Научная статья на тему 'Использование проблемных задач для повышения мотивации к самостоятельной работе у студентов юридического факультета на занятиях по химии'

Использование проблемных задач для повышения мотивации к самостоятельной работе у студентов юридического факультета на занятиях по химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВЕЩЕСТВ / МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ / ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ / ТЕРМОГРАВИМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / FORENSIC EXPERTISE OF COMPOUNDS / MATERIALS AND ARTICLES / GENERAL AND INORGANIC CHEMISTRY / INCREASING MOTIVATION TO PERFORM UNSUPERVISED ACTIVITIES / THERMOGRAVIMETRIC ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Тамара Витальевна

На кафедре общей и неорганической химии Института химии СГУ осуществляется подготовка студентов первого курса юридического факультета по специальности «Судебная экспертиза» (специализация «Экспертизы веществ, материалов и изделий»). Основная цель преподавания общей и неорганической химии студентам 1 курса юридического факультета состоит в том, чтобы заложить основы знаний в области химии; привить навыки практических и лабораторных работ с химическими реактивами и химическим оборудованием. Поскольку согласно учебной программе количество часов, выделенных на изучение химии весьма ограниченно, основная роль в изучении предмета отводится самостоятельной работе. Однако студенты юридического факультета не сдают ЕГЭ по химии, химии в школе они мало уделяли внимания, поэтому их интерес к получению химических знаний достаточно низок. Для развития интереса к химии и повышения мотивации студентов к изучению предмета можно использовать решение проблемных задач, связанных к экспертизой различных веществ и материалов, например, стекла. После знакомства студента с основами метода термогравиметрического анализа, студенту выдается дериватограмма одного из компонентов стекла и предлагается на основе полученных ранее знаний описать процессы, происходящие с данным веществом при постепенном повышении температуры. Знакомство первокурсника с методом термического анализа мотивирует студента к самообразованию и получению новых знаний, что пригодится будущему эксперту при ответе на поставленные перед ним вопросы конкретной экспертизы изделий автомобильной, химической, электрохимической, ювелирной промышленности, строительных материалов, лакокрасочных изделий и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Захарова Тамара Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UTILIZATION OF CASE-BASED LEARNING METHODS A WAY TO INCREASE MOTIVATION TO STUDY CHEMISTRY FOR STUDENTS MAJORING IN FORENSIC ANALYSIS

The Chair of General and Inorganic Chemistry of the Institute of Chemistry of Saratov State University teaches chemical subjects to first year students of the Department of Law of Saratov State University majoring in Forensic Expertise (with sub-major being Expertise of Compounds, Materials and Articles ). The primary purpose of teaching such subjects to first year students of the Department of law is creating a foundation for further chemical knowledge and improving practical skills required to perform laboratory and practical works with chemical reagents and equipment. As the time allocated for chemical subjects by the curriculum is rather small, unsupervised study play the most important role in learning chemistry for these students. However, students of the Department of Law do not have to pass Uniform State Examination in chemistry and they also tend to pay small attention to this subject at school, thus, their motivation to obtain new chemical knowledge and skills is rather low. In order to increase their interest in studying chemistry and motivate them, we propose using specific problems related to expertise of various compounds and materials such as glass. For example, we propose teaching students the basics of thermogravimetric analysis that is widely used for studying primary components of glass (sand, caustic soda etc.) and then provide students with actual thermograms of such components so that they can analyze them by using the knowledge gained during their classroom hours. We believe that by introducing the students of the Department of Law with actual forensic techniques will motivate them to learn chemistry and also improve their self-education skills. The chemical knowledge obtained during their first year of study will help them to solve more complex problems arising during expert assessment of car and car components, chemical and electrochemical products, jewelry, construction materials etc.

Текст научной работы на тему «Использование проблемных задач для повышения мотивации к самостоятельной работе у студентов юридического факультета на занятиях по химии»

Zacharova Tamara Vitalievna UTILIZATION OF CASE-BASED ..

pedagogical sciences

УДК 378.096 + 541.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ У СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ

© 2018

Захарова Тамара Витальевна, кандидат химических наук, доцент кафедры общей и неорганической химии, Институт химии Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (410012, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: zacharova_tv@mail.ru)

Аннотация. На кафедре общей и неорганической химии Института химии СГУ осуществляется подготовка студентов первого курса юридического факультета по специальности «Судебная экспертиза» (специализация «Экспертизы веществ, материалов и изделий»). Основная цель преподавания общей и неорганической химии студентам 1 курса юридического факультета состоит в том, чтобы заложить основы знаний в области химии; привить навыки практических и лабораторных работ с химическими реактивами и химическим оборудованием. Поскольку согласно учебной программе количество часов, выделенных на изучение химии весьма ограниченно, основная роль в изучении предмета отводится самостоятельной работе. Однако студенты юридического факультета не сдают ЕГЭ по химии, химии в школе они мало уделяли внимания, поэтому их интерес к получению химических знаний достаточно низок. Для развития интереса к химии и повышения мотивации студентов к изучению предмета можно использовать решение проблемных задач, связанных к экспертизой различных веществ и материалов, например, стекла. После знакомства студента с основами метода термогравиметрического анализа, студенту выдается дерива-тограмма одного из компонентов стекла и предлагается на основе полученных ранее знаний описать процессы, происходящие с данным веществом при постепенном повышении температуры. Знакомство первокурсника с методом термического анализа мотивирует студента к самообразованию и получению новых знаний, что пригодится будущему эксперту при ответе на поставленные перед ним вопросы конкретной экспертизы изделий автомобильной, химической, электрохимической, ювелирной промышленности, строительных материалов, лакокрасочных изделий и т. п.

Ключевые слова: судебная экспертиза веществ, материалов и изделий, общая и неорганическая химия, повышение мотивации к самостоятельной работе, термогравиметрический анализ.

UTILIZATION OF CASE-BASED LEARNING METHODS A WAY TO INCREASE MOTIVATION TO STUDY CHEMISTRY FOR STUDENTS MAJORING IN FORENSIC ANALYSIS

© 2018

Zacharova Tamara Vitalievna, candidate of chemical sciences, associate professor of the Department of General and Inorganic Chemistry of the Institute of Chemistry Saratov State University (410012, Russia, Saratov, Astrakhaskaya street, 83, e-mail: zacharova_tv@mail.ru)

Abstract. The Chair of General and Inorganic Chemistry of the Institute of Chemistry of Saratov State University teaches chemical subjects to first year students of the Department of Law of Saratov State University majoring in Forensic Expertise (with sub-major being Expertise of Compounds, Materials and Articles). The primary purpose of teaching such subjects to first year students of the Department of law is creating a foundation for further chemical knowledge and improving practical skills required to perform laboratory and practical works with chemical reagents and equipment. As the time allocated for chemical subjects by the curriculum is rather small, unsupervised study play the most important role in learning chemistry for these students. However, students of the Department of Law do not have to pass Uniform State Examination in chemistry and they also tend to pay small attention to this subject at school, thus, their motivation to obtain new chemical knowledge and skills is rather low. In order to increase their interest in studying chemistry and motivate them, we propose using specific problems related to expertise of various compounds and materials such as glass. For example, we propose teaching students the basics of thermogravimetric analysis that is widely used for studying primary components of glass (sand, caustic soda etc.) and then provide students with actual thermograms of such components so that they can analyze them by using the knowledge gained during their classroom hours. We believe that by introducing the students of the Department of Law with actual forensic techniques will motivate them to learn chemistry and also improve their self-education skills. The chemical knowledge obtained during their first year of study will help them to solve more complex problems arising during expert assessment of car and car components, chemical and electrochemical products, jewelry, construction materials etc.

Keywords: forensic expertise of compounds, materials and articles, general and inorganic chemistry, increasing motivation to perform unsupervised activities, thermogravimetric analysis.

В последнем послании президента Федеральному Собранию в одном из пунктов говорится о «модернизации систем профессионального образования», заключающейся, во-первых, в достижении качественных изменений в подготовке студентов и, во-вторых, формировании ступени «прикладного бакалавриата. [1] В связи с этим, основной задачей, которая ставится перед преподавателем младших курсов, является помощь первокурсникам в преодолении присущих им школьных стереотипов, одним из которых является минимальный контроль над подготовкой к занятиям со стороны преподавателя. Отсюда возникает необходимость в повышении учебной мотивации у студентов, обуславливающей внутреннюю активность при подготовке к занятиям и стремление к самообразованию. [2].

Вопросы адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу в вузе привлекают внимание многих ученых: Г.М. Андреевой [3], В.В. Емельянова [4], А.Ю. Лахтина [5], А.Г. Смирнова [6] и др. Большое вни-

мание профессиональной адаптации уделяется в работах Т.Н.Афониной [7], И.А. Остапенко [8], Н.А.Савотиной [9], К.Г.Созаева [10] и др. [11-13]. Проблемы современной модели выпускника вуза - будущего специалиста отразили в своих исследованиях М.И. Бекоева [14], Л.Ю. Монахов [15], Б.А. Тахохов [16], О.С. Шкиль [17] и др.

По результатам опроса студентов после окончания первого года обучения показано, что 87 % опрошенных подтвердили существенное различие между учебой в общеобразовательной школе и в вузе. По их мнению, учеба в вузе отличается от школьной значительно - в вузе необходима самостоятельная работа по переработке и применению полученных знаний.

На кафедре общей и неорганической химии Института химии СГУ осуществляется подготовка студентов первого курса юридического факультета по специальности «Судебная экспертиза» (специализация «Экспертизы веществ, материалов и изделий»).

Судебная экспертиза всегда была и остаётся своео-

педагогические науки

Захарова Тамара Витальевна ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ...

бразным «мостиком» между современными достижениями научно-технического прогресса и правовыми науками. Ее теоретическую базу составляют криминалистическая идентификация, трасология, уголовное и гражданское право и судебное материаловедение. Экспертиза веществ, материалов и изделий из них базируется на знаниях таких научных и технических дисциплин как физика, химия, технология производств, минералогия. Перечисленные дисциплины, в особенности неорганическая химия, являются основой специальных знаний эксперта, необходимых для производства экспертиз данного рода, имеющих огромное значение как в уголовном, так и в гражданском и арбитражном судопроизводстве, а также по делам об административных правонарушениях и др.

Основная цель преподавания общей и неорганической химии студентам 1 курса юридического факультета состоит в том, чтобы заложить основы знаний в области химии; привить навыки практических и лабораторных работ с химическими реактивами и химическим оборудованием. Поскольку согласно учебной программе количество часов, выделенных на изучение химии весьма ограниченно, основная роль в изучении предмета отводится самостоятельной работе. Однако студенты юридического факультета не сдают ЕГЭ по химии, химии в школе они мало уделяли внимания, поэтому их интерес к получению химических знаний достаточно низок. Для развития интереса к химии и повышения мотивации студентов к изучению предмета можно использовать решение проблемных задач, связанных с экспертизой различных веществ и материалов.

Так, например, в основе экспертизы стекла и изделий из него, выступающих в качестве вещественных доказательств и являющихся источником доказательной информации, лежит изучение химического состава производимого стекла, его физико-химических свойств, а также описание схем решения экспертных задач и конкретные методики исследования данных вещественных доказательств из стекла.

Одним из методов исследования стеклоизделий является материаловедческое исследование и включает в себя методы изучения элементного состава стекла. Элементный состав стекла характеризуется набором основных химических элементов и специально вводимых в стекломассу для придания изделию необходимых свойств. К таким элементам относятся натрий, магний, кремний, алюминий, кальций и др. В качестве случайных примесей, поступающих с сырьем могут присутствовать оксиды и соли железа, меди, свинца.

Большинство стекольных заводов в нашей стране работает по определённым регламентированным ведомственным технологиям, но методики допускают отклонения по содержанию таких основных элементов, как алюминий, калий, натрий, кремний. Кроме того, поступающее на завод сырье (песок, мел, доломит, известняк, сода) также могут содержать и другие различные примеси.

Все это усложняет идентификацию стекла и повышает требования к проведению качественной экспертизы и оценки количественных характеристик. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости использования результатов по определению элементного состава в совокупности с данными о составе и свойствах исследуемых объектов, получаемых другими методами.

Одним из перспективных методов при экспертном исследовании компонентов стекла является термический анализ, позволяющий оценить происходящие в объекте твердофазные превращения. К таким превращениям можно отнести кристаллизацию и плавление, переход из стеклообразного и аморфного состояния в кристаллическое и другие процессы. Благодаря высокому совершенству современной техники термического анализа и его экспрессивности он вполне может быть применён для контроля как исходного сырья, так и готовой продукции

практически любого производства.

На кафедре общей и неорганической химии имеется дериватограф, на котором можно проводить комплексные исследования, позволяющие определять одновременно температуру (Т), изменение массы (ТГ), скорость изменения массы (ДТГ) и изменение количества тепла (ДТА) в зависимости от времени. Интервал рабочих температур составляет 25-1000 °С. Метод позволяет использовать навески массой от 0,2 до 10 г. Нагрев печи регулируется программным управлением со скоростью нагрева 20 градусов в минуту.

При изучении образцов исследуется изменение массы и первая производная этой кривой, что позволяет определить фазовые переходы, характеризующиеся количеством поглощенного или выделенного тепла. Таким образом, можно охарактеризовать структурные изменения и химические превращения, происходящие с исследуемыми образцами при повышении температуры. При работе дериватографа происходит непрерывная запись разности температур исследуемых образцов и инертного материала. В качестве последнего используется термически устойчивый оксид алюминия, у которого в данном интервале температур отсутствуют фазовые переходы.

После знакомства с устройством и принципом работы дериватографа, преподаватель разбирает со студентами типичные термограммы различных по составу и структуре химических соединений, входящих в состав стекла, и возможных примесей. Затем в качестве самостоятельной работы студенту выдаётся термограмма какого-то вещества, например карбоната кальция (известняка). Имея алгоритм расшифровки термограмм, рассмотренный подробно на занятиях и описанный в пособии [18], доступном на сайте университетской библиотеки, студент способен самостоятельно описать и указать основные параметры термического поведения данного образца. Таким образом, уже на первом курсе будущему специалисту-эксперту прививаются навыки к самостоятельной работе по исследованию веществ, имеющих прикладное значение, а знания современных химических методов анализа помогут ему в дальнейшем правильно выбрать алгоритм исследования при изучении вещественных доказательств.

Знакомство первокурсника с методом термического анализа мотивирует студента к самообразованию и получению новых знаний, что пригодится будущему эксперту при ответе на поставленные перед ним вопросы конкретной экспертизы изделий автомобильной, химической, электрохимической, ювелирной промышленности, строительных материалов, лакокрасочных изделий и т. п. Процесс приобретения студентами профессионально важных знаний, умений и навыков требует от них активной и творческой деятельности. Таким образом, обучение в высших учебных заведениях оказывает огромное воздействие на формирование личностных качеств студентов, а на преподавателя возлагаются такие задачи как грамотная подборка учебного материала, контролирование и стимулирование самообразования студента.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/56957 (дата обращения: 10.07.18).

2. Рахимов М.М. Дидактические основы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21) С. 379-382.

3. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2010. 368 с.

4. Емельянов В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни // Социс, 2001. № 9. С. 79.

5. Лахтин А.Ю. Игровая технология как средство социально-психологической адаптации студентов первого курса к обучению в вузе //Мир науки, культуры, образования. 2010. № 6 (25). Ч. 1. С. 189-194.

Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3(24)

215

Zacharova Tamara Vitalievna UTILIZATION OF CASE-BASED ..

pedagogical sciences

6. Смирнов А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу // Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1998. 226 с.

7. Афонина Т.Н., Уварова В.И. Социально-психологическая и профессиональная адаптация студентов вузов Центрального региона России. Орел: ГАУ, 2001. 197 с.

8. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.

9. Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 22 с.

10. Созаев К.Г. Проблемы самоактуализации студентов в условиях вуза //Социальные проблемы современного общества и их решение в эпоху глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений; Министерство образования и науки РФ. 2014. С. 288294.

11. Удалова Е.С. Особенности адаптации первокурсников к образовательному процессу как фактор профессионального становления и развития студентов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс.

2015. Т. 2. № 6 (28). С. 157-161.

12. Полевая Н.М., Гостева Л.З. Социальная адаптация первокурсников, обучающихся на факультете социальных наук АмГУ, на основе социального партнерства // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 75-78.

13. Клюшина А.М. Психолого-педагогические особенности процесса адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе // Поволжский педагогический вестник. 2017. Т. 5. № 3 (16). С. 103-107.

14. Бекоева М.И. Условия оптимизации профессиональной успешности студентов в современных условиях //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 63-65.

15. Монахова Л.Ю. Адаптация студентов к процессу обучения в высшей школе //Современные адаптивные системы образования взрослых. СПб.: Институт образования взрослых. 2002. С. 126-130.

16. Тахохов Б.А. Современная модель выпускника вуза //Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2016. № 1. С. 46-50.

17. Шкиль О.С. Профессиональная адаптация студентов в контексте компетентностного подхода //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 137-139.

18. Теория рентгенофазового анализа. [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского», Ин-т химии ; авт.-сост.: Дмитриенко А.О., Макушова Г.Н., Пожаров М.В. - Саратов : [б. и.],

2016. - 51 с.

Статья поступила в редакцию 19.07.2018

Статья принята к публикации 27.08.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.