Научная статья на тему 'Аудит эффективности использования бюджетных средств'

Аудит эффективности использования бюджетных средств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1127
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ОБЪЕКТ АУДИТА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уграицкая Л.А., Горлова Н.А.

В статье рассматривается понятие и объект аудита эффективности, предпосылки его развития, виды проведения аудита эффективности использования бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аудит эффективности использования бюджетных средств»

[Электронный ресурс] // Информационно-правовая система Консультант-Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

4. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99): Приказ Минфина России от 06.07.1999 N 43н [Электронный ресурс] // информационно-правовая система Консуль-тантПлюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ

© Уграицкая Л.А.*, Горлова Н.А.*

Воронежский государственный аграрный университет, г. Воронеж

В статье рассматривается понятие и объект аудита эффективности, предпосылки его развития, виды проведения аудита эффективности использования бюджетных средств.

Ключевые слова аудит эффективности, бюджетные средства, объект аудита эффективности, государственные учреждения.

Развитие российского государства на современном этапе характеризуется постановкой масштабных общенациональных социально-экономических задач, решение которых должно осуществляться на основе качественных преобразований и повышения эффективности деятельности государства в различных сферах экономики. Именно на это нацелены проводимые сегодня реформы. Административная реформа заключается в создании эффективной системы государственного управления, а бюджетная реформа предусматривает переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Основой формирования и исполнения бюджетов всех уровней являются четко заданные цели проводимой государством политики и ожидаемые результаты их достижения.

Переход организации бюджетного процесса на принципы результативности использования бюджетных средств, который начат в России, требует создания объективных механизмов государственного финансового контроля, позволяющих определять степень достижения запланированных социально-экономических результатов.

Именно такие механизмы содержит аудит эффективности использования бюджетных средств. В мировой практике он широко применяется в государственном финансовом контроле в течение последних десятилетий.

* Магистрант кафедры Бухгалтерского учета и аудита.

* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и аудита, кандидат экономических наук, доцент.

Как показывает практика, его применение не только оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами исполнительной власти решений в сфере управления государственными финансами, но и способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности в их деятельности.

Что касается отечественного опыта, то в России аудит эффективности использования бюджетных средств до начала 2000 годов не применялся. В этой связи возникла потребность внедрения в систему государственного финансового контроля России аудита эффективности использования бюджетных средств.

Несмотря на то, что приводятся различные авторские трактовки понятия аудита эффективности и области его применения, до сих пор в российской экономической науке отсутствует целостная и общепринятая концепция, раскрывающая его теоретические и методологические основы.

Наиболее приемлемым определением, раскрывающим категорию «аудит эффективности», является формулировка Алиева УИ.

Под аудитом эффективности данный автор рассматривает форму государственного финансового контроля, которая обеспечивает оценку эффективности работы исполняющих государственные функции и использующих государственные ресурсы подконтрольных объектов и разработку предложений по повышению эффективности их деятельности [5].

Объектами аудита эффективности выступают:

- органы государственной власти РФ, субъектов РФ, являющиеся главными распорядителями или распорядителями бюджетных средств;

- федеральные и региональные органы, использующие средства государственных внебюджетных фондов или распоряжающиеся государственной собственностью;

- бюджетные учреждения и иные организации, получающие бюджетные средства;

- государственные унитарные и казенные учреждения;

- иные субъекты экономической деятельности, использующие государственные средства и / или имеющие предоставленные федеральным и региональным законодательством налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

- организации, предприятия и учреждения, а также социальные группы граждан, на деятельности или жизнеобеспечении которых отражаются результаты использования государственных средств.

Предметом аудита эффективности является деятельность органов государственной власти и других получателей государственных средств по использованию государственных средств, полученных для выполнения возло-

женных на них задач, функций или реализации программ (например, федеральных целевых программ, программ развития регионов).

При проведении аудита эффективности использования государственных средств существует необходимость в рассмотрении следующих вопросов:

- экономного использования проверяемой организацией государственных средств, затраченных на достижение конкретных результатов ее деятельности;

- продуктивного использования организацией трудовых, финансовых и прочих ресурсов в производственной и иной деятельности, а также использования информационных систем и технологий;

- результатов деятельности организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов.

Аудит эффективности предполагает проведение различных проверок, которые отличаются в зависимости от своих предмета и объектов, поставленных целей и задач. Можно выделить проверки, которые условно делятся на две группы.

Первая - это проверки эффективности, связанные с исполнением государственных функций, в частности:

- проверки эффективности использования государственных средств, направляемых на выполнение государственных функций, реализацию целей социально-экономической политики государства или региона (например, проверки эффективности расходов федерального или регионального бюджета на оборону, образование, здравоохранение и т.п.);

- проверки эффективности использования государственных средств отдельными министерствами, ведомствами или бюджетными учреждениями при выполнении возложенных на них функций и решении поставленных социально-экономических задач;

- проверки эффективности использования государственных средств в отдельных сферах или видах деятельности, осуществляемых несколькими министерствами, ведомствами и (или) бюджетными учреждениями.

Вторая группа включает проверки федеральных, региональных программ, в реализации которых принимает участие несколько министерств, ведомств, бюджетных учреждений и иных организаций (федеральные, региональные целевые программы, федеральная, региональная адресная инвестиционная программа, программы развития регионов).

Аудит эффективности использования государственных средств - трудновыполнимая задача, для ее решения требуются значительные временные затраты, финансовые ресурсы, высококвалифицированные специалисты.

Кроме того, аудит эффективности имеет более сложную технологию проведения по сравнению с финансовым аудитом. Но при этом есть и общие элементы. В связи с этим, в любой проверке эффективности использования государственных средств можно выделить три этапа:

I - планирование проверки;

II - проведение проверки;

II - подготовка отчета о результатах проверки.

На этапе планирования осуществляется отбор наиболее важных тем и проблем, которые должны быть решены в рамках поставленных задач. В свою очередь, данный этап включает стратегическое и текущее планирование. При стратегическом планировании определяются приоритетные задачи, решать которые призваны Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы. На их основе разрабатывается стратегический план по проведению аудита эффективности, определяющий, какие министерства и ведомства, получатели бюджетных средств будут подвергнуты проверке в период, обозначенный в данном плане. Этот комплекс действий охватывает от трех до пяти лет.

Текущее планирование осуществляется ежегодно на основе стратегического плана. Для этого этапа характерны выбор конкретных тем и объектов, обоснование целей проверок и оценка их возможных результатов в рамках повышения эффективности использования государственных средств. В методике проведения аудита эффективности использования государственных средств, разработанной Департаментом аналитического и методологического обеспечения, приведены критерии, которыми необходимо руководствоваться при определении возможных тем и объектов проверок:

- социально-экономическая значимость данной темы, ее важность для Федерального собрания и общественности;

- степень наличия рисков в рассматриваемой сфере (под риском в данном случае понимается вероятность негативного влияния на проверяемую организацию какого-либо фактора, который может привести к финансовым убыткам, нанесению ущерба, неспособности реализовать возложенную функцию или программу и обеспечить при этом эффективное использование государственных средств);

- оценка возможных результатов проверки;

- объем государственных средств, направляемых в данную сферу и используемых объектами проверки;

- проведение предшествующих проверок в этой сфере и на данных объектах;

- наличие ресурсов Счетной палаты.

На этапе планирования предварительно изучаются объекты проверки. Сбор необходимой информации происходит в целях получения всестороннего представления о предмете и объекте проверки.

Итогом планирования является программа проверки. В ней должны быть сформулированы цель, перечень вопросов и объектов проверки; критерии оценки эффективности использования государственных средств, которые будут использоваться в ходе проверки, и их источники; описание методики проведения проверки; график и ее основные этапы; список группы проверяющих; срок представления отчета о результатах проверки [8].

Основным выводом в постановке данного вопроса является то, что аудит эффективности использования бюджетных средств требует не только значительных временных затрат для своего решения, но и финансовых ресурсов и высококвалифицированных специалистов.

Список литературы:

1. Александров Е.И. Государственный финансовый контроль и становление аудита эффективности использования бюджетных средств / Е.И. Александров, Н.А. Башкайкина // Финансы и кредит. - 2011. - № 20. - С. 24-31.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от № 374-Ф3, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.12.2002 № 176-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 № 12-П, Федеральным законом от 09.02.2009 № 17-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда РФ от 22.06.2009 № 10-П, Федеральным законом от 18.07.2009 № 181-ФЗ) // СПС КонсультантПлюс. - М., 2011.

3. Федеральный закон Об аудиторской деятельности от 30.12.2008 № 307-ФЗ: [принят ГД ФС РФ 24.12.2008] // СПС КонсультантПлюс. - М., 2011.

4. Международный стандарт аудита (ISA) 200 «Цель и общие принципы, регулирующие аудит финансовой отчетности» // СПС Консультант-Плюс. - М., 2011.

5. Алиев УИ. Некоторые проблемы оценки эффективности бюджетных расходов / УИ. Алиев // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. -№ 46. - С. 27-31.

6. Ананских М.С. Критерии эффективности бюджетных расходов в процессе оказания бюджетных услуг // Финансы и кредит. - 2010. - № 1. -С. 28-33.

7. Асташова Н. Бюджетные расходы: механизм оценки эффективности / Н. Асташова // Проблемы теории и практики управления. - 2011. - № 8. -С. 19-26.

8. Волков В.В. Система правового регулирования статуса государственных и муниципальных учреждений // Муниципальная власть. - 2011. - № 2. -С. 24-33.

9. Зиганшина П.А. О результативности и эффективности расходов бюджетов на социальную политику / П.А. Зиганшина // Финансы и кредит. -2011. - № 26. - С. 57-65.

10. Качанова Е.А. Оценка влияния реформы бюджетного сектора экономики на структуру местного бюджета / Е.А. Качанова // Финансы. - 2011. -№ 1. - С. 17-21.

РИСКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИ НЕУПЛАТЕ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ, УПЛАЧИВАЕМОМУ В СВЯЗИ С ПРИМЕНЕНИЕМ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

© Уткина А.А.*

Владимирский филиал Финансового университета при Правительстве РФ,

г. Владимир

Статья посвящена упрощенной системе налогообложения, которая является самой распространенной среди субъектов малого предпринимательства. При правильном определении и организации деятельности при данной системе, бухгалтерский и налоговый учет помогают экономить средства. Именно поэтому автор статьи рассматривает риски субъектов малого предпринимательства при неуплате авансовых платежей при данной системе налогообложения.

Ключевые слова: малое предпринимательство, налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, объекты налогообложения, минимальный налог, убыток, авансовые платежи, пени.

Малое предпринимательство за последние годы стало одним из важнейших секторов экономики, оказывающих большое влияние на улучшение социально-экономической ситуации в Российской Федерации. В данных условиях значительно возрастает роль и значение правильной организации бухгалтерского и налогового учета малых экономических субъектов.

Самой распространённой системой налогообложения для малого предпринимательства является упрощенная система налогообложения. Как показывает практика, за годы своего существования действующая система налогообложения проявила себя с положительной стороны и выступила одним из самых эффективных режимов налогообложения для малого предпринимательства. При правильном определении и организации деятельности при данной системе, бухгалтерский и налоговый учет помогают экономить средства. Поэтому так необходимо перечислять все платежи по налогу, уп-

* Магистрант направления «Экономика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.