Научная статья на тему 'К вопросу об оптимизации экономических отношений по линии «ШОС-Афганистан»'

К вопросу об оптимизации экономических отношений по линии «ШОС-Афганистан» Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
430
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОС. / КОНТАКТНАЯ ГРУППА / РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / АФГАНИСТАН / SCO-Afghanistan Contact Group / development of economic relations / economic projects / legalization of economic activities

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сафронова Елена Ильинична

Рассмотрев особенности внутриполитической и внтуриэкономической обстановки в Афганистане, а также текущее состояние политических и экономических отношений страны с ШОС, автор приходит к выводу, что основным путем оптимизации экономических связей двух сторон могло бы стать сотрудничество по созданию таких хозяйственных объектов и контактов, которые не только бы отвечали интересам со-развития партнерствующих сторон, но и формировали бы условия для перетока трудоспособного населения из теневого бизнеса в реальную экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the optimization of economic relations on the “SCO-Afghanistan” vector

Having analyzed the peculiarities of internal political and economic situation in Afghanistan and the current status of political and economic relations of the country with the member states of the SCO, the author concludes, that the main way to optimize economic ties between the two sides is to establish such facilities and economic contacts, which would not only meet interests of the co-development of the parties, but also create conditions for the transition of manpower from “shady” business to the real economy sector.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оптимизации экономических отношений по линии «ШОС-Афганистан»»

Е.И. Сафронова'

К ВОПРОСУ ОБ ОПТИМИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ПО ЛИНИИ «ШОС—АФГАНИСТАН»

Аннотация. Рассмотрев особенности внутриполитической и внтуриэкономической обстановки в Афганистане, а также текущее состояние политических и экономических отношений страны с ШОС, автор приходит к выводу, что основным путем оптимизации экономических связей двух сторон могло бы стать сотрудничество по созданию таких хозяйственных объектов и контактов, которые не только бы отвечали интересам со-развития партнерствующих сторон, но и формировали бы условия для перетока трудоспособного населения из теневого бизнеса в реальную экономику.

Ключевые слова: ШОС. Афганистан, Контактная группа, развитие экономических связей, экономические проекты, легализация хозяйственной деятельности.

Непосредственным соседом стран-участниц ШОС, а также государств-наблюдателей Организации — Индии и Пакистана — является Исламская Республика Афганистан (ИРА), выразившая готовность активно взаимодействовать с Шанхайской группой еще в 2004 г. В долгосрочном геоэконо-

* Сафронова Елена Ильинична, к.э.н., в.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.

мическом плане роль Афганистана как стратегического транзи-тера товаропотоков и ресурсов (в частности, энергетических) чрезвычайно важна для ШОС, и нестабильность положения в ИРА напрямую влияет на ситуацию в Организации по целому ряду причин.

Развитие торгово-экономических связей — универсальное средство укрепления позиций Шанхайской группы в ИРА. Оно отвечает и интересам Афганистана, нуждающегося в восстановлении национального хозяйства, и интересам государств Центральной Азии, расширяющим за счет ИРА свою внешнюю торговлю, и — что весьма ценно — находящим в Афганистане столь редкий для них рынок сбыта продукции обрабатывающей промышленности. КНР же видит в развитии экономических связей с ИРА возможность экономически и политически закрепиться там после вывода из Афганистана американских войск в 2014 г.

В 2005 г. была создана Контактная группа «ШОС—Афгани-стан». В лице этой группы стороны получили реальный двусторонний консультационный механизм. Вопрос о принятии ИРА в ШОС хотя бы на правах страны-наблюдателя уже поставлен, тем не менее мораторий на расширение состава Организации не снят, и поэтому диалог Организации и ИРА ведется в большей степени по экономическим вопросам. Афганистан надеется получить от ШОС помощь в таких областях, как разведка энергоресурсов, создание транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры, расширение торговых связей.

Экономическому сотрудничеству ШОС и Афганистана до сих пор препятствует то, что длительное время все инфраструктурные и торговые связи стран ЦА были сориентированы по другим направлениям, нежели Афганистан, или мало учитывали его соседство1. Даже сейчас возможности воздушных и сухопутных путей между ЦА и ИРА, налаженные в советское время и бывшие тогда сугубо военными, практически не используются. Товарообмен идет по сложному маршруту: из КНР (СУАР) через Пакистан автотранспортом (часть пути — по железной дороге), из стран ЦАР через речной порт Термез (Узбекистан) до порта Хайратон на афганском берегу Амударьи или же по железной дороге — до ст. Термез, а оттуда — или по мосту автотранспортом,

или на речных баржах на территорию Афганистана. Используются разные виды транспорта, что делает необходимой неоднократную разгрузку-погрузку, и это удорожает транспортировку. Поэтому в Узбекистане рассматривается возможность сооружения железной дороги Термез—Торхам при участии Казахстана. Также на стадии рассмотрения находится проект строительства сквозной автомагистрали от Алматы через Бишкек, Ош, Душанбе, Кабул, Кандагар и далее в Пакистан, но уже при финансировании Всемирным банком, АБР, США и Японией. Казахстан надеется утвердить свой статус страны-транзитера и за счет Афганистана, рассчитывая, что в будущем экспортные грузы из ИРА пойдут на Север через РК2.

Однако непременным и обязательным условием успеха экономических начинаний является стабилизация политического положения в стране и достижения там достаточного уровня военной безопасности. Международной антитеррористической коалиции, похоже, так и не удалось выполнить эту задачу. Внутриафганские вооруженные конфликты продолжаются, и существуют опасения, что после 2014 г. они разгорятся с новой силой.

Главными проблемами афганской армии и спецслужб остаются коррупция, низкая боеспособность, дезертирство, что ставит под сомнение их эффективность в деле поддержания безопасности в стране, особенно после вывода сил антитеррористической коалиции из ИРА в 2014 г.3

Афганистан все более и более погружается в пучину бедности. Основные доходы население страны, как известно, получает от выращивания и сбыта наркосодержащих культур. В силу этого, не просто сохранение, но дальнейшее развитие наркобизнеса в ИРА остается одним из основных факторов, дестабилизирующих обстановку в стране и далеко за ее пределами. Есть данные, что в сопредельных центральноазиатским странам ШОС провинциях Афганистана складировано несколько тысяч тонн опиума и героина, предназначенных для транспортировки как в государства СНГ, включая Россию, так и далее — на Запад4. По расчетам ООН, в 2011 г. рост производства опия в Афганистане составил 61 %, а общей площади плантаций опийного мака —

7 %. Одновременно средняя цена сухого опия на «черном рынке» повысилась на 43 %, что значительно увеличило доходы наркомафии5.

Производство опиатов является одним из реальных секторов сельского хозяйства ИРА. Доходы от него превышают все другие поступления в бюджет страны. Около половины фактического, пусть и нелегального, экспорта Афганистана составляют опий и наркотики на его основе. Относительный запрет на наркобизнес действует лишь на территории северных и северо-западных провинций ИРА: в сельской местности востока и юга страны он функционирует практически свободно. Распространена практика выдачи торговцам кредитов под будущий урожай и закупку выращиваемого опия. Коалиционные войска уже давно устранились от активной борьбы с наркопроизводством, а местные власти не способны контролировать ситуацию6.

Поскольку основное финансирование различных конфликтующих внутриафганских группировок происходит именно за счет поступлений от наркоторговли и наркотрафика, то становится понятным, насколько сложна задача переориентации экономики Афганистана на легальные «рельсы». В этом не заинтересованы слишком многие и внутри ИРА, и за ее пределами. Для перекрытия указанного источника финансирования необходимо скорейшее решение вопроса о новых способах жизнеобеспечения афганского населения. Пока же официальное правительство страны практически полностью зависит от внешней финансово-экономической помощи, без которой оно не способно содержать силы безопасности, осуществлять программы развития экономики и социальной поддержки населения7. Ежегодный бюджет ИРА составляет 12 млрд долл., из них менее 2 млрд — собственный доход Афганистана. Все остальное — ме-

о

ждународная помощь .

Финансовое содействие Афганистану до сих пор демонстрирует свою неэффективность, ибо многомиллиардные средства расхищаются еще на стадии выделения. Правительство страны так и не сумело выработать четкие цели, планы и действенные концепции экономического развития страны. На фоне этого производство наркотиков увеличивается и в полный рост встает

опасность ползучей наркотизации экономик соседних Афганистану центральноазиатских государств ШОС9.

Решить проблему глобального афганского наркотрафика можно не только и не просто путем ужесточения полицейских методов борьбы с ним, ибо последние пока приводят лишь к удорожанию наркотиков и мало сказываются на объемах и суммарных доходах наркобизнеса как такового. Не меньшее значение имеет развитие экономики соседних Афганистану стран путем создания новых производств и рабочих мест для населения. Тогда транзит наркотиков перестанет быть единственным источником его жизнеобеспечения10.

Стратегически важные средне- и долгосрочные перспективы экономических отношений ШОС и Афганистана могут быть связаны с модернизацией и развитием транспортных коммуникаций, проходящих из Центрально-Азиатского региона через Афганистан в южном направлении, с содействием прокладки ЛЭП из стран Центральной Азии в Афганистан и транзитом через него — в Пакистан (Кыргызстан уже поставляет электроэнергию в Афганистан и через его территорию — в Пакистан)11,

а также со строительством прочей инфраструктуры, реализаци-

12

ей социальных программ для населения .

В случае урегулирования ситуации в стране Афганистан может предложить ШОС свой немалый транзитный потенциал: ИРА обладает уникальным геогрфическим положением, поскольку граничит со странами, использующими три различных вида железнодорожной колеи: европейскую — 1435 мм (Иран), советскую — 1520 мм (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан) и индо-пакистанскую 1676 мм (Пакистан). Если железные дороги Афганистана будут развиваться по принципу «стыка трех колей», что предполагает развитие системы трансфера товаров и грузов с одного типа железнодорожной колеи на другой, то это способно гарантировать ИРА поступление больших объемов транзитного грузопотока. Уже на начальной стадии они оцениваются в 500—1000 млн т ежегодно. Это может сделать железнодорожную систему ИРА одной из важнейших отраслей экономики страны и крупнейшей доходной статьей национального бюджета13. По мнению специалистов, подобный стыковой узел

можно было бы создать в Герате ввиду удобного географического расположения и рельефа местности вокруг этого города. Строительство превратило бы Герат в крупнейший региональ-

14

ный железнодорожный узел .

Одной из первых транспортных инициатив, предложенных Западом, стало строительство в Афганистане Национальной кольцевой автодороги протяженностью 3362 км, призванной соединить все крупные города страны и далее — вывести афганские дороги на автомагистрали соседних государств. По оценкам властей ИРА, ежегодные доходы от транзита по автодорогам могут достигнуть 300—350 млн долл. и стать важной доходной статьей бюджета страны15.

Несмотря на всю перспективность этого проекта, западную программу восстановления ИРА афганские и региональные специалисты критикуют за неспособность (или нежелание?) осуществлять строительство крупных инфраструктурных объектов, которое неизбежно привело бы к созданию большого количества новых рабочих мест.

Западные инвесторы, а также Китай заинтересованы в реализации транзитных проектов, в частности, в прокладке трубопроводов (Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия (ТАПИ)), строительстве железнодорожных и автомобильных дорог (Синь-цзян—Карачи, Колхозабад—Мешхед и Ташкент—Ашхабад— Бендер—Аббас), линий электропередач (СА8А-1000) и связи (Евразийская оптоволоконная магистраль)16.

Перспективным направлением развития экономики ИРА уже является транспортировка энергоресурсов из Центральной Азии в страны Южной Азии. В плане будущих возможностей необходимо отметить роль газопровода ТАПИ протяженностью 1380 км, задуманного для транспортировки газа из туркменского Довлетабада в Пакистан и Индию. По оценкам афганских властей, ТАПИ после ввода в эксплуатацию будет приносить в афганский бюджет около 400 млн долл. ежегодно и приведет к созданию примерно 12 тыс. рабочих мест для местного населения17. Ввиду ускорившегося промышленного развития стран Южней Азии, в том числе Индии, в ближайшие годы возможен существенный рост потребности в газе в этом регионе. В силу этого ви-

дится вполне вероятным присоединение к ТАПИ других госу-

дарств-поставщиков этого энергоносителя, что повышает значе-

10

ние и роль данного транзитного начинания .

В 2011 г. ввиду заявленного вывода войск антитеррористи-ческой коалиции из Афганистана появились первые попытки объединения региональных инициатив, в основном связанных с транзитом, в один проект — «Новый Шелковый путь», степень и характер влияния которого на эффективность реализации от-

19

дельных подпроектов определить пока трудно 9.

Китай является важным торгово-экономическим партнером Афганистана среди стран ШОС, хотя и его торговля с ИРА невелика: порядка 200 млн долл. (оценка автора на 2011 г.).

Однако китайские компании «берут» тем, что активно инвестируют в Афганистан, реализуя там проекты и в области сельского хозяйства, и в сфере добычи и переработки полезных ископаемых (точный объем инвестиций — цифра труднодоступная, но, думается, она значительно превышает соответствующий российский показатель).

В 2008 г. в ходе визита Х.Карзая в Пекин Афганистан и КНР заключили соглашение, согласно которому Китай уже тогда получил возможность инвестировать 3,5 млрд долл. в крупнейшее медное месторождение ИРА Айнак (пров. Логар). Согласно другому соглашению, Китай построит в Афганистане 400-мегаватт-ную ТЭЦ, а также железнодорожный путь, который соединит СУАР КНР, Таджикистан и ИРА. Китайские коммуникационные компании 2ТБ и «Хуавэй» совместно с Министерством коммуникаций Афганистана займутся созданием цифровой телефонной сети на 200 тыс. абонентов. Китай уже принял участие в ирригационном проекте в Парване, провел реконструкцию больниц в Кабуле и Кандагаре. Китайские компании также выступают подрядчиками ЕС в различных строительных проектах на территории Афганистана20.

Вследствие того, что капиталовложения китайских компаний (как государственных, так и частных) в афганскую экономику и инфраструктуру постоянно растут, растут и интересы Китая в ИРА. Впредь Пекин намерен резко увеличить свое экономическое и политическое присутствие в стране, ибо только

так он сможет защитить уже сделанные инвестиции и создать

21

условия для реализации новыгс экономических проектов .

Что касается России, то для нее участие в восстановлении афганской экономики — один из оптимальных путей урегулирования вопроса о долге Афганистана бывшему СССР. Аннулирование РФ афганского долга (11 млрд долл.22) как раз и было связано со стремлением подготовить почву для такого режима сотрудничества, который благоприятствовал бы участию России в реконструкционных проектах.

Содействие в восстановлении национального хозяйства способно естественным образом перерасти в постепенное экономическое взаимодействие на постоянной основе, которое в свою очередь создает базу для политического закрепления в стране.

Однако после создания в 2005 г. вышеупомянутой Контактной группы «ШОС-Афганистан» сделано гораздо меньше, чем поначалу намечалось. Главная и уже набившая оскомину причина этого — пресловутая нехватка финансирования, а также зависимость от настроений иностранных партнеров и международных доноров. Речь идет о немалых суммах: только на реконструкцию дорог (95 % которых к началу XXI века были непригодны для эксплуатации) требуется примерно 1,2 млрд долл., а затраты на восстановление одного лишь тоннеля Саланг оценены в 25 млн долл.23

По понятным причинам РФ не является ведущей стра-ной-донором, но она выразила готовность взять на себя расходы по исследовательским работам, прежде всего, в нефтегазовой сфере и подготовке документации по проектам экономической реконструкции. В ряде случаев РФ была готова командировать специалистов и поставить оборудование, но только если западные партнеры обеспечили бы необходимое финансирование24.

Поскольку западные финансово-инвестиционные компании выдают кредиты на восстановительные работы в первоочередном порядке своим фирмам, отсутствие у России собственных, в том числе государственных, финансовых и кредитных программ на афганском направлении снижает представительность российского инвестиционного участия до роли субподрядчика. Даже в проектах, в которых необходимость присутствия российских

компаний (особенно строительных) очевидна для всех (например, восстановление туннеля Саланг), РФ зависит от финансирования со стороны международный доноров. А в тех сферах, где участие российских компаний Западом в принципе не приветствуется, получение необходимого финансирования и становится

25

практически невозможным .

Тем не менее, даже в таких условиях нужно использовать российские конкурентные преимущества — хорошее знание местности и объектов, способность восстановить и модернизировать предприятия, построенные еще СССР, наличие специалистов и оборудования. Например, российские специалисты в 2002 г. изучали возможности восстановления гидроэлектростанции «Наглу», снабжающей электроэнергией Кабул и построенной советскими специалистами. После ряда тендеров, Министерство энергетики и водныгх ресурсов Афганистана подписало контракт на замену оборудования, в том числе турбин ГЭС, с российским «Технопромэкспортом» (который и строил этот объект в 1970-е годы, а также ТЭС в Мазари-Шарифе, ГЭС в Пули-Хумри и Сароби-2, ЛЭП и т. д.). Финансирование проекта в размере 32 млн долл. происходит за счет кредита Всемирного банка афганскому правительству26.

Перспективным региональным проектом транспортировки энергоресурсов является СА8А-1000. Он призван обеспечить экспорт электроэнергии Кыргызстана и Таджикистана в Афганистан и Пакистан. Следует отметить, что к проекту СА8А-1000 проявила предметный интерес и Российская Федерация. В январе 2011 г. В.Путин на встрече с президентом ИРА Х.Карзаем заявил о готовности выделить на создание этой энергетической транзитной системы российские инвестиции (в размере 500 млн долл. при условии, если российская компания «ИнтерРАО ЕЭС» выступит в качестве оператора СА8А-1000)27.

Следует отметить важность максимально возможного расширения внешнеторговый контактов стран ШОС и Афганистана. Сальдо внешней торговли ИРА носит отрицательный характер, и при этом страна испытывает дефицит ряда базовых потребительских товаров. Учитывая географическую близость стран ШОС и Афганистана, бышо бы крайне целесообразно раз-

работать программу внешнеторгового сотрудничества ШОС и ИРА28. Сейчас объем российско-афганского товарооборота показывает явный положительный тренд: в 2010 г. он составил 571,3 млн долл., а в 2011 г. — почти 985 млн29. И здесь Россия значительно опережает Китай.

ИРА заинтересована в реализации проектов при содействии России, связанных с развитием транспорта и строительством промышленных объектов, и готова «учитывать особые условия для участия российской стороны в восстановлении Кабульского домостроительного комбината и цементного завода Джабель-Се-радж», предоставив российским компаниям облегченные усло-

30

вия для участия в этих проектах .

Возможности расширения технико-экономического сотрудничества между РФ и Афганистаном лежат также в сфере осуществления таких проектов, как реконструкция завода азотных удобрений; кабульского хлебокомбината, кооперации в энергетической сфере при привлечении не только государственных, но и частных предприятий31, что расширило бы представительскую и финансовую базу хозяйственного диалога.

Россия оказывает помощь становлению армии и полиции Афганистана путем безвозмездной передачи вооружения и боеприпасов, подготовки афганских кадров в российских вузах и учебных центрах, обеспечивает транзит по своей территории грузов для нужд Международных сил содействия безопасности (МССБ), на постоянной основе предоставляет посильную гуманитарную помощь (пшеница, грузовые автомобили)32.

ИРА в последние годы привлекла пристальное внимание железнодорожных компаний и других сопредельных стран, в том числе и членов ШОС — Узбекистана, Таджикистана и наблюдателя Организации — Ирана. В 2010 г. Узбекистан получил заем Азиатского банка развития (АБР) на строительство 75-километровой ветки от станции Хайратон до аэропорта Мазари-Шариф33, которая была построена подрядчиками из Узбекистана за январь—ноябрь 2010 г. Дорога призвана обеспечить железнодорожные перевозки в наиболее развитых и густонаселенных провинциях ИРА и будет способствовать развитию там сельского хозяйства, промышленности, газодобычи и гидроэнергетики.

Ныне Узбекистан является единственной страной в ЦАР, через которую может осуществляться прохождение практически всех видов транспорта в Афганистан34.

Весьма полезным для процесса урегулирования в ИРА видится подключение возможностей и других соседних Афганистану стран-участниц ШОС — Таджикистана, а также стран-на-блюдателей Организации. Таджикистан уже сейчас взаимодействует с ИРА в экономическом плане, планирует реализовать ряд совместных проектов. Осуществление предлагаемых таджикской стороной начинаний, таких, как строительство железнодорожной ветки Туркменистан—Афганистан (Мазари-Ша-риф)—Таджикистан, газопровода по данному маршруту, а также ускорение реализации энергетического проекта ЛЭП СА8А-1000 и Рогун—Мазари-Шариф—Герат—Мешхед, которые могли бы соединить электрические сети Кыргызстана, Таджикистана, Афганистана и Пакистана, серьезно содействовало бы как подъему Северного Афганистана, так и активизации регионального взаимодействия, а в итоге — укреплению безопасности в ЦАР. Кроме того, в плане развития альтернативных коммуникаций и достижения экономической целостности «классической»35 Центральной Азии важна была бы проработка проекта строительства железной дороги через Ваханский коридор, которая связала бы Таджикистан, Афганистан, Пакистан, Индию и Китай. Возможно, было бы небесполезным, если этот проект был бы обсужден и реализован силами стран ШОС36.

Власти Афганистана считают, что север страны сможет в будущем сыграть ключевую роль в создании транспортных коридоров, соединяющих Центральную Азию с Южной. В Кабуле заявляли о готовности с помощью международных инвесторов превратить Панджшерское ущелье в транзитный коридор, соединяющий Афганистан с Таджикистаном и Китаем. Власти пров. Панджшер сообщили, что уже начались работы по реконструкции 150 км участка дороги, которая на севере выходит к афгано-таджикской границе37.

Пока же из-за нерешенности проблемы безопасности сроки осуществления многих крупных проектов в ИРА практически регулярно переносятся.

Основной же путь денаркотизации экономики Афганистана, и значит — стабилизации положения в стране и вокруг нее, заключается в применении комплексного подхода путем продолжения полицейских мер по перехвату наркотиков, параллельного уничтожения силами международного сообщества объектов наркопроизводства и, наконец, осуществления шагов, направленных на подъем экономики ИРА и сопредельных ей стран с тем, чтобы перенаправить деятельность местного населения в легальное русло.

В силу этого для осуществления важных региональных проектов Афганистану крайне целесообразно привлекать, прежде всего, соседние государства ЦАР. Только усилия (в том числе и экономические) всех региональных акторов могут реально содействовать обеспечению мира и стабильности в ИРА и в Центрально-Азиатском регионе в целом, и это является непременным условием успешной реализации хозяйственных начинаний и проектов в стране38. По мнению российских исследователей Н.И. Козырева и И.А. Сафранчука, с этой целью следует всемерно развивать и совершенствовать сотрудничество в рамках действующих в регионе структур, прежде всего в ШОС. Причем ШОС, где Афганистану предложен статус страны-наблюдателя, «могла бы стать в этом плане приоритетной площадкой»39.

Примечания

1 Князев А.А. Экономическое взаимодействие Афганистана и стран Центральной Азии и проблемы региональной безопасности / Ин-т востоковедения РАН. URL: http://www.ivran.ru/library/view_edition.php?edition_id=53.

2 Фроленков B.C. Современные торгово-экономические отношения КНР С центральноазиатскими странами-членами ШОС и Туркменистаном. М., 2009. С.200,201.

3 Козырев Н., Сафранчук И. Можно ли помочь афганцам восстановить мир и стабильность? (Взгляд из России). URL: http://www.afghani stan.ru/doc/21834.html.

4 Бюллетень по проблемам беженцев. 29.06.2000. С. 5.

5 Приводится по: Козырев Н., Сафранчук ЖУказ. соч.

6 Мигранян А. ШОС — Афганистан: точки соприкосновения. URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1221743940.

7 Кудряшова Ю. Афганский кризис и Шанхайская организация сотрудничества. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/20488.html.

8 URL: http://rus.ruvr.ru/_print/67336850.html.

9 См.: Махмуд Ш. Рецепты мира и стабильности в Афганистане. Роль ШОС в поиске путей афганского урегулирования. URL: http://www.afghani sta n.ru/doc/13618.html.

10 Мнение главы ФСКН В. Иванова. URL: http://rus.ruvr.ru/_print/6733 6850.html.

11 Фроленков B.C. Указ. соч. С. 202.

12 Кудряшова Ю. Указ. соч.

13 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22371.html.

14 Нессар О. Афганистан: от экономики войны к экономике добрососедства. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22371.html

15 Там же.

16 Нессар О. Указ. соч.

17 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22371.html.

18 Там же.

19 Там же.

20 Мамонов М.В. Об интересах Китайской Народной Республики в Афганистане и возможных контурах «афганской стратегии» КНР. URL: http:// www.ifes-ras.ru/attaches/conferences/Mamonov_Chines_Intereses_in_Afganistan.pdf.

21 URL: http://www.fergananews.com/article.php?id=7194.

22 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/21834.html.

23 Степанова E.A. Гуманитарный потенциал России и восстановление экономики конфликтных зон. URL: http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/ index-13763.html.

24 Там же.

25 URL: http://i-r-p.ru/page/stream-exchange/index-13763.html.

26 Там же.

27 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22371.html.

28 См.: URL: http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1221743940.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/22165.html.

30 Там же.

31 Сикоев Р. Отношения России и Афганистана в новейшей истории. URL: http://www.afghanistan.ru/doc/21244.html.

32 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/21834.html.

33 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/17364.html.

34 Кудряшова Ю. Указ. соч.

35 В мировой научной литературе и официальных источниках «внешо-совских» стран рассматривается также и «классическая» Центральная Азия, северо-западные рубежи которой пролегают вдоль границы СССР/России с Китаем и Монголией, на востоке достигают Большого Хингана, Ордосской излучины реки Хуанхэ и Сино-Тибетских гор в Китае, а на юге доходят до верхнего Инда (север Индии) (Фроленков B.C. Указ. соч. С.9.).

36 Майтдинова Г.М. Афганский вектор политики безопасности ШОС в Центральной Азии. URL: http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0080(04_$0 3-2010) &xsln=showArticle.xslt&id=a20&doc=../content.jsp.

37 URL: http://www.afghanistan.ru/doc/17364.html.

38 См.: Нессар О. Указ.соч.

39 Козырев Н., Сафранчук И. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.