СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
уДК3164 Ю.В. ЛУНИНА
Алтайский государственный университет
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ
РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ__________________________________________________
Актуальность исследования основных направлений социальной поддержки молодежи приобретает особую значимость в связи с трансформированием форм социальной поддержки, снижением роли традиционных институтов социализации, изменением общественных ценностей молодежи. В современном российском обществе особенно остро стоит проблема социальной поддержки молодежи. Научная новизна результатов исследования состоит в выявлении приоритетных направлений региональной молодежной политики, в разработке положений и выводов, которые способствуют оптимизации организации социальной поддержки молодежи в регионе.
Социализации российской молодежи, ее полно- Анализ нормативно-правовых документов позво-
ценному включению в общественные процессы спо- лил выявить, что в современном российском обще-
собствует особая отрасль социальной политики в стве социальная поддержка молодежи развивается в
России — государственная молодежная политика. соответствии с общемировыми, общероссийскими и
В настоящее время социальная поддержка моло- региональными тенденциями поддержки молодежи,
дежи, осуществляемая в рамках государственной однако нормативно-правовая база, определяющая на-
молодежной политики, претерпевает значительные правления, степень и характер социальной поддерж-
изменения. В зависимости от того, что признается ки молодежи в российском обществе, не обеспечена
под проблемами молодежи в обществе, как опреде- в достаточной степени организационными, управлен-
ляются границы и задачи государственного регули- ческими и технологическими средствами,
рования социальных процессов, насколько диффе- Молодежь России оказалась в сложном положе-
ренциация по возрастному признаку отражает нии, когда конфликт поколений усугубляется разру-
культурную традицию и соответствует сложившим- шением старых институтов социализации, отсут-
ся в обществе ценностям и нормам, различается и ствием ценностей, норм морали, ориентиров
понимание содержания, форм и направлений под- будущего.
держки молодежи. В этих условиях целью молодежной политики в
России должно стать формирование у молодого поколения осознание того, что его социальное благополучие зависит только от него самого, его выбора, его действий.
Для того, что молодежь достигла определенного социального статуса, необходимы конкретные действия государственных структур и наличие специальных социальных институтов. Так, поддержка молодежи в сфере политики предполагает как обеспечение свободы совести и вероисповедания, слова, печати, политических взглядов, право быть избранным и участвовать в выборах и т.д.; правовая поддержка молодежи обеспечивает судебную, адвокатскую, прокурорскую защиту, право на законодательную информацию и инициативу; поддержка в трудовой деятельности предполагает обеспечение получения желаемого образования, профессии, защита от безработицы, своевременная оплата труда, участие в управлении трудом и т.д.; морально-психологическая поддержка молодежи предполагает обеспечение удовлетворительного комфортного внутреннего самочувствия молодого человека, включает в себя досуговое направление, информационное обеспечение и т.д. [1].
В этих условиях большое значение имеют особенности реализации государственной молодежной политики на уровне региона. В каждом регионе имеются свои особенности реализации этих направлений поддержки молодежи, обусловленные рядом факторов.
Реализация основных направлений молодежной политики осуществляется преимущественно путем разработки и исполнения краевых и местных молодежных программ комплексного и целевого характера.
Главной молодежной программой на территории Алтайского края является комплексно-целевая программа «Молодежь Алтая», разрабатываемая с периодичностью в 3 года и корректируемая ежегодно по итогам ее соответствующей реализации.
Комплексно-целевая программа «Молодежь Алтая» - краевая молодежная программа, которая утверждается главой администрации края и включает в себя комплекс социально-экономических, правовых, организационных и других мероприятий, призванных обеспечить реализацию молодежной политики и направленных на решение различных молодежных проблем, поддержку инициативы молодых граждан и их объединений.
Реализация государственной молодежной политики осуществляется специально подготовленными кадрами через региональные модели обеспечения социальной поддержки молодежи, которые разрабатываются с учетом специфики региона, определяющей приоритетные направления социальной поддержки молодежи [4].
Законопрокт «Об утверждении краевой целевой программы «Молодежь Алтая» на 2007-2010 годы» принят в первом чтении 28 сентября 2007 года, на 28 сессии Алтайского краевого Совета народных депутатов. Основанием для этого законопроекта стал закон «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае».
Программа отражает основные приоритеты и направления, определяемые сегодня на федеральном и региональном уровне. Представленные мероприятия, через которые будут реализовываться проекты, носят конкретный характер.
Среди основных направлений программы: профессиональная социализация молодежи, поддерж-
ка молодежных инициатив, талантливой молодежи, патриотическое воспитание, пропаганда здорового образа жизни.
Мероприятия программы включают в себя проект «Карьера», направленный на профессиональную ориентацию молодежи; проведение конкурсов грантов по различным направлениям молодежной политики, проект «Команда», направленный на развитие лидерства в молодежной среде и проектной культуры, формирование банка данных талантливой молодежи и многое другое.
Местные молодежные программы разрабатываются и реализуются в порядке, определяемом нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы государственной власти края и органы местного самоуправления должны учитывать молодежные аспекты во всех краевых и местных программах экономического, экологического, социального и культурного развития. Данные программы могут подвергаться независимой и гласной экспертизе группами специалистов по молодежным проблемам, привлекаемых структурным подразделением ни делам молодежи и местными органами по делам молодежи.
Особое внимание администрация края вместе с Краевым законодательным собранием уделяют социальной защите и поддержке наиболее талантливых и одаренных студентов, учреждая каждый год тридцать именных стипендий лучшим студентам и аспирантам вузов. Аналогичные именные стипендии выплачиваются администрацией г. Барнаула.
В 1998 г. в Алтайском крае был принят Закон от 6 апреля 1998 года № 19-ЗС «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае». Этот закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в Алтайском крае.
Под государственной поддержкой молодежных и детских объединений понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Алтайского края самостоятельно или совместно с органами государственной власти Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, Алтайского края в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав [11].
Реализация основных направлений молодежной политики в Алтайском крае осуществляется преимущественно путем разработки и исполнения краевых и местных молодежных программ комплексного и целевого характера на основе федеральных целевых программ. Проекты краевых и местных целевых социальных программ разрабатываются соответственно отраслевыми комитетами администрации Алтайского края и органами местного самоуправления на основе утвержденного администрацией Алтайского края перечня приоритетных социальных нужд. Краевые целевые социальные программы, предусматривающие полное или частичное финансирование из краевого бюджета, утверждаются одновременно с краевым бюджетом. Краевые целевые социальные программы, для выполнения которых не предусмат-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007
ривается привлечения денежных средств из краево-го бюджета, утверждаются главой администрации ® Алтайского края. Муниципальные целевые социальные программы утверждаются представительными органами местного самоуправления одновременно с утверждением их бюджета. Целевая социальная программа реализуется через государственный заказ для обеспечения нужд социальной сферы, размещенный на конкурсной основе.
В целях привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации молодежной политики в Алтайском крае, создания условий для более полного включения молодежи в социально - экономическую, политическую и культурную жизнь общества было принято Постановление Алтайского краевого Совета народных депутатов от 27 апреля 2002 г. № 95 «Об утверждении положения о молодежном парламенте Алтайского края при Алтайском краевом Совете народных депутатов».
Молодежный парламент Алтайского края при Алтайском краевом Совете народных депутатов является совещательным органом по вопросам молодежной политики и осуществляет свою деятельность на общественных началах. Благодаря созданию молодежного парламента, молодые люди имеют некоторую возможность влиять на принятие тех или иных решений Алтайским краевым Советом народных депутатов. Кроме того, молодые люди имеют возможность познакомиться с деятельностью законодательных органов власти «изнутри», что способствует повышению политической грамотности молодежи.
В настоящее время в России социальная поддержка молодежи через социальные службы осуществляется более чем по двадцати направлениям. Наиболее распространенными услугами являются психолого-педагогическое консультирование, оказание экстренной помощи по телефону, социальная реабилитация, профориентация и трудоустройство молодых людей, оказание правовой и информационной помощи.
Система социальной защиты молодежи в субъектах Российской Федерации имеет следующую утвержденную структуру социального обслуживания, в которой определен обязательный минимум для каждого города, района, в которую входят:
а) комплексный центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной социальной помощи);
б) центр социальной помощи семье и детям;
в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;
г)социальная гостиница;
д) социальный приют для детей и подростков. Как было выявлено в ходе исследования, не во
всех районах Алтайского края имеется обязательный набор социальных учреждений, оказывающих социальную защиту и поддержку молодежи, а также не все виды социальных услуг предоставляются молодым людям. Особенно это касается молодежи, проживающей в сельской местности.
Молодежь, особенно сельская, считается одной из наиболее уязвимых групп населения, что в значительной степени обусловлено объективными факторами: типом поселения, малочисленностью населенных пунктов, удаленностью от больших городов и т.д. Невозможность выехать из села для учебы в город, невозможность получать образование по избранной профессии, невозможность увидеть мир
своими глазами и многое другое влияет на мировосприятие, мироощущение молодых людей, сводит их участие в организации собственной жизни к минимуму. Воздействие всех этих и многих других факторов требует определенной социально-педагогичес-кой коррекции и поддержки со стороны различных учреждений, что предполагает разработку и внедрение социально-педагогических технологий для организации работы с выпускниками сельских школ и сельских профессиональных училищ [8].
Таким образом, по содержанию социальная поддержка может быть материально-экономической, организационно-правовой, коммуникативно-психо-логической, профессионально-трудовой, медико-со-циальной и т.д.
По времени, длительности осуществления социальная поддержка может быть постоянной, периодической и ситуационной.
Социальная поддержка дифференцируется по источникам, которыми могут быть средства, находящиеся в распоряжении государства, общественных или частных лиц. Формы социальной под держки различаются и по степени их институционализации (служба социального обеспечения и страхования с одной стороны, и пожертвования пострадавшим от стихийного бедствия, с другой стороны). По направленности отдельных форм социальной поддержки она может быть мотивационно-стимулирующей, за-щитно-упреждающей, разрешающей др.
Концепция Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы) представляет и обосновывает новые подходы к реализации государственной молодежной политики.
Это создание условий интеграции молодежи как активного субъекта в процессы социально-экономического, общественно-политического, культурного развития страны.
Задачи программы
1. Интеграция молодежи в социально-экономические отношения.
2. Интеграция молодежи в общественно-политические отношения.
3. Интеграция молодежи в социокультурные отношения.
Такая постановка цели и задач позволит разрешить ключевую проблему, выявленную в результате системного анализа проблем молодежи и молодежной политики - неполную включенность молодежи в жизнь общества.
Проблема носит системный характер и проявляется в снижении экономической активности молодежи; росте ее социальной апатии; криминализации молодежной среды и ухудшении социального здоровья молодого поколения, в негативной оценке самой молодежью возможностей самореализации в России.
Новизна и особенности программы
1. Принципиальной особенностью предлагаемого подхода является его направленность на достижение результата, востребованного как в молодежной среде, так и обществе в целом. Необходимо не только создавать условия для интеграции молодежи в жизнь общества, но и обеспечить доступность и применяемость этих условий самой молодежью.
2. Главной особенностью программы является ее общественно-государственный характер. Решение задачи вовлечения молодежи в социально-политические и социально-экономические процессы возможно только на основе широкого участия всех субъектов социального воспитания, институтов
гражданского общества в решении проблем молодежи.
В нынешней ситуации представляется крайне важным сохранить достигнутую динамику в сфере осуществления молодежной политики. Для этого необходимо обеспечить действенность федеральной целевой программы "Молодежь России" на 2006 — 2010 годы с обновленными целями и задачами в соответствии с правительственной программой реформирования бюджетного планирования, а также с обеспечением достаточного уровня финансирования мероприятий ФЦП.
В связи с модернизацией государственной молодежной политики необходима организация мониторинга обеспечения социальной поддержки молодежи и ее жизненных планов, что будет способствовать выявлению приоритетных направлений региональной молодежной политики, а также оптимизировать самореализацию молодежи и повышать эффективность реализации ее индивидуальной и социальной субъект-ности.
Библиографический список
1. Актуальные проблемы социологии, психологии и социальной работы / под. ред. С.И. Григорьева, Л.Г. Гусляко-вой; Алтайский гос. ун-т. — Барнаул, 1998. — Вып. 6. 4.1.
- 135 с.
2. Григорьев С.И., ГусляковаЛ.Г. Социология для социальной работы. — М.: Магистр-Пресс, 2002. — 164 с.
3. Добреньков В.И., Харчева В.Г. Социальная защита населения РФ: анализ результатов социологического опроса//Вестник Московского университета. — 1996. — № 3. -С.17-28.
4. Закон Алтайского края «О государственной региональной молодежной политике в Алтайском крае» от 5 ноября 2001 г. № 87 - С.З.
5. Константиновсий Д.Л., Хохлушкина Ф.А. Формирование социального поведения молодежи в сфере образования // Социологический журнал,-1998.-№3/4.-с.22-42
6. Основы социальной работы / отв. ред. П.Д.Павленок.
- М.: Инфа - МД997. - 368 с.
7. Основы теории и практики социальной работы. — Барнаул; М.: Алдор, 1994. — С. 11 —27.
8. Силласте Г. Молодежь. Село. Безопасность // Безопасность Евразии — 2003,- № 4.-С. 4-15.
9. Социальная энциклопедия / под ред.А.П. Горкина,
Г.Н. КареЛОВОЙ И др. — М.: Рппгпйшгаа сытттду »г,-
педия, 2000. - С. 173-175, 345-347.
10. Социология молодежи / отв. ред. В.Т. Лисовский; Санкт-Петербург, ун-т. — СПб., 1996. — 460 с.
11. Чуканова Т. В. Социальная поддержка молодежи в современном российском обществе: региональные особенности (на примере Алтайского края): Автореф. дисс...канд социол. наук. Барнаул, 2006,-18с.
ЛУНИНА Юлия Витальевна, аспирант первого года обучения кафедры социальной работы факультета социологии.
Дата поступления статьи в редакцию: 14.05.2007 г.
УДК 008:330.34 © Лунина ю.в. Е. А. КОСЬМИНА
Омский филиал Академии бюджета и казначейства
КУЛЬТУРНЫЙ капитал КАК АРГУМЕНТ ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В статье рассматривается один из самых востребованных в настоящее время модулей совокупного капитала общества — культурный капитал, функционирующий во всех сферах жизнедеятельности человека. Дается обоснование культурного капитала как фундаментального основания адекватных ему экономических, политических и социальных институтов.
Общеизвестно, что культурный капитал (в своих материальных и нематериальных активах) [1], как и любой другой капитал (в зависимости от области, в которой он функционирует), может создавать поток товаров и услуг, которые имеют как культурную, так и экономическую ценность. Существующий в инкорпорированном (в личности) и объективированном (в виде материальных предметов и средств) состояниях культурный капитал давно был «замечен» как фактор, влияющий на все сферы общественной жизни, и прежде всего на экономическую (это отмечали и первый русский экономист Иван Посошков [2] - русский предтеча А. Смита, и представители классической политической экономии, особенно в лице Дж. Ст. Милля, и русские экономисты XIX и начала XX веков, и западные и российские социологи XIX — XX веков и мно-
гие другие).
Один из видных политэкономов XIX — начала XX века Дмитрий Иванович Пихно, профессор и руководитель кафедры политической экономии и статистики Киевского университета в своей работе «Основания политической экономии», опубликованной в 1890 году, выделяя важнейшие силы, воздействующие на хозяйственную деятельность, не ограничивался чисто экономическими, материальными, а специально дополнял их новыми силами (факторами), к которым относил нравы и обычаи, мораль, образованность, энергию, дух предпринимательства, законодательство, государственный и общественный строй жизни. При этом он считал, что «образованность народа есть одна из величайших его сил. Кроме общего и специального образования, доставляемого школами, на-
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (59), СЕНТЯБРЬ-ОКТЯБРЬ 2007