Научная статья на тему 'Жизненные миры социума как продукт медийной коммуникации'

Жизненные миры социума как продукт медийной коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ СОЦИУМ / МЕДИАФИЛОСОФИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ / МНОЖЕСТВЕННОСТЬ И МНОГОЗНАЧНОСТЬ / MEDIA PHILOSOPHY / INFORMATIONAL CIVILIZATION / SOCIAL ONTOLOGY / MYTH AND TECHNOLOGIES OF BRANDING / THE VITAL WORLDS OF SOCIETY AND MEGALOPOLIS / PLURALITY AND POLYSEMY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Опошнянский Алексей Валентинович, Анашкина Елена Владимировна

В информационном обществе философия становится медиафилософией в той мере, в какой она участвует в работе семиотической машины социума. Семиотическая машина обеспечивает функционирование семиозиса социума, общественного сознания и идеологии. Она порождает общезначимые смыслы, картину мира, выполняет ведущую роль в социальном управлении. Жизненные миры, а значит и социальная онтология социальных групп и социумов возникают как результат глобальных коммуникационных процессов. Современный социальный Универсум может быть представлен в виде финансовых, товарных, энергетических, информационных, миграционных и других потоков. Положение дел в этом мире определяет тот, кто порождает символический образ этого порядка с помощью медийных средств в массовом и индивидуальном сознании. С философско-семиотической точки зрения, глобальный социальный универсум и основные точки напряжения в нем можно изобразить как результат сосуществования и конкуренции мегадискурсов: интеллектуальных, финансовых, торговых, милитаристских и пр. Цифровая философия является частью современной семиотической машины, придающей процессу воспроизводства социума информационно-символический характер. Существование индивида в культурно-символических мирах порождает онтологию множественности: мир, в котором существует индивид, онтологически субстанционально множественен и неоднозначен, неопределенен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VITAL WORLDS OF SOCIETY AS PRODUCT OF MEDIA COMMUNICATION

Philosophy transforms into media Philosophy in information society in that measure in what it participates in operation of the semiotic machine of society. The semiotic machine provides functioning of the semiozis of society, public consciousness and ideology. It generates valid meanings, the world picture, carries out the leading role in social management. The vital worlds, so and social ontology of social groups and societies arise as result of global communication processes. The modern social Universum can be presented in the form of financial, commodity, power, informational, migrational and other flows. The situation in this world is defined by one who generates a symbolical image of this order by means of media means in mass and individual consciousness. From the philosophical and semiotic point of view, the global social universum and the main points of tension in it can be represented as result of coexistence and competition of megadiscourses: intellectual, financial, trade, militaristic games. Existence of the individual in the cultural and symbolical worlds generates ontology of plurality: the world in which there is an individual ontologically substantially is multiple and ambiguous and it is not certain.

Текст научной работы на тему «Жизненные миры социума как продукт медийной коммуникации»

педагогические науки

Опошнянский Алексей Валентинович, Анашкина Елена Владимировна ЖИЗНЕННЫЕ МИРЫ СОЦИУМА КАК ПРОДУКТ ...

УДК 37:130.123

ЖИЗНЕННЫЕ МИРЫ СОЦИУМА КАК ПРОДУКТ МЕДИЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ

© 2018

Опошнянский Алексей Валентинович, кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Анашкина Елена Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры

гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко (35000, Россия, Краснодар, улица Красина, 4, e-mail: e.anashkina1972@yandex.ru)

Аннотация. В информационном обществе философия становится медиафилософией в той мере, в какой она участвует в работе семиотической машины социума. Семиотическая машина обеспечивает функционирование се-миозиса социума, общественного сознания и идеологии. Она порождает общезначимые смыслы, картину мира, выполняет ведущую роль в социальном управлении. Жизненные миры, а значит и социальная онтология социальных групп и социумов возникают как результат глобальных коммуникационных процессов. Современный социальный Универсум может быть представлен в виде финансовых, товарных, энергетических, информационных, миграционных и других потоков. Положение дел в этом мире определяет тот, кто порождает символический образ этого порядка с помощью медийных средств в массовом и индивидуальном сознании. С философско-семиотической точки зрения, глобальный социальный универсум и основные точки напряжения в нем можно изобразить как результат сосуществования и конкуренции мегадискурсов: интеллектуальных, финансовых, торговых, милитаристских и пр. Цифровая философия является частью современной семиотической машины, придающей процессу воспроизводства социума информационно-символический характер. Существование индивида в культурно-символических мирах порождает онтологию множественности: мир, в котором существует индивид, онтологически субстанционально множественен и неоднозначен, неопределенен.

Ключевые слова: Постиндустриальный социум, медиафилософия, информационная цивилизация, социальная онтология, множественность и многозначность.

VITAL WORLDS OF SOCIETY AS PRODUCT OF MEDIA COMMUNICATION

© 2018

Oposhnyanskiy Alexey Valentinovitch, candidate of philosophy, associate professor, Head of the Department of Humanitarian, Social and Economic Disciplines Anashkina Elena Vladimirovna, candidate of philosophy, associate professor of Humanitarian, Social and Economic Disciplines Krasnodar Higher Military School named after General of the Army S.M. Shtemenko (35000, Russia, Krasnodar, Krasin Street, 4, e-mail: e.anashkina1972@yandex.ru)

Abstract. Philosophy transforms into media Philosophy in information society in that measure in what it participates in operation of the semiotic machine of society. The semiotic machine provides functioning of the semiozis of society, public consciousness and ideology. It generates valid meanings, the world picture, carries out the leading role in social management. The vital worlds, so and social ontology of social groups and societies arise as result of global communication processes. The modern social Universum can be presented in the form of financial, commodity, power, informational, migrational and other flows. The situation in this world is defined by one who generates a symbolical image of this order by means of media means in mass and individual consciousness. From the philosophical and semiotic point of view, the global social universum and the main points of tension in it can be represented as result of coexistence and competition of megadiscourses: intellectual, financial, trade, militaristic games. Existence of the individual in the cultural and symbolical worlds generates ontology of plurality: the world in which there is an individual ontologically substantially is multiple and ambiguous and it is not certain.

Keywords: Media philosophy, informational civilization, social ontology, myth and technologies of branding, the vital worlds of society and megalopolis, plurality and polysemy.

Введение. Медиаобразование играет в современном обществе существенную роль, поскольку современная цивилизация является информационной, а основные онтологические миры социума порождаются и форматируются медиа. В связи с этим, первостепенное значение имеет развитие медиа и культурной компетентности в условиях роста культурного многообразия и симуляции [1, с. 32-46].

Современное социальное бытие соткано из множества коммуникационных взаимодействий разного рода. В философии проблема бытия является исходной и самой фундаментальной. Масс-медиа играют первостепенную роль в формировании как социальной онтологии, так и картины мира общества и человечества.

Среди средств, обеспечивающих мировоззренческую, методологическую, интеллектуальную и ценностную компетентность ведущую роль занимает философия. Она позволяет объяснить различие и соотношение логики текстуальности и гипертекстуальности, различие способов мышления и понимания в эпоху Модерна и эпоху Постмодерна.

В свое время, использование новоевропейским обществом печатно-тиражируемой формы текста привело к семиотической мутации: изменились способы ментального и материального кодирования и организации зна-

ния, рефлекторные основы мышления, способы и формы понимания. Аналитический метод Декарта и классической науки - суть продукт печатной формы текста.

Электронный гипертекст является семиотической мутацией, порожденной использованием компьютерных технологий. Медиафилософия - это форма философии, порожденная реалиями, семиотическими и гносеологическими средствами информационного общества. Оно породила новые категориальные структуры и стиль мышления, методологию, являющиеся результатом рефлексии над онтологическими и гносеологическими реалиями информационной эпохи и культуры постмодерна.

Галактика Гутенберга и Галактика Компьютера - это различные ментальные и социальные формации, различные формы жизненных миров. Форматирующую роль по отношению к социальной реальности в эпоху Постмодерна имеет нелинейная логика гипертекста, принципы множественности, ризоматизма и синерге-тичности.

Жизненные миры как глобального социума, так и его ячейки - мегаполиса, порождаются текстографией современной семиотической машины. Медийные процессы определяющим образом влияют на интенциональ-ные, волевые, ментальные процессы социума, организуя на глобальном и региональном уровне население в соот-

Oposhnyanskiy Alexey Valentinovitch, Anashkina Elena Vladimirovna VITAL WORLDS OF SOCIETY AS PRODUCT ...

pedagogical sciences

ветствии с основным законом капитализма в культурно-символическое сообщество потребителей, пользователей, участников, акторов. В этот процесс вклиниваются национально-специфические особенности, региональная бюрократия, власть, что в целом способствует созданию мифологии определенного региона, мегаполиса, образа жизни.

В современной философии одним из доминирующих является цивилизационный подход. Ведущими очагами цивилизации являются мегаполисы и они оказывают первостепенное влияние на форматирование цивилизации, социума и личности. Урбаничтические процессы и пространство мегаполиса информационного общества форматируется культурно-символическими процессами семиотических потоков. Это часто остается неведомым для отечественных бюрократов, социальных управленцев как «архитекторов» городского пространства. В статье рассматривается сущность социальной онтологии как продукта современной медиамашины.

Материалы и методы исследования. Все используемые нами материалы, теоретические концепты и методологические подходы изложены в открытом доступе в печатных источниках или в виде статей, монографий, социологических и статистических данных, доступных в Интернет.

Мы опираемся на развиваемый нами социально-семиотический анализ как в традиционном структуралистском стиле, так и в стиле постмодерна. Основной методологический принцип методологии - системность теоретического рассмотрения предмета на основе циви-лизационного подхода и междисциплинарности.

Дискуссия. Современная философия, чтобы быть именно «современной», должна быть медиафилосо-фией. Для некоторых представителей философского знания это уже само собой разумеющееся суждение. К ним можно отнести одного из зачинателей этих исследований в отечественной философии В. В. Савчука, который является куратором сайта Медиафилософия [http://mediaphilosophy.ru/]. Уже не одно десятилетие эта тема обсуждается в Германии. Савчук считает, что термин «медиафилософия» начинает использовать в 1992 году немецкий исследователь Ницше Р. Фитц («Медиафилософия. Музыка, язык и письмо Фридриха Ницще»), а также всемирно известный немецкий философ Ю. Хабермас [Савчук, Неизбежность медиафилосо-фии].

На сайте «Медиафилософия» широкое обсуждение получил постмодернистский акцент проблемы культурного пространства как текста культуры в работах Б. Басина, Л. Визинга, В. Иванова, С. Крэмера, Ф. Киттлера, Ю. Лотмана, Б. Успенского, Г. Хайдаровой и др. Однако рассматриваемый нами аспект социальной онтологии в аспекте урбанизации не нашел там должного освещения.

Медиа является сложным системным образованием, поэтому его нельзя схватить каким-то одним определением. Одним из первых продуктивных подходов является антропоморфный взгляд М. Маклюэна, считавшего медиа продолжением и расширением человеческих органов. В отличие от технологического детерминизма и романтизма западных коллег [2, с. 250-275], отечественные исследователи преимущественное внимание уделяют идейно-мировоззренческому контексту [3, с. 142]. Поэтому медиаобразование и медикомпетентность мы понимаем как интегративный, технико-социокультурный процесс (А. Федоров), осуществляющий в рамках социума инкультурацию личности и обеспечивающий критическое преодоление манипуляции [4, с. 5-9].

Социально-философско-антропологический аспект медиакоммуникации и коммуникативного действия, проблемы медиапространства рассмотрены в трудах Т. Адорно, К.-О. Апеля, Р. Барта, В. Беньямина, Ж. Бодрийяра, М. Кастельса, Ж.-Ф. Лиотара, М. Маклюэна, Э. Тоффлера, Ю. Хабермаса, Г. Шиллера, и др. зарубежных ученых.

В рассматриваемом аспекте наша позиция близка к позиции С. Крамер [5, р. 73-94], которая видит в медиа аппараты, порождающие новый для восприятия мир. Информационно-компьютерные технологии в качестве медиа открывают новые миры, производят новые слои культуры и сознания - медиареальность. Надо также заметить, что в настоящее время производство гаджетов дополненной реальности стало трендом.

Аналогичную позицию развивает М. Степанов, трактуя медиа как онтологические машины абстракций, которые производят гетерогенные универсумы, регистрируя всё, что попадает в зону досягаемости. Машины абстракций не только фиксируют факты, но продолжают свою работу путем обратной процедуры - извлечения конкретного смысла из уже зарегистрированного и репрезентации его в общественном сознании с пристрастием [6].

Мы обозначаем весь совокупный семиозис (совокупность знаковых средств социума), используемый социумом как средство сигнификации, репрезентации, коммуникации, трансляции и манипуляции (управления) как семиотическую машину. Семиотическая машина обеспечивает идеологический и мировоззренческий процесс в социуме. Другими словами, с помощью нее формируется картина мира, стиль мышления и поведения, система ценностей, осуществляется интеграция индивидов в социумы, формируются убеждения. Другими словами, социальный семиозис в коммуникативном процессе порождает общезначимые смыслы и значения, которые гипостазируются, отображаются на картину мира и воспринимаются как объективная данность. Она есть часть социальной мегамашины (согласно Л. Мэмфорду, они изобретены царями в ранний период века пирамид, в конце четвертого тысячелетия [7, с. 87]) - совокупность социальных институтов, обеспечивающих превращение случайного сборища человеческих индивидов в упорядоченное и организованное целое.

Индивид эпохи информационной глобализации погружен в совокупность виртуализированных потоков, производимых современной семиотической машиной. Согласно взглядам А. Аппадураи, глобализация, порождаемая культурно-символическими потоками, отрывает привязку социальности к физическому пространству территории [8, р. 310]. В результате, глобальные культурно-символические потоки включают в себя: этнопро-странство, как поток туристов, мигрантов, беженцев; техносфера, как пространство перемещения технологий; финансовое пространство как потоком различных капиталов; медиапространство как потоком символов и образов; идеологическое пространство как потоком ценностей и идеологем.

В книге М. Уотерса «Глобализация» (1995) также признается, что экономический обмен имеет тенденцию к локализации, политический ведет к территориальной экспансии, символический обмен ведет к детерритори-зации. Обсуждая проблему социальной онтологии в контексте урбанизации и виртуализации, мы также считаем, что в ходе информационной глобализации культурные процессы доминируют над экономическими и политическими. Основание кроется в максимальной символизации социальных отношений в культуре постиндустриального семиозиса. Современная семиотическая машина столь масштабна, что социальная онтология превращается в результат означиваний, презентаций, интерпретаций и реинтерпретаций, осуществляемых в циклических коммуникационных процессах современного социума.

Результаты. Философская урбанистика сосредоточена на мировоззренческих, методологических, антропологических и др. аспектах образа жизни. Образ города, с философской точки зрения, включает в себя как рациональные, идейные компоненты, так и визуальную и эмоциональную составляющие. Как опредмеченная форма сознания, город является культурной формой, в которой запечатлелась человеческая память [Гриценко,

педагогические науки

Опошнянский Алексей Валентинович, Анашкина Елена Владимировна ЖИЗНЕННЫЕ МИРЫ СОЦИУМА КАК ПРОДУКТ ...

2016]. Следовательно, город, как матрица, содержит в себе коды социального устройства, производства, образа жизни, которые транслируются от поколения к поколению, детерминируя образ жизни, поведения, программы трудовой деятельности, досуга, развлечения. Философская рефлексия по этому поводу нами называется философией городской жизни или философской урбанистикой.

Надо понимать, что город - это не просто поселение или «фабрика жизни», а форма существования и жизнедеятельности людей, с учетом их этнического, культурного, возрастного, гендерного, поведенческого и пр. разнообразия. Поэтому не случайно, что в последние десятилетия стали уделять большое внимание структурам повседневности [9, с. 218-219], так как именно они, как и естественный язык, являются наиболее универсальной средой и формой бытия городского жителя. Город в таком случае рассматривается не как пространство сосуществования и взаимодействия индивидов, а как жизненное пространство переживаний и проживаний своей судьбы, истории, жизни. Это пространство совместной самореализации множества индивидов, в котором выплавляется культура и выковывается цивилизационный прогресс. История и социология повседневности выработала соответствующие концепты и матрицы, которые позволяют описывать совместные формы городского сосуществования в их эмоционально-чувственных проявлениях с помощью соответствующих категорий - ритм городской жизни, пористость бытия городской жизни, транзитивность существования.

Город является формой рационализации совместной жизни. С этой точки зрения, он, конечно, предстает не только машиной желаний, но и рациональной машиной. Недаром города появляются тогда, когда появляется человеческая цивилизация, они коррелятивны между собой. Города становятся центрами рациональной деятельности - образования, науки, управления. Город, как матрица социальной памяти, содержит в себе коды социального устройства, производства, образа жизни, которые транслируются от поколения к поколению, детерминируя образ жизни, поведения, программы трудовой деятельности, досуга, развлечения.

Образ города существенен с точки зрения его определенности, статуса, эстетических и других достоинств. На уровне глобальной мифологии образно-символические маркеры стран и мегаполисов в рамках дискурса, введенного хозяевами мировой глобализации, репере-зентированы в виде образно-символических маркетинговых меток - брэндов.

Для иллюстрации медийности социальной онтологии в ее повседневности опустимся на краснодарскую городскую почву повседневности. В течение нескольких месяцев этого года облик Краснодара буквально обновился благодаря сведениям из СМИ. Долгое время мы считали в соответствии с данными переписи населения, что в Краснодаре проживает 700-800, в крайнем случае, 900 тыс. человек. И вдруг, из недавних сообщений мы узнаем, что в нашем мегаполисе проживает чуть ли не полтора миллиона человек [10].

Проводимые рейтинги уже длительное время зачисляют Краснодар в число самых благоприятных городов для жизни и топовому по благоустройству. На сайте в Интернет Краснодар (853,8 тыс. жителей) характеризуется как растущий город, а общее состояние среды оценивается как 172 балла (57 %) в категории «крупные города». Приводимая оценка срединного положения Краснодара расходится с часто встречаемой оценкой о том, что Краснодар по благоустройству или по качеству жизни входит в топ лучших городов России. Кроме того, совершенно недавние данные о численности городского населения Краснодара коренным образом меняют ситуацию, так как в городе проживает на 500 тыс. жителей больше и вряд ли это повысит индексы Краснодара.

Не совсем убедительными выглядят и данные о том,

что Краснодар лидирует в рейтинге по показателю объема жилищного строительства, а 98% жителей считают, что в городе достаточно жилья для всех [12]. Это противоречит недавно обнародованным сведениям о том, что самое большое количество обманутых дольщиков находится в Краснодаре: оно превышает все другие регионы, в том числе Москву и Московскую область вместе взятые.

О количестве строящегося жилья свидетельствуют не только позитивные, но и негативные оценки. Представители общественного движения «Помоги городу» высказывают мнение, что современная градостроительная политика, тон в которой задают застройщики, а не власть и горожане, ведет к разрушению единого облика Краснодара и удобного места жительства.

Все эти сведения обыватель получает из медийной среды. Она создает несколько обликов города Краснодара. Мнения чиновников, статистические сведения, мнение Правительства и политиков - все это существует в едином синергийном хаосе медиасреды, что еще раз подтверждает, что медийные потоки циркулируют как продукты машин абстракций обывателей, чиновников, корпораций, Правительства и являются основанием картин реальности, которую каждый социальный сегмент воспринимает как подлинную реальность. Противоречие и конфликт абсурда между этими реальностями также возникают в медиасреде: с одной стороны, Краснодар - самый благоустроенный и комфортный для жизни город и, с другой стороны, Краснодар - город России с хорошими природно-климатическими предпосылками и массой нерешенных проблем: транспортный коллапс, сложная экология города, неудачная современная застройка и пр. Получается, что онтологическая неустроенность бытия обнаруживается как противоречивость и абсурдность сообщений коммуникантов, внутренняя противоречивость медиасреды в каждой ее точке. Устранение этих противоречий без эффективных семиотических методов управления невозможно.

Выводы. Медиафилософия является закономерным результатом ряда поворотов в культуре ХХ века: онтологического, лингвистического, антропологического, иконического. Современная семиосфера функционирует не просто как знаковое пространство, вмещающее в себя общественное сознание. Она функционирует как «семиотическая машина» (В. П. Гриценко), как медиа машина, задающая социальную онтологию, «онтологическая машина абстракций» (М. Степанов), производящая гетерогенные миры, поскольку медиапотоки становятся, во многом, основанием знаний современного человека о реальности. Индивид в эпоху глобальной информационной повседневности погружен в сетевое пространство гипертекста, в котором представлены все основные сообщества (Миры) и субкультуры, обозреваемое посредством компьютера.

Каждая территориально организованная система сама способна контролировать количество необходимых в данный момент компонентов и связей и процедуры самоописания. Технология брендирования в рамках символической экономики интегрирует в единый процесс формирование потребностей, удовлетворение потребностей путем распределения товаров, услуг и прибыли. Семиосфера информационного общества и ее сетевые коммуникации превратили город в совокупность информационно-коммуникативных миров - Мир потребления, Мир развлечений, Мир детства, Мир знаний, Мир богатства и денег, Мир увлечений, Мир игр, Мир бизнеса, Мир дискурсов власти, Мир сакрального и др. Городская онтология как сегментированная пространственно-символическая сфера обрела голографи-ческое, многомерное смысловое и культурное целое, в котором каждый сегмент горожан является творцом особых смысловых структур. Современная медиасреда создает мифологию города и позволяет каждому жителю обрести некоторый комфорт в пространстве его бы-

Oposhnyanskiy Alexey Valentinovitch, Anashkina Elena Vladimirovna VITAL WORLDS OF SOCIETY AS PRODUCT ...

pedagogical sciences

тия. Богатство городской жизни может быть понято как смысловая наполненность его миров, через которые как через текст хорошей книги лишь можно осознать идею города. Для этого должна активно работать технология включения жителей в самоуправление и контроль городской жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гриценко, В.П., Данильченко, Т.Ю. Культурная компетентность contra негативная идентичность // Межнациональные, межкультурные и межрелигиозные отношения народов Юга России: технологии укрепления единства. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научной конференции с международным участием. 2015. - Издательство: ООО «Экоинвест. — С. 32-46.

2. Тоффлер, Э. Будущее труда. //Новая техноркатическая волна на Западе. М.: «Прогресс», 1986. С. 250-275.

3. Руденко, А. М., Котлярова, В. В. Воздействие средств массовой коммуникации на современное общество //Медиаобразование. Media Education. 2017. № 3. С. 142.

4. Федоров, А.В. Медиаобразование: вчера и сегодня. М.: Изд-воМОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2009. 234 с.

5. Krämer, S. Das Medium als Spur und als Apparat.In: Krämer, S. ( ed.). Medien, Computer, Realität. Wirklichkeitsvorstellungen und Neue Me dien. — Рр. 73—94. Suhrkamp, Frankfurt am Main (1998). Google Scholar.

6. Степанов, М. Аппаратное понимание медиа. // http:// mediaphilosophy.ru/biblioteca/articles/stepanov_apparatus/ (02.11.2017)

7. Мэмфорд, Л. Миф машины// Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы: Пер. с разных языков. Под ред/ Чаликовой В.А. - М.: Прогресс, 1991. - С. 87.

8. Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy // Global Culture. Ed. by M. Featherstone. — Bristol: Sage Publications Ltd. 1997. - P. 195-310.

9. Серто, М. Истории пространства // Серто, М. Изобретение повседневности. 1. Искусство делать / Пер. с фр. СПб., 2013.

10. Число людей, которые зарегистрированы по месту жительства и пребывания в Краснодаре, достигло отметки в 1 миллион 318 тысяч 142 человека.//См.:URL.http://wwwvkpress.ru/glavnoe/ kolichestvo-zhiteley-krasnodara-prevysilo-1-million-300-tysyach-chelovek/?id=112023 (2.10.2017).

Статья поступила в редакцию 10.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.