Научная статья на тему 'Журналистская карьера Александра Архангельского: от «Ейского Курьера» к «Крокодилу»'

Журналистская карьера Александра Архангельского: от «Ейского Курьера» к «Крокодилу» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
218
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ ПРЕССА / ИЗДАТЕЛЬ / "ЕЙСКИЙ КУРЬЕР" / ХРОНИКЕР / АЛЕКСАНДР АРХАНГЕЛЬСКИЙ / "МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН" / БОЛЬШЕВИКИ / "ИЗВЕСТИЯ" / "КРОКОДИЛ" / КУКРЫНИКСЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хошобина Мария Николаевна

В работе автор ставил перед собой цель исследовать специфику дореволюционной прессы города Ейска на примере издания Г. Л. Тохова «Ейский Курьер». Для этого нужно было решить ряд задач: изучить политику издания, рассмотреть личности редактора и журналистов, работавших в газете «Ейский Курьер», создать контент издания. В результате работы получена возможность выявления типологии данной газеты и ее места в системе дореволюционной ейской прессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Журналистская карьера Александра Архангельского: от «Ейского Курьера» к «Крокодилу»»

УДК 316.77

ББК 76.120.8

Х 87

Хошобина М.Н.

Журналистская карьера Александра Архангельского: от «Ейского Курьера» к «Крокодилу»

Аннотация:

В работе автор ставил перед собой цель исследовать специфику дореволюционной прессы города Ейска на примере издания Г. Л. Тохова «Ейский Курьер». Для этого нужно было решить ряд задач: изучить политику издания, рассмотреть личности редактора и журналистов, работавших в газете «Ейский Курьер», создать контент издания. В результате работы получена возможность выявления типологии данной газеты и ее места в системе дореволюционной ейской прессы.

Ключевые слова:

Локальная пресса, издатель, «Ейский курьер», хроникер, Александр Архангельский, «Маленький фельетон», большевики, «Известия», «Крокодил», Кукрыниксы.

30 апреля 1910 года в Ейске вышел первый номер местной ежедневной литературнополитической и общественно-экономической газеты «Ейский Курьер». Это была вторая местная газета, которая обслуживала только Ейский отдел Кубанской области. Издателем-редактором «Ейского Курьера» стал купец первой гильдии Георгий Лазаревич (Кеворк Хазаросович) Тохов. Первой была газета «Ейский Вестник» Луки Мартыновича Мельникова. В своей передовой статье, обращенной к читателям, редакция писала: «Ейский Курьер» ставит своей задачей, с одной стороны, наиболее полное освещение местных культурных нужд города, направляя при этом свое внимание на практическое осуществление их, ознакомление будущих читателей «Ейского Курьера» с социальной жизнью Кавказа, и главным образом Кубанской области, и, с другой стороны - констатирование общегосударственных социально-политических событий» [1: 1].

Редакция газеты располагалась в городе Ейске. Установленная подписная цена с пересылкой и доставкой - 6 рублей в год, цена отдельного номера - 3 копейки. На первой же полосе первого номера редакция заявляла своим читателям, что временно газета «Ейский Курьер» будет выходить в небольшом формате, а с получением новой большой печатной машины размер газеты планировалось значительно увеличить.

По данным Кубанского областного жандармского управления, «направление газеты левое». В состав сотрудников редакции входили: Лев Николаевич Ядринцев, мещанин города Пронска (секретарь редакции); Александр Григорьевич Архангельский, ейский мещанин (хроникер); Лев Семенович Райхлин, ейский мещанин, еврей, студент, не окончивший курса (хроникер); Александр Арефьевич Санжур, ейский мещанин, конторщик редакции; Иван Алексеевич Лопата, ейский мещанин (фельетонист); Василий Аверкиевич Попов, ейский мещанин (заведующий сельскохозяйственным отделом газеты).

Согласно рапорту полицмейстера города Ейска есаула Ромащука от 20 июня 1910 года: «:.. .состав служащих в редакции г. Тохова таков, что заставляет сомневаться в порядочности тех целей, кои они намерены преследовать. Все перечисленные лица, молодые еще люди, имущества лично им принадлежащего не имеют, и до службы в редакции Тохова определенных занятий не имели. Имея в виду, что все эти крайне подозрительные лица имеют свободный доступ в типографию, где печатается газета, а в недалеком будущем г. Тохов будет печатать газету даже в своей собственной типографии, на что уже получил разрешение, я полагаю, что там им легко будет печатать и что угодно, так как уследить за этим не представляется никакой возможности, и потому ходатайствую перед Вашим Превосходительством об отобрании у Тохова разрешения как на издание и редактирование

газеты, так и на право открытия типографии»».

Таким образом, как стало известно из архивных источников, именно в «Ейском Курьере» впервые начал печататься 21-летний Александр Архангельский, ставший позже знаменитым советским поэтом-сатириком. Несколько страниц биографии - Александр Григорьевич Архангельский родился 4(16) ноября 1889 года в Ейске в семье парикмахера и швеи, закончил реальное училище, впоследствии не смог получить достаточного образования.

Из стихотворных воспоминаний Архангельского можно составить довольно связное представление о раннем периоде его жизни. «Мальчишкой пел я в церковном хоре.» -начинал он автобиографию в стихах. Там же рассказывал о полуголодном детстве, о том, как, рано потеряв отца, остался единственным кормильцем и поступил на службу конторщиком в пароходство, которая была прервана арестом за распространение революционных листовок.

В дальнейшем он привлекался при Управлении в 1907 - 1908 гг. к дознанию качестве обвиняемого по статье 102 Уголовного Уложения. «Дознанием было установлено, что он принадлежит к преступному сообществу, образовавшемуся в городе Ейске и именовавшемуся Ейской группой Кубанского комитета Р. С. Д. Р. П.» [2: 335].

При обыске на квартире у Архангельского были изъяты экземпляры программы РСДРП. В заключении Архангельский провел 13 месяцев. В ростовскую тюрьму Архангельский был доставлен из Ейска в 1907 году. 18-летний поэт обвинялся в том, что писал революционные стихи и распространял листовки большевиков [3: 2].

По всей видимости, уже после ростовского заключения Александр Архангельский вернулся на некоторое время в Ейск и устроился хроникером в редакцию Тохова. Стихи Архангельского печатались в газете под рубрикой «Маленький фельетон». Последнее его стихотворение «Смычок певучий» было опубликовано в «Ейском Курьере» 1 августа 1910 года [4: 4].

В том же 1910 году Архангельский переехал в Петербург, где работал счетчиком-статистиком. Здесь и начала расти известность Архангельского, он завел знакомства со многими известными литераторами: Н. Гумилевым, А. Блоком, В. Розановым и др. Искания молодого поэта неоднозначно воспринимались мэтрами. Так, Н. Гумилев, которому поэт посылал свои первые стихи на отзыв, назвал их «несколько ходульными по мысли, неоригинальными по построению», говорил об отсутствии у Архангельского творческой оригинальности. А. Блок был еще более суров - «парень без денег, но и без власти, без таланта». По сообщению Ф. А. Рейзер, второй жены Архангельского, отзыв Блока был известен поэту и стал одной из основных причин, по которой он впоследствии бросил писать стихи.

Возможно, холодный прием в среде петербургских литераторов привел к тому, что Архангельский в 1914 году перебрался с семьей в Чернигов, где стал работать счетчиком-статистиком в Губстатбюро. Там он собрал вокруг себя поэтический кружок, получивший название «Камин». Главной чертой поэта, как писали рецензенты в то время, была восприимчивость к чужому слову. При этом излишняя переимчивость оригинальных стихов зачатую оборачивалась для поэта утратой индивидуальности. Но в дальнейшем свободное срастание с чужим стилем стало одной из главных причин совершенства его пародий [5: 27].

В Ейск Архангельский возвратился в 1920 году, где стал редактировать местную газету «Известия», в которой он выступал не только в качестве редактора, но и был активным сотрудником издания. Из номера в номер следовали его статьи, заметки, корреспонденции, политические фельетоны в стихах, к примеру - «Митинг в Крыму», «Кого выбирать в Советы?» и др. Наряду с журналистской деятельностью Архангельский продолжал писать лирические стихи, которые входили в коллективный сборник «Конь и лани». По мнению ряда исследователей, сборник «Конь и Лани» дает уже серьезные основания считать, что если Архангельский-поэт и обладает талантом, то это талант имитатора и стилизатора.

В январе 1922 года Архангельский переехал в Москву, где поступил работать в только что основанную московскую «Рабочую газету». Журналистская деятельность увлекла его.

«Очень много приходится работать, - пишет он жене, - весь день в разъездах и ходьбе. Устаю физически, но душевно бодр. Предо мной проходит масса людей, фабрики, заводы. Завел много знакомств с рабочими. Это интересно».

Параллельно с репортерской деятельностью Архангельский активно сотрудничал с сатирическими изданиями. Его псевдоним «Архип» сразу стал популярным у читателей «Крокодила», постоянным сотрудником которого он был в течение 10 лет (1922 - 1932 гг.); «Лаптя», кстати, в 1925 году Архангельский стал заведовать редакцией этого журнала. Литературные пародии на современных ему писателей прославили автора, обнаружившего поэтическую наблюдательность, критическую аналитичность, тонкий вкус и версификационное мастерство Особую известность ему принесла творческая дружба с художниками Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов). Это содружество стало вскоре настолько прочным, что Архангельский стал как бы четвертым в их троице. Кукрыниксы создавали иллюстрации к эпиграммам и пародиям Архангельского. Умер Александр Григорьевич Архангельский от туберкулеза в Москве 12 октября 1938 года в возрасте 49 лет [6: 17].

Примечания:

1. От редакции // Ейский курьер. 1910. № 1. С. 1.

2. ГАКК. Ф. 583. Оп. 3. Д. 20. Лл. 335-336.

3. Половинкин Л. Страницы боевого прошлого // Приазовские степи. 1965. № 267. С. 2.

4. Архангельский А. Маленький фельетон // Ейский курьер. 1910. № 78. С. 4.

5. Казак В . Лексикон русской литературы XX века М.: РИК «Культура», 1996. С. 27-32.

6. ЕИКМ. Ф. 87. Оп. 11. Д. 2. Л. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.