Научная статья на тему 'Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки'

Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1212
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лунина Ю. В.

Выявление основных направлений формирования и реализации жизненных стратегий молодежи с целью повышения эффективности социальной поддержки приобретает особую значимость в связи с трансформированием общественной жизни, снижением роли традиционных институтов социализации, изменением общественных ценностей молодежи. В современном российском обществе особенно остро стоит проблема социальной поддержки молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life Strategies of Young People: General Trends of Social Support

Revealing of general trends forming and realization of life strategies of young people with aim of increasing of social support effectiveness acquires special importance in connection with transformation of social life, decrease of traditional social institutions role, changes of social values of young people. The problem of social support of young people stands in modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Жизненные стратегии молодежи: основные направления социальной поддержки»

Лунина Ю.В.

Алтайский государственный университет

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ МОЛОДЕЖИ: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Выявление основных направлений формирования и реализации жизненных стратегий молодежи с целью повышения эффективности социальной поддержки приобретает особую значимость в связи с трансформированием общественной жизни, снижением роли традиционных институтов социализации, изменением общественных ценностей молодежи. В современном российском обществе особенно остро стоит проблема социальной поддержки молодежи.

Актуальность исследования обусловлена неослабевающим научным интересом к проблеме жизненных стратегий молодежи, приобретающей особую значимость в связи с трансформированием общественной жизни, снижением роли традиционных институтов социализации, модификацией общественных ценностей, изменением нормативных представлений о взаимоотношениях личности и общества, представлений о будущем.

В настоящее время в российском обществе осуществляются радикальные социальные преобразования. Они обусловили ряд качественных изменений в жизни людей, носящих противоречивый характер. С одной стороны, это расширение возможностей самоопределения, свободы человека в выборе направления самореализации, появление повышенного запроса на индивидуальное творчество, инициативу; с другой - стандартизация образа жизни, обострение проблемы выживания, связанное с утратой социальных гарантий уровня и условий жизни [3, с. 17].

Актуальность изучения проблемы жизненного самоопределения молодежи на современном этапе главным образом обусловлена появлением новых аспектов реализации жизненных стратегий.

В решении многих социальных проблем, накопившихся в нашем обществе в современных условиях, немаловажное значение наряду с предпринимаемыми действиями по укреплению экономической, политической, социальной сферами приобретает изучение роли и места молодежи в развитии общества, ее запросов, интересов, потребностей, социальных ожиданий, особенностей адаптации [4, с. 5].

Отличительное социальное качество молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколе-

ния наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в активном совершенствовании и преобразовании. Как становящийся субъект общественных отношений молодежь характеризуется особым содержанием личностной и предметной сторон конкретноисторических условий. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется особенностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Эти условия жизнедеятельности молодых людей определяют специфику молодежного сознания, образуя побудительномотивационные силы молодежи.

Выявление жизненных стратегий молодежи предполагает учет как внешних факторов, влияющих на изменение жизнедеятельности молодежи, так и внутренних, проявляющихся в виде жизненных планов и ценностных ориентаций. Вместе с тем, с одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого человека, так и степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации, что, в конечном счете, также отражается на социальном облике молодежи.

Жизненные стратегии являются комплексным феноменом и связаны с категориями, характеризующими жизнь молодежи в целом. Изучаемая в исследовании проблема имеет множество аспектов, каждый из кото-

рых в той или иной мере получил отражение в отечественной и зарубежной литературе. Среди них работы С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, В.Т. Лисовского и др.

В рамках исследования под жизненными стратегиями будем понимать жизненные планы молодежи на близкую и дальнюю перспективу развития личности, а также средства их реализации.

Жизненные стратегии включают в себя:

• социальные ориентации (направленность на достижение желаемого социального поведения);

• культурныге ориентации (принятие определенных культурных образцов);

• личныге ориентации (индивидуальноличностные жизненные ситуации).

Отличительное социальное качество молодежи на современном этапе определяется не только способностью молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент его становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Как становящийся субъект общественных отношений молодежь характеризуется особым содержанием личностной и предметной сторон конкретно-исторических условий. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется особенностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Эти условия жизнедеятельности молодых людей определяют специфику молодежного сознания, образуя побудительно-мотивационные силы молодежи [1, с. 28].

Перечисленные проявления социального качества молодежи, переходя в процессе развития одно в другое, взаимодополняют друг друга, обуславливая ее социальную сущность.

Между тем в исследовании молодежи можно выделить следующие относительно самостоятельные, однако прочно взаимосвязанные составляющие: потенциальные силы (личностный потенциал) молодежи; побудительно-мотивационные и социальная деятельность, которая является способом реализации жизненных сил молодежи [6, с. 14].

Каждая из перечисленных составляющих является по существу основанием социального развития молодежи.

Жизненные стратегии, как важнейшая характеристика личности, оказывают влияние на направленность и содержание социальной активности, тем самым определяют мотивацию поведения молодого человека и направление его общественной позиции.

Вместе с тем существует особенность трактовки понятия социальной активности в широком и узком смысле.

В широком смысле она трактуется как общественная активность, включающая все виды активности человека как социального существа во всех сферах его жизнедеятельности.

В узком смыгсле это понятие трактуется как активность в социальной сфере, в сфере социально-бытовых отношений (социальная сфера обычно дифференцируется по отраслям: образование, наука, социальная защита, спорт, культура и др.) [5, с. 173].

Структура социальной активности личности включает в себя следующие характеристики:

• высокая степень интенсивности осуществления деятельности;

• динамичность;

• способность производить изменения (преобразования) и др.

В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция - устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с ее убеждениями, взглядами. Она выражается стремлением к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества [2, с. 17].

Анализ каждой из характеристик социальной активности дает возможность в значимой степени определить и изучить сущность понятия социальной активности.

Социальный облик молодежи позволяет нам обозначить ряд социальных проблем, с которыми сталкивается молодое поколение в процессе своего жизненного самоопределения.

На основе этого социальные проблемы молодежи можно классифицировать по различным основаниям:

по типу поселения: сельские, городские, малого города;

по носителю проблем: учащаяся молодежь, сельская молодежь, городская молодежь, родители молодежи;

по институтам реализации жизненныгх стратегий: семья, образование, армия, церковь, мафия, неформальные объединения.

Различия в возможностях самоопределения, существующие между молодежью города и села, крупных и малых городов, отражаются в представлениях юношей и девушек о том, как они рассчитывают справиться со сложностями, возникающими них в процессе реализации их жизненных стратегий.

Инфраструктура, рынок труда, информационное обеспечение, материальные условия жизни - все это существенно различается в поселениях разного уровня урбанизации, поэтому вероятность реализации молодежью своих возможностей, предоставляемых обществом, и осуществления своих профессиональных планов определяется и уровнем урбанизации населения.

Село как тип поселения по-прежнему, несмотря на высокий уровень урбанизации российского общества, сохраняет свои функции организации социума. Сельская молодежь в этой связи является не просто составным элементом социально-демографической структуры общества. От сохранения ее интеллектуального, образовательного, трудового потенциала во многом зависит воспроизводство социальных традиций в обществе, а следовательно, и устойчивость его реализации.

Следует отметить, что в современных условиях, несмотря на то, что значительные изменения в общественном строе открыли новые возможности для экономической активности, сельской молодежи становится все труднее реализовать себя в традиционных сферах жизни: продолжить образование, получить профессию, найти работу.

Высокими возможностями по сравнению с сельской молодежью обладает молодежь, проживающая в крупных городах.

Городская молодежь нацелена на инновационную деятельность в сфере образования и занятости, развивая свою социальную субъективность за счет силы инерции социальной среды, предоставляющей молодому поколению уже готовые условия социального продвижения.

Сельская молодежь характеризуется в большей степени традиционным поведением в сфере образования и занятости. Она развивает свою социальную субъектность, подчиняясь инерции такой социальной среды, которая предоставляет условия, не адекватные требованиям современного образования и рынка труда.

Сельской молодежи важно показать многообразие современных форм достижения социального статуса, сформировать у нее готовность и умение варьировать свою жизнь. Это позволит укрепить устойчивость сельской молодежи как социального субъекта, повысить ее готовность к инновационной деятельности. Это значит, что сельская среда выйдет на новый уровень инерции, будет более адекватно реагировать на изменяющиеся общественные условия и, следовательно, будет иметь возможность сохранять традиции сельского социума в новых формах.

Городской молодежи необходимо формировать ориентацию на стабильное социальное положение независимо от уровня статуса. Это позволит воспроизвести устойчивость городского социума, упрочить социальные традиции в новом поколении. Это значит, что городская среда сохранит высокий потенциал инновационной деятельности и развития социальной субъектности молодежи [1, с. 35].

Социализации российской молодежи, ее полноценному включению в общественные процессы способствует особая отрасль социальной политики в России - государственная молодежная политика (ГМП).

В настоящее время социальная поддержка молодежи, осуществляемая в рамках государственной молодежной политики, претерпевает значительные изменения. В зависимости от того, что признается под проблемами молодежи в обществе, как определяются границы и задачи государственного регулирования

социальных процессов, насколько дифференциация по возрастному признаку отражает культурную традицию и соответствует сложившимся в обществе ценностям и нормам, различается и понимание содержания, форм и направлений поддержки молодежи.

Молодежь России оказалась в сложном положении, когда конфликт поколений усугубляется разрушением старых институтов социализации, отсутствием ценностей, норм морали, ориентиров будущего.

В этих условиях целью молодежной политики в России должно стать формирование у молодого поколения осознания того, что его социальное благополучие зависит только от него самого, его выбора, его действий.

Для того чтобы молодежь достигла определенного социального статуса, необходимы конкретные действия государственных структур и наличие специальных социальных институтов. Так, поддержка молодежи в сфере политики предполагает обеспечение свободы совести и вероисповедания, слова, печати, политических взглядов, права быть избранным и участвовать в выборах и т.д.; правовая поддержка молодежи обеспечивает судебную, адвокатскую, прокурорскую защиту, право на законодательную информацию и инициативу; поддержка в трудовой деятельности предполагает обеспечение получения желаемого образования, профессии, защиту от безработицы, своевременную оплату труда, участие в управлении трудом и т.д.; морально-психологическая поддержка молодежи предполагает обеспечение удовлетворительного, комфортного внутреннего самочувствия молодого человека, включает в себя досуговое направление, информационное обеспечение и т.д. [7, с. 14].

Традиционные подходы и меры, реализуемые до настоящего момента в сфере работы с молодежью, не носили системного характера. Они не позволили приостановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, укрепить нормативно-правовую базу государственной молодежной политики, уточнить круг приоритетных проблем этой политики и способов их решения. Несмотря на опыт формирования различных моделей молодежной политики, реализуемых

преимущественно на региональном уровне, в современной России сложилась ситуация «чистого листа». Опыт прошлого не получил своего оформления в виде законов и правовых норм, а существует лишь на уровне традиционной практики.

Все это предопределяет необходимость разработки Федеральной целевой программы «Молодежь России 2006-2010» как важнейшего инструмента и элемента федеральной молодежной политики.

Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы)» представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики.

Это создание условий интеграции молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественнополитического, культурного развития страны.

Задачи Программыы:

1. Интеграция молодежи в социальноэкономические отношения.

2. Интеграция молодежи в общественнополитические отношения.

3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.

Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики, - неполную включенность молодежи в жизнь общества.

Проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.

Новизна и особенности Программыг.

1. Принципиальной особенностью предлагаемого подхода является его направленность на достижение результата, востребованного как в молодежной среде, так и обществе в целом. Необходимо не только создавать условия для интеграции молодежи в жизнь общества, но и обеспечить доступность и применяемость этих условий самой молодежью.

2. Главной особенностью программы является ее общественно-государственный харак-

тер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов гражданского общества в решении проблем молодежи.

В нынешней ситуации представляется крайне важным сохранить достигнутую динамику в сфере осуществления молодежной политики. Для этого необходимо обеспечить действенность федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2006-2010 годы с обновленными целями и задачами в соответствии с правительственной программой реформирования бюджетного планирования, а также с обеспечением достаточного уровня финансирования мероприятий ФЦП.

В этих условиях большое значение имеют особенности реализации государственной молодежной политики на уровне региона. В каждом регионе имеются свои особенности реализации этих направлений поддержки молодежи, обусловленные рядом факторов.

Реализация основных направлений молодежной политики в Алтайском крае осуществляется преимущественно путем разработки и исполнения краевых и местных молодежных программ комплексного и целевого характера на основе федеральных целевых программ. Проекты краевых и местных целевых социальных программ разрабатываются соответственно отраслевыми комитетами администрации Алтайского края и органами местного самоуправления на основе утвержденного администрацией Алтайского края перечня приоритетных социальных нужд. Краевые целевые социальные программы, предусмат-

ривающие полное или частичное финансирование из краевого бюджета, утверждаются одновременно с краевым бюджетом. Краевые целевые социальные программы, для выполнения которых не предусматривается привлечения денежных средств из краевого бюджета, утверждаются главой администрации Алтайского края. Муниципальные целевые социальные программы утверждаются представительными органами местного самоуправления одновременно с утверждением их бюджета. Целевая социальная программа реализуется через государственный заказ для обеспечения нужд социальной сферы, размещенный на конкурсной основе.

Для разработки программ повышения эффективности социальной поддержки молодежи необходимы комплексные исследования, в том числе и мониторинг форм и технологий социальной поддержки молодежи, проживающей в разных типах поселения.

Основное отличие молодежной политики от политики в отношении детей, иных социально незащищенных категорий населения заключается в том, что она предполагает активное участие молодежи в жизни общества, создает условия для предоставления молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем, возлагает на молодых людей и их объединения реальную ответственность, вовлекает молодежь в созидательные процессы, в активную общественнополезную деятельность. Это позволяет рассматривать ГМП в ряду вопросов стратегического развития всего общества, наращивания его творческого потенциала и инновационных ресурсов.

Список использованной литературы:

1. Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы / Под. ред. С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляковой; Алтайский гос. ун-т. - Барнаул, 1998. - Вып. 6. Ч. 1. - 135 с.

2. Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. - М.: Магистр-Пресс, 2002. - 164 с.

3. Добреньков В.И., Харчева В.Г. Социальная защита населения РФ: анализ результатов социологического опроса // Вестник Московского университета. - 1996. -№3. -С. 17-28.

4. Силласте Г. Молодежь. Село. Безопасность // Безопасность Евразии - 2003.- №4. - С. 4-15.

5. Социальная энциклопедия / Под ред. А.П. Горкина, Г.Н. Кареловой и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - С. 173-175, 345-347.

6. Социология молодежи / Отв. ред. В.Т. Лисовский; Санкт-Петербург. ун-т. - СПб., 1996. - 460 с.

7. Чуканова Т.В. Социальная поддержка молодежи в современном российском обществе: региональные особенности (на примере Алтайского края): Автореф. дисс ...канд социол. наук. Барнаул, 2006. - 18с.

Статья рекомендована к публикации 10.09.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.