Научная статья на тему 'Одесский сатирический журнал "Бомба": из материалов уголовного дела журналиста Бориса Флита'

Одесский сатирический журнал "Бомба": из материалов уголовного дела журналиста Бориса Флита Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
597
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛ "БОМБА" / Б.Д. ФЛИТ / НЕЗНАКОМЕЦ / Д. МАЛЛОРИ / САТИРИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / КАРИКАТУРЫ / ФЕЛЬЕТОНЫ / НКВД / MAGAZINE "BOMBA" / BORIS FLIT / NEZNAKOMETS / D. MALLORY / SATIRICAL JOURNALISM / CARTOONS / SATIRES / NKVD

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киянская Оксана Ивановна, Яворская Елена Леонидовна

В статье речь идет об одесском сатирическом журнале «Бомба», выходившем в 1917-1919 гг., и о его редакторе, журналисте Б.Д. Флите. Анализируются основные вехи биографии Флита, материалы его следственного дела, обнаруженного в фондах ЦА ФСБ РФ. Делается вывод о том, что содержание журнала «Бомба» послужило одним из поводов ареста журналиста, его высылки в Оренбург в 1935 г., а в 1937 г. и расстрела.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Odessa satirical magazine “Bomba”. From materials of journalist Boris Flit criminal case

This article is about Odessa’s satirical magazine “Bomba” (1917-1919), and about its editor, journalist Boris Fleet. The article analyzes Flit biography, materials of his criminal case, discovered in funds of the Central archive of FSB RF. It is concluded that the contents of the “Bomba” was one of the reasons of arrest of the journalist, his deportation to Orenburg in 1935, and execution in 1937.

Текст научной работы на тему «Одесский сатирический журнал "Бомба": из материалов уголовного дела журналиста Бориса Флита»

УДК 070(09)(477)

Б01: 10.28995/2073-6355-2018-1-23-30

О.И. Киянская, Е.Л. Яворская

Одесский сатирический журнал «Бомба»: из материалов уголовного дела журналиста Бориса Флита

В статье речь идет об одесском сатирическом журнале «Бомба», выходившем в 1917-1919 гг., и о его редакторе, журналисте Б.Д. Флите. Анализируются основные вехи биографии Флита, материалы его следственного дела, обнаруженного в фондах ЦА ФСБ РФ. Делается вывод о том, что содержание журнала «Бомба» послужило одним из поводов ареста журналиста, его высылки в Оренбург в 1935 г., а в 1937 г. - и расстрела.

Ключевые слова: журнал «Бомба», Б.Д. Флит, Незнакомец, Д. Малло-ри, сатирическая журналистика, карикатуры, фельетоны, НКВД.

В Одессе конца XIX - начала ХХ в. активно издавались сатирические журналы. В 1875 г. выходил первый из них, «Оса». Также следует отметить «Чайку» и «Звон» (1905), «Сколопендру» (1907), «Одесские тайны» (1909). В 1911-1912 гг. выходил знаменитый журнал «Крокодил», давший впоследствии название соответствующему московскому журналу1.

События Гражданской войны способствовали расцвету сатиры в Одессе. В этот период вышло семнадцать такого рода изданий: «Яблочко», «Кузькина мать», «Газета-Ракета», «Перо в спину», «Ежик в сметане», «Гильотина», «Красное жало», «Щеткой по лысине», «Бешеная тетка» и др.

В городе постоянно менялась власть: Советы сменялись режимом гетмана Скоропадского, интервентами, снова Советами, затем деникинцами. В феврале 1920 г. советская власть установилась в городе окончательно. Сатира была, по-видимому, защитной реакцией одесситов на происходившие в городе события. Девизы сатирических изданий и их «выходные данные» были красноречивы: «Живи пока живется» («Яблочко»), «Орган безработных социалистов-юмористов» («Газета-Ракета»), «Газета выходит... боком

© Киянская О.И., Яворская Е.Л., 2018

редактору, издателю и всем прочим лицам...» («Перо в спину»), «Три деревни, два села, восемь девок. чем не республика?» («Ёжик в сметане»), «Первый блин - полит-комом» («Щеткой по лысине»), «Послушайте, вы какой национальности?» («Бешеная тетка»), «Орган беспардонного обывателя» («Кузькина мать»)2.

Наиболее известным и популярным журналом была «Бомба», «журнал революционной сатиры», выходивший в 1917-1919 гг. Всего вышло 43 номера, 40 из них на сегодняшний день обнаружены в библиотеках и частных коллекциях. Дошедшие до нас материалы из журнала были частично републикованы в современном альманахе «Дерибасовская-Ришельевская»3 и в 6-м выпуске научного сборника Одесского литературного музея «Дом князя Гагарина»4.

«Бомба» была журналом многоцветным, выходила с большим количеством иллюстраций, на каждой странице - две-три карикатуры. Основные художники «Бомбы» - Ф. Сегаль, Б. Антоновский (живший в Петрограде), Mad (М.А. Дризо), Вс. Никулин, А. Цалюк, Сандро Фазини (А. Файнзильберг) - бывшие сотрудники одесского «Крокодила»; Сегаль даже взял себе псевдоним «Крокодилов». Из новых имен - Алеко (А. Костюков-ский), И. Мексин, ММа (М. Файнзильберг), С. Олесевич, Скиф (С. Фикс). Регулярно появляются шаржи М. Линского на художников, писателей и общественных деятелей; шаржи публикуются под рубрикой «Зверинец».

Журнал публиковал прозу и стихи как уже известных, так и начинающих литераторов. Продолжается начатая в «Крокодиле» традиция сотрудничества с авторами столичного «Сатирикона»: печатаются стихи Дона Аминадо, рассказы Тэффи, А. Аверченко, Е. Венского, А. Бухова. Журнал печатает В. Маяковского, А. Блока, В. Брюсова, Ф. Сологуба.

«Молодые писатели и художники безнадежно толпились в редакциях журнала революционной сатиры "Бомба", литературного журнала "Огоньки". Возможность печататься была сильно ограничена небольшой емкостью указанных изданий, а редактор (фактически Б.Д. Флит) неохотно пускал в печать молодых, тогда еще неизвестных авторов», - утверждал современник событий, одессит Э. Соминский5.

Однако в данном случае память явно подводит мемуариста: на страницах «Бомбы» было более чем достаточно молодых авторов. Журнал постоянно публикует стихи и рисунки Ю. Олеши, стихотворные произведения и «шутки» В. Катаева; одно стихотворение опубликовал в «Бомбе» начинающий поэт Э. Багрицкий. Публикуются даже стихи дам: известной певицы И. Кремер и молодой поэтессы Э. Ледницкой.

Темы журнала менялись. Если в первых номерах писали о Распутине, войне, выборах, то в дальнейшем много места занимает быт: грабежи на улицах, спекуляция. Во многих карикатурах и фельетонах высмеивают большевиков: «Интересно, что все скажут, когда узнают, что я окончила Смольный институт? Примут ли меня за большевичку или сочтут Ленина институткой?» (1918. № 32). Наиболее злободневны карикатуры Ма^а. На одной из них обыватель из-за угла рассматривает трех человек с повязками: «Не могу разобрать, кто кого арестовал: милиционер - рабочего, рабочий - солдата, солдат - милиционера, милиционер - солдата, солдат - рабочего или рабочий - милиционера» (1918. № 10, обложка). Интересовалась «Бомба» и жизнью своих сотрудников: осенью 1917 г. состоялась дуэль В. Катаева и другого одесского литератора, А. Соколовского. В январе 1918 в № 31 помещены два иронических отзыва на эту дуэль - стихи Л. Нежданова и фельетон Р. Херсон-ского6.

* * *

Редактором и издателем «Бомбы» был Борис Давыдович Флит, известный одесский журналист, работавший под псевдонимом «Незнакомец».

Биография Флита давно привлекает внимание историков литературы и журналистики. В частности, о нем писали одесские исследователи С.З. Лущик и Р. Александров (А.Ю. Розенбойм)7. Розенбойм приводит биографические данные Флита, подтверждающиеся официальными документами. Журналист родился 14 января 1883 г. в Кременчуге в семье фармацевта. В Кременчуге он окончил реальное училище, в 1906-1907 гг. учился на естественном факультете Новороссийского университета. Однако университет он бросил и вскоре женился - «на дочери одесского мещанина Перл Могилевской»; в документах она, первая жена журналиста, значится как Полина Флит. В этом браке родилась дочь Изабелла.

Журналистикой Флит начал заниматься в 1904 г., еще в Кременчуге; «во всяком случае, в прошении о зачислении в университет уже написал, что "высшее образование мне тем более необходимо, что я занимаюсь литературным трудом"»8. Он печатался в «Звоне», был одним из редакторов «Сколопендры», в 1911-1912 гг. был одним из издателей (с Ф. Сегалем) и фактическим редактором журнала «Крокодил». В годы Гражданской войны кроме «Бомбы» он редактировал и издавал журналы «Огоньки» (1918-1919) и «Огонек» (1919), газеты «Одесское обозрение театров» (1917) и «Перо в спину» (1919). Был он и сотрудником ежедневной газеты «Одесские новости».

В связи с журналистской деятельностью, и в частности с изданием «Бомбы», у Флита возникали трения с разного рода властями. Так, до нас дошел мемуарный анекдот времен интервенции: после расстрела коммунистки-француженки Жанны Лябурб «власти созвали редакторов всех одесских газет и категорически потребовали, чтобы никто не посмел в своей газете даже заикнуться об этом». На что Флит ответил: "Ппростите, но я заикаюсь решительно обо всем"»9. «Б.Д. Флит имел физический недостаток: он сильно заикался и брызгал слюной на собеседника. К этому своему недостатку он относился терпимо, заявляя: "Я - самый независимый журналист во всем мире - я плюю на всех"», - вспоминает мемуарист10.

В одесских журналах Флита любили: публиковали на него шаржи и пародии, на которые он, по всей видимости, не обижался. Так, в № 30 «Бомбы» за 1918 г. в разделе «Зверинец» помещен шарж карикатуриста Ма^а на редактора. Флит на карикатуре пишет обеими руками и ногами тексты. Подпись под рисунком гласит: «В натуре немножко хуже этого шаржа. Правой рукой пишет фельетоны для "Од[есских] новостей", левой для "Сатирикона", правой ногой - пьесы, а левой - редактирует "Бомбу" - оттого она так хорошо и выходит»11.

В том же номере журналист и литератор Б. Бобович дает шутливые характеристики редакции «Бомбы». Открывает список характеристика редактора:

Незнакомец (Борис Флит). Самое положительное свойство его то, что он мой редактор. В своей жизни написал миллион биллионов злобных фельетонов. В анналах русской драматургии идет вторым после Островского. Такое же знание быта, такое же бойкое опереточное перо.

Самые безобидные разговоры об авансе умело переводит на тему о погоде. И все это происходит так искусно, так ловко, что сотрудникам остается с примиренными лицами покидать помещение редакции.

Г. Незнакомец любит делать на обратной стороне материала такие надписи: «Стихотворение превосходное, изумительное, небывалое, но не подходит для "Бомбы". Пришлите в "Одесскую Почту"». Чем повергает автора в печальное раздвоение души12.

Естественно, что при советской власти издавать «Бомбу» или другой сколько-нибудь независимый сатирический журнал было невозможно. Флит стал рядовым журналистом: сотрудничал как с одесскими, так и с московскими большевистскими изданиями, в середине 1920-х гг. переехал в Москву. По-видимому, в Москве он

развелся с первой женой и женился вторично - на одесситке Берте Шепелевне Степаненко (урожд. Гершанской). Впрочем, в некоторых документах женой Флита называется некая «Вера Александ-ровна»13.

Под разными псевдонимами, главным из которых был Д. Мал-лори, Флит писал статьи и фельетоны в большинство московских изданий: в газету «Известия», в журналы «Журналист», «Красная Нива», «Красный перец», «Огонек» и др., был постоянным сотрудником московского «Крокодила», печатал сборники собственных фельетонов. Он активно участвовал в литературной жизни: М. Булгаков считал Флита одним из своих «гонителей»14.

В середине 1930-х гг. он работал литературным секретарем газеты «За финплан» Московского областного финотдела.

Конечно, «заикаться решительно обо всем» Флит больше не мог. Его журналистские произведения советских лет вполне благонамеренны - в ином случае они просто не достигли бы печати. Но советскую власть бывший редактор «Бомбы» очень не любил. 26 апреля 1935 г. журналист был арестован; ему предъявили обвинение в том, что он «проводил систематическую контрреволюционную агитацию среди журналистов».

Свидетели показали, что и «до утверждения советской власти в Одессе в 1920 г.» Флит «проводил. антисоветскую линию». Впоследствии советским человеком он так и не стал: «неоднократно говорил о том, что до революции его очень ценили, что он мог тогда хорошо жить, много разъезжать, много проигрывать в карты и т. д., а теперь нет хода старым опытным журналистам, и их заменяют малограмотной молодежью». Он «постоянно рассказывал антисоветские анекдоты», «говорил, что выступления рабочих и колхозников на съездах искусственно подготовлены, инсценированы», а «когда началось рабкоровское движение», возмущался, «что рабкоровские заметки мешают ему заполнять газету своими фельетонами, что привлечение рабкоров превратило газету в мусорный ящик».

Один из свидетелей поведал следствию о том, что «в дни похорон Кирова Флит в одной из бесед у себя дома заявил, рассматривая портрет тов. Кирова, помещенный в "Экономической жизни": "всех бы их так"». А за день до ареста публично прокомментировал статьи «Правды» и «Известий» «о лондонском съезде партии». Собеседник Флита заметил, «что мало осталось в живых участников съезда». Флит же заявил, «что он ничего не имеет против смерти всех участников последующих съездов».

Еще один свидетель показывал: «В моем присутствии в редакцию газеты "За финплан" пришел неизвестный мне работник

финотдела и принес Флиту статью для газеты. Флит при этом спросил, "напхал" ли автор в статью цитаты из Ленина и Сталина»15.

Как следует из публикуемых ниже документов, Флиту вменялись в вину не только анекдоты и крамольные разговоры с коллегами. Одним из доказательств «антисоветских» настроений журналиста оказались конфискованные у него при обыске два номера журнала «Бомба» за 1919 г. Следствие утверждало, что «Бомба» была белогвардейским изданием, Флит же возражал, что журнал был не «белогвардейским», а только «антибольшевистским».

Впрочем, его возражения во внимание приняты не были.

Рассуждая о судьбе Бориса Флита, Р. Александров утверждал: «По печальным словам "московских одесситов" - писателей Бориса Бобовича, Кирилла Левина, Валентина Катаева, Льва Славина, Флит бесследно исчез в злосчастном 1937-м»16. Однако материалы архива ФСБ РФ и другие источники проливают свет на последние годы жизни журналиста. Постановлением Особого совещания при Народном комиссаре внутренних дел СССР от 13 июля 1935 г. сослан на три года в Оренбургскую область17.

По-видимому, в Оренбурге работа по специальности для него не нашлась: он числился рабочим Гидротехконторы18.

В 1937 г. Флит был снова арестован. Затем, согласно справке Генеральной прокуратуры Российской Федерации, составленной в 1996 г., «19 сентября 1937 г. ... подвергнут расстрелу. Дело по вновь открывшимся обстоятельствам Военной коллегией Верховного суда СССР 9 августа 1957 г. пересмотрено и прекращено за отсутствием состава преступления и Флит Борис Давыдович посмертно реабилитирован»19.

Далеко не все, что писал Флит, сохранилось. Но, по словам Р. Александрова, «в истории одесской журналистики все же остался Борис Давидович Флит - Незнакомец, которого знали все»20.

* * *

Ниже публикуется протокол допроса Бориса Флита от 21 июня 1935 г., посвященный «белогвардейской» направленности журнала «Бомба». Как уже говорилось выше, номера «Бомбы» за 1919 г., о которых идет речь в протоколе допроса, по-видимому, не сохранились. Поэтому прокомментировать содержание обсуждавшихся на допросе конкретных материалов журнала не представляется возможным. Орфография и пунктуация в публикации приведены к современным нормам, сокращения раскрываются в квадратных скобках.

Протокол допроса Б.Д. Флита от 21 июня 1935 г., написанный рукою следователя:

ПРОТОКОЛ ДОПРОСА

Флита Бориса Давыдовича

от 21 июня 1935 г.

Вопрос: В каких изданиях Вы работали до советской прессы?

Ответ: До революции я работал в «Одесских новостях», а в 191718 г. работал в газете «Одесские новости» и редактировал журнал «Бомба». Эти издания были прогрессивного направления.

Вопрос: Помещались ли в журнале «Бомба» фельетоны и карикатуры антисоветского характера и антибольшевистского?

Ответ: Среди прочего материала в «Бомбе» помещались фельетоны и карикатуры антисоветского и антибольшевистского характера.

Вопрос: Помещались ли в «Бомбе» материалы, одобряющие белогвардейское движение?

Ответ: Такие материалы никогда не помещались в «Бомбе».

Вопрос: Предъявляю Вам № 43 журнала «Бомба» за 1919 г. (октябрь м[еся]ц), в котором на стр. 7 помещена карикатура явно контрреволюционная и оправдывающая деникинские репрессии против большевиков.

Продолжаете ли Вы утверждать, что в «Бомбе» не помещались материалы белогвардейского характера?

Ответ: Утверждаю, что материалы белогвардейского характера в «Бомбе» не помещались.

Вопрос: Следовательно, Вы считаете, что помещенные в «Бомбе» карикатуры и фельетоны, направленные против большевиков и советской власти, - не являются белогвардейскими?

Ответ: Да, я считаю, что «Бомба» в 1919 г. была журналом антибольшевистским, но не белогвардейским.

Вопрос: Следовательно, в 1919 г., в разгар Гражданской войны, можно было бороться против большевиков, клеветать на них, как в фельетоне «Разговор с Репетуром» (см.: «Бомба» № 43 за 1919 г.), и считать себя революционером?

Ответ: Считаю, что белогвардейцем я не был.

Записано с моих слов верно, протокол мною прочитан: Б. Флит.

Допросил: Фильштинский21.

(ЦА ФСБ. Дело Р-38148. Л. 47-47 об.)

Примечания

1 Одесский журнал «Крокодил» и его авторы: избр. страницы (1911-1912) / ОГНБ им. М. Горького; сост. Т.В. Щурова; отв. ред. О.Ф. Ботушанская, авт. ст. С.З. Лущик. Одесса: ОКФА, 1998.

2 См.: Одеська перюдична преса роюв революцп та громадянсько! вiйни, 1917— 1921 / упоряд. Г.Д. Штейнвандда; передм. та ред. С.Л. Рубшштейна. Одеса, 1929; Бельский М.Р., Ижик Л.В. Журналы старой Одессы: Справочник. Одесса: ВМВ, 2008.

3 Щурова Т.В. «И красный гимн поют свирели...» // Дерибасовская-Ришельевская: Одесский альманах. Одесса: АО Пласке, 2007. Вып. 29. С. 274-284. То же в кн. «Благоухающий пепел»: По страницам одесской периодики / сост. Т.В. Щурова. Одесса: ВМВ, 2009. С. 309-334.

4 Кнеллер М.И. Журнал «Бомба» в фондах ОЛМ // Дом князя Гагарина. Одесса: амекс-пршт, 2011. С. 216-256.

5 Соминский Э.И. Рожденные бурей: Воспоминания одессита // Где обрывается Россия.: Художественно-документальное повествование о событиях в Одессе в 1918-1920 гг. Одесса: Оптимум, 2002. С. 190.

6 См. об этом: Яворская ЕЛ. «Но был отравлен мой бокал холодным ядом размышлений.» // Дерибасовская-Ришельевская: Одесский альманах. Одесса: АО Пласке, 2014. Вып. 58. С. 284-286.

7 Лущик С.З. Одесский журнал «Крокодил» и его авторы // Одесский журнал «Крокодил» и его авторы: избр. страницы (1911-1912). С. 250-253; Александров Р. Он заикался решительно обо всем // Мигдаль Times. 2005. № 63 [Электронный ресурс] URL: http://www.migdal.org.ua/times/63/5672/ (дата обращения: 12. 03. 2017).

8 Александров Р. Указ. соч.; Уголовное дело Б.Д. Флита и А.А. Аренберга, 1935 г. // ЦА ФСБ. Д. Р-38148. Л. 3-3об.

9 Соминский Э.И. Указ. соч. С. 194. Впоследствии этот эпизод из жизни Флита был описан И. Ильфом и Е. Петровым в черновиках к роману «Двенадцать стульев». Ильф и Петров вывели Флита в романе в образе журналиста, пишущего под псевдонимом Принц Датский.

10 Там же. С. 191.

11 Бомба. 1917. № 30. С. 11.

12 Бобович Бор. Наша редакция: (Шутливые характеристики) // Бомба. 1917. № 30. С. 14.

13 Уголовное дело Б.Д. Флита. Л. 43, 45-46.

14 Солженицын А.И. Награды Михаилу Булгакову при жизни и посмертно: из «Литературной коллекции» // Новый мир. 2004. № 12. С. 122-127.

15 Уголовное дело Б.Д. Флита. Л. 6, 36-37, 53, 61, 63.

16 Александров Р. Указ. соч.

17 Уголовное дело Б.Д. Флита. Л. 89.

18 Флит-Маллори Борис Давыддович // Жертвы политического террора в СССР. [Электронный ресурс] URL: http://lists.memo.ru/index21.htm (дата обращения -12. 04. 2017).

19 Уголовное дело Б.Д. Флита. Л. 99.

20 Александров Р. Указ. соч.

21 Подписано Б.Д. Флитом и следователем С.Х. Фильштинским собственноручно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.