членов ШОС // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. М.:ИДВ РАН. 2004. С. 40—68.

16 Подробнее см.: Степанова Е.А. Гуманитарный потенциал России и восстановление экономики конфликтных зон. URL: http://i-r-p.ru/page/ stream-exchange/index-13763.html.

17 http://www.saturn-ural.ru/analit/2.html

202

Международные отношения КНР

18 Зеличенко А. Наркоситуация в зоне действия Международного антинаркотикового Проекта ООН «Ошский узел». URL: http://www.ca-c.org/ journal/cac-06-1999/zelichenko.shtml

19 Там же.

20 Зеличенко А. Указ.соч.

21 Там же.

22 Подробно см.: Сафронова Е.И. Некоторые аспекты гуманитарного взаимодействия... С. 52.

23 Максакова ^.Тенденции демографического развития в Узбекистане. URL: http://www.ca-c.org/journal/cac-06-1999/maksakova.shtml

24 Там же.

25 Рогожина Н.Г. Экологический кризис и проблема безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азиатско-Тихоокеанский регион и Центральная Азия: контуры безопасности / под ред. Воскресенского А.Д. М.: МГИМО (У) МИД РФ. 2001. С. 211.

26 Подробно о вероятных направлениях экологического сотрудничества стран-членов ШОС см.: Сафронова Е.ЖНекоторые аспекты гуманитарного взаимодействия... С. 60—61; Сафронова Е.И. Направления и проблемы гуманитарного сотрудничества... С. 68—69.

27 Подробнее см.: Сафронова Е.И. Некоторые итоги... С. 172—173.

28 Там же.

29 Там же.

30 Подробнее см.: Сафронова Е.ІК вопросу о необходимости... С. 108.

31 Космарская Д«Русские в Центральной Азии» — больной вопрос? Насколько и для кого? (на примере ситуации в Киргизской Республике). URL: http://www.ca-c.org/journal/cac-06-1999/kosmarskaya.shtml

32 Джекшенкулов А. Указ. соч. С. 88.

33 Там же.

34 URL: http://www.inosmi.ru/print/219252.html

35 URL: http://russian.china.org.cn/Sci-Edu-Cult/txt/2005-06/27/cont ent_ 2180831.htm

36 Степанова Е.А. Гуманитарный потенциал... URL: http://i-r-p.ru/ page/stream-exchange/in dex-13763.html

37 Подробнее см.: Сафронова Е.И. К вопросу о необходимости... С. 111.

38 См.: URL: http://www.iarex.ru/news/22845.html

39 См.: URL: http://www.iarex.ru/news/22845.html

40 См.: ЕМ-9. Чем мы интересны друг другу? Перспективы гуманитарной коммуникации стран СНГ; Задорин И.В. Интересны ли мы друг другу?

Значение гуманитарного сотрудничества...

203

Гуманитарная коммуникация населения стран СНГ как третье основание интеграции. URL: http://www.zircon.rU/upload/File/russian/publication/1/Zad orin _Interesny_li_my_drug_drugu_EM-9_11-08.pdf

41 URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/assistance/facts.shtml

42 Степанова Е.А. Гуманитарный потенциал... URL: http://i-r-p.ru/ page/stream-exchange/in dex-13763.html

43 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.