Научная статья на тему 'Значение дисциплины "общая и неорганическая химия" в подготовке студентов юридического факультета по специальности "судебная экспертиза"'

Значение дисциплины "общая и неорганическая химия" в подготовке студентов юридического факультета по специальности "судебная экспертиза" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
393
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВЕЩЕСТВ / FORENSIC ANALYSIS OF COMPOUNDS / МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ / MATERIALS AND PRODUCTS / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / СПЕЦИАЛИТЕТ / ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY / МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕХИМИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ПО ХИМИИ / TECHNIQUES FOR IMPROVING THE QUALITY OF CHEMICAL EDUCATION FOR STUDENTS NOT MAJORING IN CHEMISTRY / SPECIALIST'S DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Тамара Витальевна

Подготовка по химии по-прежнему остается ведущей в процессе обучения будущих судебных экспертов, поскольку судебная экспертиза во многом основывается именно на результатах химических наук, предоставляющих исследователю информацию о составе и физико-химических свойствах веществ и сложных смесей. Особенностями обучения химии для студентов юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского являются отсутствие необходимости сдачи ЕГЭ по химии при поступлении в ВУЗ и, как следствие, низкий базовый уровень химический знаний, а также малое число аудиторных часов, запланированных на обучение химическим дисциплинам. Сочетание классических методов обучения (лекции с демонстрационным материалом и лабораторные работы выполняемые студентами индивидуально) с современными заданиями в тестовой форме, разработанными преподавателями кафедры общей и неорганической химии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, приводит к тому, что процесс обучения студентов будет протекать более успешно, поскольку обеспечивается активное вовлечение студентов в образовательный процесс. Практические задания, разработанные для всех разделов дисциплины, позволяют сформировать у студентов планируемые образовательные результаты, соответствующие компетенциям, заявленные в образовательном стандарте. Таким образом, знания и навыки работы с химическими веществами, приобретённые студентами-первокурсниками, будут способствовать успешному решению задач, возникающих в их профессиональной деятельности, а также качественному усвоению химических знаний, получаемых при изучении более специализированных химических и криминалистических дисциплин на старших курсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Тамара Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIGNIFICANCE OF TEACHING GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY TO LAW DEPARTMENT STUDENTS MAJORING IN FORENSIC ANALYSIS

Chemistry plays a major role in forensic expert training as forensic analysis is largely founded on results of chemical sciences that provide forensic expert with information on composition and physical and chemical properties of individual compounds and their mixtures. Teaching chemistry to students of the Department of Law of N.G. Chernyshevsky National Research Saratov State University has some distinctive problems. First of all, these students do not have to pass the Unified State Examination in Chemistry and, therefore, their knowledge of basic chemistry is poor; secondly, the amount of hours planned for lectures and practical lessons in chemistry is very small. Combination of classic educational techniques (lectures with demonstration experiments and laboratory courses involving experiments performed invidually by each student) with contemporary test-based tasks developed by associate professors of the Department of General and Inorganic Chemistry of the Institute of Chemistry of Saratov State University improves efficiency of student education as the student become actively involved in the education process. Series of practical tasks developed for all of studied chemical topics helps in formation of planned academic results compliant with skill set requirements stipulated by corresponding standard of education. Thus, knowledge and experimental skills gained by first year students as a resulf of working with various chemical agents will help them in solving various problems in their future career as well as better prepare them for more complex chemical and forensic subjects taught to them in their senior years.

Текст научной работы на тему «Значение дисциплины "общая и неорганическая химия" в подготовке студентов юридического факультета по специальности "судебная экспертиза"»

педагогические науки

Захарова Тамара Витальевна ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...

УДК 378.096+546

ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ» В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА»

© 2018

Захарова Тамара Витальевна, кандидат химических наук, доцент кафедры общей и неорганической химии Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: zacharova_tv@mail.ru)

Аннотация. Подготовка по химии по-прежнему остается ведущей в процессе обучения будущих судебных экспертов, поскольку судебная экспертиза во многом основывается именно на результатах химических наук, предоставляющих исследователю информацию о составе и физико-химических свойствах веществ и сложных смесей. Особенностями обучения химии для студентов юридического факультета Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского являются отсутствие необходимости сдачи ЕГЭ по химии при поступлении в ВУЗ и, как следствие, низкий базовый уровень химический знаний, а также малое число аудиторных часов, запланированных на обучение химическим дисциплинам. Сочетание классических методов обучения (лекции с демонстрационным материалом и лабораторные работы выполняемые студентами индивидуально) с современными заданиями в тестовой форме, разработанными преподавателями кафедры общей и неорганической химии Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, приводит к тому, что процесс обучения студентов будет протекать более успешно, поскольку обеспечивается активное вовлечение студентов в образовательный процесс. Практические задания, разработанные для всех разделов дисциплины, позволяют сформировать у студентов планируемые образовательные результаты, соответствующие компетенциям, заявленные в образовательном стандарте. Таким образом, знания и навыки работы с химическими веществами, приобретённые студентами-первокурсниками, будут способствовать успешному решению задач, возникающих в их профессиональной деятельности, а также качественному усвоению химических знаний, получаемых при изучении более специализированных химических и криминалистических дисциплин на старших курсах.

Ключевые слова: судебная экспертиза веществ, материалов и изделий; высшее образование; специалитет; общая и неорганическая химия; методы повышения качества подготовки студентов нехимических факультетов по химии.

THE SIGNIFICANCE OF TEACHING GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY TO LAW DEPARTMENT STUDENTS MAJORING IN FORENSIC ANALYSIS

© 2018

Zacharova Tamara Vitalievna, candidate of chemical sciences, associate professor of the Department of General and Inorganic Chemistry Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhaskaya street, 83, e-mail: zacharova_tv@mail.ru)

Abstract. Chemistry plays a major role in forensic expert training as forensic analysis is largely founded on results of chemical sciences that provide forensic expert with information on composition and physical and chemical properties of individual compounds and their mixtures. Teaching chemistry to students of the Department of Law of N.G. Chernyshevsky National Research Saratov State University has some distinctive problems. First of all, these students do not have to pass the Unified State Examination in Chemistry and, therefore, their knowledge of basic chemistry is poor; secondly, the amount of hours planned for lectures and practical lessons in chemistry is very small. Combination of classic educational techniques (lectures with demonstration experiments and laboratory courses involving experiments performed invidually by each student) with contemporary test-based tasks developed by associate professors of the Department of General and Inorganic Chemistry of the Institute of Chemistry of Saratov State University improves efficiency of student education as the student become actively involved in the education process. Series of practical tasks developed for all of studied chemical topics helps in formation of planned academic results compliant with skill set requirements stipulated by corresponding standard of education. Thus, knowledge and experimental skills gained by first year students as a resulf of working with various chemical agents will help them in solving various problems in their future career as well as better prepare them for more complex chemical and forensic subjects taught to them in their senior years.

Keywords: forensic analysis of compounds, materials and products; higher education; specialist's degree; general and inorganic chemistry; techniques for improving the quality of chemical education for students not majoring in chemistry.

Учитывая условия современного российского общества, огромное значение имеет выбор направления и специализации профессиональной деятельности каждого человека. Как следствие, особую значимость приобретает выбор учебного заведения, что усиливает конкуренцию на рынке образовательных услуг.

В связи с этим, для повышения конкурентоспособности Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского (далее - СГУ) был разработан новый учебный план подготовки студентов юридического факультета по специальности «Судебная экспертиза» (специализация - «Экспертизы веществ, материалов и изделий», квалификация выпускника - судебный эксперт), соответствующий федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета) [1], утвержденному Министерством Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

образования и науки Российской Федерации в 2016 году.

В базовой части нового учебного плана присутствует большое количество специализированных дисциплин, посвященных экспертизе разного рода материалов (металлы и сплавы, лакокрасочные материалы и покрытия, волокнистые материалы, нефть и продукты ее переработки, горюче-смазочные материалы, психотропные и наркотические вещества, лекарственные препараты, пластмассы, резина и изделия их них). Однако такие предметы химического цикла, как общая, неорганическая, органическая, физическая и аналитическая химия, применение рентгеновских, хроматографических, спектральных методов исследования и т. п., относятся к вариативной части программы, несмотря на то, что проведение вышеуказанных экспертиз невозможно без достаточно глубоких познаний в химии [2]. И, тем не менее, подготовка по химии по-прежнему остается ведущей в процессе обучения будущих судебных экспертов,

Zacharova Tamara Vitalievna pedagogical

THE SIGNIFICANCE OF TEACHING ... sciences

поскольку судебная экспертиза во многом основывается именно на результатах химических наук, предоставляющих исследователю информацию о составе и физико-химических свойствах веществ и сложных смесей.

Качественная и количественная экспертиза материалов, веществ и изделий является сложным многоплановым исследованием вещественных доказательств. Проведение такого исследования базируется на глубоком профессиональном обучении экспертов-криминалистов, а это означает, что производство подобных экспертиз не может быть поручено неподготовленным специалистам [2].

Основу высокого качества профессиональной подготовки студентов в ходе обучения составляет рационально организованный учебный процесс, главной целью которого является не только представление необходимого объема знаний, но и формирование у них более полного и глубокого представления о будущей профессии [3].

Можно выделить следующие отличия обучения в вузе от обучения в школе: в вузе больший акцент ставится на самостоятельную работу студента по переработке и применению полученных им знаний; в вузе в целом более высокие требования к личности обучающегося; для вуза характерно более широкое использование научной литературы; восприятие и запечатление в памяти большого объема трудного материала требует большой интенсивности учебного процесса; обучение в вузе требует не просто выучивания задания, но и осмысления материала и самостоятельной работы; подготовка к занятиям требует градации полученных фактов на существенные и несущественные и концентрации внимания на существенных фактах в рамках лекций и лабораторных занятий. Эти отличительные черты, характеризующие учебу в вузе, по сравнению с общеобразовательной школой, являются реально существующими факторами, из-за которых у первокурсников возникают трудности [4]. Особенностями обучения химии для студентов юридического факультета являются отсутствие необходимости сдачи ЕГЭ по химии при поступлении в ВУЗ и, как следствие, низкий базовый уровень химический знаний, а также малое число аудиторных часов, запланированных на обучение химическим дисциплинам. Так, на изучение дисциплины «Общая и неорганическая химия» по стандарту выделяется 18 ч лекционных занятий и 27 ч часов лабораторных занятий, что составляет примерно 40 % от общего числа часов (108).

Однако, в качестве основной трудности для студентов занимает отсутствие навыков планирования и распределения времени, тем самым осложняя их адаптацию к новым условиям обучения, в частности, к необходимости непрерывной учебы и продолжения самостоятельных занятий во внеаудиторное время. Другой проблемой для студентов является необходимость переключения и распределения своего внимания на занятиях. Так, студентам трудно выделить наиболее существенные факты при быстром чтении лекции, поскольку они не успевают достаточно быстро конспектировать и одновременно распределять получаемую информацию на основную и второстепенную.

Процесс приобретения обучающимися профессионально важных знаний, умений и навыков требует от них активной и творческой деятельности. Приоритетной задачей, которая ставится перед преподавателем младших курсов, является помощь обучающимся в преодолении присущих им школьных стереотипов, к которым относится минимальный контроль за подготовкой к занятиям со стороны преподавателя. Появляется необходимость в росте учебной мотивации у студентов, обусловливающую внутреннюю активность в деятельности и стремление к самообразованию.

Последние несколько десятилетий поиски путей повышения качества высшего образования ведутся в русле формирования компетенций. Значительное количество отечественных и зарубежных ученых, исследуя терми-236

ны «компетенция» и «компетентность», приходят к заключению о ведущей роли данных понятий в педагогическом процессе [5-10]. Компетенции, формируемые в процессе получения студентом высшего образования, напрямую определяют результат его обучения.

Педагогу также необходимо учитывать психологические и возрастные особенности студентов. Л.С. Выгодский отмечал в своем труде, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи детского развития» [11]. Поэтому особым периодом в жизни человека следует считать именно студенческий возраст.

Проблема поиска методов активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся исследовалась различными авторами. Были предложены различные варианты решения данной проблемы: создание особых дидактических и психологических условий обучения, расширение объема преподаваемой информации, ее спрессовывание и ускорение процессов восприятия информации, усиление в управлении учебно-познавательной деятельности контрольных форм, широкое применение наглядных и технических средств обучения [12-14].

Таким образом, учитывая перечисленные требования к организации процесса обучения преподавателем, активность студентов будет проявляться и развиваться в деятельности, которая есть не просто проявление активности, но и тренировка в процессе обучения, что имеет огромное значение при последующем обучении и профессиональной деятельности. Упор на умения, на практическое применение изученного материала даёт возможность максимально полно подготовить выпускника вуза к реалиям будущей профессиональной деятельности. Изучение основ общей и неорганической химии будущими сотрудниками правоохранительных органов, овладение ими навыками работы с химическими веществами порождает проблемы содержательного и методического характера.

Лекции, читаемые для студентов первого курса юридического факультета СГУ преподавателями кафедры общей и неорганической химии всегда сопровождаются демонстрационным экспериментом, наглядно показывающим достоверность излагаемых теоретических фактов. Задача преподавателя заключается в том, что ему необходимо предоставить учащимся такие формы наглядности и демонстрационные материалы, которые не только дополняют словесную информацию, но и выступают носителями содержательной информации, такие как презентации, таблицы, стенды с химическими реактивами. Во время лекции преподаватель демонстрирует и комментирует относящиеся к данной теме различные минералы и породы, содержащие редкие, редкоземельные и другие металлы, и сплавы этих металлов.

Поскольку в современных школах практически отсутствует обучение правилам оформления лабораторных журналов, то преподавателями кафедры был разработан рабочий журнал студента для лабораторных работ [15]. В данном журнале дается алгоритм проведения экспериментов и описания наблюдаемых результатов, а также приводятся наводящие вопросы с целью формирования навыков формулирования общих выводов на основе полученных результатов. Вместе с тем, как показывают результаты входного контроля перед изучением данной дисциплины у студентов первого курса юридического факультета СГУ, недостаточно сформированы базовые умения и навыки по работе в химической лаборатории, с тестовыми заданиями и справочными материалами по химии. В связи с этим, для лучшего усвоения полученных в ходе обучения знаний в конце каждого занятия студентам предлагается пройти тестовый контроль, к которому у них есть возможность подготовиться заранее с помощью электронных пособий [16-22], разработанных преподавателями кафедры общей и неорганической химии.

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

педагогические науки

Захарова Тамара Витальевна ЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ...

Таким образом, сочетание классических методов обучения (лекции с демонстрационным материалом и лабораторные работы выполняемые студентами индивидуально) с современными заданиями в тестовой форме приводит к тому, что процесс обучения студентов будет протекать более успешно, поскольку обеспечивается активное вовлечение студентов в образовательный процесс. В целях оптимизации учебного процесса и повышения мотивации и активности учебной деятельности студентов применяется рейтинговая система с учетом всех видов работы. Это позволяет обеспечить регулярность посещения лекций, подготовки к лабораторным работам и выполнения самостоятельной работы во внеаудиторное время.

В конце семестре на последнем практическом занятии студенты выполняют экспериментальную контрольную работу по определению состава неизвестных для них веществ и принадлежности их к определенному классу соединений. Это позволяет оценить сформиро-ванность их навыков по проведению химического эксперимента и оценить качество их теоретической подготовки.

Практические задания, разработанные для всех разделов дисциплины, позволяют сформировать у студентов планируемые образовательные результаты, соответствующие компетенциям, заявленные в образовательном стандарте [23-25]. Таким образом, студент первокурсник юридического факультета должен уметь реализовывать приобретённые знания и навыки работы с химическими веществами при решении задач, возникающих в профессиональной деятельности, добиваясь при этом необходимого и желаемого результата. Знания, умения и навыки, полученные студентом в ходе обучения дисциплине «Общая и неорганическая химия», также способствуют качественному усвоению химических знаний, получаемых при изучении более специализированных химических и криминалистических дисциплин на старших курсах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2016 г. № 1342 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.03 Судебная экспертиза (уровень специалитета)» // СПС КонсультантПлюс

2. Митричев В.С. Труды по судебной экспертизе. М.: Наука, 2006. 399 с.

3. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. №4 (17). С. 63-65.

4. Тахохов Б.А. О персонодидактике как направлении в педагогике высшей школы//Азимут научных исследований: Педагогика и психология. 2016. Том 5. №3 (16). С. 175-179.

5. Белашов П.Д. Сущность понятия «компетенция» и «компетентность» в научной литературе // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 79-84.

6. Дзюбенко И.А. Сущность понятий «компетентность» и «компетенция» // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 1. С. 18-20.

7. Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Системная динамика как основа современной управленческой компетентности // Актуальные проблемы экономики и права. 2014. № 4 (32). С. 196-205.

8. Баркетова М.В. Специфика оценки профессиональных компетенций студента вуза: к постановке проблемы // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 19-22.

9. Гудкова С.А., Гомцян Д.В. Квалиметрический подход к диагностике уровня сформированности компетенций магистрантов, обучающихся по направлению педагогика // Карельский научный журнал. 2017. Т.

6. № 2 (19). С. 16-18.

10. Равен Д., Ярыгин О.Н., Коростелев А.А. Ком-петентология: от праксеологии до социокибернетики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 167-175.

11. Выгодский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. и со вступ. ст. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. - 479 с.

12. Сафина Л.Г. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках химии с помощью игровых технологий // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 102-104.

13. Ефремкина И.Н. Инновационные методы обучения как средство активизации познавательной деятельности студентов (на примере психологии) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 74-80.

14. Боброва Н.Г. Виды учебно-познавательной деятельности в обучении биологии: дидактическая и методическая характеристика // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 11-15.

15. Кожина Л.Ф., Захарова Т.В., Макушова Г.Н. Рабочий журнал студента для лабораторных работ по химии: Учебно-методическое пособие. Саратов, Издательский центр «Наука», 2014. 73 с

16. Растворы и их свойства в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», Ин-т химии; сост.: Л. Ф. Кожина, Т. В. Захарова, М. В. Пожаров. - Саратов: [б. и.], 2014. - 66 с.

17. Скорость химических реакций. Химическое равновесие [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Ин-т химии ; авт.-сост.: Л. Ф. Кожина [и др.]. - Саратов: [б. и.], 2014. - 59 с.

18. Гидроксиды и их свойства [Электронный ресурс] / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»; авт.-сост.: Л. Ф. Кожина, Т. В. Захарова, М. В. Пожаров. - Саратов: [б. и.], 2015.

19. Неметаллы и их свойства [Электронный ресурс] / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»; авт.-сост.: Л. Ф. Кожина, Т. В. Захарова, М. В. Пожаров. - Саратов: [б. и.], 2015.

20. Металлы и их свойства [Электронный ресурс] / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»; авт.-сост.: Л. Ф. Кожина, Т. В. Захарова. - Саратов: [б. и.], 2015. - 36 с.

21. Строение атома и периодическая система элементов Д.И.Менделеева [Электронный ресурс] / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», Ин-т химии; авт.-сост.: Л. Ф. Кожина, Т. В. Захарова, Г. Н. Макушова. - Саратов: [б. и.], 2015. - 42 с.

22. Химическая связь: теория и практика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. проф. образования «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского», Ин-т химии ; авт.-сост.: Л. Ф. Кожина, Т. В. Захарова, М. В. Пожаров. -Саратов: [б. и.], 2016. - 59 с.

23. Таранцева К.Р., Моисеев В.Б., Пятирублевый Л.Г. Распределение заданий по уровню сложности и учебным целям при разработке компетентностного подхода к оцениванию знаний // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 161-165.

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 2(23)

237

Zacharova Tamara Vitalievna

THE SIGNIFICANCE OF TEACHING .

pedagogical sciences

24. Кипина О.А. Практическая подготовка бакалавров педагогики в контексте компетентностного подхода // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 149-152.

25. Прохорова М.П., Булганина С.В. Особенности проектирования содержания учебных заданий с позиций компетентностного подхода // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 58-60.

Статья поступила в редакцию 16.04.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

238

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.