Научная статья на тему 'Значение аудита эффективности использования бюджетных средств в учреждениях'

Значение аудита эффективности использования бюджетных средств в учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ваганова О.Е.

В данной статье рассмотрено значение аудита эффективности использования бюджетных средств. Освещены основные этапы методики проведения соответствующего вида аудита, рассмотрены существующие предпосылки дальнейшего становления и осуществления аудита эффективности использования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение аудита эффективности использования бюджетных средств в учреждениях»

методологических, практических и образовательных проблем социального учета и отчетности. С этой точки зрения корпоративная социальная отчетность может стать одним из направлений совершенствования концептуальных основ бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов.

Список литературы:

1. Гетьман В.Г. Проблемы стандартизации вузовской подготовки бухгалтеров и аудиторов / В.Г. Гетьман // Все для бухгалтера. - 2008. - № 6.

2. Гетьман В.Г. Совершенствование отчетности коммерческих организаций по вопросам их корпоративной ответственности / В.Г. Гетьман // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2008. - № 2.

3. Грув X., Альджуфри X., Викторавич Л. Требования к эмитентам по корпоративному управлению: защита инвесторов от мошенничества с финансовой отчетностью / X. Грув, X. Альджуфри, Л. Викторавич; пер. с англ. Д.А. Кокорева // Журнал Корпоративные финансы. - 2009. - № 1(9). С. 5-31

4. Руководство по отчетности в области устойчивого развития», Проект в3, версия на русском языке [Электронный ресурс] // РОО «Эколайн». - Режим доступа: www.14000.ru (дата обращения: 01.12.2008).

5. Санникова И.Н. Возможно ли преодолеть кризис теории бухгалтерского учета? / И.Н. Санникова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2008. - № 8.

6. Супян В.Б., Кочетков Г.Б. США: Кризис корпоративного управления [Электронный ресурс] / В.Б. Супян, Г.Б. Кочетков. - Режим доступа: www.chelt.ru/2003/9-03/kochetkov_9-03.html.

7. www.finam.ru/dictionary/wordf00274/default.asp?n= 15.

ЗНАЧЕНИЕ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ В УЧРЕЖДЕНИЯХ

© Ваганова О.Е.*

Саратовский государственный социально-экономический университет,

г. Саратов

В данной статье рассмотрено значение аудита эффективности использования бюджетных средств. Освещены основные этапы методики проведения соответствующего вида аудита, рассмотрены существующие предпосылки дальнейшего становления и осуществления аудита эффективности использования бюджетных средств.

* Доцент кафедры АХД и аудита, кандидат экономических наук, доцент

На современном этапе развития бюджетного устройства Российской Федерации функционирование бюджетных организаций характеризуется постановкой масштабных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики, Именно на это нацелены проводимые на сегодняшний момент административная и бюджетная реформы. Суть данных реформ заключается в создании эффективной системы государственного управления и в переходе от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Основой формирования и исполнения бюджетов всех уровней должны стать четко заданные цели проводимой государством политики и ожидаемые результаты их достижения.

Таким образом, на современном этапе развития бюджетной системы и экономики Российской Федерации, проявилась потребность в активизации инструментов государственного воздействия на социально-экономические процессы. Ключевыми функциями государства становятся стратегически обеспечивающие. Возрастает роль контроля по их реализации.

В современных условиях имеются объективные предпосылки для внедрения нового вида государственного финансового контроля - аудита эффективности использования государственных ресурсов. Это потребует изменения и модернизации ряда сложившихся в государстве систем управления финансовыми потоками, внедрения международных стандартов отчетности, корректировки функций финансовых ведомств страны и др. Переход на новый вид финансового контроля использования государственных ресурсов, особенно в условиях реализации современной концепции бюджетной системы страны, - одна из важнейших задач Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов.

Переход бюджетного процесса на принципы результативности использования бюджетных средств требует создания адекватных механизмов государственного финансового контроля, позволяющих определять степень достижения запланированных социально-экономических результатов. Такие механизмы содержит аудит эффективности использования бюджетных средств, широко применяемый в государственном финансовом контроле зарубежных стран. Мировой опыт свидетельствует, что данный аудит оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами исполнительной власти решений в сфере управления государственными финансами, а также способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности их деятельности.

Аудит эффективности в широком понимании проводится органами государственного финансового контроля как комплекс мероприятий по проверке органов государственной власти для оценки эффективности, эконо-

мичности и рентабельности управленческой деятельности, а также для выработки рекомендаций по дальнейшему повышению результативности работы этих органов.

Аудит эффективности связан с оценкой результативности и экономичности использования бюджетных ресурсов, с определением уровня достижения конкретных целей за счет государственных средств при реализации мер бюджетной политики, государственных проектов и программ.

В настоящее время накоплен значительный опыт осуществления аудита эффективности. Он проводится одновременно с финансовым аудитом, так как они взаимосвязаны и это позволяет сократить расходы на проведение проверки. В отличие от аудита финансовой отчетности, проводимого в соответствии с особыми требованиями и целями, аудит эффективности в большей степени доступен для оценки и интерпретации.

Аудит эффективности - это форма государственного финансового контроля, обеспечивающая оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку предложений по повышению эффективности их деятельности.

Возникновение аудита эффективности как особого вида аудита можно отнести к 70-м годам XX века, когда в Лимской декларации руководящих принципов аудита (1977 г.) появился термин «аудит эффективности». Институционализация нового вида контрольной деятельности связана, во-первых, с повышением роли государственных финансов в экономике развитых стран; во-вторых, с развитием систем аудита, так как контроль только за распределением и расходованием государственных средств уже не отвечает потребности эффективного государственного управления; в-третьих, с необходимостью повышения эффективности систем аудита, особенно внутреннего (ведомственного).

Контроль за эффективностью использования финансовых ресурсов традиционно осуществлялся посредством контроля за отдельными опера -циями и элементами расходов. Об эффективности расходов судили по объему освоенных средств и точному их соответствию детальной бюджетной росписи расходов. При этом количественный и качественный аспекты результатов расходов остаются за пределами внимания. Абсолютное доминирование детального годового финансового плана (бюджета субъекта Российской Федерации или муниципального образования) препятствует выполнению тех государственных функций и функций местного самоуправления, специфика которых требует формирования долгосрочных программ финансирования или, наоборот, оперативного реагирования на меняющуюся ситуацию.

В рамках трактовки понятия «аудит эффективности» выделяют два направления:

1. «эффективность аудита»: соотношение достигнутого контролирующим органом или лицом результата и цели, достижение этой цели с минимальными затратами ресурсов;

2. «контроль эффективности»: оценка эффективности, результативности, экономичности, интенсивности использования государственных средств (бюджета, собственности).

Содержательная близость понятий бюджетной, экономической и социальной эффективности не всегда дает возможность количественно оценить эффективность исполнения государственных бюджетов, которая должна определяться достижением поставленных целей социально-экономического развития страны. Акцент делается на процесс движения бюджетных средств, а главное - достижение целей социально-экономического развития на основе эффективного использования бюджетных средств -остается на втором плане.

Различие между эффективностью и результативностью заключается в том, что под эффективностью может пониматься рациональное использование ресурсов. Понятие «эффективности» относится к соотношению непосредственных результатов деятельности в плане продуктов или услуг и ресурсов, затраченных на их производство.

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств в РФ означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств

Аудит эффективности использования государственных средств включает проверки:

- экономного использования проверяемой организацией государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности;

- продуктивного использования организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

- результатов деятельности организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов. При проведении аудита эффективности руководствуются тем, что в процессе проверки не ставится задача дать общую оценку эффективности работы проверяемого органа государственной власти или получателя государственных средств. Предметом аудита эффективности является деятельность органов

государственной власти и других получателей государственных средств по использованию государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них задач, функций или реализации программ.

Объектами аудита эффективности являются:

- органы государственной власти РФ, субъектов РФ, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств;

- федеральные и региональные органы, использующие средства государственных внебюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собственностью;

- бюджетные учреждения и иные организации, получающие бюджетные средства;

- государственные унитарные.

Аудит эффективности предполагает проведение различных проверок, которые отличаются в зависимости от своих предмета и объектов, поставленных целей и задач. Проверки эффективности можно подразделить на:

- проверки эффективности использования государственных средств, направляемых на выполнение государственных функций, реализацию целей социально-экономической политики государства или региона;

- проверки эффективности использования государственных средств отдельными министерствами, ведомствами или бюджетными учреждениями при выполнении возложенных на них функций и решении поставленных социально-экономических задач;

- проверки эффективности использования государственных средств в отдельных сферах или видах деятельности, осуществляемых несколькими министерствами, ведомствами и бюджетными учреждениями.

- проверки федеральных, региональных программ, в реализации которых принимает участие несколько министерств, ведомств, бюджетных учреждений и иных организаций.

Аудит эффективности имеет более сложную технологию проведения по сравнению с финансовым аудитом. Но при этом есть и общие элементы. В связи с этим в любой проверке эффективности использования государственных средств можно выделить следующие этапы:

- планирование проверки;

- непосредственное проведение проверки;

- подготовка отчета о результатах проверки.

При проведении аудита эффективности использования государственных средств необходимо руководствоваться отдельными критериями при определении возможных тем и объектов проверок:

- социально-экономическая значимость данной темы, ее важность для общественности;

- степень наличия рисков в рассматриваемой сфере (т.е. вероятность негативного влияния на проверяемую организацию какого-либо фактора, который может привести к финансовым убыткам, нанесению ущерба, неспособности реализовать возложенную функцию или программу и обеспечить при этом эффективное использование государственных средств);

- оценка возможных результатов проверки;

- объем государственных средств, направляемых в данную сферу и используемых объектами проверки;

- проведение предшествующих проверок в этой сфере и на данных объектах;

- наличие ресурсов Счетной палаты.

По итогам аудита эффективности проверяющие дают соответствующие рекомендации. Они должны быть направлены на устранение выявленных недостатков и ориентировать на достижение соответствующих конечных результатов. В завершение проверки готовится отчет о проведении аудита эффективности использования государственных средств.

Список литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

3. Приказ Минфина России от 23.09.2005 № 123н «Об утверждении форм регистров бюджетного учета».

4. Иванова Е.И. Информационные ресурсы государственного аудита (теория и практика): монография. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2008.

СУЩНОСТЬ АУДИТА ОБОСНОВАННОСТИ СМЕТЫ РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЯ-БЮДЖЕТОПОЛУЧАТЕЛЯ

© Ваганова O.E.*

Саратовский государственный социально-экономический университет,

г. Саратов

В данной статье рассмотрена сущность и методика проведения аудита обоснованности сметы расходов бюджетной организации. Освещены основные этапы соответствующего вида аудита, рассмотрены существующие предпосылки дальнейшего становления и осуществления аудита бюджетных организаций.

* Доцент кафедры АХД и аудита, кандидат экономических наук, доцент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.